Конспект НОД "Город четырех вокзалов"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Маркова Светлана Юрьевна

Представлен конспект по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. Конспект рассказывает о том, что в городе Перми много вокзалов и каждый может к нам доплыть, доехать или долететь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия « Город четырех вокзалов»

Программное содержание:

  • Продолжать знакомить детей с историей родного города
  • Воспитывать любовь к малой родине, желание узнать о ней еще больше
  • Конкретизировать знания детей о «воротах»  города (железнодорожный вокзал, речной вокзал, автовокзал, аэропорт)
  • Формировать связную речь, умение высказываться полными предложениями.

Предварительная работа: беседа о родном городе, его достопримечательностях; экскурсия на речной вокзал; рассматривание фотографий с изображением железнодорожного вокзала, аэропорта, автовокзала; рассматривание альбома «Водный транспорт. Его прошлое и настоящее»; чтение отрывков из книги «Тайны полноводной Камы» О.Селянина; чтение и заучивание стихов «Рождение Камы» В.Ширшова,  «Зореют зори алые над Камой» Е. Трутневой; рассматривание иллюстраций, открыток,  буклетов о родном крае, городе, его прошлом; чтение отрывков из книги «Азбука нашей жизни» Е. Пермяка.

Материал к занятию: макет «паровоза времени», открытки и фотографии с изображением старой и современной  Перми, музыкальное сопровождение – запись песни « Песня о Перми» (слова Радкевича, муз. Камского)

Ход занятия:

Звучит  «Песня о Перми», дети с воспитателем  слушают.

Воспитатель: Ребята, прозвучала песня о нашем городе, о родной Перми. Ее написали наши земляки: поэт Радкевич, композитор Камский. А что значит слово «земляки»?  ( ответы детей: они с нами живут в Перми, родились на Урале и т.д.)

Воспитатель: Правильно, земляками зовут тех, кто живет в одном городе, селе или в одной деревне, то есть на одной земле. Авторы этой песни – наши земляки. Как еще можно назвать наших земляков и нас с вами, если мы все живем в Перми? (Пермяками). А как вы думаете, почему наши земляки - поэт и композитор написали такую красивую песню? Да, они очень любят свой город, да и как его не любить! Он стоит на берегу красавицы Камы, в нем много красивых парков и скверов, а такие красивые здания есть только в нашей Перми! Сейчас мы с вами подойдем к одному из таких зданий (дети подходят к фотографии железнодорожного вокзала.) Как оно называется? Конечно же, это Пермь II, а еще можно сказать, что это «ворота нашего города». Почему так говорят?  (ответы детей: на вокзал приезжают из других городов; знакомство с городом начинается с вокзала; гости как бы открывают ворота и смотрят на Пермь, знакомятся с ним)

Воспитатель: Посмотрите, какое красивое современное здание из стекла и бетона. На самом видном месте – часы. Как вы думаете, для чего на вокзале часы? (чтобы не опоздать на поезд, электричку). Вы, наверное, уже не раз отправлялись с нашего вокзала кто куда; расскажите о своей поездке (с кем, куда, к кому ездили, какие станции проезжали. Рассказы детей.)

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю отправиться с железнодорожного вокзала в необычное путешествие, в прошлое нашего города. А поедем мы на необычном поезде, а вернее  на «паровозе времени» (вносится макет паровоза, ребята стоят друг за другом, берутся за ручки с внутренней стороны макета и начинают движение)

Воспитатель: За окнами нашего паровоза быстро проносятся дома, наши уральские леса, поля, горы и реки… и вот мы с вами подъезжаем к вокзалу какого – то города (дети останавливаются около картин старого вокзала)

Воспитатель: Да ведь это наша Пермь и наш вокзал, только много лет назад. Тогда  и наш город назывался по-другому – Молотов. Посмотрите внимательно, чем отличается

