Опыт работы на тему: "Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Дошкольное детство — это начальный этап человеческой личности. Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество.Свой опыт работы я описывала по работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_po_eksperimentalnoy_deyatelnosti_holodilinoy_ov.docx | 100.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 6»
города Миньяра Ашинского района Челябинской области
Развитие познавательных интересов детей,
через познавательно-исследовательскую деятельность
(опыт работы)
Опыт работы подготовила
Воспитатель Холодилина О.В.
Миньяр
2021
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Актуальность и значимость познавательно-исследовательской деятельности в развитии ребёнка…………………………………………….5
1.1. Диагностика уровня сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………6
2. Практика педагогической образовательной деятельности с использованием познавательно-исследовательской деятельности……………………………………………………………………..8
2.1. Развитие познавательных интересов детей, через созданий условий для познавательно-исследовательской деятельности……………………………..10
2.2. Формы, методы и приемы познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшего возраста……………………………………..13
2.3. Планирование работы в детской мини – лаборатории «Юный исследователь» с детьми старшего дошкольного возраста…………………...16
2.4. Использование игровых технологий в познавательно – исследовательской деятельности……………………………………………….19
3. Взаимодействие с родителями по познавательно – исследовательскому развитию дошкольников………………………….....21
Заключение……………………………………………………………………..23
Литература………………………………………………………………………24
Приложение …………………………………………………………………....25
Введение
Прежде чем давать знания,
надо научить думать,
воспринимать, наблюдать.
В.Сухомлинский
Дошкольное детство — это начальный этап человеческой личности. Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.
Мир, в котором мы живём, сложен, многогранен и изменчив. Люди – часть этого мира – открывает для себя все новые и новые объекты, явления и закономерности действительности.
Любой нормальный ребёнок появляется на свет с врождённой познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться на первых порах к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность переходит познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющейся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире (по М. И. Лисиной). С ростом и развитием ребёнка его познавательная активность всё больше начинает тяготеть к познавательно – исследовательской деятельности. В пять – шесть лет ребёнок по – прежнему смотрит на мир широко открытыми глазами. Всё чаще и чаще, всё смелее и смелее он бросает свой взор на открывшуюся перспективу познания большого мира. Детям всё интересно, их всё манит и привлекает. Старший дошкольник с одинаковым рвением пытается освоить и то, что поддаётся осмыслению на данном возрастном этапе, и то, что пока он не в состоянии глубоко и правильно осознать. Именно у детей пяти – шести лет наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу всё знать!». И наша задача, воспитателей, родителей, помочь им в этом: создать условия для познавательно – исследовательской деятельности, подобрать необходимые материалы, инструменты, пособия, литературу, дидактические игры. В настоящее время в детском саду не хватает наборов для юных исследователей: приборов, микроскопов, пробирок для опытов, методических пособий, материалов по детскому экспериментированию.
Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка одна из главных образовательных задач. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.
1. Актуальность и значимость познавательно-исследовательской деятельности в развитии ребёнка
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоит, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского экспериментирования - разнообразие и вариативность работы с детьми в образовательном процессе. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую исследовательскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Многие авторы указывают, что внесение разнообразия во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывание множества вариантов по темам, воспитателям зачастую трудно.
Актуальность проблемы и значимость познавательно – исследовательской деятельности ребенка одна из главных образовательных задач. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам, наблюдениям.
1.1. Диагностика уровня сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
Для изучения интегративных качеств «овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Познание» детей 6-7 лет использовала мониторинг достижений детьми планируемых результатов ОООП ДО авторов И.Б.Едакова, И.В.Колосова и др.
