Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи «В гости к Зимушке»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Кузьмина Татьяна Валерьевна

Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с нарушениями речи по теме познавательного цикла "Зима". Занятие проводится с целью обобщения и закрепления знаний дошкольников о сезонных изменениях в природе зимой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_6.docx537.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи

«В гости к Зимушке»

Задачи:  Обобщить представления об изменениях, происходящих в природе зимой; активизировать словарь детей по темам: «Зима», «Зимующие птицы», «Дикие животные»; совершенствовать у детей грамматический строй речи (образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, притяжательные прилагательные; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе, образовывать существительные в творительном падеже).

 Развивать у дошкольников слуховое внимание, связную речь, зрительное внимание, мышление, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением; работать над восприятием ритма; закреплять навыки чтения,  

звукового анализа. Воспитывать коммуникативные качества личности: помощь и взаимовыручку, гостеприимство, чувство коллективизма; закреплять умение согласовывать свои действия с действиями других участников игры.

Закрепить порядковый счет; измерять мерной ложкой сыпучие продукты;

Обогащать музыкальные впечатления.

Интеграция областей: Познание, Коммуникация, Социализация, Музыка, Здоровье, Чтение художественной литературы.

Оборудование: музыкальный зал украшен под зимний лес; предметные картинки - елка, шишка, рыжий кот, малыш, бабушка, варежки; магнитная доска, магниты, бумажные снежинки, иллюстрации зимующих птиц – сова, сорока, синица, дятел, голуби;  разрезные слоги – со.ва.со.ро.ка.си.ни.ца; мерные ложки, пшено; силуэты животных и следы (заяц, лиса, волк, белка, медведь, олень); красивые снежинки по количеству детей

Учитель-логопед:

     - Сегодня у нас будет необычное занятие, я приглашаю вас в сказочный зимний лес.  

 - Итак, мы с вами отправляемся в зимний  лес, но чтобы почувствовать себя  по-настоящему в сказке, вам надо воспользоваться вашими волшебными способностями, ведь каждый из вас немного волшебник. А вы знаете, что это за волшебные способности? Это ваша фантазия и выдумка. Ну что, в путь?

Звучит музыка.

Дети под музыку входят в музыкальный зал, оформленный в виде зимнего леса.

- Ребята, отгадайте,  кто же создал такую красоту?

   Тройка, тройка прилетела.
  Скакуны в той тройке белы. 
  А в санях сидит царица –
  Белокожа, светлолица.

   Как махнула рукавом –
  Все покрыла серебром.

- Как вы думаете, о какой царице идет речь в этой загадке?

- Почему зиму называют царицей?

- На какой тройке прилетела зима? (на тройке скакунов).

- Что за скакуны в этой тройке? (декабрь, январь, февраль).

 Игра на развитие логического мышления, зрительного внимания.

- Я недаром начала наше занятие с загадки, в которой используются образные выражения. Они позволяют украсить нашу речь, точно выразить нашу мысль, кроме того, они часто используются в сказках. А мы сегодня отправляемся в путешествие в зимнюю сказку. А в сказку нельзя попасть на обычном транспорте. Я предлагаю создать необычный поезд, все вагончики которого соединяются между собой с помощью магической связи.

(на столе разложены предметные картинки: елка, шишка, белка, рыжий кот, малыш, бабушка, варежки).            

- Первой я ставлю картинку с изображением елки, потому что Новый год – главный праздник зимы, а елка – основной символ этого праздника.

(дети по очереди берут картинки и объясняют свой выбор, используя ключевую фразу)

- Я присоединяю к елке шишку, потому что шишки растут на елке.

Я присоединяю к шишке белку, потому что белка собирает шишки.

Я присоединяю к белке кота, потому что он такой же рыжий.

Я присоединяю к коту малыша, потому что малыш любит играть с котом.

Я присоединяю к малышу варежки, потому что он их носит зимой.

Я присоединяю к варежкам бабушку, потому что она их связала.  

  Музыкальный руководитель:

- Наш волшебный поезд к путешествию по зимнему лесу готов. В пути время скоротать поможет веселая песенка. Песня о зиме.

 Игра «Кто больше слов придумает».

Учитель-логопед:

- Дети, без чего не бывает зимы?

- Какой бывает снег? 
        Подумай, называй. 
        Своё словечко быстро 
        Снежинкой отмечай!

Называя прилагательные, каждый ребёнок закрепляет на магнитную доску снежинку. (Белый, пушистый, мягкий, сухой, мокрый, липкий, скрипучий, искрящийся, сверкающий, холодный, грязный и т.д.)

Что делает снег? 
Попробуй сказать. 
Все стрелочки – действия, 

Прошагать.

На доске висит полоска, на которой нарисованы стрелочки. Каждый ребёнок, называя слово-действие, передвигает магнит по дорожке  (падает, блестит, сверкает, кружится, искрится, тает, скрипит и т.д.)    

Активизация словаря по теме «Зимующие птицы»

   -Зимний лес стоит печальный.

   Кто под снегом спрятал тайны?

   Почему река молчит?

