Опыт работы по познавательному развитию детей (экспериментирование)
методическая разработка (окружающий мир) по теме
В опыт работы включены конспект занятия с магнитом для детей средней группы, описание опытов "Свойства магнита" и "Свойства воздуха",нитеграция процесса экспериментальной деятельности с изодеятельностью и сенсорным воспитанием. Рисунки детей после проведения опытов по получению радужного отображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_s_magnitami.doc | 37 КБ |
tablica_magnit.doc | 61.5 КБ |
opyt.doc | 143.5 КБ |
vozduh_i_ego_svoystva.doc | 114 КБ |
integraciya.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ознакомление с магнитом, его простейшими свойствами.
Программное содержание:
1. Познакомить детей с магнитом и некоторыми его свойствами -притягивать к себе железные предметы; оказывать влияние магнетизма в разных средах.
2. Закреплять знания детей о свойствах предметов сделанных из разных материалов.
3. Обогащать словарь детей научными терминами: магнит, магнетизм.
4. Поддерживать интерес к экспериментальной работе, формировать любознательность, способность выдвигать собственные гипотезы.
5. Обогащать опыт взаимодействия детей с окружающим миром.
Экспериментальная работа.
Эксперимент | Практическая деятельность детей | |
1. | «Найди железные предметы». | Дети с помощью магнита определяют |
«заказанные» предметы. | ||
2. | Задание: «Достань винтики не | Дети, ведя магнитом по стенке банки, |
опуская рук в банку». | достают винтики. | |
3. | Задание: «Достань винтики не | 1. Дети повторяют результаты |
намочив руки». | предыдущего опыта. | |
2. Достают винтики магнитом, | ||
привязанным к нитке. |
Оборудование к занятию:
Письмо Самоделкина с фотографией; наборы предметов - железные, металлические, пластмассовые; стеклянные, деревянные. Магниты по количеству детей; магнит демонстрационный; молоток, лоскут ткани, банка, банка с водой, тарелочки для мелких предметов, коробка для железных деталей. Модели свойства дерева, железа, стекла.
Ход занятия.
Воспитатель открывает письмо, читает его. В письме просьба Самоделкина помочь ему отобрать детали, нужные для машины, которую он собирает (демонстрация иллюстрации). При этом он выдвигает условие - детали должны быть прочными не должны ломаться, гнуться, разбиваться.
Дети соглашаются помочь, для чего рассматривают предметы на столе (деревянные, стеклянные, железные, металлические). Проверяют их на прочность (практическая деятельность детей - обследование). Выясняют, что: дерево - ломается и горит, стекло - бьется. Железо - твердое, его трудно согнуть, оно не ломается (не меняет своей формы).
Фиксируют результат своей практической деятельности с помощью модели: железо - твердое, тяжелое, прочное.
Дети убедились, что нужно отбирать железные предметы. Воспитатель предлагает сделать это с помощью магнита, который имеет способность притягивать железные предметы (демонстрация магнита, выполнение эксперимента «танцующая кнопка»).
Дети отбирают железные предметы на столе с помощью магнита (индивидуальные занятия 2-3 детям).
После этого воспитатель предлагает отобрать железные предметы из тех, которые лежат на столах (фронтальный способ организации, практическая деятельность детей).
Все предметы найденные детьми складываются в коробку. Воспитатель сообщает, что уронила их нечаянно в большую банку с водой.
Задание: «Достать винтики не замочить руки».
Дети догадываются, что сделать это нужно с помощью магнита, опустив его на нитке.
Задание: «Достать винтики не опуская руки в банку и не переворачивая ее».
Результат достигается путем движения магнита по внешней стороне банки.
Закрепление данного способа происходит на банке с водой.
Воспитатель обобщает ответы, делает вывод. Воспитатель от имени Самоделкина благодарит детей за помощь, отзывчивость. Хвалит за смекалку, находчивость.
Коробку с железными деталями предлагает выслать Самоделкину.
ПРИМЕЧАНИЕ: Обязательное соблюдение техники безопасности при эксперименте на прочность стекла. Кусочек стекла обязательно (!) завернуть в лоскут ткани и только после этого разбивать. Воспитатель делает это сам!
Предварительный просмотр:
Магнит и его свойства.
Цель: Познакомить детей с магнитом, с его свойством притягивать к себе железные предметы. Дать представление о полюсах магнита. Познакомить с компасом.