№ п/п | Компоненты интегративного качества | Отметка о развитии («+»/ «-» ) | Методы диагностики |
Сенсорное развитие | |||
различает качества предметов (величина, форма, строение, положение в пространстве, цвет и т.п.) | беседа | ||
обследует предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий | беседа наблюдение | ||
классифицирует и группирует предметы по общим качествам и характерным деталям | беседа наблюдение | ||
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструкторской) деятельности | |||
способен соотносить конструкцию предмета с его назначением | беседа | ||
самостоятельно отбирает необходимые для постройки детали и использует их с учетом их конструктивных свойств | беседа наблюдение | ||
способен создавать различные конструкции объекта по рисунку, словесной инструкции, реализует собственные замыслы | беседа наблюдение | ||
Формирование элементарных математических представлений | |||
владеет (количественным и порядковым) счетом в пределах 10, соотносит цифру и количество предметов | беседа наблюдение | ||
решает простые арифметические задачи на числах первого десятка | беседа наблюдение | ||
использует способы опосредованного измерения и сравнения объектов по величине: длине, объёму, массе | беседа наблюдение | ||
ориентируется в пространстве и на плоскости | беседа | ||
определяет временные отношения | беседа | ||
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей | |||
имеет представления о живой и неживой природе, культуре быта, рукотворном мире, своем городе, стране | наблюдение | ||
выбирает и группирует предметы окружающего мира в соответствии с познавательной задачей | беседа наблюдение | ||
устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями | беседа | ||
использует наглядные модели и символические средства (планы, схемы, цвета) для познания окружающего мира | наблюдение | ||
знает правила поведения в природе и соблюдает их | беседа | ||
Итого | «+»___; «-»___ | ||
Уровень* |
С детьми старшего дошкольного возраста провела диагностику уровня сформированности познавательного интереса детей 5-6 лет на начало 2020 года, чтобы спланировать свою работу.
Динамика развития познавательных способностей и уровня формирования исследовательских навыков в образовательной области «Познание» у 10 детей старшего дошкольного возраста показало на начало 2013 года с высоким уровнем развития - 2 человека, средним уровнем развития – 7 человек, с низким уровнем развития – 1 человек.
Изучила программы С.Н. Николаевой «Юный эколог», Н.Н. Кондратьевой «Мы», опыт работы Г.П. Тугушевой, А.Е. Чистяковой «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Чтобы привлечь внимание воспитателей к познавательно – исследовательской деятельности, подготовила консультации и рекомендации для воспитателей по экологическому воспитанию детей: «Пособия для моделирования в разных видах экологически ориентированной деятельности», «Занимательная экология», выступила на семинаре – практикуме с темой «Мудрые науки – без назидания и скуки», на районном методическом объединении по распространению опыта работы показала видеозанятие «Удивительные свойства воды».
2. Практика педагогической образовательной деятельности с использованием познавательно-исследовательской деятельности
Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач:
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;
-формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие внимания, памяти, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, выделять главное, комбинировать;
- развитие игрового, речевого, художественного творчества, умение активизировать знания.
- развитие творческой личности.
Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Системность моей работы заключается в развитии познавательной активности с использованием исследовательских методов в разных видах деятельности, согласно режимным моментам и на занятиях.
Продумывая формы и методы организации познавательной деятельности дошкольников, ставлю акцент образования на усвоение конкретных знаний в той или иной области на способы их добывания и творческого применения в определенной жизненной ситуации. При этом обучение веду с учётом интересов и возможностей самих детей, поощряю и стимулирую проявление творчества, создаю условия для успешного развития каждого ребенка, развиваю связную речь.
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л. С. Выготский.
2.1. Развитие познавательных интересов детей, через созданий условий для познавательно-исследовательской деятельности
Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно - манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто "бесцельное" экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства "островки" познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, "вплетаясь" в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
Присоединяющиеся к действию образ-символ и слово позволяют ребенку перейти от внешнего "действенного" экспериментирования с вещами к вербальному исследовательскому поведению, рассуждению о возможных связях и отношениях вещей.
Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от полноты разнообразного предоставляемого ребёнку материала для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала позволит не только поддержать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, не дать ей "заглохнуть", но и развить его познавательные интересы. Процесс познания – творческий процесс и задача воспитателя – поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого необходимые условия, оказать ему помощь в попытках установить простейшие закономерности, обратить внимание на объективные причины, связи и отношения явлений окружающего мира различными материалами и предметами (вода, снег, песок, стекло, воздух и др.)
