Конспект непосредственно образовательной деятельности "Бабочки".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Степанова Елена Владимировна

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Бабочки" с использованием мультимедийной установки по образовательным областям: "Познание", "Социализация"

для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_babochki.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с использованием мультимедийной установки на тему:

 «Бабочки».

Образовательная область: «Познание», «Социализация».

Возраст: старшая группа.

Цель: расширять представления  об особенностях строения, внешнего вида бабочек, их жизнедеятельности.

Задачи:

Воспитательные:

- продолжать воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру;

- продолжать формировать эстетические чувства;

- продолжать формировать основы экологически грамотного поведения, экологической культуры.

Развивающие:

- продолжать развивать логическое мышление, внимание и память;

Образовательные:

- расширить знания детей об особенностях строении тела бабочки;

- уточнить  знания детей о классе насекомых;

- закрепить знания детей о пищевых цепочках на лугу;

- продолжать развивать  элементарные представления о целостности природы и взаимозависимости ее компонентов.

Материалы и оборудование: мультимедийная установка, презентация «Бабочки», настольно-печатная игра «Четвертый лишний», карточки к игре "Пищевые цепочки луга".

Предварительная работа: чтение стихов о бабочках, просмотр ознакомительной папки «Насекомые», наблюдения за бабочками  на прогулке.

Ход НОД.

1 часть. Вводная.

СЛАЙД 2

Бабочка.  

Бабочка мило порхнула,
Села на яркий цветок,
В сладкий нектар окунула
Крохотный свой хоботок.

Крылья - цветочки раскрыла -
Ими любуюсь, стою.
Я про игрушки забыла,
Песню уже не пою. (
Людмила Мелехова)

- Ребята, о ком стихотворение? (О бабочке)

- Как вы думаете, почему девочка «… про игрушки забыла и песню уже не поет»? (Девочка любуется красотой бабочки, стоит тихо, боится спугнуть бабочку)

- С чем сравниваются крылья бабочки? (С цветком)

СЛАЙД 3

- Молодцы!

Часть 2 Основная

- К какому классу животного мира относятся бабочки? (К насекомым)

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

- Ребята, перед вами лежат карточки с изображением представителей животного мира. Определите четвертого лишнего.

Дети самостоятельно выполняют задание.

- Все справились с заданием? (Да)

- Проверьте себя. 

СЛАЙД 4, 5, 6, 7

Правильно ответившие игроки, получают фишки.

- А как мы можем отличить бабочек от других обитателей животного мира, от птиц и зверей? (Бабочки небольших размеров, имеют 4 крыла, шесть ног)

СЛАЙД 8

- Вы правы, молодцы. Действительно, зачастую мы можем наблюдать бабочек небольшого размера, как и все насекомые, бабочки имеют 4 крыла, шесть ног. Но есть удивительные экземпляры, которые поражают своими размерами. Например, самой большой по размаху крыльев дневной бабочкой является Птицекрылка королевы Александры. Посмотрите, она в несколько  раз больше раскрытых ладоней взрослого человека.

СЛАЙД 9

- А самой маленькой бабочкой является Моли-молютка, размах крыльев  - с ваш ноготок на мизинце.

СЛАЙД 10

- Давайте рассмотрим тело бабочки.

СЛАЙД 11

- Как у всех насекомых, тело бабочки состоит из трех отделов: головы, груди и брюшка.

- Все тело, за исключением глаз, целиком покрыто волосками и чешуйками.

СЛАЙД 12

- Так выглядит крыло бабочки под микроскопом.

- Как вы думаете, почему бабочки относятся к отряду чешуекрылых? (Бабочки относятся к отряду чешуекрылых, потому что их крылья покрыты чешуйками)

- А сейчас и мы превратимся в бабочек.

Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся, (Присесть рядом со стульчиком, ручки сложены под ушком, руки потянуть вверх, затем опустить в стороны)

Больше спать не захотел, (Туловище вправо, влево, вперед, назад)

Шевельнулся, потянулся, (Встать, руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел, (Руки вверх, вправо, влево)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружится, вьется. (Покружиться)

- Бабочки снова превращаются в ребят и возвращаются на свои места.

