Примерное перспективное планирование прогулки (младшая группа).
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему

Примерное перспективное планирование прогулки по месяцам (задачи прогулки, экологические т подвижные игры, труд в природе, народный календарь).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примерное перспективное планирование прогулки (младшая группа).

Сентябрь

Задачи:

  1. Формировать представления детей о первых осенних изменениях в природе: изменения в погоде; изменения в живой природе;
  2. Наблюдение за солнцем (светит, но не такое жаркое как летом). Опыт по выявлению свойств солнечных лучей: мокрые резиновые мячи выносятся на улицу, дети наблюдают, как мячи постепенно высыхают;
  3. Наблюдение в пасмурный день (небо серое, солнца нет, тучи спрятали солнце);
  4. Наблюдение за дождем (послушать, как капли стучат по окну; дождь холодный, не такой, как летом);
  5. Наблюдение за осенними цветами. По возможности пересадить цветы с клумбы в группу и наблюдать;
  6. Длительное наблюдение за кленом и березой, сравнивание деревьев по форме листьев и по цвету.

Экологические игры:

«Угадай растение по описанию»;

«Найди листок, какой покажу»;

«Да или нет»;

«Чудесный мешочек» (овощи, фрукты);

«Узнай на вкус».

Подвижные игры:

«Воробушки и кот»; «Наседка и цыплята»; «Кот и мыши».

Труд в природе

Совместно с воспитателем на участке собирать природный материал и складывать в коробки по видам. Оказывать помощь дворнику в уборке опавшей листвы. Оказывать помощь воспитателю в сборе семян с увядших цветов.

Народный календарь:

Сентябрь – листопадник, золотое лето.

2 сентября «Репорез». Осенью собирают урожай. Каждому овощу – свое время. К этому дню поспевала репа, ее начинали дергать. Её ели пареную, вареную, делали из нее кашу, пекли пироги. Ели ее и сырую, репа очень полезна для детей.

5 сентября Лупа – брусничник. К этому дню поспевала брусника, начинали ее собирать. Бруснику ценили за ее лечебные свойства, вкусовые качества. В этот день из ягод и листьев брусники готовили разные напитки, пекли пироги с брусникой, начинали варить варенье на зиму. (Познакомить с внешним видом брусники, с ее вкусовыми качествами. Закрепить представление о бруснике через продуктивную деятельность – рисование ягод приемами пальцеграфии).

Октябрь

Задачи:

  1. Продолжать формировать представления детей об осенних изменениях в природе: изменения в погоде, изменения в живой природе – листья на деревьях и кустарниках опадают (листопад), все насекомые спрятались, птицы, которые питались насекомыми, улетели;

Наблюдения:

  1. Продолжить наблюдения за неживой природой (дождливых дней больше, чем солнечных; стало холоднее – надо теплее одеваться);
  2. Наблюдение за ветром. Рекомендуется провести опыт: вынести на улицу вертушки и обсудить, почему они вертятся, почему качаются деревья;
  3. Ввести понятие «листопад». Наблюдение за опаданием листьев (листья, падая, шуршат; рассмотреть опавшие листья);
  4. Наблюдение за отлетом перелетных птиц;
  5. Наблюдение за тем, куда прячутся насекомые (паук – в пень, бабочки – под кору деревьев, пчелки – в дупло, жуки забираются в кору).

Экологические игры:

«Где спряталась матрешка», «Найди, о чем расскажу», «Найди по запаху», «Стань у дерева».

Подвижные игры

«Карусель», «Кот и мыши», «Воробушки и автомобили», «По ровненькой дорожке».

Труд в природе

Совместно с воспитателем помогают дворнику в уборке опавшей листвы (собирают листья в кучи, уносят их на носилках). Насыпают в кормушку сухой корм. Помогают воспитателю мыть кормушки.

Беседы

«Как мы одеваемся осенью», «Что выросло на нашем огороде».

Народный календарь:

1 октября «Арина – шиповница». К этому дню в лесах поспевал шиповник или шипица. Так издавна старые люди называли шиповник. Его плоды начинали собирать и сушить. Шиповник ценили за его целебные свойства (много витаминов, восстанавливает силы, улучшает настроение). Из его плодов готовили напиток, сироп. Когда цветет шиповник, он очень красив.

