Примерное перспективное планирование прогулки (младшая группа).
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему
Примерное перспективное планирование прогулки по месяцам (задачи прогулки, экологические т подвижные игры, труд в природе, народный календарь).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primernoe_perspektivnoe_planirovanie_progulki_mladshaya_gruppa.odt | 19.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерное перспективное планирование прогулки (младшая группа).
Сентябрь
Задачи:
- Формировать представления детей о первых осенних изменениях в природе: изменения в погоде; изменения в живой природе;
- Наблюдение за солнцем (светит, но не такое жаркое как летом). Опыт по выявлению свойств солнечных лучей: мокрые резиновые мячи выносятся на улицу, дети наблюдают, как мячи постепенно высыхают;
- Наблюдение в пасмурный день (небо серое, солнца нет, тучи спрятали солнце);
- Наблюдение за дождем (послушать, как капли стучат по окну; дождь холодный, не такой, как летом);
- Наблюдение за осенними цветами. По возможности пересадить цветы с клумбы в группу и наблюдать;
- Длительное наблюдение за кленом и березой, сравнивание деревьев по форме листьев и по цвету.
Экологические игры:
«Угадай растение по описанию»;
«Найди листок, какой покажу»;
«Да или нет»;
«Чудесный мешочек» (овощи, фрукты);
«Узнай на вкус».
Подвижные игры:
«Воробушки и кот»; «Наседка и цыплята»; «Кот и мыши».
Труд в природе
Совместно с воспитателем на участке собирать природный материал и складывать в коробки по видам. Оказывать помощь дворнику в уборке опавшей листвы. Оказывать помощь воспитателю в сборе семян с увядших цветов.
Народный календарь:
Сентябрь – листопадник, золотое лето.
2 сентября «Репорез». Осенью собирают урожай. Каждому овощу – свое время. К этому дню поспевала репа, ее начинали дергать. Её ели пареную, вареную, делали из нее кашу, пекли пироги. Ели ее и сырую, репа очень полезна для детей.
5 сентября Лупа – брусничник. К этому дню поспевала брусника, начинали ее собирать. Бруснику ценили за ее лечебные свойства, вкусовые качества. В этот день из ягод и листьев брусники готовили разные напитки, пекли пироги с брусникой, начинали варить варенье на зиму. (Познакомить с внешним видом брусники, с ее вкусовыми качествами. Закрепить представление о бруснике через продуктивную деятельность – рисование ягод приемами пальцеграфии).
Октябрь
Задачи:
- Продолжать формировать представления детей об осенних изменениях в природе: изменения в погоде, изменения в живой природе – листья на деревьях и кустарниках опадают (листопад), все насекомые спрятались, птицы, которые питались насекомыми, улетели;
Наблюдения:
- Продолжить наблюдения за неживой природой (дождливых дней больше, чем солнечных; стало холоднее – надо теплее одеваться);
- Наблюдение за ветром. Рекомендуется провести опыт: вынести на улицу вертушки и обсудить, почему они вертятся, почему качаются деревья;
- Ввести понятие «листопад». Наблюдение за опаданием листьев (листья, падая, шуршат; рассмотреть опавшие листья);
- Наблюдение за отлетом перелетных птиц;
- Наблюдение за тем, куда прячутся насекомые (паук – в пень, бабочки – под кору деревьев, пчелки – в дупло, жуки забираются в кору).
Экологические игры:
«Где спряталась матрешка», «Найди, о чем расскажу», «Найди по запаху», «Стань у дерева».
Подвижные игры
«Карусель», «Кот и мыши», «Воробушки и автомобили», «По ровненькой дорожке».
Труд в природе
Совместно с воспитателем помогают дворнику в уборке опавшей листвы (собирают листья в кучи, уносят их на носилках). Насыпают в кормушку сухой корм. Помогают воспитателю мыть кормушки.
Беседы
«Как мы одеваемся осенью», «Что выросло на нашем огороде».
Народный календарь:
1 октября «Арина – шиповница». К этому дню в лесах поспевал шиповник или шипица. Так издавна старые люди называли шиповник. Его плоды начинали собирать и сушить. Шиповник ценили за его целебные свойства (много витаминов, восстанавливает силы, улучшает настроение). Из его плодов готовили напиток, сироп. Когда цветет шиповник, он очень красив.