№ | Название опыта, задача | материал, оборудование | Действие. Описание опыта | Результат. Вывод. Объяснение. |
1. | «Повелитель железных | Магниты разный формы, банка | 1. Знакомство с магнитом. | 1. Магнит |
гвоздиков» | с водой, пустая банка, лист | 2. Упражнения «Предметы | металлический, | |
Задача: Познакомить с | картона, книга, кнопка, набор | с которыми дружит | имеет разную | |
магнитом, его свойством | предметов из разных | магнит» (практические | форму | |
притягивать железные | материалов, скрепки (по 4 | действия) | 2. Он обладает | |
предметы, проследить за | шт.). | 3. Упражнение «Достать | свойством | |
свойством магнетизма в | гвоздики не замочив | притягивать к себе | ||
разных средах. | руки». (Из банки с | железные | ||
водой) | предметы | |||
4. Упражнение «Достань | 3. Магнитные | |||
гвоздики не | свойства | |||
переворачивая банки и | проявляются не | |||
не опуская руки» (пустая | только в воздухе, | |||
банка) | но и в воде, и в | |||
5. Упражнение | стекле, через | |||
«Танцующая кнопка» | бумагу и дерево. | |||
(через картон) | 4. Магнит передает | |||
6. Упражнение «Сила | свои свойства | |||
магнита» (притягивание | предметам, | |||
через книгу, дерево, | которые | |||
■ ■■ • _ | пластмассу) | примагнитил. | ||
7. «Волшебная цепочка» | ||||
г | (цепочка из скрепок) |
Предварительный просмотр:
В процессе исследовательской деятельности ребенок приобретает опыт:
1. Физический:
учиться управлять своим телом и определенными органами.
2. Природоведческий:
знакомиться с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире.
3. Социальный:
запоминать индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого).
4. Познавательный:
тренировать мыслительные процессы, осваивать разнообразные мыслительные операции.
5. Лингвистический:
заниматься словотворчеством, обсуждать итоги эксперимента, играть в словесные игры, то есть экспериментировать со словом.
6. Волевой:
запоминать, как он сам может влиять на других людей.
7. Личностный:
узнавать свои личностные возможности.
8. Поведенческий:
моделировать свое поведение в различных ситуациях.
Предварительный просмотр:
Воздух и его свойства.
Цель: Показать детям, что воздух есть вокруг нас. Познакомить со способами его обнаружения. Показать, что воздух можно сжать, что воздух имеет свойства перемещаться и заставляет двигаться другие предметы.
№ | Название опыта, задача | Материал, оборудование | Действия, описание опыта | Результат. Вывод. |
Объяснение. | ||||
1. | «Воздух – невидимка». | Пустая банка, полиэтиленовый | 1. Сравнение содержимого | Воздух есть вокруг |
Задача: показать детям, | мешок, емкость с водой, | банки и мешочка. | нас во всех телах. | |
что воздух есть вокруг | кусочки губки, кирпича, земля, | 2. Заполнение мешочка | Если банку погрузить | |
нас. | банки с водой, трубочки - | предметами. | в воду, то воздух | |
соломинки. | 3. Скручивание до | «выйдет» в виде | ||
образования пузыря. | пузыря. Это же | |||
4. Опускание банки в | явление наблюдается | |||
емкость с водой. Вопрос: | при игре с | |||
Почему появились | соломинкой. | |||
пузыри? | ||||
5. Обнаружение воздуха в | ||||
других предметах. | ||||
6. Образование пузырей | ||||
через соломинку. | ||||
2. : | «Сухая салфетка» | Стакан с прикрепленным | 1. Опустить стакан резко в | 1-2. И салфетка, и |
«Опусти кораблик на | кусочком салфетки на дно, | воду, проверить | флажок сухие, т.к. | |
дно». «Умный пакет». | кораблик с бумажным | «сухость» бумажки. | воздух сжался и не | |
Задача: Воздух имеет | флажком, емкость с водой, | 2. Аналогичное действие с | пускает воду внутрь | |
свойство сжиматься. | воронка с закрепленным на | корабликом после | стакана (упругость | |
Способы обнаружения | сливе пакетом. | поставленной перед | движения стакана). | |
воздуха. | детьми задачи: | 4. Воздух | ||
«Опустить кораблик на | вытесняется через | |||
дно, не замочив | слив в пакет, пакет | |||
флажок». | раздувается. |
3. | «Вода в перевернутом | 3. Опустить воронку с | Вода не выливается, | |
стакане». | пакетом на сливе вводу. | т.к. давление | ||
Задача: Познакомить с | Стакан с водой, бумага | Налить воду в стакан, | атмосферного воздуха | |
понятием давление | закрыть бумагой, | на бумажку больше | ||
воздуха. | придерживая, перевернуть, | давления воды. | ||
убрать ладонь. | И мяч, и банка | |||
«выпрыгивают» из | ||||
4. | «Великолепные прыжки». | Резиновый мяч, банка с | 1. Вопрос: Утонет ли мяч в | воды. Им не позволяет |
Задача: Показать, что | крышкой, резиновое кольцо | воде? Почему нет? | утонуть воздух | |
предметы заполненные | (без воздуха внутри) | 2. Плавучесть мяча и | внутри (аналогия с | |
воздухом выталкиваются | резинового кольца. | надувными кругами). | ||
