Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи «В гостях у осени»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Конспект интегрированного занятия по теме "В гостях у осени", показано взаимодействие специалистов в группе для детей с нарушениями речи. В рамках занятия реализуются коррекционные и образовательно-развивающие цели таких образовательных областей как "Познание", "Коммуникация", Социализация", "Музыка". Занятие проводится с целью обобщения и закрепления знаний дошкольников о сезонных изменениях в природе осенью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_5.docx | 19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи
«В гостях у осени»
Задачи: Обобщить представления об изменениях, происходящих в природе осенью, активизировать словарь детей по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Деревья», «Перелётные птицы».
Совершенствовать у детей грамматический строй речи (образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительные прилагательные с суффиксом -ов-, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе, распространять простые предложения прилагательными).
Развивать у дошкольников слуховое внимание, связную речь, зрительное внимание, мышление, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.
Прививать культурно - гигиенические навыки; воспитывать коммуникативные качества личности: помощь и взаимовыручку, гостеприимство, чувство коллективизма.
Интеграция областей: Познание, Коммуникация, Социализация, Музыка, Здоровье, Чтение художественной литературы.
Оборудование: Костюм Осени; натуральные овощи и фрукты; предметные картинки с изображением листьев берёзы, клёна, рябины, ивы, осины, тополя; «Чудо-дерево»; «листочки-билеты» на резинках; предметные картинки с изображением птиц; листы бумаги, цветные карандаши, корзины 3 шт. подписанные 1,2, 3; стаканчики с вложенными в них картинками фруктов; вальс «Осенний сон» А.Джойса; А. Вивальди «Осень»; ножи, фартуки, разделочные доски, посуда, деревянные шпажки.
В группу входит учитель-логопед в костюме Осени.
- Здравствуйте!
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья укрываю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек.
Догадались, кто я? Правильно, Осень.
Учитель-логопед:
- Да, я – Осень. Вы меня, конечно же, узнали. А мне очень хочется познакомиться с вами. Каждый из вас, ребята, пусть назовёт своё имя ласково.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Дети называют свои имена: Я - Алиночка. Я – Максимушка. Я – Коленька, Я – Леночка. И т.д.
- Ребята, я приглашаю вас в путешествие, где мы вспомним много интересного об осени. Если вы отгадаете мою загадку, вы узнаете, на чём мы будем путешествовать:
Братцы в гости снарядились.
Друг за друга уцепились
И помчались, в путь далёк,
Лишь оставили дымок. (Поезд)
- Правильно, это поезд. Он уже ждёт нас. Но в вагон сядет лишь тот, кто получит билетик-листок. А для этого надо назвать примету осени.
Приметы осени.
Дети называют приметы осени:
- Осенью часто идут холодные дожди.
- Осенью на деревьях листья жёлтого, красного цвета.
- Осенью листья опадают с деревьев. Наступает листопад.
- Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее.
- Осенью солнце часто прячется за тучами.
- Осенью насекомые прячутся в землю, под кору деревьев, под листья.
- Осенью перелётные птицы улетают в тёплые страны.
- Осенью люди убирают урожай фруктов и овощей.
(Дети получают «билеты» - листья осенних деревьев на резиночках и надевают их на левую руку)
- Все с билетами? Но внимательными будьте. Сядете в поезд тогда, когда услышите сигнал паровоза (за ширмой раздаются звуки барабана, бубна и сигнал паровоза).
Дети занимают свои места, услышав гудок паровоза.
Образование прилагательных. Уточнение и расширение словаря.
- Вот мы с вами уже в пути, посмотрите направо. Я вижу, за окном нашего поезда солнышко спряталось за тучи, на улице пасмурно, что можно сказать про осень, она какая? – Пасмурная осень.
- Небо затянули тучи. Если осенью часто идут дожди, как можно сказать про осень, она какая? – Дождливая осень.
- Посмотрите в левое окошко: а здесь светит солнышко, на улице тепло, как можно сказать про осень, она какая? – Солнечная осень.
- А вот, посмотрите, стоят деревья, на которых листочки словно золотые монетки переливаются, на деревьях много листьев жёлтого цвета, как можно сказать про осень. Она какая? – Золотая осень.
- А вот, смотрите, стоят на полянке деревья с листочками разного цвета, как можно сказать про осень, она какая? – Разноцветная осень.
- А вот и наша первая остановка. Уважаемые пассажиры, поезд останавливается.
(Дети дают сигнал остановки: тсссс)
Распространение простых предложений относительными прилагательными.
- Остановка называется «Чудо-дерево». Посмотрите, какое необычное дерево. Давайте назовём, с какого дерева листочки на нём. Это листок с ивы – ивовый листок.
Дети продолжают:
Это листок с берёзы – берёзовый листок.
Это листок с дуба – дубовый листок.
Это листок с рябины – рябиновый листок.
Это листок с клёна – кленовый листок.
Это листок с осины – осиновый листок.
- А сейчас обратите внимание на свои листочки-билеты. Леночка, у тебя какой листок? С какого он дерева?
Лена:
- У меня кленовый листок, он с клёна.
Дети называют свои листочки-билеты:
- У меня рябиновый листок, он с рябины.
- У меня осиновый листок, он с осины.
- У меня ивовый листок, он с ивы.
