Развлечение "Наши пернатые друзья"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Несмеянова Валентина Васильевна

Марериал развлечения позволит  закрепить знания детей о многообразии птиц, условиях их жизни, роли человека в жизни птиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nesm._nashi_pernatye_druzya.docx35.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект развлечения  для детей 6-7 лет

“Наши пернатые друзья”

(Птичий слет)

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о многообразии птиц и их приспособленности

к любому времени года.

  1. Уточнить представления детей об условиях жизни птиц, роли человека

в жизни зимующих птиц.

  1. Формировать обобщенное представление о птицах как наземно-воздушных животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе. Пернатые друзья не только приносят людям пользу, но и украшают их жизнь своим пением.

Объяснить причину перелетов, обратить внимание на охрану птиц. Воспитывать желание заботится о братьях наших меньших.

Оборудование и материал: зал оформлен в стиле леса, в центре - лесная опушка.

Шапочки для “птиц”, костюмы для “птиц”.

Плакат с изображением гнезда, в котором появился кукушонок. Кроссворд “Перелетные птицы; таблицы с изображением корма для

птиц.

Кассета с голосами птиц.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, музыка, художественная литература.

Ход развлечения:

Дети занимают места (звучат птичьи голоса – кассета). В зал залетают «Птицы»: воробей, коршун, снегирь, ласточка, дятел, кукушка, скворец, сорока, синица, грач.  Все «Птицы» занимают места на опушке леса.

Воспитатель (под звуки фонограммы):        

 - Дорогие ребята. К нам в гости прилетело много птиц на птичий слет. О

чем они щебечут, давайте послушаем:

Снегирь:

Птицы, птицы подождите, птицы, птицы не шумите, вас не слышно. Послушайте меня. Давайте договоримся говорить по одному. И слово предоставим коршуну.

Коршун:        „

Спасибо! Здравствуйте все птицы и гости. Начнем наш птичий слет.

Предлагаю сегодня обсудить все наши с вами дела, заботы, нашу птичью жизнь. Но сколько вас много прилетело? Как нам узнать, что вы за птицы?

Кто вы такие?

Дятел:

 - А угадайте, мы вам расскажем про себя, а вы нам скажете кто мы. Договорились.

Тук да тук, да тук, тук, тук -  Это очень важный стук,

В красной шапочке Серьезный он воюет очень грозно.

 И с личинкой, и с жучком Кто зеленый рушит дом.

           Сколько сил он здесь потратил

           Доктор леса, птица (дятел).

Кукушка:

 - Всем она года считает,

Но своих птенцов бросает,

А послушать просто врушка. Это -  пестрая (кукушка).

Воробей:

 - Маленький мальчишка в сером армячке.

 По дворам шныряет, крохи собирает

По полям кочует, коноплю ворует.

Снегирь:

- От простуд он не страдает,

Не страшится зимних вьюг.

И к зиме не улетает,

На далекий зимний юг.

Пусть покроют снега груды

И пригорок и пустырь,

Рад красавец красногрудый

Житель Севера (снегирь).

Синица:

 - Ты с модницей этой,

Конечно, знаком,

 Вертушке на месте

Никак не сидится,

Все хвастает синим

Своим сюртуком,

И шапочкой синей

Гордится (синица).

Грач:

    - Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад, вперед по пашням вскачь,

А зовется птица (грач).

Скворец:

- На шесте дворец,

Во дворце певец.

А звать меня (скворец).

Ласточка:

- На моем пути,

Горы и леса.

Как люблю тебя,

Красавица весна.

Сорока:

- Говорливей всех на свете

Чернохвосты, белобоки

Как газеты, птицы эти

А названье их (сороки)

Дятел:

 - Ну, вот мы все друг друга знаем.

Воспитатель:

Дорогие птицы, долго ли вы к нам добирались?

Коршун:

Как вам ответить. Некоторые птицы очень долго летели, а некоторые почти не потратили времени, чтобы попасть сюда.

Сорока:

Э, нет!  Постойте. Уважаемый коршун, не раскрывайте сразу всех секретов. Пусть ребята сами попробуют отгадать, кто из вас долго летел, а кто нет (ребята отгадывают, что не живут в наших краях, улетают в теплые края ласточка, скворец, кукушка, грач)?

       Воспитатель:

       - Значит среди вас 4 птицы, которые утомились дальней дорогой.

Раздается стук.

Коршун:

- Кто это?

Входит Весна.

Воспитатель:

К нам весна шагает быстрыми шагами

И сугробы тают, под её ногами.

Черные проталины на полях видны,

Верно, очень тёплые ноги у весны.

Весна:

 - Здравствуйте, здравствуйте. Услыхала я тут, что птицы собрались, и решила зайти к вам. Какое главное занятие у птиц весной (гнездование, высиживают яйца, из которых потом появляются птенцы)?

Весна:

 - А почему весной птицы откладывают яйца (много корма, больше тепла, чем зимой, надо успеть вырастить птенцов)?

потомство за лето).