(Познакомить с вкусовыми качествами его плодов.)

Закрепить представления о шиповнике через продуктивную деятельность – рисование ягод шиповника поролоном – коллективная работа).

У розовой шляпки лапки – царапки. (шиповник)

Октябрь что март: то плачет, то смеется.

Ноябрь

Задачи:

Формировать представления об изменениях в неживой природе поздней осенью (стало еще холоднее – изменение в одежде, все листья с деревьев опали, звери готовятся в лесу к зиме). Воспитывать желание участвовать в труде.

Наблюдения:

  1. Продолжать наблюдение за солнцем, ветром. Умение определить с помощью вертушек, есть ли ветер на улице;
  2. Наблюдение за первым снегом (как кружатся в воздухе снежинки, как они медленно падают на землю);
  3. Рассмотреть строение снежинки через увеличительное стекло. Начать знакомство со свойствами снега: снег пушистый и легкий. Подбросить снег на лопатках вверх и понаблюдать, как он падает, легко рассыпаясь. Снег от тепла тает: взять снег в ладошку и понаблюдать, как он начнет таять (объяснить детям, что ладошка теплая);
  4. Рассмотреть лужи, покрытые тонкой корочкой льда, объяснить детям, почему это происходит, провести опыт – вынести на улицу поддон с водой, к концу прогулки отметить, что случилось с водой;
  5. Начать знакомство со свойствами льда (лед хрупкий и тонкий). Для этого разбить лед лопаткой и рассмотреть кусочки льда (лед от тепла так же, как снег тает). Для этого кусочек льда положить на ладошку и понаблюдать, как он начинает таять.

Экологические игры: «Угадай, что в руке», «Где спряталась матрешка?», «Найди такой же», «Зайчик в беде», «Угадай, чей хвост».

Труд в природе:

Помогать воспитателю в уборке сухих листьев на участке.

Беседы:

«Что изменилось в нашей одежде», «Беседа о жизни зверей в лесу».

Декабрь

Задачи:

Формировать представления детей о зимних изменениях в природе: стало холодно, все покрыто снегом, вода в лужах замерзла, часто идет снег (снегопад), солнце светит, но не греет; люди надели шубы, теплые шапки, сапоги, валенки; дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков.

Наблюдения:

  1. Наблюдение за снегопадом. Понаблюдать, куда падает снег. Как тихо он падает (протянуть руки и проследить, как на них ложится снег, какого он цвета);
  2. Наблюдения за свойствами снега (Снег от тепла тает, снег бывает липкий и рассыпчатый);
  3. Опыт: набрать снег в баночку и поставить в теплое место. От комнатного тепла снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная; когда снег бывает липкий, а когда рассыпчатый. Рассказать, что можно делать из липкого снега (лепка снеговиков, «пирожки» из формочек;
  4. Наблюдение за зимующими птицами (строение тела, повадки). Повесить кормушки с кормом для птиц или насыпать корм на определенное место. Рассмотреть следы на снегу: чьи следы?

Экологические игры:  

 «Кто во что одет», «Сложи картинку».

Подвижные игры

«Лиса и зайцы», хороводная игра «Зайка серенький сидит», ботаническое лото «Помоги листочку найти свое растение».

Труд в природе:

Совместно с взрослым расчищают дорожки от снега, сгребают его лопатками, увозят на санках в указанное воспитателем место; очищают место для игр от снега. Укрывают снегом крону деревьев. Посыпают вместе с воспитателем дорожки песком.

Народный календарь:

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Зимой солнце светит, да не греет.

Нет зимы, которая бы не кончилась.

У избы побывал – все окна разрисовал (мороз)

Без рук рисует, без зубов кусает (мороз)

Белая морковка зимой растет (сосулька)

Январь

Задачи:

Закрепить представления детей о зимних явлениях в неживой природе: реки замерзают и покрываются льдом, снегопад, мороз. Знакомить со свойствами льда и снега. Воспитывать интерес к оказанию помощи животным и растениям.