Понимая значение экспериментирования для психического развития ребенка открыла в своей группе Мини – лабораторию «Юный исследователь», которую оснастила необходимыми пособиями и материалами для реализации предполагаемой экспериментальной работы с детьми старшего возраста логопедической группы. Планирование работы в мини – лаборатории свободной самостоятельной деятельности предполагает в первую очередь создание условий для возникновения самостоятельной деятельности детей. Это дает возможность работать подгруппами по интересам детей, использовать материалы, которые часто не пользуются в группе при большом количестве детей, не ограничивать ребенка в деятельности. Совместную деятельность с детьми организую один раз в неделю во второй половине дня. Работа проводится с небольшими подгруппами детей, учитывая способности, уровни развития и интересы детей. Во время занятия провожу два – три эксперимента, в зависимости от сложности.
Для своей мини – лаборатории «Юный исследователь» подготовила материалы и оборудования: папки – передвижки «Опыты в детском саду», картотеки наблюдений и опытов, книги из серии «Познаю мир», лупы, разнообразные магниты, увеличительные стекла, часы песочные (на 1,3 минуты), компас, весы, прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема, воронки, ведерки детские, стаканчики, пипетки, мерные стаканчики и мензурки, контейнеры для сыпучих и мелких предметов, природные материалы: зёрна, семена разных сортов растений и деревьев, фруктов и овощей, шишки, скорлупа орехов, веточки и пух, камушки, картинки, фотоматериалы, бросовый материал: пуговицы, кусочки ткани, моющее средство, разные виды бумаги, натуральные безопасные красители, губки, зеркала цветные шнуры, ширмы и т д. для опытов с магнитом использую игру «Рыбалка». Для проведения опытов сшили с помощью родителей детские халаты, шапочки, переднички. Материалы и оборудования помогают и дают возможность детям легко, по их усмотрению и замыслу трансформировать, создавать пространственную организацию среды, обозначать свою игровую территорию. Каждый из обозначенных типов материала постепенно вводится в арсенал детской деятельности. С возрастом расширяется диапазон материалов, он изменяются от простого к сложному, что в конечном итоге на каждом возрастном этапе создает возможность для полноценной и разнообразной познавательно-исследовательской деятельности.
Размещаю материалы для познавательно-исследовательской деятельности в группе в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу.
Часть объектов для исследования в действии может быть стационарно расположена на специальном дидактическом столе (или паре обычных столиков, приспособленных для этой цели). Остальные объекты для исследования и образно-символический материал располагаю в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности. Целесообразно разделяю весь материал на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года меняю их, чтобы вызывать волны интереса детей к новым или немного "подзабытым" материалам.
Такое оборудование работает для ребенка с целью его развития, а для педагога – помогает в организации деятельности. Перед началом эксперимента провожу беседу по правилам безопасного поведения в детской мини – лаборатории, которую мы с детьми сами придумали и дети стараются их выполнять и следят, чтобы никто не нарушил эти правила.
Окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. Дети проводят опыты в “лаборатории” и в “Уголке природы”, используя пособия и материал для проведения исследования. Свои знания дети закрепляют в дидактических играх, а результаты опытов – в изо деятельности.
2.2. Формы, методы и приемы познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшего возраста
При работе с детьми отобрала наиболее эффективные методы и приемы исследовательской деятельности:
- умение видеть проблему;
- выдвигать гипотезы;
- задавать вопросы;
- давать определения понятиям;
- видеть парадокс;
- классифицировать и анализировать;
- оценивать идеи;
- делать выводы и умозаключения;
- наблюдать;
- экспериментировать.
Чтобы заинтересовать детей, использую метод необычности, новизны объекта, таинственности или сюрпризности объекта, познавательный мотив «Почему так происходит?».
М.В. Кларин приводит представление (зарубежных дидактов) о трех уровнях исследовательского обучения: на первом уровне педагог ставит проблему и намечает метод ее решения. Само решение, его поиск предстоит детям осуществить самостоятельно; на втором уровне педагог только ставит перед детьми проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (здесь возможен групповой, коллективный поиск); на высшем, третьем, уровне постановка проблемы, равно как отыскание метода и разработка самого решения, осуществляется детьми самостоятельно. Опираясь на разработанные в психологических исследованиях представления о развитии познания в онтогенезе (Л.С.Выготский, Д.Брунер, Л.А.Венгер, Н.Н.Поддьяков и др.) как последовательном овладении ребенком все более сложными культурными средствами репрезентации мира (действием, образом, знаком), условно разделила материал для познавательно-исследовательской деятельности детей на следующие типы:
— объекты для исследования в реальном действии;
— образно-символический материал;
— нормативно-знаковый материал.