старое здание от современного, а чем похоже на него? Что общего есть у старого и современного вокзала? (ответы детей)

Воспитатель: Обратите внимание, ребята, какой вокзал красивый. Как вы уже сказали его украшали башенки со шпилем, а вдоль лестницы и перед входом – большие вазы с цветами и памятник, который как бы встречает тех, кто приезжает в город. С этого вокзала во время войны на защиту Родины ушло пять бронепоездов, они были построены нашими земляками. Вы знаете, что такое «бронепоезд» (ответы детей). Команды этих бронепоездов героически сражались и помогли разгромить наших врагов. Мы с вами должны помнить об этом и гордиться своими земляками.

Воспитатель: Вот мы и побывали на старом вокзале. Кто запомнил, как назывался наш город раньше? (дети называют).

А наше приключение продолжается. На нашем паровозе мы поедем дальше. И вот новое здание. Что это? Здесь много автобусов. Они приезжают из разных городов, и не только Пермского края. Что это за вокзал?   (автовокзал). Правильно, это автовокзал. Люди приезжают к нам и видят красивый город, так как этот вокзал находится в центре нашего города. Отсюда можно уехать в любой район, в любую местность. Его тоже называют « ворота нашего  города»

Пора нам возвращаться  в наше настоящее. Закройте глаза, скажите тихо: «Город мой, город твой, город наш». Открывайте глаза. Что мы видим? (на мольберте – картина речного вокзала). Правильно, мы оказались на речном вокзале. Как он еще называется? (Пермь I)

Воспитатель читает:

Я как будто впервые по сходням

С теплохода на берег сошел.

Прохожу вдоль бетонных причалов,

Светлым камским простором дыша.

Кама, Кама – Перми всей начало,

Ты ее красота и душа.

Воспитатель: Действительно, ребята, какой у нас красивый речной вокзал с бетонным причалом, набережная с красивым зеленым сквером. Почему этот вокзал называется речным?  (ответы детей). А можно ли его назвать «воротами» нашего города?  (ответы детей).

Наш город  начинался с реки. Когда еще не было железной дороги, люди перевозили грузы по реке, общались друг с другом. Поэтому речной вокзал – это первые «ворота» нашего города, потом уже был построен железнодорожный вокзал. Старый речной вокзал был совсем не похож на современный вокзал (на мольберте выставляются фотографии старого и нового речного вокзала).

Посмотрите внимательно и скажите, чем отличается старый вокзал от современного здания. (ответы детей)

Воспитатель: Как много отличий мы увидели. Какой вокзал вам нравится  больше: современный или старый. Почему? А кто же сделал его таким красивым и удобным? Да, наши с вами земляки, кто думал о нас, заботился, хотел, чтобы не только пермяки, но и гости города могли любоваться красавицей Камой, прокатиться на быстроходном лайнере по реке и запомнить наш город навсегда, полюбить его. Мы с вами любим ходить на набережную Камы и все пермяки считают это место самым красивым в городе. Не в каждом городе есть такая широкая полноводная красавица река, как наша Кама.

А сейчас, давайте снова закроем глаза и скажем знакомые слова: «Город мой, город твой, город наш». Куда же мы попали? А это еще одни «воздушные ворота» нашего города – аэропорт. А кто знает, что такое аэропорт? (это вокзал для самолетов, место, где приземляются люди из других городов)

Аэропорт  самый молодой. Сейчас там приземляются сотни самолетов. Эти самолеты прилетают не только из России, но также из других стран: Англии, Америки, Китая, Германии, Турции ит.д. И гости могут увидеть наш красивый город, наш Пермский край.

Воспитатель: Сегодня мы побывали в четырех вокзалах нашего города, которые называют «воротами нашего города». Наш город самый красивый, самый лучший, любимый, самый неповторимый для нас с вами, для всех пермяков. Права я или нет? В одном из стихотворений у журавля, который облетел много земель, спросили: «…Где же лучшая земля? Отвечал он пролетая: лучше нет родного края!»