Наблюдения:

  1. Наблюдения за снегопадом. Выявить свойства снега: снег белый, от тепла тает (опыт);
  2. Рассмотреть льдинки. Сравнить снег и лед – что общего и чем отличаются, провести опыт по выявлению свойств и качеств воды: превращается в лед (замерзает на холоде, принимает форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная);
  3. Вместе с детьми сделать ледяные игрушки для украшения елки на участке, для чего подкрашенную воду разливают в формочки и замораживают;
  4. Продолжать подкармливать птиц, для этого следует каждый день в определенный час насыпать корм (крошки, зерна), наблюдая при этом, кого мы сегодня кормили, чем птицы клевали зерна; используя игровой прием, предложить детям показать, как воробьи летают;
  5. Наблюдение за небом, облаками (чистое, голубое, безоблачное), облака плывут, торопятся, не похожи друг на друга;
  6. Понаблюдать за работой дворника: чистит дорожки, посыпает их песком. Наблюдение за снегоуборочной машиной.

Экологические игры:

«Кто во что одет», «Кто где живет», «Где спряталась рыбка».

Подвижные игры:

«Караси и щуки», «Лохматый пес», хороводная игра «Зайка беленький сидит…»

Беседы:

«Новогодний праздник дома», «Зимние развлечения на улице».

Народный календарь:

С 7 по 18 января «Святки». С этого дня начинались морозы. Святки или святые вечера были самым длинным отдыхом для крестьян в течении всего трудового года. В эти дни каждый вечер, собирались на вечеринки, где пели песни, плясали, играли в разнообразные игры. По вечерам ходили ряженые с шутками и прибаутками, заходили в дома, прося угощение у хозяев.

Если на святках снег – будет малина.

Если святки морозные – будет урожай хлеба.

Если оттепель – весна будет ранняя и теплая.

Февраль

Задачи:

Расширять и обобщать знания детей о характерных явлениях зимней погоды (морозы, снегопады). Развивать способность видеть красивое в зимней природе. Воспитывать любознательность и интерес к объектам природы, желание трудиться вместе.

Наблюдения:

  1. Наблюдение за солнцем: оно появляется чаще, с каждым днем светит ярче;
  2. Опыт: предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются. Объяснить, что в это время зима как бы борется с наступающей весной;
  3. Наблюдение за первыми сосульками (сравнение их по толщине, величине), загадывание загадок о сосульках;
  4. Опыт: внести сосульку в теплое помещение и понаблюдать, как она будет таять;
  5. Наблюдение за ветром, стал теплее, не такой колючий, а ласковый;
  6. Наблюдение за снегом. В конце месяца начинает таять, он становится липким. Обратить внимание на первое веселое щебетание птиц;

Экологические игры:

«В зимней столовой», «Птички», «Узнай по голосу, какая это птичка».

Подвижные игры:

«Мы веселые ребята», «Птички и автомобиль», хороводная игра «Дружно раз, два, три», «Пузырь».

Труд в природе:

Подкормка птиц на прогулке. Совместно с воспитателем собирать снег в кучи, посыпать песком дорожки.

Народный календарь:

Зима с весной встретились впервой.

18 февраля «Агафья – коровница». Корова была кормилицей семьи. Она давала молоко, а из молока готовили сыр, творог, сметану, масло. Поэтому к ней относились бережно, говорили: «Корова в тепле – молоко на столе», «Корову палкой бить – молока не пить». С этого дня начинали еще больше заботиться о корове, так как у нее должен был появиться детеныш – теленочек. Просили у нее: «Принеси нам, коровушка, бычка или телочку».

Всем нам   пригодится  Кушай, Ванюшка – дружок!

Белая водица. Ешь да пей, гостям налей

Из водицы белой И коту не пожалей.

Все, что хочешь, делай А. Рождественская

Сливки, простоквашу,

Масло в нашу кашу,

Творожок на пирожок…

Март

Задачи:

Формировать представления о первых весенних изменениях в природе (солнечных дней больше, стало немного теплее, снег начинает постепенно таять, гололед). Обращать внимание на красоту весенней природы.