К объектам для исследования в реальном действии относится широкий диапазон материалов, от специально разработанных для развития ребенка до естественных природных и культурных объектов. Это, прежде всего материалы для сенсорного развития, детально разработанные М.Монтессори, на основе которых созданы различные современные модификации (вкладыши-формы, объекты для сериации и т.п.). К этому типу материалов относятся и различного вида предметы-головоломки, способствующие развитию аналитического восприятия, пониманию соотношения целое -части, а также сложные искусственные объекты для экспериментирования типа "проблемных ящиков", стимулирующие детей к поиску причинно-следственных связей, комбинации условий, приводящих к определенному эффекту. Можно отнести к этому типу материалов также особые объекты для экспериментирования и упорядочения, находящиеся как бы на границе между познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью — разного рода мозаики, стимулирующие развитие пространственного анализа и синтеза, ориентировку в цвете, форме, величине, количестве. В любом возрасте материал для исследования в действии способствует не только овладению познавательными средствами, но и стимулирует развитие координации руки и глаза, мелкой моторики ребенка.
С детьми выполняю самые разные действия, например, выкладывание картинок с тем явлением природы, которое наблюдали на прогулке или одеваем куклу в ту одежду, которая нужна ей по сезону, при этом закрепляем последовательность одевания и на кукле и по схеме, и при одевании на прогулку. В этом возрасте главное сформировать навыки самообслуживания.
Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект ребёнка и личность в целом. У дошкольника появляется желание узнать новое о свойствах вещей, активно исследовать их.
К образно-символическому материалу относятся специально разработанные, так называемые "наглядные пособия", репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений. Это всевозможные наборы карточек с разнообразными изображениями явлений природы в живой и неживой природе, серии картинок «Что с начало, а что потом?» и т.п.
К нормативно-знаковому относится материал языковых и числовых знаков, вводящий детей в новую форму репрезентации мира. Это разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т.п. Этот материал, который постепенно опробуется и исследуется ребенком, готовит его к освоению письменной речи (чтения и письма), начальной математики, т.е. к овладению универсальными человеческими средствами внутренней мыслительной деятельности.
Каждый из обозначенных типов материала постепенно вводится в арсенал детской деятельности.
2.3. Планирование работы в детской мини – лаборатории «Юный исследователь» с детьми старшего дошкольного возраста
Организованное обучение | Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Работа с родителями | |
Сентябрь: ДИАГНОСТИКА (констатирующая) Октябрь Задачи: Обобщить и уточнить представления детей о физических свойствах воздуха. Заложить у детей представления о том, что людям необходим воздух для жизни. | ||||
IV нед. Итоговое занятие. Тема: “Воздух вокруг нас” | I нед. Опыт “Воздух в воде”. Анкетирование детей | Поместить емкость и разнос с материалом для опыта. | Анкетирование родителей. | |
II нед. Опыт “Можно ли сжать воздух” | Наблюдение в уголке природы. | Организация выставки книг по природе для детей и родителей | ||
III нед. Опыт “Быть в воде и не замочиться”. | Работа в мини – лаборатории «Юный исследователь», повтор опытов. | |||
IV нед. Опыт “Давит ли на нас слой воздуха, находящийся над землей” | Д/и “Соседи на планете” | |||
Ноябрь. Задачи: Обобщить и уточнить знания детей о физических свойствах воды. Значение воды для жизни человека | ||||
IV нед. Итоговое занятие. Тема: “Вода – это жизнь” | I нед. Опыт “Вода поднимается вверх” | Работа в лаборатории: поместить материал: цв. чернила, вода, банка. | Консультация “научите ребенка любить живую природу”. | |
II нед. Опыт “Почему тепло приводит воду в движение”. | Наблюдение за растениями в “Уголке природы”. | Родительский журнал. | ||
