Конспект познавательного занятия в старшей группе со здоровьесберегающим сопровождением. "Эти обыкновенные и необыкновенные камни"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Чекулаева Антонина Викторовна

 

«Эти обыкновенные и необыкновенные камни». Конспект занятия в старшей группе со здоровьесберегающим сопровождением

Конспект познавательного занятия в старшей группе со здоровьесберегающим сопровождением

Тема: «Эти обыкновенные и необыкновенные камни». Цели: Познакомить детей с различными видами камней и их свойствами.

 Задачи:

1. Научить различать виды камней по их внешним признакам.

2. Развивать исследовательские навыки, познавательные способности, логическое и образное мышление, творческое воображение. Содействовать формированию интереса к неживой природе.

3. Воспитывать интерес к поисковой деятельности, доброжелательное отношение друг к другу.

Материалы: предметные картинки, обозначающие свойства камней; конверт с фотографией профессора; записка от профессора; коллекция камней, которые можно найти на дороге и морских камей; маркеры; индивидуальные коврики.

Оборудование: два круглых стола; грамзапись с записями "Звуки моря";мольберт.

Инструментарии к экспериментированию: халаты и шапки.

Для исследовательской лаборатории: одноразовая тарелка на каждого ребенка; камни двух видов; лупа; схемы, обозначающие свойства камней ;по два мелких камня на каждого ребенка;

Для экспериментальной лаборатории: деревянные кубики и по два камня на каждого ребенка; кусочек дерева; гвозди; молоток; две ёмкости с водой; салфетки.

Ход занятия.

 

 1. Коммуникативная игра:"Здравствуй, дружок! "

 -Здравствуй, дружочек! - Здравствуй, дружок! (Дети приветственно машут сначала одной рукой, потом другой). - Встанем с тобою мы вместе в кружок. (Взявшись за руки, идут по кругу). - Дружно по кругу с тобою пойдём, - Здороваться вместе начнем! - Здравствуйте, здравствуйте, ручки! (Вытягивают вперёд, то правую, то левую руки). – Хлоп-хлоп! (Хлопают). - Здравствуйте, здравствуйте, ножки! (Выставляют на пятку сначала одну ногу, потом другую). -Топ топ! (Топают). - Здравствуйте, круглые щечки! (Гладят щеки). - Пух, пух! Надувают щёки и ударяют по ним ладошками. -Здравствуйте, ноготочки! (Сжимают и разжимают пальцы рук). - Стук, стук! (Стучат ноготочками друг о друга). - Здравствуй, весёлый мой носик! (Прикасаются пальцами к носу). - Шмыг, шмыг! (Тянут за нос). - Здравствуйте, наши колени! (Хлопают по коленям). Прыг, прыг! (Прыжки). - Мы улыбнёмся друг другу с тобой. (Качают головой). - Здравствуйте, люди! Смейтесь со мной! (Протягивают руки вперёд). (Улыбаются). - Солнцу, привет! Небу, привет! (Поднимают руки вверх). «Здравствуйте! »- слышим в ответ. Протягивают руки вперёд.

 

 2. Мотивационный момент.

 -Ребята, сегодня утром, когда я шла на работу, мне передали посылку. На ней написано: "Куда: «улица (. ). Детский сад № (. ). Кому: группе «(. ) ».

 -Кому адресована эта посылка?

 -А узнать, что лежит в этой посылке, нам помогут органы чувств. Какие органы чувств вы знаете?

Дети: «Уши, нос, руки, глаза».

-А как нам руки могут помочь?

Дети: «Подержать, потрогать"»

-Этот предмет тяжелый или лёгкий?

-А теперь приготовьте правую руку, засуньте её в этот рукав и ощупайте предмет, который находится в этой посылке.

-Этот предмет твёрдый или мягкий? Холодный или тёплый? Гладкий или шершавый?

-Как нам уши могут помочь?

Дети: «Послушать».

-Я потрясу посылку, а вы попробуйте угадать, что может так греметь, шуметь, стучать или шуршать?

-Что вы услышали? Что же это может быть?

Дети: «Камни».

-Давайте посмотрим, что же там на самом деле. Что нам в этом поможет?

Дети: «Глаза».

-Дети вы молодцы, а как вы догадались, что это камни?

-Вот только странно, зачем нам камни?

-Ребята, посмотрите, на дне посылки что-то лежит.

 (Дети достают и видят, что это конверт, в котором лежит портрет профессора) .

