Воспитание экологической культуры через развитие познавательных способностей дошкольников с ограниченными возможностями.
статья по окружающему миру по теме

Рахматуллина Розалия Салихзяновна

Воспитание экологической культуры через познание формирует у дошкольников образ окружающего мира, как собственного дома, общего для всех людей. Это дом нуждается в бережном отношении и заботе каждого человека на земле: и большого и маленького.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья45 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом

совете воспитателей коррекционных

групп на тему: «Экологическая культура

 в игре с дошкольниками».

Из опыта работы

Рахматуллина Р.С.

Воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №24 «Кук чэчэк» г. Альметьевска»

Основной целью экологического воспитания дошкольников является формирования осознанно – правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют.

        В дошкольном возрасте особенно важно развивать у детей добрые чувства, так как повышенная эмоциональность и познавательная направленность ребенка к живому миру природы зачастую приводит к негативному экспериментированию над живыми существами: дети отрывают крылья бабочкам, чтобы узнать «может ли она летать двумя крылышками», отрезают кошке усы «ещё вырастут», разрывают на части червей и т.п.

        Причинами не правильного отношения детей к объектам живой природы могут быть не достаточный эмоционально -  чувственный опыт общения с объектами живой природы: несформированный навык ухода за ними, низкий уровень развития наблюдательности, недостаток или отсутствие у детей представлений о растениях и животных как живых существах, плохой пример взрослых.

        Нравственный аспект в развитии ребёнка наряду с другими линиями развития личности является доминирующим, первичным при осуществлении процесса экологического воспитания ребёнка.

        Задачи формирования гуманного отношения детей к природе можно решать в маленьком мире – доме, где он живёт или в группе детского сада, при общении с домашними животными, при уходе за растениями, играя с игрушками природным материалом песочнице, читая книги.

        Основные задачи формирования гуманного отношения детей к природе интегрируются с задачами развития движений, речи ,игровых умений, общения, овладения продуктивными видами деятельности и элементарными навыками самообслуживания.

        Мы используем наиболее эффективные формы и методы экологического воспитания, способствующие гармоничному вхождению ребёнка в мир природы на начальном этапе развития малыша, и прежде всего метод наблюдения, который предвосхищает все виды детской деятельности: игра, труд, изобразительная деятельность, конструирования и др.

        Например, в игре «Птичья столовая». Выношу и вешаю сделанную руками родителей кормушку для птиц, воспитывая желание ежедневно подкармливать зимующих птиц. Дети насыпают семечки, крупу, кладут ягоды рябины, развивая при этом мелкую моторику и обогащая словарный запас. Спрашиваю: «Почему их кормим зимой?». У многих детей ответ напрашивается сам: «Зимующим птицам холодно зимой». Предлагаем им показать, как птички греются зимой. Дети прыгают на двух ногах, перепрыгивают с одной ноги на другую, машут руками, бегают, перепрыгивают через ветки. В этих игровых упражнениях дети учатся их понимать. Воспитывается сострадание и забота.

        Заботливое, бережное отношение становится определяющим при встрече с природой в игре «Пусть будет чисто!». В нём раскрывается закрепление трудовых навыков, развитие общей,  мелкой моторики. Предлагаю детям собрать  мусор в отдельные ведёрки - эту игру можно проводить поэтапно:

  1. В группе собирают разбросанные фантики бумажки.
  2. На участке предлагаю игру «Что нужно убрать?». Отмечаю: «Вот как будет чисто!». Усложняя игру, предлагаю, как поступить с кожурой от апельсина и скорлупкой от яиц. Показываю другой способ уборки этого мусора: зарывая его в ямку. При этом поясняя: пакетики зарывать не станем, а заберём и выбросем в мусорный контейнер, а кожуру могут съесть жучки, а скорлупка от яиц будет удобрением для растений и деревьев.
  3. Отработав умения сбора мусора, важность чистоты, показываю на картине места не давней стоянки туристов. Где таким взрослым видимо, не объяснили как вести себя в гостях у природы, о его вреде. А это очень просто: «съедобный» мусор можно зарыть, а не «съедобный» (стекло, пластик,  железо) сложить в пакет и выкинуть в контейнер.

Ранние впечатления западают очень глубоко в душу ребёнка  в уважении к растениям, деревьям, кустарникам. Наблюдение за ними поможет ребёнку всматриваться, любоваться, радоваться, восхищаться красотой мира природы, то есть приобрести свой эмоционально-чувственный опыт.

        В стремлении сохранить красоту и здоровье леса провожу игру: «Не навреди!», в которой подсказываю детям, как нельзя наносить ущерб природе.

Например, в лесу в начале лета много цветущих трав: тёмно-голубая лесная фиалка, колокольчик, лютик. Не надо ступать прямо по листовой подстилке с живыми и очень хрупкими растениями нужно пользоваться тропкой. Любуясь этими цветами подсказываю, почему нельзя рвать. Предлагаю спеть песню «О лесных встречах»

По дорожке, по тропинке

Я в зелёный лес бегу.

Я не трону паутинку

Василек я не сорву.