(Познакомить с вкусовыми качествами его плодов.)
Закрепить представления о шиповнике через продуктивную деятельность – рисование ягод шиповника поролоном – коллективная работа).
У розовой шляпки лапки – царапки. (шиповник)
Октябрь что март: то плачет, то смеется.
Ноябрь
Задачи:
Формировать представления об изменениях в неживой природе поздней осенью (стало еще холоднее – изменение в одежде, все листья с деревьев опали, звери готовятся в лесу к зиме). Воспитывать желание участвовать в труде.
Наблюдения:
- Продолжать наблюдение за солнцем, ветром. Умение определить с помощью вертушек, есть ли ветер на улице;
- Наблюдение за первым снегом (как кружатся в воздухе снежинки, как они медленно падают на землю);
- Рассмотреть строение снежинки через увеличительное стекло. Начать знакомство со свойствами снега: снег пушистый и легкий. Подбросить снег на лопатках вверх и понаблюдать, как он падает, легко рассыпаясь. Снег от тепла тает: взять снег в ладошку и понаблюдать, как он начнет таять (объяснить детям, что ладошка теплая);
- Рассмотреть лужи, покрытые тонкой корочкой льда, объяснить детям, почему это происходит, провести опыт – вынести на улицу поддон с водой, к концу прогулки отметить, что случилось с водой;
- Начать знакомство со свойствами льда (лед хрупкий и тонкий). Для этого разбить лед лопаткой и рассмотреть кусочки льда (лед от тепла так же, как снег тает). Для этого кусочек льда положить на ладошку и понаблюдать, как он начинает таять.
Экологические игры: «Угадай, что в руке», «Где спряталась матрешка?», «Найди такой же», «Зайчик в беде», «Угадай, чей хвост».
Труд в природе:
Помогать воспитателю в уборке сухих листьев на участке.
Беседы:
«Что изменилось в нашей одежде», «Беседа о жизни зверей в лесу».
Декабрь
Задачи:
Формировать представления детей о зимних изменениях в природе: стало холодно, все покрыто снегом, вода в лужах замерзла, часто идет снег (снегопад), солнце светит, но не греет; люди надели шубы, теплые шапки, сапоги, валенки; дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков.
Наблюдения:
- Наблюдение за снегопадом. Понаблюдать, куда падает снег. Как тихо он падает (протянуть руки и проследить, как на них ложится снег, какого он цвета);
- Наблюдения за свойствами снега (Снег от тепла тает, снег бывает липкий и рассыпчатый);
- Опыт: набрать снег в баночку и поставить в теплое место. От комнатного тепла снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная; когда снег бывает липкий, а когда рассыпчатый. Рассказать, что можно делать из липкого снега (лепка снеговиков, «пирожки» из формочек;
- Наблюдение за зимующими птицами (строение тела, повадки). Повесить кормушки с кормом для птиц или насыпать корм на определенное место. Рассмотреть следы на снегу: чьи следы?
Экологические игры:
«Кто во что одет», «Сложи картинку».
Подвижные игры
«Лиса и зайцы», хороводная игра «Зайка серенький сидит», ботаническое лото «Помоги листочку найти свое растение».
Труд в природе:
Совместно с взрослым расчищают дорожки от снега, сгребают его лопатками, увозят на санках в указанное воспитателем место; очищают место для игр от снега. Укрывают снегом крону деревьев. Посыпают вместе с воспитателем дорожки песком.
Народный календарь:
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Зимой солнце светит, да не греет.
Нет зимы, которая бы не кончилась.
У избы побывал – все окна разрисовал (мороз)
Без рук рисует, без зубов кусает (мороз)
Белая морковка зимой растет (сосулька)
Январь
Задачи:
Закрепить представления детей о зимних явлениях в неживой природе: реки замерзают и покрываются льдом, снегопад, мороз. Знакомить со свойствами льда и снега. Воспитывать интерес к оказанию помощи животным и растениям.
