Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи «В гостях у осени»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Кузьмина Татьяна Валерьевна

Конспект интегрированного занятия по теме "В гостях у осени", показано взаимодействие специалистов в группе для детей с нарушениями речи. В рамках занятия реализуются коррекционные и образовательно-развивающие цели таких образовательных областей как "Познание", "Коммуникация", Социализация", "Музыка". Занятие проводится с целью обобщения и закрепления знаний дошкольников о сезонных изменениях  в природе осенью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_5.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи

«В гостях у осени»

Задачи: Обобщить представления об изменениях, происходящих в природе осенью, активизировать словарь детей по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Деревья», «Перелётные птицы».

 Совершенствовать у детей грамматический строй речи (образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительные прилагательные с суффиксом -ов-, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе, распространять простые предложения прилагательными).

 Развивать у дошкольников слуховое внимание, связную речь, зрительное внимание, мышление, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.

Прививать культурно - гигиенические навыки; воспитывать коммуникативные качества личности: помощь и взаимовыручку, гостеприимство, чувство коллективизма.

Интеграция областей: Познание, Коммуникация, Социализация, Музыка, Здоровье, Чтение художественной литературы.

Оборудование: Костюм Осени; натуральные овощи и фрукты; предметные картинки с изображением листьев берёзы, клёна, рябины, ивы, осины, тополя; «Чудо-дерево»; «листочки-билеты» на резинках; предметные картинки с изображением птиц; листы бумаги, цветные карандаши, корзины 3 шт.  подписанные 1,2, 3; стаканчики с вложенными в них картинками фруктов; вальс «Осенний сон» А.Джойса;  А. Вивальди  «Осень»; ножи, фартуки, разделочные доски, посуда, деревянные шпажки.

В группу входит учитель-логопед  в костюме Осени.

- Здравствуйте!

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья укрываю,

Но не касаюсь сосен и ёлочек.

Догадались, кто я? Правильно, Осень.

Учитель-логопед:

- Да, я – Осень. Вы меня, конечно же, узнали. А мне очень хочется познакомиться с вами. Каждый из вас, ребята,  пусть назовёт своё имя ласково.

 Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

     Дети называют свои имена: Я -  Алиночка. Я – Максимушка. Я – Коленька, Я – Леночка.  И т.д.

- Ребята, я приглашаю вас в путешествие, где мы вспомним много интересного об осени. Если вы отгадаете мою загадку, вы узнаете, на чём мы будем путешествовать:

Братцы в гости снарядились.

                                         Друг за друга уцепились

                                         И помчались, в путь далёк,

 Лишь оставили дымок. (Поезд)

- Правильно, это поезд. Он уже ждёт нас. Но в вагон сядет лишь тот, кто получит билетик-листок. А для этого надо назвать примету осени.

Приметы осени.

 Дети называют приметы осени:

- Осенью часто идут холодные дожди.

- Осенью на деревьях листья жёлтого, красного цвета.

- Осенью листья опадают с деревьев. Наступает листопад.

- Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее.

- Осенью солнце часто прячется за тучами.

- Осенью насекомые прячутся в землю, под кору деревьев, под листья.

-  Осенью перелётные птицы улетают в тёплые страны.

- Осенью люди убирают урожай фруктов и овощей.

   (Дети получают «билеты» - листья осенних деревьев на резиночках и надевают их на левую руку)

- Все с билетами? Но внимательными будьте. Сядете в поезд тогда, когда услышите сигнал паровоза (за ширмой раздаются звуки барабана, бубна и сигнал паровоза).

     Дети занимают свои места, услышав гудок паровоза.

 Образование прилагательных. Уточнение и расширение словаря.

- Вот мы с вами уже в пути, посмотрите направо. Я вижу, за окном нашего поезда солнышко спряталось за тучи, на улице пасмурно, что можно сказать про осень, она какая? – Пасмурная осень.

       - Небо затянули тучи. Если осенью часто идут дожди, как можно сказать про осень, она какая? – Дождливая осень.

      -  Посмотрите в левое окошко: а здесь светит солнышко, на улице тепло, как можно сказать про осень, она какая? – Солнечная осень.

      -  А вот, посмотрите, стоят деревья, на которых листочки словно золотые монетки переливаются, на деревьях много листьев жёлтого цвета, как можно сказать про осень. Она какая? – Золотая осень.

      - А вот, смотрите, стоят на полянке деревья с листочками разного цвета, как можно сказать про осень, она какая? – Разноцветная осень.

      - А вот и наша первая остановка. Уважаемые пассажиры, поезд останавливается.

(Дети дают сигнал остановки: тсссс)

 Распространение простых предложений относительными прилагательными.

- Остановка называется «Чудо-дерево». Посмотрите, какое необычное дерево. Давайте назовём, с какого дерева листочки на нём. Это листок с ивы – ивовый листок.

      Дети продолжают:

Это листок с берёзы – берёзовый листок.

Это листок с дуба – дубовый листок.

Это листок с рябины – рябиновый листок.

Это листок с клёна – кленовый листок.

Это листок с осины – осиновый листок.

  - А сейчас обратите внимание на свои листочки-билеты. Леночка, у тебя какой листок? С какого он дерева?

