Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию "Все куклы в гости к нам" (подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Игра и игрушка – это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью обучали детей труду; они были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт. Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству.
Кукла как символ – становилась участницей многих ритуальных обрядов и праздников. В наше время изготовление игрушки не потеряло своей значимости:
сам процесс изготовления приносит радость;
работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности;
при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, происходит массаж рук;
изготовив игрушку, ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает), т.е. осваивает различные социальные роли;
застенчивый, комплексующий ребенок в игре часто заменяет куклой себя. Таким образом, кукла выполняет коррекционную функцию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_124.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Организационный момент.
Воспитатель: Добрый день гости дорогие. Давно мы вас поджидаем, ничего не начинаем. У нас для каждого найдётся и местечко и словечко!
Очень часто за событиями
И сутолокой дней
Старины своей не помним
Забываем мы о ней
И хоть более привычны
Нам полёты на луну
Вспомним русские обычаи
Вспомним нашу старину.
- Дети, давайте поздороваемся с нашими гостями по старинному русскому обычаю, от сердца. (приложить правую руку к сердцу и поклониться)
- Здравствуйте гости дорогие!
Основная часть.
Воспитатель: Вы уже догадались, что сегодня мы с вами отправимся в прошлое наших бабушек и дедушек, познакомимся с историей кукол и научимся делать их своими руками.
- Посмотрите на нашем пути камень. Он непростой что-то на нём написано. Вам интересно узнать, что здесь написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:
Направо пойдёшь – далеко не уйдёшь.
Налево пойдёшь - в другую группу попадёшь.
Прямо пойдёшь – много интересного найдёшь.
Воспитатель: Дети, так куда же мы пойдём? (прямо)
Дети идут по коврику со следами и подходят к выставке кукол.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой интересный уголок появился у нас в группе.
Богата наша Русь –матушка. Много в ней сёл и городов. Много в ней ремёсел, и не только для труда они годны, но и для забавы.
Есть в России уголок, где из труб идёт дымок
Кто хоть раз попал туда не забудет никогда.
Знаменита деревушка яркой глиняной игрушкой
И свистулькой звонкой с голосочком тонким
Пёстрыми фигурками кошечками мурками
Веселит ласкает взор пёстрый радужный узор
Просто загляденье всем на удивление
Вот на карусели все игрушки сели
По кругу катались все цвета смешались.
Воспитатель: Подскажите мне про какую игрушку идёт речь? (дымковская игрушка)
- Молодцы! А из чего делают дымковские игрушки? ( из глины)
Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.
И добро там не простое,
И не злато, серебро.
Филимоновской игрушкой
Называется оно.
Сильно вытянуты шеи
И корова, как жираф,
И медведь, что Змей Горыныч,
Только это просто так.
Чтобы звери, птицы, кони,
Барышни, солдаты,
И коровы, и медведи
Нравились ребятам.
Чтоб добром и красотою сердце согревало
И чтоб сказка никогда нас не покидала.
- Вы нашли среди наших кукол филимоновскую игрушку? Молодцы! Чем отличается филимоновская игрушка от дымковской? (видом росписи)
- А теперь загадка:
Алый шёлковый платочек
Яркий сарафан в цветочек
Упирается рука в деревянные бока
А внутри секреты есть
Может три а может шесть
Разрумянилась немножко
Это…русская … (матрёшка)
- Из чего делали матрёшки? ( из дерева)
- А вот ещё загадка:
Какую игрушку делают везде, куда не приди.
В каждом доме, в каждой хате, на крылечке, на полатях. ( куклу)
- Молодцы! Всё знаете. Конечно, это кукла. Они бывают разные. Посмотрите на нашу выставку кукол и скажите какие бывают куклы? (пластмассовые, фарфоровые, резиновые, бумажные, глиняные, деревянные)
Воспитатель: Эти куклы сделаны на различных фабриках по изготовлению игрушек.
А ещё бывают куклы самодельные, посмотрите какие куклы делали ваши прабабушки.
- Кто помнит, из чего делали самые первые куклы на Руси?
( из золы, брали золу смешивали её с водой, потом скатывали шарик и сушили, к нему прикрепляли юбку)
- Как называли такую куклу? ( баба- женское божество)
- Эта кукла была оберегом. А что такое ОБЕРЕГ?
(это предмет, который оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом, оберегает)
- А вы знаете, что женщины делали кукол из стриженных волос, складывали их в мешочек и клали эту куклу около больного, чтобы он быстрее выздоравливал.
- Из чего ещё женщины могли делать кукол, выходя с детьми в поле? (из травы) молодцы таких кукол называли «стригушки», в них добавляли лекарственные травы: ромашку, подорожник, мяту, чтобы кукла приносила пользу.
- Однако на Руси умели не только делать куклы, но и умели отдыхать и играть в разные игры.
Физминутка.
Вот была такая игра – «Меланья»
У Меланьи у старушки
(хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке
(сложить руки углом показать избушку)
Семь сыновей.