Наблюдения:
- Наблюдения за снегопадом. Выявить свойства снега: снег белый, от тепла тает (опыт);
- Рассмотреть льдинки. Сравнить снег и лед – что общего и чем отличаются, провести опыт по выявлению свойств и качеств воды: превращается в лед (замерзает на холоде, принимает форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная);
- Вместе с детьми сделать ледяные игрушки для украшения елки на участке, для чего подкрашенную воду разливают в формочки и замораживают;
- Продолжать подкармливать птиц, для этого следует каждый день в определенный час насыпать корм (крошки, зерна), наблюдая при этом, кого мы сегодня кормили, чем птицы клевали зерна; используя игровой прием, предложить детям показать, как воробьи летают;
- Наблюдение за небом, облаками (чистое, голубое, безоблачное), облака плывут, торопятся, не похожи друг на друга;
- Понаблюдать за работой дворника: чистит дорожки, посыпает их песком. Наблюдение за снегоуборочной машиной.
Экологические игры:
«Кто во что одет», «Кто где живет», «Где спряталась рыбка».
Подвижные игры:
«Караси и щуки», «Лохматый пес», хороводная игра «Зайка беленький сидит…»
Беседы:
«Новогодний праздник дома», «Зимние развлечения на улице».
Народный календарь:
С 7 по 18 января «Святки». С этого дня начинались морозы. Святки или святые вечера были самым длинным отдыхом для крестьян в течении всего трудового года. В эти дни каждый вечер, собирались на вечеринки, где пели песни, плясали, играли в разнообразные игры. По вечерам ходили ряженые с шутками и прибаутками, заходили в дома, прося угощение у хозяев.
Если на святках снег – будет малина.
Если святки морозные – будет урожай хлеба.
Если оттепель – весна будет ранняя и теплая.
Февраль
Задачи:
Расширять и обобщать знания детей о характерных явлениях зимней погоды (морозы, снегопады). Развивать способность видеть красивое в зимней природе. Воспитывать любознательность и интерес к объектам природы, желание трудиться вместе.
Наблюдения:
- Наблюдение за солнцем: оно появляется чаще, с каждым днем светит ярче;
- Опыт: предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются. Объяснить, что в это время зима как бы борется с наступающей весной;
- Наблюдение за первыми сосульками (сравнение их по толщине, величине), загадывание загадок о сосульках;
- Опыт: внести сосульку в теплое помещение и понаблюдать, как она будет таять;
- Наблюдение за ветром, стал теплее, не такой колючий, а ласковый;
- Наблюдение за снегом. В конце месяца начинает таять, он становится липким. Обратить внимание на первое веселое щебетание птиц;
Экологические игры:
«В зимней столовой», «Птички», «Узнай по голосу, какая это птичка».
Подвижные игры:
«Мы веселые ребята», «Птички и автомобиль», хороводная игра «Дружно раз, два, три», «Пузырь».
Труд в природе:
Подкормка птиц на прогулке. Совместно с воспитателем собирать снег в кучи, посыпать песком дорожки.
Народный календарь:
Зима с весной встретились впервой.
18 февраля «Агафья – коровница». Корова была кормилицей семьи. Она давала молоко, а из молока готовили сыр, творог, сметану, масло. Поэтому к ней относились бережно, говорили: «Корова в тепле – молоко на столе», «Корову палкой бить – молока не пить». С этого дня начинали еще больше заботиться о корове, так как у нее должен был появиться детеныш – теленочек. Просили у нее: «Принеси нам, коровушка, бычка или телочку».
Всем нам пригодится Кушай, Ванюшка – дружок!
Белая водица. Ешь да пей, гостям налей
Из водицы белой И коту не пожалей.
Все, что хочешь, делай А. Рождественская
Сливки, простоквашу,
Масло в нашу кашу,
Творожок на пирожок…
Март
Задачи:
Формировать представления о первых весенних изменениях в природе (солнечных дней больше, стало немного теплее, снег начинает постепенно таять, гололед). Обращать внимание на красоту весенней природы.