- У меня берёзовый листок, он с берёзы.
- У меня кленовый листок, он с клёна.
- У меня дубовый листок, он с дуба. И т.д.
- Дети, посмотрите, что у меня. Деревья приготовили для вас подарки. Вы узнали, что это? (Да). Можно сказать, что эти листики осенние? (Нет). Почему?
Дети:
Осенние листики жёлтого, красного, оранжевого цвета.
- Давайте, превратим эти листики в осенние.
Работа по развитию мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика.
Выполнение движений по тексту:
Ветер по лесу летал.
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
- Пройдите к столам, возьмите цветной карандаш и обведите листок по контуру.
(Дети обводят цветными карандашами контуры листьев)
- Назовите, что у вас получилось.
Дети:
-У меня красный кленовый листок.
У меня оранжевый рябиновый листок.
У меня коричневый дубовый листок.
Музыкальный руководитель:
- Представьте себя осенним листочком. Подул ветерок, и листочки закружились и понеслись по всему свету…
Дети импровизируют, танцуя с листочками под вальс «Осенний сон»
А.Джойса
Учитель-логопед:
- Ребята, наш поезд даёт нам гудок. Нам пора в путь. Занимайте свои места.
(Дети садятся на свои места)
Координация речи с движением. «Перелётные птицы»
Птицы в небо поднялись высоко (Движения в соответствии с текстом)
И летят они от нас далеко.
Отдохнуть на деревья сели,
Поднялись и опять полетели.
Попрощались мы с ними надолго,
А весной прилетят птицы снова.
- Наше путешествие продолжается.
- А вот и следующая остановка. Она называется «Птичья». Посмотрите, сколько птиц. Назовите, каких птиц вы узнали.
Дети называют птиц: ласточка, грач, воробей, синица, дятел, скворец, кукушка, сорока.
- А что же случилось? Ведь у нас заканчивается осень, с каждым днём становится всё холоднее, скоро наступит зима. Разве все эти птицы остаются у нас на зиму?
Дети:
- Нет. Перелётные птицы должны улететь в тёплые страны.
- Поможем птицам? Назовите, какие птицы должны улететь в тёплые страны.
Дети называют перелётных птиц и перевешивают их на другую сторону дерева: ласточка, скворец, грач, кукушка.
- Оставшимся птицам зима не страшна, да и мы поможем пережить им зиму.
- Дети, гудок поезда приглашает нас продолжить путешествие. И так, наше путешествие продолжается. Посмотрите налево.
Вы видите, как в саду люди убирают урожай фруктов, а теперь посмотрите направо, вы видите, как собирают урожай овощей. Когда собран большой урожай овощей, фруктов, ягод, грибов, как можно сказать про осень, она какая?
- А вот и наша остановка, она называется «Сад-огород».
- Давайте вместе соберем урожай! И поможет нам в этом песня.
Хоровод «Урожай собирай» под песню «Урожайная», муз. А. Филиппенко
Учитель-логопед:
- Я так спешила, что сложила вместе и овощи и фрукты. Без вашей помощи мне не обойтись. Помогите мне: Разложите овощи по корзинам.
Деление слов на слоги.
Дети выбирают овощ, называют, определяют количество слогов и кладут в соответствующую корзину – овощ, в названии которого 1 слог, в корзину с цифрой №1 и т.д.
- Дети долго гуляли, дети очень устали.
В группу спешат, соки пить хотят.
Образование относительных прилагательных. Игра «Выбираю сок»
Дети выбирают пластмассовые стаканчики, в которые вложены закладки с изображением фруктов и называют, какой сок они выбрали.
Во время игры «Выбираю сок» незаметно заменяется корзинка с муляжами фруктов на настоящие фрукты.
Воспитатель:
- Ребята, а вы сами хотите приготовить фруктовые шашлычки?
Тогда пойдём в группу, вымоем руки и будем учиться готовить.
Приготовление фруктовых шашлычков детьми с воспитателем.
Дальше занятие продолжается в группе. Воспитатель учит детей готовить фруктовые шашлычки на шпажках. Дети делают, затем угощаются. Всё время в группе звучит музыка А.Вивальди «Осень».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи по теме "Путешествие в весенний лес"
Занятие проводится с целью обобщения и закрепления знаний дошклольников старшей группы о сезонных изменениях в природе весной. В рамках занятия реализуются коррекционные и образовательно-развивающие ц...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи по теме: «Нас лето в гости ждет»
Интегрированное занятие проводится с целью обобщения и закрепления знаний дошкольников старшей группы о сезонных изменениях в природе летом. Показано взаимодействие специалистов в группе для дет...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи «В гости к Зимушке»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с нарушениями речи по теме познавательного цикла "Зима". Занятие проводится с целью обобщения и закрепления знаний дошкольников о сезонных ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности (с нарушение речи) «Осенняя птица» (аппликация)
Аппликация выполняется из природного материала....
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности (с нарушением речи) «Марсианин»
Рисование «Марсианина» нетрадиционными техниками - кляксография с трубочкой....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности (с нарушение речи) "В осеннем лесу"
Знакомство детей с признаками осени, обитателями леса....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности (с нарушение речи) Клуб веселых и находчивых"
Развитие творческого воображения, внимания, смекалки, речи...