Мы с вами  можем так сказать про свой край? Почему? Как тепло, с любовью вы говорите о своем городе. Дома спросите у своих близких за что они любят свой родной город и потом расскажете нам. А потом мы нарисуем то, что нам понравилось.

Информация для родителей: Дорогие мамы и папы! Расскажите детям о любимых уголках Перми. О том, за что вы любите то или иное место города, почему оно так вам дорого и памятно. Спасибо вам за ту радость, которую вы доставите своему ребенку общением с ним, за формирование начал патриотизма у вашего сына или дочери.

Конспект физкультурного занятия «Путешествие по родному городу»

Программное содержание:

  • Продолжать совершенствовать двигательные умения и навыки в игровой, занимательной форме
  • Формировать интерес к занятию через комплексное использование различных видов деятельности (рисование, ритмические движения, счет, игры и т.д.)
  • Закрепить, обобщить и систематизировать знания детей о достопримечательностях родного города
  • Воспитывать любовь к людям разных профессий и их вкладу в развитии города.

Оборудование:  карточки с изображением физкультурного оборудования, кружки под ним (количество кружков соответствует номеру выполняемого движения); картинки с достопримечательностями города Перми;  детали телефона, одежды; карандаши и два больших листа бумаги; оборудование для игры «Не замочи ноги».

Ход занятия:

Ведущий: Ребята, как называется наш родной город?  (Пермь). Наш город Пермь – старинный город, богатый традициями и достопримечательностями. Что же такое достопримечательности?  (парки, скверы, заводы, памятники, театры, музеи, красавица Кама и т.п.)

Ведущий: Достопримечательности – это то, что украшает наш город, чем гордятся  пермяки, с чем они знакомят гостей нашего города.

Сегодня мы с вами совершим путешествие по Перми, вспомним знаменитые места родного города. Путь нам предстоит долгий. Чтобы не устать, что надо сделать?

Правильно, размяться, набраться сил для пешего путешествия. Давайте пройдем на ближайшую спортивную площадку и сделаем разминку:

  • Ходьба по прямой с поворотами на углах
  • Ходьба по извилистой дорожке
  • Бег по прямой

Ведущий: Сейчас мы будем выполнять движения, а помогут нам картинки, на которых изображены предметы физкультурного оборудования, а под ними кружки. Количество кружков соответствует количеству выполняемых движений.

(дети берут карточки, соответственно им – физкультурное оборудование и выполняют движения.)

Ведущий: Разминку провели, сил набрались. Можно и в путь отправляться. А путь наш лежит к одному из самых красивых зданий нашего города; оно из стекла и металла, украшено фонарями, окружают это здание широкие мраморные ступени. Что это за здание?  (драматический театр). Правильно, это наш драматический театр (рассматривают иллюстрации) Вы были в этом театре? Что там делали? Кто работает в этом театре? Кто показывает представления?  (артисты). Да, артисты. Сейчас мы все вместе на пять минут превратимся в артистов. Закройте глаза, я дотронусь до вас волшебной палочкой и превращу вас в артистов.

Аттракцион «Пары наоборот»

(дети по двое привязываются друг к другу спиной. Руки и ноги свободны, каждая пара выполняет различные движения, например, бегут до флажка и обратно; танцуют; отбивают мяч рукой; приседают и т.д.)

Ведущий: А сейчас я вас снова превращу в детей и мы продолжим свое путешествие. Идем не спеша, высоко поднимая ноги, широким шагом поднимаемся в гору (во время подъема в гору идет разговор об особенностях рельефа Перми. Дети подходят к картинке с изображением телефонного завода.)

Ведущий: Как вы думаете, что делают на этом заводе? (предположения детей). Почему его знают не только на Урале, но и в России? (предположения детей; рассматривание картинок с изображением разных моделей телефонов)

Труд рабочих легкий или тяжелый? Почему? Хотите помочь рабочим собрать телефонный аппарат?