Ни лягушку, ни зверюшку

Не хочу тревожить я,

Не хочу сажать в корзинку

Эту девочку – Ежинку,

И  с зайчонком мы – друзья.

        После наблюдения, за деревьями упражняя, как их утеплять включаю игры: «Раз, два, три к дереву беги». Дети насыпают снежок вокруг ствола, сохраняя тем самым их от холода. В игре «С какого дерева листок» учимся называть его.

Эти впечатлении получают при сенсорном ощущении: запаха, красок, вкуса, шероховатости, стараясь не ломать ветки этих деревьев.

        Развивая, чувства прекрасного и познавательного реализую в наблюдении за полезными насекомыми, как существам имеющим право жить со своими повадками и делами.

В игре «Кто, где живёт?» я привлекаю внимание к муравейнику и фиксирую многочисленность, массовое движение муравьёв. Преодолевая боязливость или агрессивность при встрече с ним и в природе, показываю их пользу для леса, используя четверостишие:

Муравей не тронет нас –  

Делом занят он сейчас.

У кого работа есть –

Он не будет в драку лезть.

Помогаю понять заботу о мелких существах к ним относим:  божью коровку, жуков солдатиков, и других. Восхищаясь красотой бабочек я помогаю ребёнку бороться с безжалостностью и не экологической забавой. Проводя игры: «Найди пару», «Угадай по описанию», « Сложи картинку», объясняю их пользу в опылении цветка:

На лесной полянке

На ромашке бабочка белянка

Мы не тронем бабочку,

Бабочку – белянку!

В условиях экологического кризиса любящим является у детей божья коровка насыщая весёлую декоративность природы. После упражнения: « Сколько точек» предлагаю стишок:

Жук – коротконожка,

Чёрные горошки.

Мальчик Саня подбежал:

«Эй, лети скорей!» - сказал

А он ему: « Лечу, смотри!

Только в руки не бери».

Говорю о вреде, бесцеремонности, о воспитании, уважении, к живому крошке. А показывая картинки жука и комара учимся изучать изолированные звуки [Ж] и [З], соотнося с изображением этих насекомых определяем кто жужжит?, А кто звенит? Использую рифмовку:

Слушай внимательно,

Думай старательно,

Кто это?

Игра «Прими мудрое решение» позволит детям сделать выбор, оценить своё поведение в отношении всего живого. Развивается мышление, знания общая мелкая моторика.

Правила игры: Число играющих может быть от 2 до 4 человек. Дети берут по одной большой карточке, на которых изображены человек и природа. Ведущий перемешивает маленькие карточки, затем показывает их по одной играющим. Дети оценивают ситуацию как положительную или отрицательную. Карточку берет тот ребенок, у которого на большой карточке возникла проблема. Тот кто быстрее всех получит все свои 6 карточек – выиграл. И получает приз фишку.

Дерево и ребенок:

I.

1. Дети сажают деревья 2. Поливают 3. Лечат дерево

II.

  1. Ломают деревья 2. Пьют сок березовый 3. Рубят дерево

Цветок и ребенок:

I.

1. Дети сажают цветы 2. Поливают 3. Убирают с них мусор

II.

  1. Рвут цветы 2. Топчут цветы 3. Выбрасывают букет

Птица и ребенок:

I.

1. Кормят птиц зимой 2. Отгоняют кошек 3. Греют замерзших птиц

II.

  1. Стреляют в них из рогатки 2. Ловят в клетку 3. Разоряют гнёзда

Насекомое и ребенок:

I.

1. Наблюдают за насекомыми 2. Перетаскивают червей с асфальта на землю 3. Огораживают муравейники

II.

  1. Ловят бабочек 2. Давят червяков 3. Разоряют муравейники

Таким образом «Большая экология» - та, от которой зависит судьбы обитателей планеты Земля, - начинается с первых шагов маленьких ножек. Каким придёт во взрослую жизнь наш малыш?

Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить её как наш общий дом, равно     необходимый всем, кто в нём живёт.

Литература:

Боресенко М.Г., Датежидзе Т.А., Лукина Н.А. «Учимся слушать и слышать»

Громова О.Е. «Инновации – логопедическую практику»

Коробова М.В., Посылкина Р.Ю. «Кроха Малыш в мире природы»

Программа «Мир природы». Методическое пособие. Н.Челны

Ситникова И.К. «Справочник старшего воспитателя №5»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры через опытно-экспериментальную деятельность у старших дошкольников

Воспитание экологической культуры через опытно-экспериментальную деятельность у старших дошкольников...

Родительское собрание "Развитие театральных способностей дошкольников с особыми возможностями здоровья через виды музыкальной деятельности "

Развитие театральных  способностей дошкольников проходит через все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, движение .Для создания определённого образа  дети используют движени...

«Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях».

Пластилинография – это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе спокойствие и умиротворение. Техника может с ус...

Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей раннего возраста.

                 Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день.  Бережное отношение к природе, осознание в...

"Воспитание экологической культуры через познавательные игры"

Занятие по развитию речи в подготовительной группе                Тема: Весна...

Презентация "Воспитание экологической культуры через познавательные игры"

Занятие по развитию речи в подготовительной группе                Тема: Весна...