Наблюдения:
- Продолжить наблюдение за солнцем (первые признаки весны): солнышко стало более ярким, теплым: «Протяните руки солнышку и погрейте их». (Предложить посмотреть на солнце. Почему больно смотреть? – солнце стало более ярким);
- Предложить посмотреть, как тает снег, и исчезают снежные постройки: «Что греет землю? Куда девался снег?»;
- Сравнить температуру предметов на солнце и в тени. Рассказать детям, что такое тень. Понаблюдать за тенью, которую оставляют предметы разной величины;
- Наблюдение за небом: небо чаще бывает голубым, облака светлые. Но зима еще не хочет уходить совсем – утром бывает морозно, иногда падает снег, бывает гололед;
- Наблюдение за воробьями, они стали чирикать и летать веселее, понаблюдать за поведением воробьев на участке, рассказать детям, что воробьи готовятся вить гнездышки.
Экологические игры:
«Вороны», «Через ручеек», «Солнышко и дождик», «Найди, что потерялось», «Кто где живет», «Угадай по описанию», «Загадай, а я отгадаю».
Подвижные игры:
«У медведя во бору», хороводная игра «У бабушки Варвары», «Сова».
Труд в природе:
Уборка с площадки кусочков льда. Уборка участка от веточек и камешков. Продолжать подкармливать птиц. Совместно с воспитателем посыпать песком ледяные дорожки.
Народный календарь:
«У нас под крышей белый гвоздь висит.
Солнце взойдет – гвоздь упадет» (сосулька)
Пришла весна, тут уж не до сна.
14 марта «Евдокия – весновка». С этого дня солнце начинает пригревать, появляются сосульки на крышах. с этого дня начинали кликать весну и пекли печенье – жаворонки. Женщины и дети влезали на крыши или пригорки и пели: «Солнышко, повернись!
Красное, разожгись
С весною красною вернись!
Красно-солнышко,
В дорогу выезжай!
Зимний холод прогоняй!
С этого дня начинали готовиться к работам на огороде: ремонтировали лопаты, грабли, начинали выращивать помидоры.
Апрель
Задачи:
Продолжать формировать представления о весенних изменениях в неживой природе. Показать детям связь, как изменения в неживой природе влияют на жизнь растений и животных: на ветвях деревьев набухают почки, появляется первая травка, первые цветы (подснежники, мать-и-мачеха), звери в лесу меняют окраску (заяц), просыпаются после зимней спячки (медведь, ежик), из теплых стран прилетают птицы. Развивать умение находить общие признаки у деревьев и кустарников. Воспитывать интерес к весеннему пробуждению природы, желание любоваться ею.
Наблюдения:
- Продолжать наблюдать за небом и солнцем, снегом: снег бывает мокрым, иногда идет дождь. Появляются ручейки, проталины. Утром они покрыты льдом, а к концу прогулки тают. (Спросить у детей, почему лед тает?);
- Опыт: запустить в ручей кораблик. Понаблюдать, как он намокнет. (Спросить детей, почему кораблик намокает.);
- Обратить внимание детей на набухшие почки. Выбрать и отметить ветку тополя (отметить красной лентой) и проводить длительное наблюдение за тем, как постепенно распускаются первые листочки, как прилетают первые грачи и скворцы и просыпаются мухи. Растереть и понюхать почки.
Экологические игры:
Подвижные «Беги к дереву», «Через ручеек», «Кто быстрее найдет березу, ель, тополь», Угадай по описанию».
Беседы:
«О птицах» (сравнивать внешний вид воробья и синицы – на прогулке и по иллюстрациям в группе), «В какие игры мы играем весной», «На что похожи облака», «Что мы чувствуем, когда пригревает солнышко».
Труд в природе:
Уборка мусора на участке. Посев крупных семян настурции, бобов, гороха.
Народный календарь
Весенний день год кормит.
Весна красна цветами, а осень снопами.
10 апреля «Мать – и – мачеха зацветает». С этого дня начинает цвести один из первых весенних цветов – мать – и – мачеха. Это радостный яркий цветок, похож на маленькое солнышко, его лепесточки расположены как лучи, расходящиеся от центра. Мать – и – мачеха раскрывается навстречу солнцу, а с его заходом – закрывается, как будто ложится спать. Мать – и – мачеху ценили за ее лечебные свойства – ее цветы и листья помогают от простуды, кашля.
