Опыт работы по познавательному развитию дошкольников в новых условиях введения ФГОС ДО.
опыты и эксперименты

Солянова Татьяна Петровна

План.

  1. Особенности организации образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников в новых условиях введения ФГОС ДО.
  2. Познавательный интерес как важнейший мотив и средства педагогов, необходимое для успешного развития и обучения дошкольников.
  3. Содержание, методы и приемы педагогической деятельности по познавательному развитию в соответствии с ФГОС ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы по познавательному развитию дошкольников в новых условиях введения ФГОС ДО.

План.

  1. Особенности организации образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников в новых условиях введения ФГОС ДО.
  2. Познавательный интерес как важнейший мотив и средства педагогов, необходимое для успешного развития и обучения дошкольников.
  3. Содержание, методы и приемы педагогической деятельности по познавательному развитию в соответствии с ФГОС ДО.

Образовательный процесс мы в ДОО реализуем в двух основных моделях: в совместной партнерской деятельности взрослого с детьми и свободной самостоятельной деятельности детей. Эта деятельность реализуется через организацию детских видов деятельности или «культурных практик», присущих ребенку дошкольного возраста. Воспитатель выступает партнером, который умеет заинтересовывать детей, вызвать мотивацию и по средствам партнерской формы занятия, противовес школьно- урочной, решает основные задачи ФГОС ДО. В совместной партнерской деятельности учитываются специфика и самоценность периода дошкольного детства, свобода детей сочетается с организующим началом, которое приносит взрослый. Теперь ОД - это совместная партнерская деятельность, в основе которой лежат:

Компоненты:

  • вариативные формы взаимодействия с детьми (опыты, коллекционирование, экскурсии, наблюдения, моделирование, викторины, игры, проблемные ситуации);
  • технологии эффективного взаимодействия с родителями;
  • специфику совместной партнерской деятельности в познавательно – исследовательской деятельности, игровой.
  • способы и приемы свободной самостоятельной деятельности детей;
  • разницу в действиях воспитателя – партнера и воспитателя – учителя;
  • способы организации рабочего пространства при разной форме ОД.

В зоне ближайшего развития взрослый играет ведущую роль, в зоне вариативного развития – опосредованную, так как ребенок учится не только от взрослого, но и от сверстника.

Введение

Мир удивителен,

полон тайн и загадок – я хочу их узнать и разгадать.

(Из мыслей маленького человека)

     Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и

удивлением открывающий для себя мир. Любознательные от природы дети

полны желания познавать окружающий мир. Прочные знания, умения и навыки они приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. Еще К. Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным.                  Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач в развитии ребенка.

   Современные условия требуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, требует достаточно развитых познавательных процессов. Но развитие перечисленных процессов невозможно без наличия яркого, бескорыстного интереса ко всему окружающему. Сейчас мало обладать определенным кругозором, запасом конкретных знаний о живой и неживой природе, людях и их труде. Мы развиваем умения найти информацию, рассуждать. Оказалось, что дошкольникам доступно понимание общих закономерностей. Так, например, в 6-7 лет ребенок способен усвоить не только отдельные факты природы, но и знания о взаимодействии организма со средой, зависимость между формой предмета и его функцией, стремлением и поведением. И задача педагога, прежде всего, создать зону интеллектуальных впечатлений для ребенка, где формируется острая любознательность подрастающего человека, познавательный интерес, его неисчерпаемая потребность в новых впечатлениях. Если познавательные интересы сформированы недостаточно, то не помогут никакие нотации и поучения. Бессмысленно объяснять ребенку, что без знаний нельзя стать ни матросом, ни поваром, что все должны учиться и т. п. Стремление к знаниям от этого не появится.           Стараемся всегда отвечать на вопросы, которые задает

ребенок. Общение с родителями это огромная ценность для ребенка. Если

своим вниманием вы поддерживаете интерес к познанию, то он будет

развиваться, крепнуть. К сожалению, иногда родители и педагоги  вместо того чтоб поддержать детскую любознательность, отмахиваются от надоевших вопросов.