   Птичья песня не звучит?

- Попали в заколдованное место. В зимнем царстве похозяйничала злая Вьюга, заколдовала птиц, занесла их колючим снегом.

-Чтобы их расколдовать, нужно выполнить следующие задания:

Написать звуковыми сигналами, название этой птицы.

Звуковой анализ и синтез. (Синица).

- Исправить поломанные слова: ВАСО, РОСОКА, ЦАСИНИ (на полу из разрезных слогов)

- Назовите, каких птиц мы расколдовали?

Какие это птицы? (Зимующие)

- Почему их так называют?

(Они зимуют у нас).

Птицам холодно и голодно зимой.

Как мы можем им помочь?

 Игра «Кого, чем угостим?» Образование существительных в Творительном падеже.

Воробья – крошками

Синицу – салом

Снегиря -  рябиной

Свиристеля семечками

 Игра «Накормим Голубей». Закрепление порядкового счета. Понимание смысла сравнения множеств с помощью взаимно однозначного соответствия, умение использовать мерную ложку для измерения сыпучих продуктов.

Воспитатель:

К нам голуби, прилетели,

прилетели, загалдели.

Мы их тоже угостим,

В мисочки пшено поместим.

Каждому голубочку,

Насыплем точно.

- Одному голубю нужно насыпать по две мерных ложки пшена.

Сколько голубей?

Сколько нужно насыпать ложек пшена?

                  Птичек накормили,

Они нас поблагодарили.

Работа над ритмом. Ритмическая игра «Дятел»

Учитель-логопед:

           Дятел дерево долбит,

           Эхо точно повторит

Логопед отстукивает любой ритмический рисунок (не более 5 ударов), а дети повторяют его.

 Дидактическая игра «Следопыты»  (образование притяжательных прилагательных)

            - Ребята, а что остается на снегу, когда по нему пробежит зверь? (Следы.)

            -  В этом лесу обитает много зверей, вот, сколько они оставили

                следов,      выясним, кто их оставил. Выбирайте себе тропинку.

         На ковре разложены  карточки с изображением силуэтов и следов

         диких    животных: зайца, лисы, волка, белки, медведя, оленя.

         Дети под музыку идут по дорожкам, на которых изображены следы

         животного, а в конце его силуэт. Идя по выбранной дорожке, они пытаются

            угадать, какое животное прошло по ней, чьи это следы, а затем проверяют,  

            угадали ли они.  Логопед сообщает детям,  что карточки с силуэтами – это  

           подсказки Зимы.

         - Кто пробежал по твоей дорожке? Чьи это следы?

        Например: «По моей дорожке прошла (пробежала) лиса. Это лисьи следы»      

         и т.д.

           Игра на развитие внимания «Как заяц от лисы прятался»

           Воспитатель:

- Налево под кустом начинается заячий след. От задних лапок следок вытянутый, длинный, от передних – круглый, маленький. По одну сторону его другой след – побольше; в снегу от когтей дырка - лисий след. Заячий след по полю круг дал, лисий тоже. Заячий в сторону – лисий за ним. Путает заяц следы, петляет, в сторону прыгает, прячется от лисы.

Дети - зайцы прыгают на 2 ногах по залу в произвольном направлении. На  один удар бубна – приседают («прячутся за куст»), на 2 удара – ложатся на пол («прячутся в снегу»)

- Заяц хитрей лисы оказался, так следы запутал, что рыжая плутовка его не нашла.

Учитель-логопед:

Упражнение на релаксацию. «Осторожный снег» под пьесу

А. Караманова.

Полночный снег, он не спешит,              

Он медленно идет. Но знает снег,          

Что все равно он где-то упадет.

И чем он медленней шагал,

Чем осторожней был,

Тем легче в темноту упал,

И нас не разбудил.     (В. Степанов)

Первый раз текст проговаривает логопед, а дети показывают мягкими движениями рук, как падет снег. Второй раз упражнение проводится под музыку. На последний слог дети ложатся на ковёр, закрывают глаза и представляют себе ночной снегопад.

Во время  этого упражнения детям логопед кладет красивые снежинки – подарок от Зимы.

- Время в зимнем лесу пролетело незаметно.

Друг за дружкой поскорее становитесь детвора!

Из зимнего леса в  детский сад уже пора.

 Я ничуть не беспокоюсь

 Этот длинный быстрый поезд

 Всех возьмет, до одного

 Не оставит никого!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи по теме "Путешествие в весенний лес"

Занятие проводится с целью обобщения и закрепления знаний дошклольников старшей группы о сезонных изменениях в природе весной. В рамках занятия реализуются коррекционные и образовательно-развивающие ц...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи по теме: «Нас лето в гости ждет»

Интегрированное занятие проводится с целью обобщения и закрепления знаний дошкольников старшей группы о сезонных изменениях в природе летом. Показано взаимодействие специалистов в группе для дет...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи «В гостях у осени»

Конспект интегрированного занятия по теме "В гостях у осени", показано взаимодействие специалистов в группе для детей с нарушениями речи. В рамках занятия реализуются коррекционные и образовательно-ра...