Опыт работы по познавательному развитию: Тема: «Вода-таинственная стихия»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Опыт работы
Е.А.Черняевой воспитателя старшей группы МДОУ «Медновский детский сад «Родничок»
Тема: «Чудо природы - Вода»
Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты — сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами.
А. Сент-Экзюпери
Гипотеза: мы предположили, что
Вода - она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Актуальность:
Вода самое привычное вещество на Земле. Она сопровождает каждое мгновение нашей жизни. Земля, как и человек, на 80% состоит из воды. Но, несмотря на то, что вода - самое распространенное вещество на планете, она же является самой таинственной из стихий.
Учёные сделали громадный шаг, они поняли, что мы все, о воде почти ничего не знаем. Следовательно, вслед за этим пониманием начинает приходить желание узнать…
Дети в своей жизни ежедневно сталкиваются с водой. Исходя из этого, я решили обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.
Цель:
Развитие познавательных способностей детей в процессе ознакомления с явлением окружающего мира - водой.
Объект:
Вода
Задачи:
- Пробуждать интерес к предлагаемой деятельности.
- Приобщать детей к процессу познания.
- Обогащать и расширять представления детей о
окружающей среде - воде.
4. Развивать познавательный интерес детей в процессе
экспериментальной деятельности, умения выдвигать
гипотезы и предлагать способы их решения.
5. Формировать эмоциональную заинтересованность.
6. Развивать мышление и воображение.
7. Развивать речь детей, активизировать их словарь.
8. Обогащать запас знаний родителей о роли
экспериментирования в жизни ребёнка.
9. Воспитывать бережное отношение к воде.
Этапы реализации:
Подготовительный этап:
- Подобрать и изучить методическую литературу.
- Пополнить развивающую среду.
- Разработать перспективный план НДО познавательного цикла.
- Разработать вопросы диагностирования.
- Провести диагностику.
- Подготовить информацию для родителей.
Основной:
1.Работа по перспективному планированию:
- непосредственно – образовательная деятельность;
- исследовательская деятельность - эксперименты и опыты;
- продуктивная деятельность;
- наблюдения;
- беседы;
- игровые ситуации.
2. Взаимодействие с родителями:
- родительское собрание;
- консультации;
- рекомендации;
- памятки;
- проведение исследовательской деятельности дома;
- проведение продуктивной деятельности ребёнка дома.
Заключительный:
- Выставка продуктивной деятельности детей «Вода в природе»;
- Создание коллажа «Тайны воды»;
- Проведение диагностики;
- Открытые мероприятия:
«Вода волшебница», «В гостях у Нептуна».
Связь с узкими специалистами - музыкальный руководитель:
- прослушивание в грамзаписи звуков журчания ручейка, шума моря, «песенки» воды;
- пение песен о воде;
- разучивание подвижных игр с музыкальным сопровождением;
- проведение открытого мероприятия «Вода волшебница».
Предполагаемый результат:
- Повысился уровень мотивации к НОД;
- Дети имеют представление о том, что вода — одно из самых главных богатств Земли; научились понимать, что вода несет жизнь и растениям, и животным, и людям.
- Дети могут анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе;
- Дети имеют представление : о переходе - веществ из твердого состояния в жидкое, и парообразное, и наоборот; знают свойства воды; устанавливают связи между средой обитания и образом жизни.
- У детей сформированы понятия о состоянии воды в зависимости от времени года.
- Дети осознают необходимость бережного отношения к воде, как природному ресурсу.
- Дети применяют на практике знания о бережном отношении к воде.
План деятельности по достижению цели:
Сентябрь
1.Подобрать и изучить методическую литературу.
Октябрь
2. Пополнить развивающую среду:
- подбор художественной литературы по теме;
- подбор энциклопедий, карт, схем;
- составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок;
-составление картотеки опытов с водой;
-подготовка оборудования для опытов с водой.
Ноябрь
3. Разработать перспективный план НДО познавательного цикла.
4. Подготовить информацию для родителей по темам:
- Рекомендации: «Поисково-исследовательская деятельность детей дома».
- Рекомендации «Эксперименты дома»;
- Родительское собрание: « Почему воду нужно беречь?»
- Памятка « Вода может быть опасной».
Декабрь – Март
5. Провести диагностику.
6. Реализовать выполнение запланированных мероприятий.
Январь
6.Составление схемы «Круговорот воды в природе»
7.Составление коллажа « Тайны воды».
Апрель-Май
7. Провести диагностику.
8.Выставка продуктивной деятельности детей «Вода в природе».
9.Открытые мероприятия:
«Вода волшебница», «В гостях у Нептуна».
