Примерное перспективное планирование в старшей группе на 2019 - 2020 учебный год по теме: «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
В данной статье составлен план работы на учебный год с детьми старшего дошкольного возраста по формированию экологической культуры. Материал будет полезен воспитателям детских садов, углублённо работающих с детьми по экологическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie_v_starshey_gruppe_na_2019_-_2020_uch._gg.docx | 25.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование в старшей группе на 2019 - 2020 учебный год.
Тема «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Цель: формирование у детей основ экологической культуры, умение сопереживать природе и желание сохранять ее.
Задачи:
Обогащать представления о растительном и животном мире родного края. Совершенствовать трудовые умения и навыки детей по уходу за комнатными и декоративными растениями.
Знакомить с лекарственными растениями (комнатными и дикорастущими), животными и растениями, занесенными в Красную книгу, расширять кругозор детей.
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, любознательность, наблюдательность, интерес к познавательно - исследовательской деятельности и экспериментированию.
Воспитать бережное отношение к объектам живой природы, основы безопасного поведения в природе.
Месяц | Совместная образовательная деятельность | Другие формы работы с детьми | Работа с родителями |
сентябрь | 1.Беседа «Мир растений» Цель: учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, сравнивать их по внешнему виду, условиям произрастания. Воспитывать эстетические чувства. 2. Наблюдение: «Какие они цветущие растения?» Цель: закреплять знания детей о цветущих растениях цветника. Выделить части растения и объяснить их назначение, роль в жизни растения. Воспитывать бережное отношение к растениям. 3. Эвристическая беседа: «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?» Цель: показать детям приспособленность дикорастущих растений к распространению семян – как они сами заселяют землю. Побуждать детей не губить растения, если они не мешают человеку. 4. Труд в природе: «Соберем семена цветущих садовых растений». Цель: учить детей различать семена растений цветника, правильно собирать и хранить семена садовых растений. Формировать умение работать в коллективе и получать удовольствие от коллективного труда. Расширять кругозор детей. | 1.Рассматривание папок: «Садовые цветы», «Полевые цветы». 2. Наблюдение на территории детского сада за садовыми и дикорастущими растениями. 3. Сбор гербария «Растения нашего поселка». 4. Дидактические игры «Собери букет», «Собери картинку». 5. Словесные игры «Я знаю», « Я садовником родился». 6.Чтение рассказов: М. Пришвин «Золотой луг» В. Берестов «Веселое лето». Чтение глав из книги А. Плешакова «Зеленые страницы» 7.Загадывание загадок о дикорастущих растениях. Эх, звоночки, синий цвет, С язычком, а звону нет. (колокольчики) Колосится в поле рожь. Там, во ржи, цветок найдешь. ярко-синий и пушистый, Только жаль, что не душистый. (василек) Путник часто ранит ноги Вот и лекарь у дороги. (подорожник) Шел я лугом по тропинке, Видел солнце на травинке. Но совсем не горячи Солнца белые лучи. (ромашка) 8.Заучивание стихотворения: З. Александрова «Одуванчик» 9. Физкультурные минутки: «Цветы на лугу», «Цветы в саду», «Одуванчик». | Консультация: «Экологическое воспитание дошкольников». Папка- передвижка «Не все грибы съедобные» |
октябрь | 1. Беседа: «Растения в нашем уголке природы». Цель: уточнить представления о 4-5 видах знакомых растений; познакомить с терминами «влаголюбивые» и «засухоустойчивые» комнатные растения; воспитывать интерес и заботливое отношение к комнатным растениям. 2. Беседа «Почему птицы готовятся к отлету?» Цель: обогащать представления детей о птицах (об условиях, необходимых для жизни птиц, роли человека в их жизни). Учить устанавливать связь между перелётом птиц и наличием корма, изменением состояния природы и образом жизни известных детям птиц. Уточнить понятия «перелетные», «зимующие» птицы. Воспитывать заботливое отношение к птицам | 1. Заготовка корма для зимующих птиц (ягоды рябины, шиповника, семена дыни, арбуза, крылатки клена, шишки ели, кедра, сосны). 2. Создание в экологическом уголке центра «Птичья столовая». 3. Чтение глав из книги А. Плешакова «Зеленые страницы» о перелетных птицах. 4. Просмотр видео презентации «Перелеты птиц». 5. Пальчиковая гимнастика «Птицы перелетные». 6. Галерея рисунков «Пернатые друзья». | 1. Фотовыставка «Мой друг - комнатное растение». 2.Привлечение родителей к заготовке кормов для зимующих птиц и белочек. 3.Памятка для родителей «Чем и как кормить птиц?» 4. Акция «Кормушки для птиц». |
ноябрь | 1.Беседа: «Береги живое!» Цель: познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. Приучать бережно относиться к растениям, животным, как части природы – источника красоты и радости для людей. | 1. Просмотр видео презентации «Красная книга» 2. Чтение статей в энциклопедиях о редких животных и растениях. 3. Настольные игры: «Ботаническое лото», «Дикие животные», «Зоологическое лото» | 1. Выставка рисунков «Их осталось мало!» (совместно дети и родители). 2. Акция «Добрая зима для птиц» |
декабрь | 1. Цикл бесед: «Жизнь диких животных зимой». - «Волк и лиса - лесные хищники» Цель: уточнить представления детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время: живут в лесу, питаются мясом других животных, которое добывают самостоятельно. Формировать у детей представление о приспособленности хищников к добыванию пищи. Упражнять детей в умении сравнивать и описывать животных.