-Всё ясно, эти камни нам прислал профессор и он приглашает нас в свою лабораторию. А кто из вас знает, что такое лаборатория?

-Но перед тем, как мы отправимся в лабораторию, давайте отдохнём и наберёмся сил.

 

 3. Релаксация.

-Расстелите, пожалуйста, коврики и ложитесь на них. Сейчас я включу музыку. Закройте глаза и постарайтесь представить картину, которую вам подскажет музыка.

-Что вы услышали? Какие картины пронеслись перед вашими глазами?

-Ребята, а кто из вас был на море? А какой там был берег: покрытый песком или камнями?

-А как можно назвать берег, который покрыт песком?

Дети: «Песчаный».

-А камнями?

Дети: «Каменистый».

-А если берег покрыт и песком и камнями?

Дети: «Песчано-каменистый».

-Ребята, сегодня мы рассмотрим разные камни и думаю, узнаем о них кое-что интересное. Ну а теперь давайте отправимся в лабораторию.

(Дети змейкой идут за воспитателем) .

 

 4. Актуализация знаний с опорой на воображение и индивидуальный жизненный опыт.

-Ребята, может быт здесь его лаборатория? А как вы догадались? Давайте постучим.

-Здравствуйте, профессор! Странно, почему никто не отвечает? Почему его нет? Вот его халат. Да здесь записка какая-то.

 

 «Здравствуйте, ребята! Извините, я не могу вместе с вами провести опыты. Меня срочно позвали в главную лабораторию, но у меня остались срочные дела, которые нужно сделать именно сегодня. Может быть вы сможете мне помочь? Желаю успехов!   (Профессор ) .

-Ну, что? Вы готовы помочь? Тогда вам надо надеть халаты и шапки.

-Для того, чтобы приступить к работе, вы должны поделить камни на две группы, в соответствии с карточкой на дне тарелки.

(Девочки выбирают морские камни, а мальчики -камни, которые можно найти на дороге) .

 -А теперь вернитесь за столы и присаживайтесь. Что вы видите на столах? А для чего нужны лупы?

Дети: «Рассматривать, изучать, исследовать».

-Это исследовательская лаборатории - и мы - ученые - исследователи.

-Возьмите камни, которые лежат перед вами, возьмите лупу и рассмотрите их. Что вы видите?

 Дети: «Трещины, узоры, точки».

-Сейчас вы должны описать камни, которые лежат перед вами при помощи схем.

(Мальчики составляют схему камней, которые можно найти на дороге или в горах; девочки - морских камней) .

-Ваши камни какие: легкие или тяжелые?

-Выберите карточку, которой можно обозначить, что камень тяжелый.

-А камни холодные или теплые? Какой они формы? Какие у них края? Какая у них поверхность? Какого они цвета?

-Мальчики, расскажите о камнях, которые вы исследовали, пользуясь этими схемами.

-Как вы думаете, где можно найти эти камни?

Дети: «На улице, на дороге, в горах».

-Девочки, расскажите о камнях, которые исследовали вы.

-Где можно найти такие камни?

-Ребята, чем похожи камни? А чем они отличаются?

-Как вы думаете, почему морские камни гладкие, круглые, без острых, углов?

-(Прослушивание записи : «Звуки моря») .

 -Возьмите ещё один камень и потрясите их. Слышите, как шумит море, как волны, набегая на берег, перекатывают камни с места на место. Такими их сделали морские волны. Камни в морской воде стучат, бьются друг о друга, обтачиваются их края, они становятся гладкими -без единого уголка.

 -Чем же морские камни отличаются от камней, которые можно найти на дороге?

 

 5. Ознакомление со свойствами камней.

 -А теперь давайте пройдём в экспериментальную лабораторию профессора.

(Дети подходят к ней и встают во круг стола) .

-Теперь мы ученые-экспериментаторы и будем проводить различные опыты с камнями.

-Возьмите камень в руку и сожмите его крепко - крепко. Ну, что, изменил он форму?

 Дети: «Нет, потому что он твердый».

 -Как вы думаете, он твёрже дерева? Давайте проверим. Хотите попробовать вбить гвоздь в дерево. Мальчики, вы будущие мужчины и должны уметь забивать гвозди, попробуйте вы.

 (Мальчики забивают, воспитатель - контролирует) .

-Что получилось?

 Дети: «Гвоздь вошёл в дерево».