   Сын пытается выяснить у папы, почему плывут по небу облака. «Смотри под

ноги, а не на небо», - раздраженно отвечает папа. После нескольких подобных ответов охота спрашивать пропадает. А папа недоумевает: «Отчего он такой  пассивный, ничем не интересуется?» Педагогам и родителям надо включать  ребенка в осмысленную деятельность, в процессе которой он бы сам смог  обнаружить все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и  различие. Хочется выделить особо: «сам обнаружить...» Не отмахиваться от  детских вопросов, не пичкать сразу готовыми ответами, а дать возможность приобрести их самостоятельно - крайне важно в умственном воспитании  дошкольника. Если этим пренебрегать, то случится то, о чем писал С. Я. Маршак: «Он взрослых изводил вопросом «почему?», Его прозвали «маленький философ», Но только он подрос, как начали ему преподносить ответы без вопросов. И об этих пор он больше никому не досаждал вопросом «почему?»

   Формирование познавательного интереса является важным стимулом

воспитания целеустремленности, настойчивости в достижении цели,

стремления к завершению деятельности. Переживаемые при этом

положительные эмоции - удивление, радость успех, гордость в случае решения задачи - все это создает у ребенка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску.

   Каждый ребенок в ОД

должен ставиться в ситуацию: «Думай, рассуждай, ищи решения».

Познавательный интерес – основа познавательного развития дошкольников.

    Познавательный интерес - это один из важнейших для педагога

мотивов развития дошкольников. Под его влиянием ОД даже у слабых

детей протекает более продуктивно. Но познавательный интерес дошкольника

не может быть основан только на явлениях, предметах новых, удивляющих.

Еще К. Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать

интересным, должен быть лишь отчасти новым, а отчасти знаком.

    Новое и неожиданное всегда выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно развивать у  дошкольников умение в знакомом видеть новое. Такое преподавание подводит  к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего  мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать в образовательной деятельности.

      И то, почему растения тянутся к свету, и о свойствах талого снега, и о

том, что простое колесо, без которого сейчас не обходится ни один сложный

механизм, является величайшим изобретением. Все значительные явления

жизни, ставшие обычными для ребенка в силу своей повторяемости, могут и

должны приобрести для него в обучении неожиданно новое, полное смысла,

совсем иное звучание. И это обязательно явится стимулом интереса

дошкольника к познанию. Именно поэтому нам необходимо переводить

дошкольников со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных

представлений о мире - на уровень научных понятий, обобщений, понимания

закономерностей.

    Познавательный интерес выражен в своем развитии различными

состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития:

любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.

Уже в три-четыре года ребенок может буквально засыпать окружающих

вопросами: «Что это?»; «А как?»; «Зачем?» и т.п. Однако на самом деле детские  вопросы далеко не всегда выражают их «познавательный интерес». Большая  часть вопросов, которые задают младшие и средние дошкольники, преследует  цель привлечь внимание взрослого, вызвать его на общение, поделиться с ним  возникшим переживанием. Дети часто не ждут и не дослушивают ответов на  свои вопросы, перебивают взрослого и перескакивают к новым вопросам.

     Хорошо известно, как любят дети «потрошить» игрушки, стараясь узнать, «что у них внутри». Эти факты часто считают показателем присущей детям

дошкольного возраста любознательности.

      В старшем дошкольном возрасте преобладающими становятся вопросы:

«Почему?», «Зачем?», «Как?». Нередко дети не только спрашивают, но

пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения  непонятного, а порой и провести «эксперимент».

      Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы,

выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске

интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как

растет, живет. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой   природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в  стремлении разузнать, подойти, потрогать.

       Стадия теоретического интереса захватывает школьный возрастной

период, на котором подробно останавливаться не буду.

         Таким образом, в процессе развития детей дошкольного возраста

познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство

живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к

интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и   как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному    образованию.

 Содержание, методы и приемы педагогической деятельности по познавательному развитию.

Возникает вопрос: каким образом строить образовательный процесс сегодня в нашем детском саду? Что реально можно изменить в системе образования детей. Некоторые ответы на этот вопрос дают современные образовательные технологии:

Интерактивное обучение;

Информационно-коммуникационные технологии;

Методы ТРИЗ-педагогики;

Метод проектов.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все воспитанники оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность дошкольников в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет детям не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Воспитательные возможности интерактивных форм работы очень значительны. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между обучаемыми, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку дошкольников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

Таким образом, организация познавательной деятельности детей в форме интерактивного обучения позволяет решать такие задачи, как:

развивать мыслительные процессы дошкольников (анализ, синтез и т.д.);

развивать способности решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;

развивать речевую активность детей;

развивать коммуникативные умения и навыки;

формировать мотивационную готовность к межличностному взаимодействию дошкольников;

формировать способность принимать нравственные нормы и правила при работе в команде.

Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность дошкольников в учебно-игровое взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.

