Конспект НОД в старше-подготовительной группе «Путешествие с Капитошей» (образовательная область «Познание»)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Чепурина Алла Васильевна

 Расширение знаний детей о природе, о том, где в природе есть вода и в каких формах она встречается нам. Формирование и развивитие познавательного интереса  детей в процессе экспериментов с жидкостью; умение самостоятельно проводить опыты-эксперементы с водой, решая проблемную ситуацию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_v_starshe.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект НОД в старше-подготовительной группе

«Путешествие с Капитошей»

(образовательная область «Познание»)

Цель: Расширять знания детей о природе, о том, где в природе есть вода и в каких формах она встречается нам. Формировать и развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментов с жидкостью; умение самостоятельно проводить опыты-эксперементы с водой, решая проблемную ситуацию.

Задачи: 

  1. Закреплять знания детей о состояниях воды в разное время года.
  2. Учить обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.
  3. Совершенствовать грамматический строй речи; развивать диалогическую речь;  обогащать и активизировать словарь за счёт слов: пресная, солёная, талая, иней.
  4. Совершенствовать навыки работы с мнемотаблицами в творческом рассказывании.
  5. Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, любознательность, логическое мышление, координацию движений и тонкую моторику пальцев (динамические паузы, пальчиковая гимнастика-здоровьесберегающие технологии).
  6. Совершенствовать навыки в изобразительной деятельности по средствам  нетрадиционной техники-рисование песком.
  7. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение х/л», «Социализация», «Художественное творчество».

Оборудование и материалы:  глобус, раздаточный материал на каждого ребёнка  

( стаканчики с водой, тарелочки, губки), картинки со временами года, «музыка» дождя, Капитоша, мнемотаблицы.

Предварительная работа:  Беседа с детьми и оформление газеты «Кому нужна вода»;

чтение стихов, отгадывание загадок, рисование на тему: «Моря и их обитатели»,

мультимедийная презентация «Давайте беречь воду», знакомство с круговоротом воды в природе.

ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Организационный момент

Дети стоят полукругом.

В: дети, посмотрите, кого я сегодня обнаружила, когда пришла в группу. На что это похоже? (капля)

Правильно, это- маленькая капелька и она мне сообщила, что зовут её Капитоша.

А что у нас состоит из множества таких же маленьких капелек (вода). Правильно. Капитоша сказала, что любит всякие превращения и приключения. Она так много путешествовала, что забыла, где её дом и её сестрёнки-капельки. Давайте поможем Капитоше отыскать её дом. Вы согласны?

НО сначала мы отправимся с вами в волшебную лабораторию, где проведём опыты  и эксперименты, и  посмотрим, где и как наша капелька путешествовала в разных временах года.

Дети, а вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей).

Лаборатория- это место, где работают учёные. Там они проводят опыты и эксперименты и делают свои открытия. Именно такими учёными мы сейчас и станем. Готовы, тогда пошли в лабораторию.

(В-ль и дети перемещаются в лабораторию).  В лаборатории дети садиться за столы, на которых стоят стаканы с солёной и пресной водой, губки. На столе у В. глобус.

В-ль показывает детям глобус и, проворачивая его, предлагает детям рассмотреть.

Читает загадку:

На одной ноге стоит,

Крутит, вертит головою,

Нам показывает страны,

Горы, реки, океаны.

               (глобус)    

В-ль: Что же такое глобус?  (ответы детей)

Посмотрите внимательно, какого цвета больше всего на глобусе? (голубого)

Как вы думаете, что обозначено голубым цветом на глобусе? (вода, моря, океаны,

реки).

А жёлтым цветом? (суша)

Какого цвета больше на глобусе? (голубого)

Правильно, потому что большую часть нашей планеты Земля составляют моря, океаны,

реки, озёра. Одним словом - вода. Но вода тоже бывает разная. Давайте рассмотрим, что

стоит у вас на столах. (стаканчики с водой).  Посмотрите внимательно и сравните их.

(они одинаковые).

Что можно сказать о жидкости, которая налита в ваши стаканчики. Какая она? (мутная

или прозрачная?- подсказка при затр. ответе). Как по другому можно сказать про эту

воду? (чистая)

Теперь попробуйте воду на вкус, сначала из одного стакана, а потом из другого.