- Кто знает, как называется эта часть тела и для чего она нужна? (Это хоботок, им бабочка пьет нектар из цветов)

СЛАЙД 13

- Правильно, хоботок бабочке служит для питания, а питается она не только нектаром цветов, но и пыльцой, соком плодов и растений. Некоторые бабочки питаются медом.

СЛАЙД 14

- А как вы думаете, для чего бабочке лапки? (Для передвижения)

Правильно, но это не все. Бабочкам лапки нужны для передвижения, для закрепления на определенном месте. У большинства бабочек на лапках располагаются вкусовые рецепторы. То есть, бабочка еду распознает лапками.

СЛАЙД 15

- Ребята, а как вы думаете, у таких красивых созданий враги есть? (Да)

- Я вам предлагаю поиграем в  игру: «Охотники на бабочек»

Игра «Охотники на бабочек»

СЛАЙД 16

- Перед вами фотографии животных. Назовите номера фотографий, на которых, по вашему мнению, изображены охотники на бабочек. (Ответы детей) За каждый правильный ответ игроки получают фишки.

- Молодцы!!!  За бабочками охотятся: ящерицы, жабы, ежи, грызуны,  насекомые (стрекозы), пауки.  

- Как бабочки могут защищаться от врагов? (Бабочки маскируются, прячутся).

- Почему у одних бабочек окраска яркая, насыщенная, а у других - бледная, невзрачная? (Ответы детей)

- Давайте поиграем в игру «Где спряталась бабочка?»

СЛАЙД 17

Игра «Где спряталась бабочка»

- Перед вами 6 фотографий. Назовите номера фотографий, на которых изображены бабочки. (1, 3, 4, 5)

- Молодцы!

- Если не всматриваться в фотографии, то можно сказать что, на них изображены: ствол дерева, листок, ветка, зверек. На самом деле все это бабочки, личинки бабочек.

- Некоторые виды бабочек имеют маскирующую окраску. Некоторые виды защищаются скверным запахом, неприятным вкусом. Ядовитые и несъедобные виды часто обладают предостерегающей яркой окраской.

СЛАЙД 18

- Также по окраске можно отличить самца от самки. Самец более яркий.

СЛАЙД 19

Дидактическая игра "Пищевые цепочки луга". 

- Ребята, на столе лежат перевернутые карточки с изображением обитателей луга. Вам нужно выбрить себе одну карточки. Посмотреть, какие карточки у других ребят и выстроить пищевую цепочку, согласно тому, кто кем или чем питается.

Растение – заяц – лиса

Растение – мышь полевая – ястреб

Крапива – тля – божья коровка

Крапива – гусеница – синичка

Ягоды – мышь полевая – сова

Игроки, правильно построившие цепочку, получают фишки.

В: - Молодцы!

Часть 3. Заключительная.

- О ком мы сегодня говорили? (О бабочках)

- Чем уникальны эти создания? (Они бывают очень большие и очень маленькие, еду определяют лапками, имеют хоботок для приема жидкой пищи, все тело бабочки покрыто чешуйками, волосками, они маскируются при помощи окраски, отпугивают запахом)

- Молодцы!

СЛАЙД 20

- Древняя легенда гласит: свое желание надо так тихо прошептать бабочке, чтобы для всех земных существ оно осталось тайной, и отпустить ее. Бабочки не умеют говорить, поэтому на своих крылышках она доставит просьбу прямо на небеса и, желание обязательно сбудется.

- А сейчас лучшие знатоки природы награждаются медалями.

- Молодцы, ребята!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров

Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т

Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при  возникновении пожараЗадачи:ü  создать условия для расширения представлений...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема непосредственно образовательной деятельности: «Космическое путешествие»

Возрастная группа: старшая группаФорма организации воспитанников: подгрупповая.Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 25 минут.Цель непосредственно образовательной деятельност...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе с использованием нейрогимнастики «В поисках сокровищ старого волшебника»Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо ФЭМП в подготовительной к школе группе с использованием нейрогимнастики«В поисках сокровищ старого волшебника» \...