Лена: 

- У меня кленовый листок, он с клёна.

      Дети называют свои листочки-билеты:

- У меня рябиновый листок, он с рябины.

- У меня осиновый листок, он с осины.

- У меня ивовый листок, он с ивы.

- У меня берёзовый листок, он с берёзы.

- У меня кленовый листок, он с клёна.

- У меня дубовый листок, он с дуба. И т.д.

   - Дети, посмотрите, что у меня. Деревья приготовили для вас подарки. Вы узнали, что это? (Да). Можно сказать, что эти листики осенние? (Нет). Почему?

 Дети: 

Осенние листики жёлтого, красного, оранжевого цвета.

- Давайте, превратим эти листики в осенние.

 Работа по развитию мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика.

      Выполнение движений по тексту:

Ветер по лесу летал.

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

 - Пройдите к столам, возьмите цветной карандаш и обведите листок по контуру.

(Дети обводят цветными карандашами контуры листьев)

   - Назовите, что у вас получилось.

Дети: 

-У меня красный кленовый листок.

 У меня оранжевый рябиновый листок.

   У меня коричневый дубовый листок.

Музыкальный руководитель:

- Представьте себя осенним листочком.  Подул ветерок,  и листочки закружились и понеслись по всему свету…

Дети импровизируют, танцуя с листочками под вальс «Осенний сон»  

  А.Джойса

 Учитель-логопед:  

- Ребята, наш поезд даёт нам гудок. Нам пора в путь. Занимайте свои места.

(Дети садятся на свои места)

Координация речи с движением. «Перелётные птицы»

   Птицы в небо поднялись высоко (Движения в соответствии с текстом)

   И летят они от нас далеко.

  Отдохнуть на деревья сели,

  Поднялись и опять полетели.

  Попрощались мы с ними надолго,

А весной прилетят птицы снова.

 - Наше путешествие продолжается.

- А вот и следующая остановка. Она называется «Птичья». Посмотрите, сколько птиц. Назовите, каких птиц вы узнали.

      Дети называют птиц:  ласточка, грач, воробей, синица, дятел, скворец, кукушка, сорока.  

 - А что же случилось? Ведь у нас заканчивается осень, с каждым днём становится всё холоднее, скоро наступит зима. Разве все эти птицы остаются у нас на зиму?

 Дети: 

- Нет. Перелётные птицы должны улететь в тёплые страны.

- Поможем птицам? Назовите, какие птицы должны улететь в тёплые страны.

      Дети называют перелётных птиц и перевешивают их на другую сторону дерева: ласточка, скворец, грач, кукушка.

 - Оставшимся птицам зима не страшна, да и мы поможем пережить им зиму. 

-  Дети, гудок поезда приглашает нас продолжить путешествие. И так, наше путешествие продолжается. Посмотрите налево.  

Вы видите, как в саду люди  убирают урожай фруктов, а теперь посмотрите направо, вы видите, как собирают урожай овощей. Когда собран большой урожай овощей, фруктов, ягод, грибов, как можно сказать про осень, она какая?

-  А вот и наша остановка, она называется «Сад-огород».

 -  Давайте вместе соберем урожай! И поможет нам в этом песня.

Хоровод «Урожай собирай» под песню «Урожайная», муз. А. Филиппенко

Учитель-логопед:

 - Я так спешила, что сложила вместе и овощи и фрукты. Без вашей помощи мне не обойтись. Помогите мне: Разложите овощи по корзинам.

Деление слов на слоги.

Дети выбирают овощ, называют, определяют количество слогов и кладут в соответствующую корзину – овощ, в названии которого 1 слог, в корзину с цифрой №1 и т.д.

-  Дети долго гуляли, дети очень устали.

   В группу спешат, соки пить хотят.

Образование относительных прилагательных. Игра «Выбираю сок»

 Дети выбирают пластмассовые стаканчики, в которые вложены закладки с изображением фруктов и называют, какой сок они выбрали.

  Во время игры «Выбираю сок» незаметно заменяется корзинка с муляжами фруктов на настоящие фрукты.

Воспитатель:

-  Ребята, а вы сами хотите приготовить фруктовые  шашлычки?

   Тогда пойдём в группу, вымоем руки и будем  учиться готовить.

Приготовление фруктовых шашлычков детьми с воспитателем.

Дальше занятие продолжается в группе. Воспитатель учит детей готовить фруктовые шашлычки на шпажках. Дети делают, затем угощаются. Всё время в группе звучит музыка А.Вивальди «Осень».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи по теме "Путешествие в весенний лес"

Занятие проводится с целью обобщения и закрепления знаний дошклольников старшей группы о сезонных изменениях в природе весной. В рамках занятия реализуются коррекционные и образовательно-развивающие ц...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи по теме: «Нас лето в гости ждет»

Интегрированное занятие проводится с целью обобщения и закрепления знаний дошкольников старшей группы о сезонных изменениях в природе летом. Показано взаимодействие специалистов в группе для дет...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи «В гости к Зимушке»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с нарушениями речи по теме познавательного цикла "Зима". Занятие проводится с целью обобщения и закрепления знаний дошкольников о сезонных ...