Дети выясняют, что в одном стакане вода безвкусная, а в другом солёная.

Безвкусную воду по другому можно назвать - пресная.  Пресная вода в реках и озёрах, а

Солёная - морская. Как вы думаете, где можно встретить морскую воду? (моря, океаны).

Правильно. И жители обитатели морей и океанов должны приспосабливаться к такой

воде.

Опыт солёная и пресная вода

На свете есть мёртвое море. Оно так называется, потому что вода в нём такая солёная,

что живые организмы так и не приспособились к жизни там.  А люди могут спокойно

лежать на поверхности воды, читать книги и журналы и не бояться, что утонут.

(Иллюстрации)

А мы с вами сейчас отправимся в путешествие по временам года и возьмём с собой

Капитошу.  А на чём же мы отправимся в путь? Давайте на самолёте.

(Динамическая пауза-здоровьесберегающие технологии)

1 остановка  

   Слайд (плакат) с изображением осенней природы.

   В-ль: Какое время года изображено на экране (картине)?

  А как называется пора, когда листья окрашены в жёлтый, красный, оранжевый цвет?

  (Золотая осень)

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

  Ой, а где же наша Капитоша? Она стала невидимой, и чтобы её увидеть нам с вами надо отгадать загадку и сделать рисунок. Готовы? Тогда слушайте очень внимательно:

Льётся он косой стеной

И стучит по нашим окнам

Сам холодный, проливной

А в саду беседки мокнут.

Лист осенний долго кружит

Чтоб потом спуститься в лужу.

(осенний дождь)

 

Догадались, молодцы. Ребята, дождь состоит из множества капелек, сестрёнок Капитоши.

Давайте их нарисуем. Но сначала мы разомнём наши пальчики.

(пальчиковая гимнастика - здоровьесберегающая технология)

Теперь возьмите листок бумаги, кисти и представьте, что вы рисуете красками. Нарисуйте клеем форму капельки. А теперь давайте перевернём листки рисунком вниз и положим на поднос с писком. Прижимаем ладошками. Теперь посмотрим, что же у нас получилось?

Правильно, много капелек, целый дождь. А мы от него спрячемся под зонтиком. Положите свои работы на стол и прячьтесь под зонтик!  Закончился дождик, а Капитошу мы не нашли… Давайте поищем её в другом месте.

Садимся на поезд.

(Динамическая пауза)

2 остановка: Зимний пейзаж. Какое это время года? Почему вы так думаете? А можно ли увидеть водяную капельку зимой? Как вы думаете, какой она становится?  

Послушайте внимательно загадки:

Что за звёздочки резные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные

А возьмешь - вода в руке.

(снежинки)

Побелело за ночь всюду,

А у нас в квартире чудо!

За окошком двор исчез.

Там волшебный вырос лес.

(морозный узор на окне)

Он собой укроет речку,

И заплачет он от свечки,

Ты на нём в хоккей играешь,

Очень скользкий, аж летаешь.

А ещё прозрачен очень,

Как стекло он, между прочим.

(лёд)

Без дел мне не сидится,

Я пошутить люблю,

Вам брови и ресницы

Я мигом набелю.

(иней)

Показать слайды: лёд, иней, снежинки, морозный узор.

В-ль: Дети, лёд, иней, снег - что это? А это волшебные превращения нашей Капитоши.

Давайте нарисуем эти превращения. Вы сейчас нарисуете нашу Капитошу в разных её формах. Кому что больше понравилось. (Дети садятся за столы, берут тюбики с клеем, рисуют им снежинки, морозный узор или льдинку и посыпают сверху голубым  песком).

Давайте посмотрим, что получилось. Очень красиво. Вот и нашлась наша Капитоша!

Опыт: Подойдите все ко мне и  посмотрите, что я вам принесла (льдинка).

Рассмотреть, дать потрогать. Что же происходит с нашей льдинкой в ладошке? Почему она тает? (от тепла).

Ну вот, солнышко пригрело и наша Капитоша опять ускользнула от нас. Давайте её догонять.

(Динамическая пауза, слова с движением)

3 остановка:

Слайд (картинка) с изображением весенней природы.