Закрепить представление о мать – и – мачехе через продуктивную деятельность – рисование цветка ватной палочкой – коллективная работа.
На откосе, на лугу,
Босиком на снегу,
Первые цветочки,
Желтые глазочки. (Мать – и – мачеха)
Май
Задачи:
- Закреплять представления о весенних изменениях в неживой природе: много солнечных теплых дней, снег совсем растаял, солнце стало греть сильнее;
- Показать детям связь, как изменения в неживой природе влияют на жизнь растений и животных: в жизни растений происходит бурный рост – травка подросла, раскрылись почки, появились первые цветочки; у зверей в лесу появились детеныши, прилетели из теплых краев птицы (грачи, скворцы), проснулись после зимней спячки насекомые;
- Познакомить со свойствами воды (теплая, холодная, способность отражения) и свойствами песка (сухой песок – сыпучий, сырой – липкий);
- Развивать наблюдательность, воспитывать чувство прекрасного.
Наблюдения:
- Наблюдение за солнцем – солнце яркое, теплое, много солнечных дней. Познакомить со свойствами солнечных лучей, высушивать все вокруг;
- Опыт: намочить песок и понаблюдать с детьми, как он сохнет. Повесить на солнце выстиранное кукольное белье, понаблюдать, как оно будет высыхать;
- Ежедневные наблюдения за облаками. Предложить придумать, на что похожи облака. Познакомить детей с грозой. Рассказать, что такое гроза, молния;
- Наблюдения в живой природе: на деревьях лопнули почки, появились бутоны. Наблюдение за цветением деревьев: черемухой, вишней. Рассмотреть первые цветы – мать - и - мачеху, подснежник, одуванчик;
- Обратить внимание на появление насекомых (откуда они появились?). Рассмотреть майского жука, бабочку;
- Рассказать детям, что сейчас возвращаются перелетные птицы. По возможности понаблюдать за грачами или скворцами, понаблюдать, как птицы купаются в лужах.
Экологические игры:
«Найди дерево по описанию», «Чья это тень?», «Кто как двигается».
Беседы:
«Какие песенки поет дождь?», «Что солнце нагревает быстрее?».
Труд в природе:
Полив посеянных цветов, прополка. Уборка участка от мусора.
Народный календарь:
18 мая «Ирина – рассадница». С этого дня начинали садить капусту и огурцы. Капуста любимый овощ, из нее готовят много разных блюд: щи, бигус, салаты, пекут пироги. Рассаживая капусту по грядкам, приговаривали: «Не будь голенаста – будь пузаста, не будь пуста – будь туга, не будь красна – будь вкусна!»
Закрепить представления о капусте, ее вкусовых качествах. Закрепить представление о капусте через продуктивную деятельность – аппликация «Угостим зайчика капустой».
Ни один рот без капусты не живет.
Без капусты щи не густы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерное перспективное планирование в подготовительной группе .
Примерное перспективное планирование на тему "Толерантность,в поготовительной группе. ноябрь месяц.Источник: Методические рекоменации-2013 год."Этнокалендарь СПб, 2013"...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГУЛКИ ( МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕПРОГУЛКИ ( МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ). Карта прогулок....
Перспективное планирование первой младшей группы на основе примерной образовательной программы по ФГОС "Детство"
Перспективное планирование...
Перспективное планирование второй младшей группы на основе примерной образовательной программы "Детство"ФГОС
Перспективное планирорвание второй младшей группы на основе примерной образовательной программы " Детсво" ФГОС...
Примерное перспективное планирование в старшей группе на 2019 - 2020 учебный год по теме: «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»
В данной статье составлен план работы на учебный год с детьми старшего дошкольного возраста по формированию экологической культуры. Материал будет полезен воспитателям детских садов, углублённо ...
Примерное перспективное планирование прогулок в группе для детей младшего возраста с задержкой психического развития
примерное перспективное планирование прогулок в группе для детей младшего возраста с задержкой психического развития ( по месяцам)...
Примерное перспективное планирование во второй группе раннего возраста по формированию первичных представлений о здоровом образе жизни
Примерное перспективное планирование мероприятий для детей раннего возраста...