Занятие. Формирование целостной картины мира.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Тема: «Птицы – наши верные друзья».
Основные цели:
- Обобщить и закрепить знания детей о птицах. Уточнить и расширить представление о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении.
- Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднений под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода).
- Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения, познавательный интерес.
- Воспитывать бережное отношение к природе, желание помогать, заботиться о птицах.
Материал и оборудование:
- Картинки с изображением птиц: перелетных и зимующих;
- Картинки с изображением гнезд;
- Лист ватмана, на котором изображено дерево;
- Лист ватмана, на котором изображена кормушка.
Литературный ряд: художественное слово, закличка, загадки.
Музыкальный ряд: аудиозапись «голоса птиц».
Раздаточный материал: геометрические фигуры.
Предварительная работа: чтение В.Бианки: «Весну открывают птицы», А.Куприн: «Скворцы», стихи о весне и птицах, пословицы и приметы, рассматривание иллюстраций, наблюдений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sveta_dor._microsoft_office_word.docx | 22.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие. Формирование целостной картины мира.
Старшая группа
Тема: «Птицы – наши верные друзья».
Основные цели:
- Обобщить и закрепить знания детей о птицах. Уточнить и расширить представление о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении.
- Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднений под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода).
- Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения, познавательный интерес.
- Воспитывать бережное отношение к природе, желание помогать, заботиться о птицах.
Материал и оборудование:
- Картинки с изображением птиц: перелетных и зимующих;
- Картинки с изображением гнезд;
- Лист ватмана, на котором изображено дерево;
- Лист ватмана, на котором изображена кормушка.
Литературный ряд: художественное слово, закличка, загадки.
Музыкальный ряд: аудиозапись «голоса птиц».
Раздаточный материал: геометрические фигуры.
Предварительная работа: чтение В.Бианки: «Весну открывают птицы», А.Куприн: «Скворцы», стихи о весне и птицах, пословицы и приметы, рассматривание иллюстраций, наблюдений.
Ход занятия:
- Введение в игровую ситуацию.
Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать знания о весенних изменениях в природе.
Воспитатель собирает детей около себя, приветствует их, спрашивает как у них дела, какое настроение.
Выслушивает все ответы детей.
Воспитатель отмечает, что у Лизы и Насти весеннее настроение. Интересуется:
- А почему у детей такое хорошее, весеннее настроение? (Дети перечисляют весенние признаки, выслушиваются ответы детей).
Воспитатель читает пословицу: Грач на дворе – весна на горе.
Дети объясняют смысл пословицы.
Воспитатель рассказывает: Весной к нам прилетают наши пернатые друзья и приносят весну на своих крыльях.
- Актуализация знаний.
Дидактические задачи: актуализировать знания детей о птицах; тренировать мыслительные операции, анализ, сравнение, обобщение, классификация; развивать внимание, коммуникативные умения.
Дети подходят к столу, на котором находятся картинки с изображением птиц (например: вороны, дятла, голубя, воробья, сороки, снегиря, синицы, грача, кукушки, скворца, ласточки, трясогузки, иволги, соловья).
Воспитатель предлагает разделить всех птиц так, чтобы каждую группу можно было назвать одним словом.
В одну группу дети собирают зимующих птиц и садят на кормушку, в другую – перелетных и садят на дерево, и называют их эти группы (перелетные, зимующие)
- Затруднения в игровой задаче.
Дидактические задачи: сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания; тренировать мыслительные операции, анализ и сравнение, развивать внимание, воображение, познавательный интерес.
- Смогли вы разделить всех птиц на группы?
- Почему не смогли?
- Что нужно сделать, если не знаешь, а хочешь узнать?
- Что интереснее – спросить и получить готовый ответ или попытаться разобраться самим?
Решаем искать ответ самостоятельно.
4. Проблемная ситуация.
Дидактическая задача: формировать представление о взаимосвязи явлений в природе.
А что произойдет, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?
Дети высказывают свои предположения.
- Открытие нового знания.
Дидактическая задача: сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия; тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции, сравнение, обобщение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, речь.
Дети рассматривают изображение птиц и рассказывают о них.
- Что общее у всех птиц?
- Почему эти птицы не улетели?
- Как можно назвать всех этих птиц одним словом?
- Как люди заботятся о птицах зимой?
Дети рассматривают и называют оставшихся на столе изображения птиц.
- Каких птиц узнали?
- Откуда же прилетело столько птиц?
- Почему птицы прилетели к нам?
Выслушиваются ответы детей.
- Как называют птиц, которые улетают осенью в теплые края, а весной прилетают обратно?
6. Игра «Хорошо – плохо»
Дидактические задачи: формировать умение находить противоречие; актуализировать и расширять словарный запас детей; воспитывать добрые чувства.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру.
- А что хорошего в том, что птицы улетают от нас?
- А что плохого в том, что птицы улетают от нас?
Дети рассуждают.
7.Динамическая пауза (физминутка)
Дидактическая задача: эмоциональный отдых; познакомить с устным народным творчеством через заклички; развивать коммуникативные умения.
Воспитатель собирает детей около себя и спрашивает:
- Ребята, а вам хотелось бы поскорее увидеть перелетных птиц на улице?
Рассказывает, что раньше на Руси дети становились в хоровод и все вместе звали птиц закличкой. Давайте и мы с вами их позовем так же.
Уж вы пташечки – щебетушки.
Прилетайте к нам!
Весну ясную, весну красную
Принесите нам!
Дети ходят по кругу, активно двигаются и повторяют закличку.
8. Открытие нового.
Дидактическая задача: дать сведения о звуковых сигналах птиц; развивать внимание, воображение, интерес.