Аттракцион «Помоги рабочим подобрать детали для телефона»

(среди различных деталей и предметов дети должны выбрать те, которые относятся к телефону и по одному перенести на другую сторону площадки)

Ведущий: Молодцы, хорошо справились с заданием. По какой улице мы поднимались к телефонному заводу? А спускаться будем по другой стороне. Что мы видим перед собой? Да, нашу красавицу Каму. Нигде на свете нет такой красивой и величественной реки. Почему ее любят жители Перми, наши земляки, да и мы с вами? (ответы детей. Дети рассматривают картинки с видами Камы).  А сейчас мы поиграем.

Игра « Не замочи ног»

Дети переходят с одного берега на другой  и возвращаются обратно на набережную родной реки.

Ведущий: Прогуливаясь не спеша по набережной Камы, мы приближаемся к самому знаменитому зданию в Перми. Его знают не только в России. Но даже в других странах за те предметы, которые там хранятся. Вот уже показался его шпиль. Что это за знаменитое место в Перми? Это наша знаменитая галерея. Что же хранится в галерее? (ответы детей) Правильно, память о нашем крае, о людях, знаменитых мастерах. Вы скоро пойдете в школу. Хотите оставить в детском саду память о себе, сделать что-нибудь своими руками для тех, кто придет в наш детский сад после вас?

Эстафета «Нарисуй картину»

Дети рисуют родной город, добавляя каждый по какой-нибудь детали. Побеждает команда, которая быстрее нарисовала узнаваемое место.

Ведущий хвалит «художников», напоминает, кому останутся эти картины и кто на них сможет посмотреть на выставке в детском саду.

Ведущий: Мы ребята удалые, мы ребята озорные, дальше всех мы в путь зовем и к вокзалу мы идем. (Дети подходят к картинке – вокзалу железнодорожному). Почему наш железнодорожный вокзал. Почему его называют « ворота города»?      (дети перечисляют)

Ведущий: Наше путешествие подошло к концу. Какие интересные места мы посетили, какие достопримечательности родного города посмотрели, вспомнили?

Как называют тех. Кто живет рядом, на одной земле (земляки). Мы еще не раз будем путешествовать по родному городу, посетим много интересных мест, их очень много в Перми, нам будет что рассказать гостям своего города. Дома расскажите мамам и папам о нашем путешествии; придумайте вместе загадки о  галерее, о Каме, о других достопримечательностях. Мы их запишем в альбом и будем загадывать тем, кто придет в детский сад после вас.

Картотека дидактических игр

  1. « Мой город»

Цель: закрепить знания детей о родном городе, достопримечательностях, любимых для отдыха  местах

  1. «Кто быстрее доберется до реки?» (до вокзала, дойдет до библиотеки, до школы, театра…)

Цель: закрепить умение детей ориентироваться на местности, правильно выбирать маршрут до нужного места, развивать память, внимание.

  1. «Достопримечательности родного города»

Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях города Перми; развивать внимание, память, связную речь.

  1. «Парные картинки»

Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях города, умение подбирать правильно пару к своей картинке. (составление картинки из нескольких частей по типу «пазлов»)

  1. «Чтобы было, если все улицы будут без названия»

Цель:  закрепить знания детей о том, что у каждой улицы должно быть название; закрепить знания детей о том, на какой улице они живут; развивать внимание; память.

  1. «Кто лишний»

Цель: учить детей находить предметы и здания, которые относятся к достопримечательностям города Перми, объекты растительного и животного мира, находить лишний предмет; развивать связную речь, мышление, память.

  1. «Собери картинку»

Цель: закрепить умение собирать картинку из нескольких частей                                 (с изображением достопримечательностей города, животных, растений, насекомых  Пермского края и т.д.); развивать мышление; внимание; память.