и из воды. | 3. Опустить в воду | |||
закрытую крышкой | ||||
банку. | ||||
5. | «Что быстрее упадет | 2 бумажных кружка, 2 | Поочередное бросание | Воздух под куполом |
монетка или бумажка?» | монетки, 2 листа - 1 мятый | предметов: монета - лист, | мешает быстрому | |
«Парашютисты» | Лист бумаги, кусочки | монета больше, монета | движению (оказывает | |
Задача: Дать детям | пластилина, нитки | меньше, лист и скомканный | сопротивление), | |
понятие сопротивление | лист, кружок и монета с | поэтому парашютист | ||
воздуха использование | кружком. | опускается плавно, а | ||
человеком этого свойства. | Действия с кусочком | не падает камнем | ||
пластилина и «парашют». | вниз. | |||
6. | «Движение воздуха» | Полоски бумаги, вертушки - | Упражнение «Подуем на | 1. Воздух может |
Задача: Показать значение | ветрячки (ветромеры), | полоски». Полоски | перемещаться, мы | |
воздуха в жизни человека | иллюстрации ветряной | отклоняются в сторону. | говорим, что дует | |
мельницы, парусника и т.д. | Игра с вертушками | ветер. | ||
2. Перемещение | ||||
воздуха заставляет | ||||
двигаться другие | ||||
предметы. |
Предварительный просмотр:
Интегрированный процесс познавательной деятельности
Поисково - экспериментальная деятельность детей (радуга) | Изобразительная деятельность детей (радуга) | Результат работы по сенсорному воспитанию через ИЗО |
Опыт 1. «Радуга - весёлка». Проецирование радуги на потолке с помощью таза с водой , зеркала и источника света. | Аппликация «Радуга - дуга». Вырезывание дугообразных форм из листа сложенного вдвое. (по цветам спектра) Лепка «Барельеф - радуга». Обследовательские действия при получении дугообразных форм. | 1.Закрепление дугообразной формы. 2.Цвета спектра 3.Последовательность в радуге |
Опыт 2. «Радужный луч». Проецирование радуги на лист бумаги с помощью источника света и хрустального бокала. | Ручной труд «Радужный веер». Работа с нитками окрашенных по цветам спектра: отрезание длины по мерке, приклеивание ниток на бумагу по заданному алгоритму и направлению. | 1.Закрепление спектра 2.Последовательность цвета в радуге. 3.Ориентировка на листе бумаги. 4.Зрительно – моторная координация |
Опыт 3. «Радужные крылья стрекозы». Проецирование радуги на тонкую плёнку в рамке с помощью лака и воды. | Рисование карандашами. Закрашивание контура, развитие зрительно-моторной координации. Аппликация «Радужная мозаика». Оформление мозаичного панно для интерьера группы. | 1.Систематизация знаний о спектре, расположение полос согласно спектра. 2.Упражнение детей в пространственной ориентировке. 3.Соблюдение пропорций (при рисовании добавочного элемента) |
Опыт 4. «Радужный зайчик». Проецирование радужных бликов в разных местах группы с помощью трёхгранной прозрачной призмы. | Рисование красками «Радуга -дуга», «Радужный фонтанчик». Расположение изображения радужного спектра в разных комбинациях. Выполнение рисунка в технике «по – сырому». | 1.Обогащение сенсорного опыта. 2.Соотнесение величин предметов, их месторасположения, пропорций. 3. Наблюдение за растекаемостью и смешиванием цвета |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по познавательному развитию: Тема: «Вода-таинственная стихия»
Опыт работыЕ.А.Черняевой воспитателя старшей группы МДОУ «Медновский детский сад «Родничок»Тема: «Чудо природы - Вода» Вода, у те...
Опыт работы по познавательному развитию
Старший дошкольный возраст очень важен в жизни ребенка. Это яркий период открытий, удивлений и любознательности. Потенциал детей растет и приобретает новые формы, желание познавать совпадает с ...
Опыт работы "Формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой Кубани"
За последние годы в стране произошли большие перемены. Россия переживает один из не простых исторических периодов. Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия па...
Опыт работы по познавательному развитию "Познай себя" в средней группе
Перспективный план по теме "Познай себя"...
Опыт работы по познавательному развитию (ФЭМП)
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19211243","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"float: left;","width":"336"}}]]...
Опыт работы по познавательному развитию дошкольников в новых условиях введения ФГОС ДО.
План.Особенности организации образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников в новых условиях введения ФГОС ДО.Познавательный интерес как важнейший мотив и средства педагогов, не...
Опыт работы по познавательному развитию дошкольников в новых условиях ведения ФГОС ДО.
Познавательный интерес - основа познавательного развития дошкольников.Современные образовательные технологии в рамках интерактивного обучения:- игровые технологии- информационно-коммуникационные техно...
- Мне нравится (1)