2 мл. гр.- работа в парах, хоровод;

Ср. гр.+ цепочка, карусель;

Ст. гр. +интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум;

Под гр+большой круг, дерево знаний.

1. Одна из форм интерактивного обучения, это способ сбора, обработки и сохранения информации так называемые «Лэпбуки». Мы называем их «умные книжки самоделки». Лэпбук - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок совместно со взрослыми проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лепбука помогает закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволяет быстро освежить в памяти пройденные темы.

Преимущество «Лепбука»:

 Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.

 Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

 Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – экскурсии, беседы.

 Лэпбук хорошо подойдет для занятий в разновозрастных группах. Можно выбрать задания под силу каждому.

 Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

Содержание лэпбука зависит от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной лексической теме. Работая над определённой темой, мы стараемся затронуть все образовательные области, поэтому содержание каждого лепбука отражает материал по всем пяти областям. Небольшой мой опыт работы в такой форме показывает, что интерес не только детей, но и родителей к непосредственно-образовательной деятельности возрастает.

Лепбук – хорошая форма, позволяющая привлечь родительское сообщество к совместному сотрудничеству детей и взрослых и включению вторых в образовательный процесс. В нашей группе создана копилка «умных книжек – самоделок», это и индивидуальные, созданные родителями и детьми лэпбуки, и групповые.

Технология интерактивного обучения «Корзина идей».

На мотивационном этапе дети получают прямые вопрос, ставятся перед проблемой или вводятся в проблемную ситуацию. Дети распределяются на малые группы и вспоминают нормы и правила сотрудничества. Сначала каждый ребенок ищет ответ самостоятельно: выбирает картинки, рисует схему, наполняет модель содержанием .Затем происходит обмен информацией в парах или в малых группах. Дети обсуждают, выясняют, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли противоречия, находят общие решения. Далее все идеи «сбрасываются» в общую корзину, даже если они ошибочные. Воспитатель как субъект интерактивного общения вносит и свои идеи. Обычно это новые сведения, знания. В процессе общего обсуждения уточняются идеи, исправляются ошибки и формируется вывод. На заключительном этапе воспитатель организует рефлексию, обеспечивает возможность использования полученных знаний в повседневной жизни.

2. Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.

Использование компьютерных технологий помогает:

- привлекать пассивных детей к активной деятельности;

- делать НОД более наглядными, интенсивными;

- активизировать познавательный интерес;

- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);

- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.

- Подбор познавательного и иллюстративного материала к занятиям, к совместной образовательной деятельности, оформление стендов, групп, кабинетов.

- Создание презентаций в программе Microsoft РowerРoint в различных образовательных областях. Мною созданы серии презентаций к занятиям, праздникам, педагогическим советам, родительским собраниям. Для большей эффективности презентации строю с учетом программы детского сада и возрастных особенностей дошкольников, в них включаю занимательные вопросы, анимационные картинки, игры, просмотр познавательных мультфильмов. Презентация помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео аппаратуры.

- Использование видеокамеры и программ для редактирования видеофайлов. Воспитанникам особенно нравится это направление: просмотр информационного материала с наложением хорошо известным им аудиорядом, создание простеньких клипов, наложение голоса на видео и т.п.

- Помимо презентаций в своей работе использую обучающие программы:  Айкьюша,  

Выполняя задания, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Это означает начало овладения основами теоретического мышления. - Создание персонального сайта для более тесного сотрудничества с коллегами и родителями. На сайте предоставлена возможность следить за жизнью группы, получать информацию в форме педагогических советов, а также сайт позволяет лучше узнать меня как педагога (мои интересы, педагогические взгляды). Это очень актуально в настоящее время: не всегда родители могут сами приводить ребенка в детский сад, забирают детей обычно с прогулки, часто родители торопятся и не успевают прочитать информацию в группе. А дома вместе с ребенком всегда интересно заглянуть на сайт, посмотреть вместе новые фотографии, выслушать сообщение ребенка о прошедших событиях.

- Использование сети интернет в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса.

Использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольное образование. Информационные технологии значительно расширяют возможности воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста. Использование ИКТ в ДОУ вполне оправдывает и приносит большую пользу в развитии всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя, значительно способствует повышению качества образовательного процесса.

Я выявляю следующие преимущества использования ИКТ в дошкольном образовании:

1. Инновационные технологии вовлекают воспитанников в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности, а также раскрытию их творческого потенциала.