(показать семь пальцев)
Все без бровей,
(очертить брови пальцем)
Вот с такими ушами
(растопырить ладони поднести к ушам)
Вот с такими носами
(показать длинный нос руками)
Вот с такими усами
( очертить пальцами длинные гусарские усы)
Вот с такой головой
(очертить большой круг вокруг головы)
Вот с такой бородой
(показать руками бороду)
Они не пили не ели
(одной рукой поднести ко рту чашку, другой ложку)
Не Меланью всё глядели
(держа руки у глаз похлопать пальцами как ресницами)
И все делали вот так…
(ребёнок показывает любое движение)
Практическая часть.
Воспитатель: Как много вы знаете о куклах. А теперь я предлагаю вам самим сделать такую куклу – оберег, которая называется «пеленашка».такую куколку клали маленьким детям в колыбельку и люди верили, что «пеленашка» охраняет сон и здоровье младенца.
Только работа эта хитрая и не у всех в руках спорится, потому что народ говорит «одной рукой узла не завяжешь», поэтому, чтобы сделать куколку надо друг другу помогать, но сначала мы разогреем наши пальчики:
Пальчиковая гимнастика
Наша куколка гуляла
( шагает по столу средний и указательный пальцы)
И играла и плясала
(шагают по столу безымянный и средний)
До чего ж она устала
( шагают по столу безымянный и мизинец)
Забралась под одеяло
Ребёнок кладёт одну руку на стол, а другой закрывает её)
Под музыкальное сопровождение дети начинают изготавливать оберег. В ходе выполнения воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
Технология изготовления куклы – оберег «пеленашка»:
1. Ткань плотно скручиваем в скрутку и с усилием перетягиваем посередине специальным пояском.
2. Для обозначения головы скрутку перетягиваем ниткой и завязываем.
3. На голову повязываем платок.
4. Затем куклу плотно пеленаем куском ткани. Для этого скрутку укладываем на прямоугольный кусок ткани, чтобы голова с платком были выше.
5. Плотно обёртываем ленточкой верхнюю часть и низ, завязываем.
Заключительная часть:
- Вот наше путешествие в прошлое и закончилось, но мы ещё часто будем вспоминать про старинные обычаи и узнаем ещё много-много интересного.
Что нового и интересного вы узнали?
Какую куклу – оберег мы делали?
Что обозначает слово оберег?
Что вам понравилось, а что было сложным?
Цель:
Развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с русскими народными промыслами и традициями.
Задачи:
- закреплять знания детей о русских народных промыслах и традициях;
- познакомить с видами самодельных кукол;
- вызвать интерес к русскому народному творчеству;
- развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение в создании кукол-оберегов;
- расширять словарный запас: оберег, скрутка, стригушка;
- совершенствовать мелкую моторику;
- воспитывать уважение, интерес к русским традициям, народной культуре.
Предварительная работа:
- беседы с детьми: «Предметы русской старины», «История тряпичной куклы», «Кукла-оберег»;
- чтение книги И.Рюминой «Куклы наших бабушек»;
- изготовление кукол из картона, бумаги.
Материалы и оборудование:
Аудиозаписи с русской народной музыкой, уголок с русскими обрядовыми куклами; кукла-оберег «пеленашка», различные куклы, лоскутки ткани на каждого ребёнка: белая х\б для скрутки 20х60см, цветная прямоугольная ткань для пелёнки 14х18см, цветная треугольная ткань 14х10см, тесьма разного цвета, нитки мулине по 15 см.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 90
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию
«Все куклы в гости к нам»
(подготовительная группа)
Воспитатель:
Королева О.В.
г. Калининград, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Направление «Познавательно-речевое» Тема: «Природа - наш общий дом». Подготовительная группа.
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Направление «Познавательно-речевое»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию "Путешествие в страну Математики" в подготовительной группе
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию "Путешествие в страну Математики" в подготовительной группе...
Конспект Непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию На тему: «Удивительное рядом» в подготовительной группе.
НОД по познавательному развитию на тему: «Удивительное рядом» в рамках комплексно- тематической недели «Осенняя пора, очей очарованье!»Цель: развитие познавательной активности детей в процессе фо...
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию Тема: «В гости в Простоквашино» Подготовительная к школе группа
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию детей с нарушением зрения, с использованием технологии "Развивающие игры В.В Воскобовича"....
Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в подготовительной группе на тему: "Путешествие на остров Знаний"
Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементрных математических представлений) в подготовительной группе на тему: "Путеше...
Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию "Путешествие в лес" для детей подготовительной группы.
Материал содержит приемы использования различных технологий: игровой, познавательно-исследовательской, здоровьесберегающей. На занятии используется много демонстрационного материала: карта климатическ...
Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию "Путешествие в лес" для детей подготовительной группы.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 43 комбинированного видаНевского района Санкт-Петербурга Методическая разраб...