III нед. Опыт “Почему идет дождь?” | Д/и “Приключение капельки” Зарисовка результатов опыта. | |||
IV нед. Опыт “Вода исчезает”. | Работа с перфокартой. | |||
Декабрь. Задачи: Уточнить и обобщить понятия детей о тайнах света, распространения света. Зависимость света для жизни людей и всего живого на Земле. | ||||
IV нед. Итоговое занятие. Тема: “Свет и его влияние” | I нед. Опыт “На свету и в темноте” | Работа в лаборатории. (емкость с зеленью, коробка). | Беседа: “Как выбрать для прогулок с детьми безопасный участок?” | |
II нед. Опыт “В погоне за светом” | Наблюдение в природе (за бальзамином, колеусом). | |||
III нед. Опыт “Защитим себя от солнца” | Наблюдение за уличным освещением. | День открытых дверей: “Эксперименты в нашей жизни” | ||
IV нед. Опыт “Уличные тени” | ||||
Январь: Задачи: Обобщить и уточнить представления детей о Земле: это почва. “Земля необходима для жизни” | ||||
IV нед. Итоговое занятие. Тема: “Земля и её недра”. | I нед. Опыт “Что у нас под ногами?” | Д/и “Найди и назови” Работа в лаборатории. Поместить емкость с почвой, лупа тарелка, палочка. | Родительский журнал (материал по охране природы). | |
II нед. Опыт “Могут ли животные жить в земле?” | Наблюдение в природе. | Выставка детских работ “Охраняй природу”. | ||
III нед. Опыт “Почему все падает на землю?” | Д/и “Чистота залог здоровья” | Консультация “Открой мир природы своему ребенку” | ||
IV нед. Опыт “загрязнение почвы, водоемов” | Работа в “Уголке природы”. Д/и “Живое - неживое” | |||
Февраль. Задачи: Обобщить и уточнить представления детей о как распространяются звуковые волны. Заложить у детей представления о том, как важно слышать звуки в жизни. | ||||
IV нед. Итоговое занятие. Тема: “Звук и его значение”. | I нед. Опыт “Как распространяется звук?” | Д/и “Определи по звуку”. | Викторина “Открой дверь в мир опытов”. | |
II нед. Опыт “Где живет эхо?” | Наблюдение на экскурсии | |||
III нед. Опыт “Почему Мишутка пищал?” | Работа в лаборатории. | Родительский журнал. | ||
IV нед. Опыт “Проверим слух”. | ||||
Март. Задачи: Обобщить и уточнить представления детей о магнитах. Влияние магнетических бурь на самочувствие людей. | ||||
IV нед. Итоговое занятие. Тема: “Что такое магнетизм, его свойства”. | Iнед.Опыт “Притягиваются – не притягиваются” | Поместить предметы разн. материалы, магнит. | Рекомендации оборудование лаборатории”. | |
II нед. Опыт “Необычная скрепка” | Опыты в лаборатории | Родительское собрание “Экологическое развитие в процессе ознакомление с окружающим”. | ||
III нед. Опыт “Магнитные бури” | Наблюдение в природе. | |||
IV нед. Опыт “Два магнита” | Д/и “Угадай на ощупь”Работа в лаборатории (2 магнита, нитка). | |||
Апрель. Задачи: Обобщить и уточнить представления детей о строении глаза. Заложить у детей представления о том, что глаза нужно беречь | ||||
IV нед. Итоговое занятие. Тема: “Для чего нужны глаза?”. | I нед. Опыт “Наши помощники - глаза” | Работа с перфокартой. | Конкурс плакатов “Береги планету земля”. | |
II нед. Опыт “Проверка зрения” | Д/и “Какую пользу приносит” | Папка – передвижка «Познавательные опыты для детей» | ||
III нед. Опыт “Большой и маленький” | Рисован. “Глаза наши помощники”. | Папка – передвижка «Тело человека» | ||
IV нед. Опыт “Если не видишь?” | Карточки с изображением предметов (проверка зрения) | Участие в природоохранной акции “Посади дерево” | ||
Май. Задачи: Обобщить и уточнить представления детей о том, что органы осязания необходимы для жизни и здоровья | ||||
IV нед. Итоговое занятие. Тема: “Осязание”. | I нед. Опыт “Экзамен для кожи” | Работа в мини -лаборатории. Материал для опыта: ватный тампон, чайная ложка | Беседа: “Как выбрать место для летнего отдыха”. | |
II нед. Опыт “Что мы узнаем с помощью осязания?” | Работа с перфокартой. Работа в “Уголке природы”. | |||
III нед. Опыт “Горячо - холодно”. | Д/и “Угадай на ощупь” Зарисовка опыта | Анкетирование родителей | ||
IV нед. Опыт “Познание с помощью осязания” | Д/и “Собери фигуру человека”. |
В старшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.
Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Создаю специальные условия и проблемы в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности.
Подвожу каждого ребёнка к пониманию таких природных явлений, как листопад, снегопад, дождь, молния и др.. Провели простейшие опыты с водой: - Удивительные свойства воды.
Материал: Графин, пипетки, стаканчики, пуговицы, молоко, вода, гуашь, моющее средство, чеснок.
Ход опыта: В стаканчики налили воду. В первый стаканчик добавили гуашь, во второй чеснок, в третий - гуашь, в четвёртый моющее средство.
Сделали вывод: Когда добавили в воду чеснок, гуашь, моющее средство. Выяснили, что вода не имеет запаха, цвета, вкуса.
Мы наблюдали сильный дождь в группе из окна, во время прогулки на участке дети видели, как стекает вода по стёклам, какие лужи после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений сделали выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит. Для формирования у детей интереса к этому явлению использовала русскую народную песенку «Дождик, дождик, веселей…» и др.
Дети убедились, что дождь – это вода. Сравнили воду из - под крана и из лужи, отметили: в луже вода грязная, а из под крана – чистая. Если воду из под крана вскипятить, то она подходит для питья, а из лужи для питья не подходит, зато в этой луже может помыть свои крылышки воробей (мы с детьми наблюдали это не раз). Использовали чтение стихотворения А. Барто «Воробей».
В этом возрасте стараюсь развивать у детей представление об отдельных, часто встречающихся явлениях неживой природы (осадки - снег, дождь, град, выделяемые свойства песка, воды, утро-вечер, день-ночь и т.д.), а также знакомим с объектами живой природы: комнатными и дикорастущими растениями, дикими и домашними животными. В результате дети приобретают определенный багаж знаний о мире природы. У них возникает познавательный интерес к объектам природы, желание узнавать новое о свойствах вещей, активно исследовать их. Они задают вопросы: «Почему осенью улетают птицы? Где зимой живут жучки и бабочки? Почему снег в комнате тает?», «Откуда дует ветер?», «Почему листочки осенью опадают с деревьев?» В этом возрасте внимание детей становится более устойчивым, они могут довольно долго наблюдать за животными и растениями.
В ходе экспериментирования ребенок познает объект. В практической деятельности осуществляет и выполняет познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Например: в ходе реализации тематической недели «Осень» при знакомстве с овощами проводила с детьми опыт «тонет, не тонет»: картошка, лук, помидор. В ходе этого опыта дети узнали, что картошка тонет, а помидор и лук плавают, картошка тяжелее, а в помидоре и в луке много воды.
Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в своей практике. Мною уделяется все больший акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». При знакомстве с овощами дети определяли их на вкус. Попробовав морковку, дети узнали, что она сладкая, а не горькая и из моего рассказа узнали, что в ней много витаминов для нашего здоровья.
При знакомстве с цветами мы исследовали не только форму цветов, форму листьев, но и запахи.
При решении социальной проблемной ситуации в повседневной жизни на прогулке была смодулирована проблема «Как достать листик?» В ходе этого эксперимента, часть детей подпрыгивали, другие использовали подручный материал: палочки, веточки, скамейку, кто-то пытался подуть на листики. А часть детей так и не смогли решить эту проблему. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер. Н.Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников:
-Активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
-Ориентировочно-исследовательская деятельность организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий.
Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.
Исследовательский подход к обучению представлен, в частности, в пособии «Занимательные эксперименты и опыты» (Ф. Ола, Ж.-П. Дюпре, А.- М. Жибер, П. Леба, Дж. Лебьом, 2013г.). Распространенным в зарубежной педагогике является понимание исследовательского обучения как обучения, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) педагогом. В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее: ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить; предлагает возможные решения; проверяет эти возможные решения, исходя из данных; делает выводы в соответствии с результатами проверки; применяет выводы к новым данным; делает обобщения.
Линия уточнения — степень самостоятельности ребенка по отношению к различным сторонам решения проблемы.