       Коршун:  

      - Наш пернатый народ строит свои гнезда в разных местах на деревьях, кустах, в травянистых зарослях, в дуплах, в земляных норах, в кучах  хвороста и даже используют постройку человека.

       Дятел:

        - Вот я, например, хорошо устроился в дупле,  но я каждый год меняю дупло, делаю новое. А моя старая постройка не пустует. Отгадайте, кто из присутствующих здесь поселяется в ней? (скворец)

      Синица:

      - Да где только не встретишь наши гнёзда.  У меня есть знакомая птичка – каменка, так она устроила свое жилище в небольшом углублении под рельсом, и над ней ежедневно проходят несколько поездов.

Воробей:

- А вот мой родной брат полевой воробей свил себе однажды гнездо на срубе колодца на глубине полтора метра.

Весна:

- А все ли птицы, добросовестно высиживаете своих птенцов.

Есть ли среди вас такие, не вьют гнезд и не высиживают своих птенцов, а подкидывают свои яйца в другие гнезда.

Дети:

Кукушка.

Весна:

- А вот проказница! Давайте накажем ее.

Снегирь:

- Правильно выгнать ее с нашего слета.

Коршун:

Так что исключим или нет?

Голосуют все.

Воспитатель:

 - Постойте, дорогие птицы, подумайте, может, не будем этого делать? Ведь не такая плохая кукушка.

Кукушка:

- Спасибо. Вам есть небольшое задание -  перед вами гнездо. Там появились птенцы. Найдите среди них кукушонка, (вот и высидели пеночки кукушонка; Целый день пеночки носят гусениц, личинок, жуков, а все кукушонку мало, клюв разевает и пищит).

Под музыку входит Лето.

Лето:

 - Дорогая сестра, твое время истекло, пришла моя очередь.

(поет песню “Кукушка” вместе с кукушкой)

 - У леса на опушке высоко на суку,

С утра поет кукушка: “ку-ку”, “ку-ку”.

Лиловая черника рассыпана во мху,

Поет кукушка тихо: “ку-ку”, “ку-ку”.

Внизу бежит речонка по желтому песку,

Поет кукушка звонко: “ку-ку”, “ку-ку”.

Зеленые лягушки попрыгали в реку,

Поет им в след кукушка: “ку-ку”, “ку-ку”.

Лето:

Что за шум, что за спор (звучат  голоса птиц)?

Снегирь:

 - Рассуди нас, лето. Мы тут спорим о вредности и полезности птиц. Вот, например воробей, разве он не вреден, если после вывода птенцов эти воробьи образуют огромные стаи и надменно нападают на посевы конопли, пшеницы, ячменя, овса, проса приносят весьма существенный вред, уничтожая не малую часть урожая этих культур.

          Кукушка:

            - Но не забывайте о том, что эти же воробьи на этих же посевах в течение длительного срока уничтожают опасных вредителей сельскохозяйственных культур.

          Воспитатель:

             - Вы знаете, что в Америке, в Бостоне за спасение полей и садов от гусениц воробью даже памятник поставили. Вот какая заслуга этой скромной невзрачной птичке.

         Лето:

             - Ну и хорошо,  не спорьте. И запомните  - нет на свете вредных птиц.  А чтобы вы совсем помирились, послушайте шуточное стихотворение о вороне (инсценировка).

Кар, кричит ворона,

Кража, караул, грабеж, пропажа.

Вор прокрался утром рано,

Гром украл он из кармана.

Карандаш, пробку, и красивую коробку.

  1. Стой ворона, не кричи,

Не кричи и помолчи.

Жить не можешь без обмана,

У тебя же нет кармана.

  1. Как, подпрыгнула ворона, и моргнула удивленно,

Что же раньше не сказали?

Кар-р-раул, кар-р-ман украли!

Лето:

- Ребята, а теперь отгадайте мою загадку, что здесь лишнее и почему? (изображена пища птиц, есть ошибка найти, что птицы не едят).

Лето:

- Лето, это прекрасная  пора для веселья всюду слышны птичьи голоса, их веселое пение.

Песня «Солнышко» (с музыкальными инструментами)

  1. Солнце утром просыпается,

Лес росою умывается.

Вы послушайте (старательно) внимательно Соловьи поют старательно (играют на свистульках).

  1. Кто - то трудится, старается,

Дробь по лесу рассыпается.

Барабана дробь чечёткой,

Развеселая и четкая.

(играют на ложках).

  1. Вот кукушка на суку сидит,

И о чем - то громко нам кричит.

Просим мы тебя не улетай,

                           Сколько лет нам вместе посчитай

(кукует кукушка, дети играют в колокольчики, ложки).

             Лето:

             - Летом птицам не сидится на месте – они, очень подвижные, много играют. Давайте поиграем в игру «Птицы без гнезда» (объясняет правила игры).

             Ласточка:

            - Лето жаворонком пела и кукушкой за рекой,

Перепелкою звенело, не смолкало день-деньской.

Много песен было спето над просторами полей,

А простилось е нами лето, грустным  криком журавлей.