 -А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. Что-то не получается. Может быть вы попробуете, и у вас получится?

-Ну что получилось? Что произошло с гвоздём, а с камнем?

 -Какой можно сделать вывод?

 Дети: «Камень твёрже дерева».

 -Ребята, а давайте посмотрим, как камень и дерево будут вести себя в воде?

 -Перед вами ёмкости с водой, возьмите деревянный кубик и попробуйте его опустить в воду. Что с ним произошло?

-Дети: «Дерево плавает».

-А теперь возьмите камень и осторожно опустите его в другую ёмкость с водой. Что с ним произошло?

Дети: «Камень тонет».

 -Почему?

Дети: «Камень тяжелее воды».

 -Достаньте его, каким он стал?

 Дети: «Мокрый».

 -Сравните его с сухим камнем. Чем они отличаются?

 Дети: «Цветом. Мокрый камень темнее».

 -Какой можно сделать вывод?

6. Игра «Верно – неверно».

-Чтобы узнать, как вы запомнили свойства камней, поиграем в игру: «Верно - неверно». Я буду называть свойства камней, а вы определять, верно ли моё утверждение. Например: я говорю: «Камень можно смять, как бумагу». Ваш ответ: «Неверно! Камень нельзя смять, он твердый. Я буду играть роль стрелки - с закрытыми глазами поворачиваться и показывать, кто будет отвечать:

-Камень тонет в воде.

-Камень прозрачный как стекло.

-Гвоздь нельзя забить в камень.

-Камень лёгкий, как вата.

-Мокрый камень отличается по цвету. (Он темнее) .

 -Камень легко разбить, как стекло.

-Камень можно растянуть, как резину.

-Из камня можно лепить, как из пластилина.

-Камень не плавает в воде, как дерево.

-Камень можно порвать, как бумагу.

 -Очень хорошо, вы запомнили свойства камней.

 

 7. Сюрпризный момент.

 -Ребята, вы были молодцы и поэтому, профессор приготовил для вас сюрприз - это разрисованные камни., но т. к. он очень спешил в главную лабораторию, то не успел их до конца разрисовать, давайте попробуем сами. Внимательно рассмотрите ваши камни, на что они похожи? Подумайте, что не успел дорисовать профессор?

-А теперь возьмите маркеры и дорисуйте ваши камни так, чтобы они стали похожими на предмет. (Дети рисуют на камнях) .

 -Во что превратились ваши камни?

 

 8. Итог.

-А теперь давайте вернёмся в исследовательскую лабораторию.

-Ребята, как вы думаете, смогли мы все вместе помочь профессору? Когда вы вместе у вас всё получится. Что мы для этого сделали?

-А теперь давайте встанем в круг. Сейчас вы можете подойти к друг другу и подарить свои камни, сказав при этом добрые слова.

-Эти камни помогли вам сказать много доброго и хорошего друг о друге. Давайте же ещё с большей любовью и вниманием относиться друг к другу. А в будущем я предлагаю создать новую коллекцию - разрисованных камней.

-Сегодня вы были молодцы! Профессор будет вами доволен!

-А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с нашими гостями и скажем им: «Досвидания! »

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия в старшей группе На тему: «Когда и как появились Казаки на Руси?»

Занятие по истории Руси. Рекомендуется проводить с использованием презентации....

конспект познавательного занятия в старшей группе "Волшебное руно"

В данном занятии дети знакомятся с некоторыми способами обработки овечьей шерсти, со способами изготовления изделий из шерсти. На практике осваивают мастерство прядения, знакомятся с поговорками...

Конспект познавательного занятия в старшей группе на тему «В гостях у Осени».

Конспект познавательного занятия в старшей группе на тему «В гостях у Осени»....

Конспект познавательного занятия в старшей группе по произведению Е.Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р»

Конспект познавательного занятия в старшей группе по произведению Е.Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р» с последующей беседой, (уныние, отчаяние, надежда, терпение, сила воли)...

Конспект познавательного занятия в старшей группе

Цель: формирование общих представлений о птицах.Программные задачи:1.     изучить строение тела птиц;2.     найти между ними сходство и различия;3....

Конспект познавательного занятия в старшей группе "Путешествие в прошлое часов" (Познавательно-исследовательская деятельность)

Данный материал может быть использован педагогами ДОУ при подготовке не только открытых занятий, но и плановых занятий. Составлено в соответствии с ФГОС ДО....