С возрастом расширяется диапазон материалов, они изменяются от простого к сложному, что в конечном итоге на каждом возрастном этапе создает возможность для полноценной и разнообразной познавательно-исследовательской деятельности.
Чтобы реализовать все задачи, изменила свою позицию по отношению к детям, мы сотрудничаем с детьми на равных, а это делает детей более ответственными и самостоятельными. В развитие конструктивных форм мышления использую мелкий строительный материал. Дети учатся строить элементарные постройки и на своём опыте убеждаются, что если под большой кубик положить маленький, то постройка будет непрочной. И путём экспериментов они приходят к правильной постройке башенки, гаражей и других сооружений.
2.4. Использование игровых технологий в познавательно – исследовательской деятельности.
В своей работе с детьми придаю большое значение игровым технологиям. Для знакомства с предметами и их основными признаками использую игры:
Дидактические игры: «Мастерская на ремонте», «Времена года», «С какого дерева листик», «Назови, кто я?», «Помоги найти маму», «Где, чей домик?», «Оденем Машу на прогулку», « Семейство слов», «Назови ласково», «Найди сходство и различие».
Алгоритмические игры: « Кто точнее», «Кто быстрее», «Наши помощники», «Узнаем, какой материал», «Где прячется предмет?», «Расшифруем карточку».
Словесные игры: «Съедобное – не съедобное», «Кто как кричит?», «Что лишнее?», «Узнай по голосу», «Хорошо – плохо», «Это кто к нам пришёл?», «Подскажи словечко», «Ручеёк слов», «Закончи предложение» и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире. Для более глубокого изучения темы "Домашние животные" изготовила мини-макет «Скотный двор», «Птичий двор», «Дикие животные», здесь дети видят разницу жизни домашних и диких животных.
Такие игры помогают мне в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы. Дети узнали, что за животными ухаживают люди, они кормят, их поят, а дети сделали для них забор, что бы к ним не прокрался волк.
Всё воспитание и обучение детей строю в личностно-ориентированной модели. Для меня главное – это необходимость развития каждого ребёнка как личности, для этого создаю все условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу, свобода поведения и самооценка.
В ходе исследовательской деятельности формируются у детей начально-ключевые компетентности:
Социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом);
Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений)
Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания)
Здоровьесберегающая (через беседы о пользе фруктов и овощей)
Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения).
В соответствии с ФГОС педагог должен развивать в детях: любознательность, воображение, творческую активность; формировать познавательные действия о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, любить экспериментировать с материалами и веществами.
В старшем дошкольном возрасте заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.
Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом. У детей появилось желание узнать новое о свойствах вещей, активно исследовать их.
С.Н.Николаева считает, что формирование экологических представлений может идти на протяжении всего дошкольного возраста, но малыши могут прослеживать только единичные связи, в то время как в старшем возрасте – при последовательной работе – понимать связи комплексного развития в природе. У старших дошкольников уже формируются достаточно правильные и полные картины окружающей их природы, поэтому всю работу с детьми строю с учётом их возрастных особенностей.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Моя задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.
Считаю, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно- ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.
3. Взаимодействие с родителями по познавательно – исследовательскому развитию дошкольников.
На современном этапе необходимо поднять уровень экологического воспитания не только у детей, но и у родителей. Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями. Углубленная работа с родителями по организации познавательно-исследовательской деятельности детей даёт определённые положительные результаты.
Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:
во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;
во-вторых, создать атмосферу общности интересов; в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей через консультации и рекомендации «Эксперимент в детском саду», «Арт – терапия. Работа с песком», «Познавательная активность старших дошкольников», тематические папки – передвижки «Учимся наблюдать», «Опыты на кухне», «По дороге в садик», «Правила поведения в лесу», провела с родителями родительские собрания на тему экологического воспитания детей дошкольного возраста «Формирование экологической культуры старших дошкольников», «Два взгляда на воспитание ребенка - дошкольника».
Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.