Воробей:

            - Вот и осень снова иней,

Ночью травы серебрит.

Ягод столько на рябине,

Что в глазах от них рябит.

И дрозды и свиристели,

Прилетайте в добрый час.

Нынче ягоды поспели,

Очень вкусные у нас.

Входит Осень.

Осень:

               - Вот и пришла моя пора.

                Опустел скворечник.

                Улетели птицы

                Листьям на деревьях, тоже не сидится.

                Целый день сегодня все летят, летят.

                Видно тоже в Африку улететь хотят.

          - Я принесла вам кроссворд, отгадайте его и вы узнаете, о чем все мы с вами будем говорить.

         Вопросы:

  1. Вестник весны?
  2. Строит свой домик на обрывах речных берегов и под крышами домов?
  3. Заботливо приготовленными домиками встречают их люди?
  4. Певец полей?

П
Е
  ГРАЧ
Е

                  ЛАСТОЧКА

                                               СКВОРЕЦ
                                                            Т
                                         ЖОВОРОНОК
                                                            Ы
                                                            Е

Осень:

 - Вот и пришла моя пора спрашивать, зачем птицы улетают на юг? Как вы думаете, легко ли им лететь? А какая опасность ждёт их в пути (Плохая погода, резкое похолодание, могут убить охотники, так как во время перелетов идет интенсивная охота)?

Осень:

 - Для водоплавающих птиц большое значение имеет нефтяное загрязнение водоемов, от нефти оперенье птиц слипается и намокает, и они не могут лететь дальше. Телеграфные и телефонные провода тоже могут быть опасны – ведь большинство птиц летит ночью, когда плохо видно.

  Коршун:

   - Да, многие наши собратья погибают во время перелета, но, все равно, большинство птиц мужественно справляются с опасной дорогой.

 Осень:

   - А все ли птицы улетают на юг?

(Улетают ласточки, скворцы, кукушки, грачи, журавли, гуси, утки)

      Осень:

        - Назовите, какие птицы остаются?

    Дятел:

        - Снова небо почернело, снова мокрый снег идет.

         Вишня стала белой, белой, словно заново цветет.

    Воспитатель:

        - Кто в лесу разносит новости?

   Дети:

       - Сороки!

Вбегают две сороки: у одной желтый лист, у другой – снежинка. Это телеграммы Осени и Зимы.

    Сороки, перебивая друг друга, кричат:

         -  Телеграмма, телеграмма!

  На осеннем листочке написано: «Свои владения сдаю в отличном состоянии. Ушла в другие страны. До свидания. Осень»

  На снежинке телеграмма:

     «Иду на смену Осени, Несу снега белые, вьюги да метели»

  Под музыку входит Зима:

          - Я пушиста и бела, ребятишкам я мила.

Я иду к тебе на смену, снега белые несу,

Все деревья разодену, в рощах, парках и в лесу.

- Ребята, отгадайте мою загадку:

Можно ли зимой найти гнездо с маленькими птенчиками?

Как это ни странно, но это так. Клесты гнездятся зимой. Но почему у клестов появилось желание заниматься выводом птенцов среди зимы? (клесты питаются семенами шишек)

- Что страшнее птицам голод или холод? (голод)

Покормите птиц зимой, пусть со всех концов.

К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их не счесть, видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть, и для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз, к своему окну.

Чтоб без песен не пришлось, нам встречать весну.

Воспитатель:

Вот и птичий слет нам кончать пора. Мы многое сегодня узнали о птицах, и птицам хотим помогать, чтобы их песни не смолкали.

(Звучит музыка  с голосами птиц)

  1. Морозы жестокие в этом году,

Тревожно за яблоньку в нашем саду.

Тревожно за Жучку в ее конуре,

Такой же морозище как во дворе.

Но больше всего беспокойство за птиц,

За наших воробушек, галок, синиц.

Ведь очень уж холодно в воздухе им,

Поможем мы им беззащитным таким.

Поможем! Их надо кормить и тогда,

Им будет легко пережить холода.

  1. Мы будем, будем с вами птицы дружить,

В мире, согласии жить.

Будем помнить всегда,

Что вы наши верные друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пернатые друзья"

Тема: «Пернатые друзья»Направление: «Познавательно-речевое развитие»Образовательные области: познание (формирование целостной картины мира – ознакомление с природой), музыка, художественное творчество...

Интегрированное занятие "Пернатые друзья"

Закрепление представления детей о птицах. Воспитание бережного отношения к природе....

Сценарий совместной деятельности "Как живут наши пернатые друзья"

Сценарий  разработан с учетом федеральных государственных требований к организации взаимодействия взрослого и детей в  совместной деятельности....

Положение о смотре-конкурсе "Помоги пернатым друзьям"

Положение о смотре-конкурсе на лучшую кормушку для птиц "Помоги пернатым друзьям", в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников...

Консультация для родителей Пернатые друзья «Птицы — наши друзья».

О том, что птицы- друзья и помощники человека, мы знаем уже давно....