  1. «Помоги Степашке попасть в театр»

Цель: : закрепить умение детей ориентироваться на местности, правильно выбирать маршрут до нужного места, развивать память, внимание; развивать связную речь.

  1. «Заселим реку Каму»

Цель: закрепить знания детей о животном мире Пермского края (в данном случае – рыб);  развивать мышление, память, связную речь.

  1.  Лото «Мой любимый город»

Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях города, памятных местах, местах отдыха, любимых улицах; формировать умение работать в команде; развивать связную речь, память, мышление, внимание.

  1.  «Мой край родной»

Цель:  закрепить знания детей о растительном и животном мире Пермского края, полезных ископаемых, народах, населяющих наш край, народных промыслах; развивать связную речь, память, мышление, воображение.

  1. «С какого дерева лист?»

Цель: закрепить знания детей  о растительном мире Пермского края, названия деревьев и кустарников, растущих на территории города, края; развивать память, логическое мышление, внимание; развивать связную речь.

  1. «Назови друзей леса»

Цель: закрепить знания детей о животном мире  Пермского края; умение узнавать и называть «друзей леса», животных, которые приносят пользу; развивать логическое мышление, память, воображение; развивать связную речь.

14. «Найди животных нашего края»

Цель: закрепить знания детей о животном мире нашего края, учить находить тех животных, которые живут в наших лесах, соотносить с животными других стран; развивать мышление, внимание, память.

15. «Когда это бывает?»

Цель: закрепить знания детей о временах года; о природных и погодных явлениях, которые происходят в то или иное время года; развивать связную речь, память, логическое мышление.

16. «Грибная поляна»

Цель: закрепить знания детей о грибах; учить находить съедобные грибы, которые растут в наших лесах и ядовитые грибы, которые нельзя употреблять  в пищу; развивать память, мышление; коммуникативные навыки.

17. «Узнай, кто живет в Пермском крае»

Цель: закрепить знания детей о народах, которые населяют наш край; учить подбирать атрибуты, соответствующие данному народу (одежда, быт, национальные блюда, народные промыслы);  развивать память, воображение, мышление; развивать коммуникативные навыки.

18. «Что нам нужно взять в поход»

Цель:  закрепить умение детей ориентироваться на листе бумаги, на местности; закрепить знания о необходимых предметах, которые необходимы для путешествия по родному краю; развивать коммуникативные навыки, дружеские отношения; развивать память, мышление

19. «Что перепутал художник»

Цель: закрепить знания детей о родном городе, родном крае; развивать память, мышление, воображение.

20. «Хорошо – плохо»

Цель: закрепить знания детей о полезных и ядовитых растениях, грибах, ягодах, деревьях; развивать память, мышление; развивать связную речь.

21. «Да – нет»

Цель: закрепить знания детей о растительном и животном мире Пермского края; учить правильно отвечать на вопросы, соотносить свою картинку с образцом; развивать связную речь, память, мышление.

22. «Черный ящик – что в нем?»

Цель: закрепить знания о достопримечательностях города, о природе родного края, о народностях и народных промыслах; учить правильно выстраивать предложения; развивать связную речь, мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Правила поведения на вокзале"

Познакомить детей с основными праилами поведения на вокзале....

Конспект занятия "Экскурсия по железнодорожному вокзалу".

Познакомить детей со зданием вокзала....

Конспект занятия во второй младшей группе " Сравнение предметов по величине, длине, ширине (закрепление). Счет до четырех."

Сравнение предметов по величине, длине, ширине (закрепление).     Счет до четырех...

Конспект НОД «В гостях у четырех Времен Года»

Данное занятие для детей старшей группы....

Конспект «Сказка о четырех дочерях года»

Предлагаю вашему вниманию конспект НОД "Сказка о четырех дочерях года"...

конспект "Вокзалы Санкт-Петербурга"

Конспект по конструированию для детей старшего дошкольного возраста. Дети конструируют по схеме....