2. ИКТ дают возможность воспитанникам наглядно представить результат своих действий, выявить достижения в процессе работы, зафиксировать моменты, на которых были допущены ошибки, для их исправления.

3. Наличие современных информационно-технических средств и навыков работы с ними позволяет педагогу намного эффективнее выполнять поставленные задачи.

4. Использование ИКТ значительно повысило культуру труда педагога; способствует изменению имиджа как педагогов, так и ДОУ в целом; повысило качество проводимых организационно-методических мероприятий, а также качество предоставляемых сопроводительных материалов; мотивировало и стимулировало познавательную и творческую активность педагогов и детей; расширило возможности для самореализации.

3. «ТРИЗ-педагогика – педагогическое направление, которое раскрывает сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения и основано на теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и общей теории сильного мышления .

Эффективность ТРИЗ – педагогики обеспечивается ее высокой инструментальностью. Независимость от предметной области моделей для представления знаний о проблемной ситуации и правил перехода от одной модели к другой, постепенно превращая образ проблемы, в образ решения обеспечивает универсальность применения.

Наработанные технологии нелинейного обучения по применению моделей и правил   ТРИЗ, обеспечивают достаточно высокий уровень формирования исследовательских умений у обучающихся, развития у них самостоятельности в познавательной деятельности». (Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. Педагогика и психология: Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов. – М.: Гардарики, 2001)

Исходя из более чем 15 летнего опыта использования в практике детских садов России общей теории сильного мышления  и теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), педагогические коллективы экспериментальных МДОУ считают оптимальными средствами педагогического воздействия на развитие познавательных способностей дошкольников, работу с проблемными ситуациями и с творческими задачами. Именно технологии работы с проблемными ситуациями способствуют социализации детей. Считаем необходимым создание педагогической среды, в которой формируются навыки работы с разного рода проблемами, навыки сбора и обработки информации, проведения мысленных экспериментов, необходимые для анализа проблем и синтеза решений (решение проблем коммуникации с другими людьми в процессе совместной деятельности).

Начало моей работы в данном направлении было с простых игр и упражнений: "На что похожи?", "Волшебные картинки". Анализируя детские работы, было видно, что знакомые уже детям геометрические фигуры они видят по-разному (квадрат мог стать домом, вагончиком). Кроме того по-разному дети объясняют результаты своей деятельности. Любой ответ считали правильным, принимали и признавали. Дети, даже те, которые раньше были замкнутыми, почувствовали уверенность в себе, желание проявить себя еще где-то. Затем для детей была приготовлена волшебная копилка, в которой они в повседневной деятельности могли найти образцы или чистые листы с половиной изображения. У них стала проявляться творческая смекалка.

Следующим этапом внедрения ТРИЗ стало знакомство детей с играми "Хорошо-плохо", "Наоборот". Такие игры использовались в работе с детьми, начиная со среднего возраста. В них дети учились находить множество противоположных значений у предметов и явлений. Рассматривая объекты или явления, предусмотренные тематикой занятия, много неожиданных заключений было услышано от детей. В познавательных занятиях этического содержания использовали игру "Наоборот".

Всестороннему знакомству с различными предметами помог «системный оператор». Начали с простейших предметов, которые находились вокруг детей и интересовали их. Этот оператор помог нам дать необходимый объем знаний в последовательности: от простого к сложному. Например, в подготовительной группе мы с детьми уже рассматриваем явления природы и окружающей жизни (зима, прилет птиц и другие), социальные структуры (семья, детский сад), что очень помогает в познавательных занятиях исследовательского цикла. На этом этапе дети учатся не только находить и разрешать противоречия, но и видеть мир во взаимосвязи его компонентов.

Отправляясь с детьми в "Мир загадок" мы продолжали развивать творческое воображение: предлагалось детям рассмотреть части различных предметов, функции предметов, противоречия, составляли таблицы и придумывали свои неординарные, индивидуальные загадки.

На занятиях по теме "По дороге сказок" дети не только воспроизводили содержание сказок, но и высказывали свое отношение к их героям, перемешивая и соединяя вместе добрых и злых героев в разных ситуациях.

Знания и умения, полученные детьми на занятиях с методами ОТСМ- ТРИЗ помогают им в других видах деятельности, в решении казалось бы неразрешимых вопросов и проблем.

Работа с дошкольниками по технологии ОТСМ-ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по основной общеобразовательной программе ДОУ, дополняет ее с получением большей эффективности в результатах.