Птицы радуют нас не только своим внешним видом, чудесной окраской своего оперения, но и своими песнями. И сейчас послушайте пение птиц и догадайтесь, какое у них настроение?
- Если бы птицы могли петь так, как люди словами, о чем бы они нам рассказали в своих весенних песнях?
- Песни у птиц разные. Почему иногда голос одной и той же птицы меняется?
- Какое настроение вызвало у вас пение птиц?
Воспитатель читает стихотворение:
Мы слышали, как в вышине
Поют свои нам песни птицы
Поют о солнце, о весне
И о родимой стороне
И нет их песенок чудесней!
9. Игра «Что сначала, что потом».
Дидактическая задача: уточнить сведения о видах гнезд и их размещение; развивать логическое мышление, память, речь; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Воспитатель выставляет картинки гнезд птиц и спрашивает:
- Какая первая забота у птиц весной?
- Из чего строят гнезда птицы?
- Где строят птицы свои гнезда?
- Когда гнезда готовы, какая следующая забота у перелетных птиц?
- А кто заботится, высиживает, согревает, бережет их?
- Кто заботится, кормит маму и птенцов?
- Кто вскармливает и растит потомство?
- А мы с вами можем помочь птицам весной?
Выслушиваются высказывания детей.
Воспитатель читает стихотворение.
Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря,
Всегда, в любое время года
Берегите всяких птиц друзья!
Мы с вами рисовали птиц, лепили, вырезали из бумаги. А как вы думаете, как еще можно изобразить птицу. (ответы детей, подсказка : геом.фигуры лежат на столе).
10. Игра: «Выложи птицу».
Дидактическая задача: уточнить знания о геометрических формах; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания за результат; развивать творческие способности, инициативность, фантазию.
Воспитатель предлагает попробовать выложить птиц из геометрических фигур. Дети работают у столов. Дети рассказывают о придуманных птицах, оценивают свою работу. Воспитатель хвалит детей.
11. Пальчиковая игра: «Птички»
Дидактическая задача: активизировать моторику рук; развивать внимание, творческие способности, речь.
Воспитатель дает указания к проведению пальчиковой игры:
«Птички»
- Пальчики – головка, крылышки – ладошка. (Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, как бы цепляются друг за друга, большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать крыльями, полетать и т.д.)
К нам сорока – белобока
Прилетела издалека,
Не сказала, где была,
Но зато она ребята,
Интересные загадки
На хвосте нам принесла.
Кто загадку отгадает,
Тот картинку открывает
загадывает загадки, и выставляет картинки с изображением птиц. Дети выполняют и отгадывают загадки.
Черный, проворный,
Кричит: «Кракк»,
Червякам враг. (грач)
Молод конь, за морем бывает,
Спереди шильце, сзади вильце,
На груди – белое полотенце. (ласточка)
Рано – рано на рассвете
Средь листвы затрепещит,
То споет на зависть флейте,
То, как кошка запищит. (иволга)
Гнездо не строит никогда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (кукушка)
Птичка – невеличка,
А поет – лес дрожит. (соловей)
Верещунья – белобока,
А зовут ее ….сорока
12. Игра: «Четвертый лишний»
Дидактические задачи: закрепить знания о классификации предметов; развивать внимание, логическое мышление, связную речь, сравнивать, обобщать.
Воспитатель обращает внимание детей на картинки с изображением птиц. Дети определяют – Кто здесь лишний? Объясняют – почему?
Спасибо, вам, наши верные и преданные друзья, - птицы! За то, что вы возвращаетесь к нам, на свою родину.
(если остается время, то игра проводится на слуховое внимание)
13. Итог занятия.
Дидактическая задача: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Что было интересного?
- Что нового узнали?
- Чем занимались?
- О каких птицах мы с вами беседовали?
Молодцы!
Ребята, мы много говорили о заботе птиц. А как же мы сейчас (сегодня) можем о них позаботиться? (ответы детей). Подвести к тому, что мы сейчас пойдем на прогулку, возьмем с собой крошки хлеба и покормим птиц, лоскутки ткани и вату для постройки гнезд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка.Конспект занятия. Формирование целостной картины мира.Расширение кругозора.
Конспект занятия по экологическому воспитанию Дикие животные"Волк"...
Конспект занятия- формирование целостной картины мира, познание. Поисково-исследовательская деятельность "Волшебница-вода!"
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе ( образовательные области: познание , безопасность, коммуникация, труд )....
Конспект занятия формирование целостной картины мира в старшей группе. Тема: «Моя семья»
формирование у детей понятия «семья»....
Конспект занятия «Формирование целостной картины мира» в средней группе «Клубничка» на тему: «Что такое лёд? Знакомство с качеством льда»
Конспект занятия...
Конспект бинарного занятия «Формирование целостной картины мира», «Аппликация» Тема: «Одеяло для зайца»
КОНСПЕКТ БИНАРНОГО ЗАНЯТИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА», «АППЛИКАЦИЯ»тЕМА: «Одеяло для зайца» образовательная область«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»,...
Конспект занятия. Формирование целостной картины мира. "Зимние виды спорта. История возникновения Зимней Олимпиады"
Цель занятия Формирование представлений о зимних видах спорта (лыжи, коньки). Воспитание чувства гордости за достижения российских спортсменов на Олимпийских играх и других спортивных соревнованиях....
Комплексное занятие: формирование целостной картины мира - художественный труд с использованием ИКТ для детей среднего дошкольного возраста «Путешествие в космос»
Цель: формирование представлений детей о космонавтах и о космических полётах. Задачи: - формировать элементарные представления о космосе и космическом пространстве через интерактивную игру; - позн...