Вывод
В процессе экспериментирования дошкольник получил возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Проводимые эксперименты, представили ребенку возможность самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?". Знакомясь с доступными явлениями неживой природы, дошкольники учатся самостоятельно рассматривать различные явления и производить с ними простые преобразования. Дети стали больше обращать внимание не только на видимые и ощущаемые связи и отношения, но и на скрытые от непосредственного восприятия причины, которые в дальнейшем станут основой для формирования у детей полноценных физических знаний при дальнейшем обучении в школе. Важно, что ребенок начинает подходить к пониманию явлений с правильных, научных позиций. При этом у детей будут формироваться пусть неполные, но достоверные представления о явлениях природы и принципах их протекания.
Результативность опыта: Динамика развития познавательных способностей и уровня формирования исследовательских навыков в образовательной области «Познание» у детей старшего дошкольного возраста показала, что на конец 2021года с высоким уровнем развития - 6 человек, со средним уровнем развития – 4 человек, что в сравнении с сентябрем 2020года улучшилась высокий уровень на 40 %, средний уровень уменьшился на 30%, с низким уровнем развития – 0%.
Заключение
Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя ещё мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.
Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте. В.А.Сухомлинский говорил о ней так: "Без игры нет, и не может быть полноценного и умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости".
Литература
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М.В. Кларин. −М.: Арена, 1994. −222 с.
- Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М.: Творческий Центр Сфера 2007.
- Вахрушев А.А. Мир и человек. – М.: Дрофа, 1998.
Выготский Л.С. Проблема возраста. М.: Изд-во МГУ, 1998. - Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004
- Поддъяков Н.М. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1998.
- Равиза Ф.В. Простые опыты. М., 1997.
- Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
- Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
- Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
Анкета для родителей
- Знаете ли Вы, что в группе углубленно занимаются вопросами опытно- экспериментальной деятельности?
- Интересует ли Вас лично данная проблема?
- Ощущаете ли Вы, что Ваш ребенок проявляет интерес к экспериментированию?
- В чем это проявляется?
- Ребенок много рассказывает о проведенных опытах.
- Пытается экспериментировать самостоятельно
-Просит Вас принять участие в экспериментах.
- Чем можете оказать помощь группе в проведении опытов?
- Поддерживаете ли Вы проводимую работу по опытно – экспериментальной деятельности?
- В чем это проявляется?
- Беседовали с ребенком об экспериментировании.
- Создаете ребенку условия для проведения опытов дома.
- Проводите наблюдение с детьми за природными объектами.
- Сажаете деревья.
- Охраняете природу.
- Знакомите ли Вы своего ребенка с правилами поведения в природе? Нужно ли это делать?
- В чем Вам требуется помощь детского сада по данной теме?
- Как оцениваете работу детского сада по данному вопросу?
Месяц | Темы игр - экспериментирований | |||
Первая неделя | Вторая неделя | Третья неделя | Четвертая неделя | |
Октябрь | 1.Какая бывает вода? | 2. Вода – растворитель. Очищение воды. | 3. Удивительные свойства воды. | 4. Сила тяготения. |
Ноябрь | 5. Волшебные стеклышки | 6. Почему предметы движутся? | 7. Хитрости инерции | 8. Что такое масса? |
Декабрь | 9.Воздух | 10. Солнце дарит нам тепло в свет | 11. Почему дует ветер? | 12. Почему не тонут корабли? |
Январь | - | 13. Путешествие капельки | 14. Чем можно измерить длину? | 15. Все обо всем |
Февраль | 16. Твердая вода. Почему не тонут айсберги? | 17. Откуда взялись острова? | 18. Как происходит извержение вулкана? | 19. Как появляются горы? |
Март | 20. Испытание магнита | 21. О «дрожалке» и «пищалке» | 22. Как сделать звук громче? | 23. Почему поет пластилин? |
Апрель | 24. Как образуются метеоритные кратеры? | 25. Почему в космос летают на ракете? | 26. Секретные записки | 27. Что такое молния? |
Май | 28. Почему горит фонарик? | 29. Электрический театр | 30. Радуга в небе | 31. Забавные фокусы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность
Статья...
«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно...
«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.Развитие познавательной активности у детей дошкольного...
«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»
Статья о значимости исследовательской деятельности в дошкольном возрасте....
«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»
Консультация для воспитателей «Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»...
Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность
Доклад на методическое обьединение.Развитие познавательных интересов детей,через познавательно-исследовательскую деятельность....
Развитие познавательных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность.
laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...