4. Одним из перспективных методов, способствующих развитию познавательной активности, является метод проектной деятельности, который развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, практические умения, а также является уникальным способом сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. Именно проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, помогает заинтересовать его, увлечь его в эту деятельность. Данная технология позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу, даёт возможность активизировать самостоятельную и познавательную деятельность детей, помогает осваивать воспитанникам окружающую действительность.

Осуществляя проектно-исследовательскую деятельность в рамках работы ДОУ, выделяю следующие этапы разработки и проведения проекта:

 Постановка цели, исходя из потребностей и интересов детей.

 Вовлечение детей в решение проблемы (обозначение «детской цели»).

 Составление плана достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей. Обсуждение плана с семьями воспитанников. Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск).

 Сбор информации, материала по проекту совместно с родителями и детьми.

 Проведение экспериментов, занятий, игр, наблюдений – мероприятий основной части проекта.

 Домашние задания детям и родителям – выполнение самостоятельных творческих работ (поделки, рисунки, альбомы, приложения, поиск материала, информации).

 Организация презентаций проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН, выставки работ, мультимедийные презентации).

Важнейшим видом поисковой деятельности является экспериментирование. Детское экспериментирование это особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития (Н. Н. Поддьяков) При работе над проектом считаю необходимым научить детей основам самостоятельной мыслительной деятельности. С этой целью использую специальные игры и упражнения, разработанные А. И. Савенковым, Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной. Работу над проектом строю в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Совместно обсудив план - проект и нацелившись на дальнейшую работу, родители становятся активными участниками и помощниками в реализации поставленных задач. Вместе с детьми они принимают участие в изготовлении умных книжек-самоделок, плакатов, коллажей, выпуске газет, создании мультимедийных презентаций. С их помощью центр экспериментирования в группе пополняется новыми материалами и оборудованием, познавательной литературой для детей. Выстраивание отношений с родителями по принципам взаимосвязи, взаимодополнения, позволяет создать максимальные условия для личностного роста и развития детей. Таким образом, использование метода проектов в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Кроме того, делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации стараюсь убедить родителей в необходимости повседневного внимания к развитию познавательной активности детей. Хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Используя познавательные задачи и проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, педагог обеспечивает качественные изменения в развитии познавательной деятельности: от любопытства до познавательной активности. Знакомство ребёнка с различными явлениями служит не только средством накопления впечатлений об окружающем мире, но и выступает как инструмент развития его умственной деятельности.

Результативность опыта

Результаты мониторинга дают основания утверждать о правильности выбранных форм и методов работы с детьми и правильности программно-методического обеспечения: высокий уровень развития интеллекта согласно возрастным требованиям увеличился.

Результативность опыта подтверждается тем, что:

- значительно возрос уровень познавательного развития у воспитанников (из 27 детей – 10 детей владеют высоким уровнем познавательной активности, что составляет 37%, 15 детей – средний уровень, что составляет 55,6%, двое детей определены к группе риска, по возрасту дети должны посещать группу на год младше);

- формируется познавательный интерес к новым видам деятельности;

- развиваются память, логическое и творческое мышление, внимание и способность концентрации внимания на том или ином виде деятельности;

- воспитывается желание самостоятельно усваивать знания и использовать их на практике. - повышается способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели.

Таким образом, применяя современные образовательные технологии и интерактивное обучение с целью развития познавательной активности дошкольников, при тесном сотрудничестве с родителями можно добиться позитивных результатов с детьми. Наличие устойчивого познавательного интереса положительно сказывается на дальнейшем школьном обучении; на общем интеллектуальное развитии, в том числе и на формировании познавательных процессов личности.

Под влиянием правильно организованной самостоятельной познавательной деятельности у детей развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду.

В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».

      Методическое пособие «Перфокарты» предназначено для работы с детьми старшей иподготовительной группы на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, экологией,математике, в самостоятельной деятельности детей. В настоящее времяперфокарта представляет собой однородную карточку с заданием с чистым листком бумаги прикрепленном сзади.   Снаружи карточки находятся окошки для записей ответов детей.    

     Содержание перфокарт может быть любым, в зависимости от того, какую цель преследует педагог, каков возраст детей, уровень их развития. Перфокарты легки в изготовлении и применении, понятны и доступны  детскому мышлению, их можно разнообразить в зависимости от творчества педагога. Дети с большим увлечением работают с перфокартами.          

