Конспект непосредственно-познавательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с нарушением речи.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
"Колесо - величайшее изобретение человечества. Использование колеса в транспорте. (с элементами ТРИЗа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ot_brevna_do_kolesa.docx | 19.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное дошкольное учреждение детский сад № 27 Кировского района Санкт-Петербурга
Конспект
непосредственной познавательной деятельности
в подготовительной логопедической группе
для детей с нарушением речи.
«Колесо – величайшее изобретение человечества.
Использование колеса в транспорте».
( с использованием элементов ТРИЗа)
Автор-составитель: Зосимова Галина Михайловна,
воспитатель логопедической группы, высшей категории.
2013 год
Санкт-Петербург
Образовательно-развивающие цели:
Расширять кругозор детей об изобретениях человека. Дать представление о значении колеса в жизнедеятельности человека, влияния на развитие человечества. Закреплять знания, лежащие в основе родовых обобщений транспорта ( наземный, воздушный, водный). Уметь доказывать правильность своего выбора в обобщении.
Коррекционно-воспитательные цели:
Воспитывать интерес к истории изобретений; чувство уважения и восхищения к людям, создающим своим трудом материальные ценности – конкретно – все виды транспорта.
Материально-техническое оснащение:
*Зрительно-иллюстративный ряд с изображением транспорта
*Загадки о транспорте
*Презентация «От бревна до современного колеса»
*Стихотворения С. Баруздина, В. Суслова
*Энциклопедия для детей «Чудо – всюду. Мир вещей и машин» Т. Нуждина
*Набор деревянных круглых палочек и круглых срезов – «колес»
Предварительная работа:
Наблюдения, рисование на тему «Транспорт», аппликация, чтение художественной литературы, заучивание стихотворения.
Ожидаемый результат:
Дети получат знания, которые смогут применять в повседневной жизни.
Ход:
Воспитатель: Сегодня вам предстоит познакомиться с важнейшим изобретением человека . Что же это такое – «изобретение»? (ответы детей).Да, это то, что человек сделал впервые, то, чего ранее не было. То есть, изобрел – придумал что-то для себя и других людей. Кстати, одни изобретения были результатом упорного труда, а другие – совершенно случайны… Отгадайте загадку:
«Ты спроси, как я тружусь?
Вокруг своей оси кружусь».
(ответы детей) Да, верно, это обыкновенное колесо, которое крутится, вертится, заставляет двигаться автомобили, плыть пароходы, и делает еще многое-многое другое. Человеку понадобилось много тысяч лет, чтобы придумать простое колесо. Так что же такое колесо? Какое оно? ( ответы детей).
Ученые считают, что изобрели колесо так: Древним людям в Древнем Египте приходилось вручную передвигать тяжелые камни для строительства пирамид. Огромные камни трудно сдвинуть с места и тем более передвинуть. И вот кто-то догадался подложить под него бревна. И, действительно, передвигать камни стало гораздо легче: бревна катятся, а под ним передвигается к нужному месту груз.
Другому древнему человеку пришла в голову мысль отпилить от бревна круглый чурбачок, посадить его на ось (прямую крепкую палку) и прикрепить ручки. Так получилась простая тачка!
А у колеса есть секрет. Какой? ( Рассматривание детьми чурбачков-кругляшек , простых и с отверстиями. У колеса обязательно есть в центре отверстие, через которое проходит ось). Экспериментирование с «бревнышками» - передвигаем груз. Затем воспитатель обобщает ответы детей, то есть секрет колеса: Это круглое отверстие посередине. Казалось бы, пустяк! Но именно этот пустячок превращает обыкновенную кругляшку в настоящее колесо. Отверстие посередине помогает насадить колесо на палку – ось и заставить везти любой груз. А что могло бы получится ,если бы отверстие было бы не в центре, а сбоку? (ответы детей) Да, на кособоком колесе далеко не уедешь. Значит, центр колеса – замечательное место, от него до любого края – одинаковое расстояние (измеряем). Колесо катится и ось всегда на одинаковой высоте от земли. (Демонстрация опыта с колесом и осью).
Проходил год за годом, век за веком. Постепенно колесо стало уже, у него появились спицы, железный обод. По дорогам Древнего мира помчались двухколесные и четырехколесные повозки, запряженные лошадьми. Их так и называли: колесницы.
Показ презентации «От бревна до современного колеса» - Брёвна – деревянный чурбачок с толстой деревянной осью-палкой – примитивные деревянные колеса для тачек и телег-– железные колеса для первых паровых машин – большие и малые колеса для первых велосипедов- …до первых колес с шинами разных модификаций.
Воспитатель:
Если б не было колес, не поехал паровоз.
И автобус пассажиров к зоопарку б не повез.
Есть колеса у вагонов, у машин и у телег.
Только сани едут сами, если есть под ними снег.
Динамическая пауза:
Разминка для ума ( с использованием элементов ТРИЗа) – «Хорошо и плохо»
Далее воспитатель рассказывает об истории создания автомобиля, трамвая, велосипеда.(используются энциклопедические сведения из книги Т.Нуждиной.) Используется зрительный иллюстративный ряд с изображением наземного, воздушного и водного транспорта.
Вопросы к детям:
Как называются эти машины одним словом? Что у них общее? Какие виды транспорта вы знаете? Как делится транспорт в зависимости от того, где передвигается?( Ответы детей).
Вы узнали сегодня кое-что интересное про такой привычный объект как колесо.
Чтение стихотворения ребенком ( заранее подготовлено в предварительной работе):
Колеса там, колеса тут!
Колеса уважают труд –
Бегут, мелькают, крутятся!
И трудятся! И трудятся!
Они с работаю дружны
И потому всегда нужны.
И мы с тобой сказать должны: Спасибо вам, колеса!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи по теме "Путешествие в весенний лес"
Занятие проводится с целью обобщения и закрепления знаний дошклольников старшей группы о сезонных изменениях в природе весной. В рамках занятия реализуются коррекционные и образовательно-развивающие ц...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи по теме: «Нас лето в гости ждет»
Интегрированное занятие проводится с целью обобщения и закрепления знаний дошкольников старшей группы о сезонных изменениях в природе летом. Показано взаимодействие специалистов в группе для дет...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи «В гостях у осени»
Конспект интегрированного занятия по теме "В гостях у осени", показано взаимодействие специалистов в группе для детей с нарушениями речи. В рамках занятия реализуются коррекционные и образовательно-ра...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи «В гости к Зимушке»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с нарушениями речи по теме познавательного цикла "Зима". Занятие проводится с целью обобщения и закрепления знаний дошкольников о сезонных ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности (с нарушение речи) «Осенняя птица» (аппликация)
Аппликация выполняется из природного материала....
Конспект непосредственной познавательно- исследовательской деятельности в 1мл. группе
1. Тема занятия: «Стульчики для кукол».2. Познавательно- исследовательская деятельность.3. Возрастная группа: 1 младшая.4. Цель занятия: показать ЗУН детей за 1 полугодие.5. Задачи: упражнять в умении...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности (с нарушением речи) «Марсианин»
Рисование «Марсианина» нетрадиционными техниками - кляксография с трубочкой....