Наблюдения:

  1. Продолжить наблюдение за солнцем (первые признаки весны): солнышко стало более ярким, теплым: «Протяните руки солнышку и погрейте их». (Предложить посмотреть на солнце. Почему больно смотреть? – солнце стало более ярким);
  2. Предложить посмотреть, как тает снег, и исчезают снежные постройки: «Что греет землю? Куда девался снег?»;
  3. Сравнить температуру предметов на солнце и в тени. Рассказать детям, что такое тень. Понаблюдать за тенью, которую оставляют предметы разной величины;
  4. Наблюдение за небом: небо чаще бывает голубым, облака светлые. Но зима еще не хочет уходить совсем – утром бывает морозно, иногда падает снег, бывает гололед;
  5. Наблюдение за воробьями, они стали чирикать и летать веселее, понаблюдать за поведением воробьев на участке, рассказать детям, что воробьи готовятся вить гнездышки.

Экологические игры:

«Вороны», «Через ручеек», «Солнышко и дождик», «Найди, что потерялось», «Кто где живет», «Угадай по описанию», «Загадай, а я отгадаю».

Подвижные игры:

«У медведя во бору», хороводная игра «У бабушки Варвары», «Сова».

Труд в природе:

Уборка с площадки кусочков льда. Уборка участка от веточек и камешков. Продолжать подкармливать птиц. Совместно с воспитателем посыпать песком ледяные дорожки.

Народный календарь:

«У нас под крышей белый гвоздь висит.

Солнце взойдет – гвоздь упадет» (сосулька)

Пришла весна, тут уж не до сна.

14 марта «Евдокия – весновка». С этого дня солнце начинает пригревать, появляются сосульки на крышах. с этого дня начинали кликать весну и пекли печенье – жаворонки. Женщины и дети влезали на крыши или пригорки и пели: «Солнышко, повернись!

Красное, разожгись

С весною красною вернись!

Красно-солнышко,

В дорогу выезжай!

Зимний холод прогоняй!

С этого дня начинали готовиться к работам на огороде: ремонтировали лопаты, грабли, начинали выращивать помидоры.

Апрель

Задачи:

Продолжать формировать представления о весенних изменениях в неживой природе. Показать детям связь, как изменения в неживой природе влияют на жизнь растений и животных: на ветвях деревьев набухают почки, появляется первая травка, первые цветы (подснежники, мать-и-мачеха), звери в лесу меняют окраску (заяц), просыпаются после зимней спячки (медведь, ежик), из теплых стран прилетают птицы. Развивать умение находить общие признаки у деревьев и кустарников. Воспитывать интерес к весеннему пробуждению природы, желание любоваться ею.

Наблюдения:

  1. Продолжать наблюдать за небом и солнцем, снегом: снег бывает мокрым, иногда идет дождь. Появляются ручейки, проталины. Утром они покрыты льдом, а к концу прогулки тают. (Спросить у детей, почему лед тает?);
  2. Опыт: запустить в ручей кораблик. Понаблюдать, как он намокнет. (Спросить детей, почему кораблик намокает.);
  3. Обратить внимание детей на набухшие почки. Выбрать и отметить ветку тополя (отметить красной лентой) и проводить длительное наблюдение за тем, как постепенно распускаются первые листочки, как прилетают первые грачи и скворцы и просыпаются мухи. Растереть и понюхать почки.

Экологические игры:

Подвижные «Беги к дереву», «Через ручеек», «Кто быстрее найдет березу, ель, тополь», Угадай по описанию».

Беседы:

«О птицах» (сравнивать внешний вид воробья и синицы – на прогулке и по иллюстрациям в группе), «В какие игры мы играем весной», «На что похожи облака», «Что мы чувствуем, когда пригревает солнышко».

Труд в природе:

Уборка мусора на участке. Посев крупных семян настурции, бобов, гороха.

Народный календарь

Весенний день год кормит.

Весна красна цветами, а осень снопами.

10 апреля «Мать – и – мачеха зацветает». С этого дня начинает цвести один из первых весенних цветов – мать – и – мачеха. Это радостный яркий цветок, похож на маленькое солнышко, его лепесточки расположены как лучи, расходящиеся от центра. Мать – и – мачеха раскрывается навстречу солнцу, а с его заходом – закрывается, как будто ложится спать. Мать – и – мачеху ценили за ее лечебные свойства – ее цветы и листья помогают от простуды, кашля.