   Эта деятельность во многом напоминает им отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов. Опыт применения данной методики показал, что тестовый контроль позволяет воспитателю систематически, а не эпизодически, выявлять знания дошкольников, более продуктивно использовать учебное время, осуществлять индивидуальный подход к детям, дает возможность опросить всех по каждой теме, быстро обработать большое количество материала, характеризующего уровень знаний.

       Представляю вашему вниманию перфокарты,которые я использую в работе.

Методические рекомендации

Перфокарты предназначены для детей старшего дошкольного возраста и могут быть использованы:

-воспитателями ДОУ в рамках непосредственной образовательной деятельности на подгрупповых и индивидуальных занятиях,

-в рамках образовательной деятельности в режимных моментах,

-воспитателями и родителями дошкольников самостоятельной деятельности в детском саду и дома.

       Использование перфокарт удобно для закрепления пройденного материала. Они экономят время. Очень эффективны перфокарты для проверки знаний детей при диагностировании, так как позволяют оперативно проверять и отслеживать качество усвоения материала.

Руководство деятельностью детей:

Необходимо заинтересовывать детей предстоящей деятельностью, создать элементарную проблемно – поисковую ситуацию, объяснить правила игры, познакомить с общими способами действий, стимулировать проявления самостоятельности, поощрять стремление детей достичь результата.

При работе с перфокартами можно использовать разные

варианты:

1. Чистый лист подкладывается под «перфокарту», а ребенок вписывает ответ.

2. Педагог заранее подкладывает под «перфокарту» лист бумаги с неправильно выполненным заданием, а ребёнок ищет ошибки.

Индивидуальные задания, которые заключены в перфокартах, направлены на развитие творческих способностей, логического мышления, умения рассуждать. Они позволяют формировать важные качества личности – самостоятельность, наблюдательность, сообразительность.

Данные дидактические пособия учитывают современные педагогические технологии, способствуют активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения и воспитания.    Дидактические игры с перфокартами имеют развивающее, обучающее и воспитывающее значение. В этом заключается их практическая ценность.

        Многие из нас, педагогов, с годами понимают, что уже нет того ожидания чуда, которое появлялось у всех перед Новым годом в детстве, и праздничное настроение не спешит появляться. Но эту проблему легко можно решить! Попробуйте «заразиться» ожиданием чуда от детей. В декабре повесьте в группе, так называемый, Адвент-календарь, а вот как он будет выглядеть — всё зависит только от вашего воображения.

    Вот и мы в своем детском саду сделали с детьми Адвент-календарь. Так как наши дети дошкольного возраста, то мы учли их возрастные особенности и изготовили календарь, рассчитанный только на 10 дней. Выбрали самый простой и доступный вариант – это кулечки из цветной бумаги, нанизанные на красивую ленточку. Каждый кулёчек дети украсили в технике аппликации из новогодних картинок (найти картинки можно в любом новогоднем журнале, подошли даже буклеты из супермаркетов). В каждый кулечек я вложила заранее распечатанные загадки, раскраски, новые новогодние подвижные и пальчиковые игры, а также всевозможные лабиринты и головоломки, взятые из интернета, задания: разучить новогоднее стихотворение, сделать снежки из бумаги и поиграть в них и т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. "Формы работы по познавательному развитию дошкольников в условиях введения ФГОС"

В статье описаны формы работы с детьми по познавательному развитию....

Консультация для воспитателей «Формы работы по познавательному развитию дошкольников в условиях введения ФГОС»

Одним из направлений деятельности ДОУ является познавательное развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.В ФГОС используются три термина: «познавательное развит...

«Формы работы по познавательному развитию дошкольников в условиях введения ФГОС », доклад

Муниципальный уровень, семинар «Системно-деятельностный подход как основа реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования», АОУ д/с № 10 «...

Консультация для воспитателей «Формы работы по познавательному развитию дошкольников в условиях введения ФГОС»

МБДОУ Детский сад №18 Консультация для воспитателей «Формы работы по познавательному развитию дошкольников в условиях введения ФГОС»Подготовила: Казакова С.В.Одним из направлений деят...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие мелкой моторики как условие развития познавательно-речевой сферы младшего дошкольника»

Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного кол...

Опыт работы по познавательному развитию дошкольников в новых условиях ведения ФГОС ДО.

Познавательный интерес - основа познавательного развития дошкольников.Современные образовательные технологии в рамках интерактивного обучения:- игровые технологии- информационно-коммуникационные техно...

Формы работы по познавательному развитию дошкольников в условиях введения ФГОС

Формы работы по познавательному развитию дошкольников в условиях введения ФГОС...