Организационные формы работы:
N п\п | Форма работы | Количество дней |
1 | Групповое обсуждение | Ежедневно |
2 | Самостоятельная работа детей | Ежедневно |
3 | Индивидуальные беседы, консультации с родителями | Ежедневно |
4 | Опыты эксперименты | 2 раз в неделю |
5 | Наблюдения на прогулке | 1 раз в неделю |
6 | Экскурсии | 1 раз в месяц |
7 | НОД по ознакомлению с окружающим миром-водой | 1 раза в неделю |
План работы непосредственно – образовательной деятельности:
Месяц | НДО |
Декабрь | 1. «Вода - источник жизни» 2. « Зачем нужна вода?» 3. «Где можно встретить воду?» 4. «Путешествие капельки» |
Январь | 1. «Свойства воды» 2. «Состояние воды» 3 . « Лёд-вода» 4. «Морозко» |
Февраль |
|
Март |
|
Апрель | Итоговое: « Вода волшебница» |
Диагностика знаний и представлений детей по познавательному развитию детей старшей группы.
Тема : окружающий мир – вода.
№
|
Имя Ф. ребёнка
|
Наличие знаний |
Имеются представления |
|
Итог | ||||||||||||
Для чего человеку, растениям, животным нужна вода. |
Где в природе можно встретить воду. | О свойствах воды (не имеет: цвета, запаха, вкуса).
| О состояние воды (жидкая - твёрдая–пар). | о том, какой получится лед, если заморозить разноцветную воду. | О том, что вода способна смачивать и очищать предметы |
| |||||||||||
Н Г | К Г | Н Г | К Г | Н Г | К Г | Н Г | К Г | Н Г | К Г | Н Г | К Г |
| Н Г | К Г | |||
1. | Вика Б. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
2. | Полина В. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
3. | Юля Ж. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
4. | Серёжа Ж |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
5. | Матвей И. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
6. | Женя И. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
7. | Аркадий К. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
8. | Женя К. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
9. | Глеб К. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
10. | Полина К |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
11. | Данил К. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
12. | Никита М |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
13. | Полина М. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
14. | Богдан П. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
15. | Лиля П. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
16. | Диана Р. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
17. | Коля С. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
18. | Эля С. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
19. | Никита |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
20. | Юля У. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
21. | Лена Ц. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Начало года |
|
|
| ||||||||||||||
Конец года |
|
|
| ||||||||||||||
| |||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||
Список используемой литературы:
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5 - 6 лет. Практическое
пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2008
2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6 - 7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
3. Дошкольное воспитание № 9 1990 г.
4. Дошкольное воспитание № 7 2005 г.
5. Дошкольное воспитание № 5 2008 г.
6. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
7. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада.- М.: Новая школа. 1995.
8. Плешаков А. А. Мир вокруг нас: Учеб. для 1 кл. трёх лет. нач. шк.. – М.: Просвещение, 1995.
9. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 4–е изд., испр. и доп. – М.: Москва – Синтез, 2005.
10. Рыжова Н.А. Волшебница вода. Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1997
11. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008
12. Уроки Монтессори. Воспитай меня правильно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по познавательному развитию детей (экспериментирование)
В опыт работы включены конспект занятия с магнитом для детей средней группы, описание опытов "Свойства магнита" и "Свойства воздуха",нитеграция процесса экспериментальной деятельности с изодеятельност...
Опыт работы по познавательному развитию
Старший дошкольный возраст очень важен в жизни ребенка. Это яркий период открытий, удивлений и любознательности. Потенциал детей растет и приобретает новые формы, желание познавать совпадает с ...
Опыт работы по познавательному развитию "Познай себя" в средней группе
Перспективный план по теме "Познай себя"...
Опыт работы по познавательному развитию (ФЭМП)
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19211243","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"float: left;","width":"336"}}]]...
Опыт работы на тему: "Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность"
Дошкольное детство — это начальный этап человеческой личности. Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с пе...
Опыт работы по познавательному развитию дошкольников в новых условиях введения ФГОС ДО.
План.Особенности организации образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников в новых условиях введения ФГОС ДО.Познавательный интерес как важнейший мотив и средства педагогов, не...
Опыт работы по познавательному развитию дошкольников в новых условиях ведения ФГОС ДО.
Познавательный интерес - основа познавательного развития дошкольников.Современные образовательные технологии в рамках интерактивного обучения:- игровые технологии- информационно-коммуникационные техно...
Комментарии
Отличная работа! Голосую с
Отличная работа! Голосую с удовольствием! +5 баллов. Зайдите и ко мне на страничку!
Буду рада узнать Ваше мнение! http://nsportal.ru/node/667020