Закрепить представление о мать – и – мачехе через продуктивную деятельность – рисование цветка ватной палочкой – коллективная работа.

На откосе, на лугу,

Босиком на снегу,

Первые цветочки,

Желтые глазочки. (Мать – и – мачеха)

Май

Задачи:

  1. Закреплять представления о весенних изменениях в неживой природе: много солнечных теплых дней, снег совсем растаял, солнце стало греть сильнее;
  2. Показать детям связь, как изменения в неживой природе влияют на жизнь растений и животных: в жизни растений происходит бурный рост – травка подросла, раскрылись почки, появились первые цветочки; у зверей в лесу появились детеныши, прилетели из теплых краев птицы (грачи, скворцы), проснулись после зимней спячки насекомые;
  3. Познакомить со свойствами воды (теплая, холодная, способность отражения) и свойствами песка (сухой песок – сыпучий, сырой – липкий);
  4.  Развивать наблюдательность, воспитывать чувство прекрасного.

Наблюдения:

  1. Наблюдение за солнцем – солнце яркое, теплое, много солнечных дней. Познакомить со свойствами солнечных лучей, высушивать все вокруг;
  2. Опыт: намочить песок и понаблюдать с детьми, как он сохнет. Повесить на солнце выстиранное кукольное белье, понаблюдать, как оно будет высыхать;
  3. Ежедневные наблюдения за облаками. Предложить придумать, на что похожи облака. Познакомить детей с грозой. Рассказать, что такое гроза, молния;
  4. Наблюдения в живой природе: на деревьях лопнули почки, появились бутоны. Наблюдение за цветением деревьев: черемухой, вишней. Рассмотреть первые цветы – мать - и - мачеху, подснежник, одуванчик;
  5. Обратить внимание на появление насекомых (откуда они появились?). Рассмотреть майского жука, бабочку;
  6. Рассказать детям, что сейчас возвращаются перелетные птицы. По возможности понаблюдать за грачами или скворцами, понаблюдать, как птицы купаются в лужах.

Экологические игры:

«Найди дерево по описанию», «Чья это тень?», «Кто как двигается».

Беседы:

«Какие песенки поет дождь?», «Что солнце нагревает быстрее?».

Труд в природе:

Полив посеянных цветов, прополка. Уборка участка от мусора.

Народный календарь:

18 мая «Ирина – рассадница». С этого дня начинали садить капусту и огурцы. Капуста любимый овощ, из нее готовят много разных блюд: щи, бигус, салаты, пекут пироги. Рассаживая капусту по грядкам, приговаривали: «Не будь голенаста – будь пузаста, не будь пуста – будь туга, не будь красна – будь вкусна!»

Закрепить представления о капусте, ее вкусовых качествах. Закрепить представление о капусте через продуктивную деятельность – аппликация «Угостим зайчика капустой».

Ни один рот без капусты не живет.

Без капусты щи не густы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное перспективное планирование в подготовительной группе .

Примерное перспективное планирование на тему "Толерантность,в поготовительной группе. ноябрь месяц.Источник: Методические рекоменации-2013 год."Этнокалендарь СПб, 2013"...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГУЛКИ ( МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕПРОГУЛКИ ( МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ). Карта прогулок....

Перспективное планирование второй младшей группы на основе примерной образовательной программы "Детство"ФГОС

Перспективное планирорвание второй младшей группы на основе примерной образовательной программы " Детсво" ФГОС...

Примерное перспективное планирование в старшей группе на 2019 - 2020 учебный год по теме: «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»

В данной статье составлен план работы на учебный год с детьми старшего дошкольного возраста  по формированию экологической культуры. Материал будет полезен воспитателям детских садов, углублённо ...

Примерное перспективное планирование прогулок в группе для детей младшего возраста с задержкой психического развития

примерное перспективное планирование прогулок в группе для детей  младшего возраста с задержкой психического развития ( по месяцам)...