Ребята, какое время года изображено на картине? (весна)

Почему вы так решили? Послушайте загадку о весенней капельке:

Свисает с крыши длинный гвоздь-

Холодный, крепкий, словно кость,

Но если солнце припечёт,

Он весь слезами истечёт.

(сосулька)

Правильно, сосулька- это тоже вода, только твёрдая.

Опыт: Давайте посмотрим, что будет с нашей льдинкой в воде. Она не тонет! Значит лёд легче воды! Но она тает, потому, что вода теплее льда. Вода от растаявшего снега и льда называется – ТАЛАЯ. Но мы с вами так и не нашли нашу Капитошу. Давайте поищем в другом месте.

(Динамическая пауза)

4 остановка: Слайд (картинка) с изображением летнего пейзажа.

Какое время года на картинке? Где мы можем встретить воду в природе?

Давайте я буду показывать вам таблички, а вы расскажите, что происходит с водой в природе.

(Мнемотаблицы круговорот воды в природе)

ФОТО

Появляется Капитоша.

А вот и Капитоша - шалунья!  Капитоша, мы тоже сегодня много путешествовали и поняли, что в течение года ты меняешься очень много раз и выглядеть можешь по-разному: то ты капелька тумана или росы, то большая градина или иголочка инея, то морозный узор на окне или прозрачная льдинка или сосулька. Но чаще мы тебя встречаем в виде капельки дождя.  А как получается дождь мы уже знаем. Это называется КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.

Капитоша: Ой, ну и весело мне с вами было! И в прятки поиграли, и в догонялки. А теперь побегу я к своим сестричкам капелькам, они меня, наверное, уже заждались! До свидания!

(уходит)

Дети, послушайте стихотворение:

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в речке, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Без неё нам не умыться,

Не наестся, не напиться,

Смею я вам доложить,

Без нё нам не прожить!

Так что же мы сегодня узнали о воде. Давайте я буду показывать вам схемы, а вы расскажите. (мнемотехника)

ФОТО

А как же мы с вами можем беречь воду? (Не забываем закрывать краны, не льём воду просто так)

МОЛОДЦЫ! Тогда давайте будем беречь воду!

Технологии и техники, используемые на занятии:

Проблемно-игровые (игровая технология в исследовательской деятельности детей, технология проблемной ситуации)

Мнемотехника (составление рассказа по мнемотаблицам)

Нетрадиционная техника в изобразительной деятельности (рисование песком)

Здоровьесберегающие технологии (динамические паузы, пальчиковая гимнастика)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по математическому развитию для детей средней группы «Путешествие в лес» (Образовательные области: познание, коммуникация, художественное творчество)

НОД по математическому развитию для детей средней группы «Путешествие в лес»Образовательные области: познание, коммуникация, художественное творчество.Цель: продолжать знакомить детей с поря...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности «Путешествие Капельки» (интеграция образовательных областей «Познание» и «Художественное творчество»)

Данный материал -  это конспект интегрированного занятия о роли воды в жизни человека  для старших дошкольников в игровой форме....

Конспект занятия во второй младшей группе с учётом интеграции образовательных областей «Познание», «Безопасность», «Художественное творчество (рисование)»

Их видно повсюду,Их видно из оконПо улице движутсяБыстрым потоком.Они перевозят различные грузыКирпич и железо, зерно и арбузы.За эту работу мы их полюбилиОни называются…(Грузовые автомобили)....

Конспект похода с детьми старшей группы «Осень в лесу» (образовательная область «познание») Автор составитель: Громадина А.А.

Конспект похода с детьми  старшей группы «Осень в лесу»(образовательная область «познание»)Автор составитель: Громадина А.А....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в средней группу (4-5 лет) (Образовательная область «Познание») по теме: «Путешествие в космос»

ЦЕЛЬ: закрепить у детей математические знания и умения.ЗАДАЧИ:Обучающие:·      Упражнять в счёте в пределах 5 в прямом и обратном порядке.·...


 

Комментарии

Серегина Татьяна Сергеевна

Спасибо! Понравилось, конспект методически правильно составлен, возьму в свою копилку. Загляните на мою страничку, там есть опыт с водой и прокомментируйте.