Цель: расширять представления детей о жизни животных леса зимой. 3. Игра - экспериментирование «Найди меня!» Цель: продолжать знакомить детей с таким явлением, как маскировка. Развивать познавательный интерес, память, внимание, речь. Воспитывать любовь к природе и животным. | 1. Просмотр видео фильма «Жизнь животных зимой в лесу». 2. Изготовление плаката «Сохраним живую елочку!». 3.Дидактические игры: «Ласковые лапки», «Чей хвостик?», «Кто, что ест?». 4. Чтение энциклопедий о диких животных леса. 5. Чтение глав из книги А. Плешакова «Зеленые страницы» о жизни диких животных зимой. 6. Изготовление альбома «Мастера маскировки у животных» | 1. Папка-передвижка «Пушистая целительница» 2. Памятка «Сбережем елочку». 3. Фотоколлаж «Прогулка по зимнему поселку». |
январь | 1.Беседа «Растения – легкие Земли» Цель: продолжать знакомить детей с растительным миром (растения леса). Уточнить представления детей о пользе растений леса для человека, животных, птиц. Воспитывать интерес к растениям, желание наблюдать за ними, узнавать, что-то новое, бережно относиться к ним. | 1. Чтение художественной литературы природоведческого характера о деревьях. 2. Рассматривание папки «Деревья», «Деревья зимой». 3. Просмотр видео презентации «Растения – легкие Земли» 4. Дидактическая игра «С чей ветки детки?» 5. Изготовление книжки – самоделки «Кому в лесу нужны деревья?». | 1.Совместное творчество (дети и родители) «Кому в лесу нужны деревья?» |
февраль | 1. Беседа с элементами труда «Комнатные растения» Цель: расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по внешнему виду, учить видеть изменения у растений в связи с изменением светового и теплового режима. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
| 1. Уход за комнатными растениями (подкормка и пересадка) 2. Наблюдение за ростом и развитием комнатных растений. 3. Знакомство со способами размножения комнатных растений. 4. Пальчиковая гимнастика «На окне цветок колючий». | 1.Папка-передвижка «Зеленый мир на окне». |
март | 1.Экспериментальная деятельность: - «Свойства воды» Цель: продолжать знакомить со свойствами воды (может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различными ее состояниями. Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни. - «Свойства воздуха» Цель: учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.
| 1. Просмотр видео презентаций о воздухе и воде. 2. Видеофильм «Взаимодействие воды и снега». 3. Чтение художественной литературы природоведческого характера. 4. Посев семян помидор. 5.Опыты с комнатными растениями (потребность в воде и свете) | 1.Консультация «Экспериментируем дома» |
апрель | 1. Беседа с детьми «Весеннее пробуждение» Цель: уточнять и обогащать представления детей об изменениях, происходящих в лесу с наступлением весны (животные, птицы, растения). | 1. Просмотр видео презентаций, фильмов о весеннем лесе. 2. Посев семян бархатцев. 3. Рассматривание репродукции картины А. К. Саврасов «Грачи прилетели» 4. Чтение рассказа: М. Пришвин «Мать - и – мачеха» 5. | 1. Выставка поделок из бросового материала «Первоцветы». 2. Консультация «Здоровье - всему голова». |
май | 1. Наблюдение на территории детского сада «Лекарственные растения вокруг нас» Цель: познакомить детей с лекарственными травами, растущими на территории детского сада, воспитывать бережное отношение к травам. 2. Беседа с элементами практики «Лекари на окне» Цель: познакомить детей с разнообразием лекарственных комнатных растений, их применением в лечении различных заболеваний; закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать у детей интерес к миру комнатных растений. 3. Наблюдение за скворцами. | 1.Беседа «Для чего нужны лекарственные растения?» Цель: продолжать знакомить дошкольников с лечебными свойствами лекарственных растений. 2. Наблюдение за перелетными птицами. 3. Рассматривание набора открыток о лекарственных растениях. 4. Создание альбома «Лекарственные растения». 5. Загадывание загадок о растениях. 6. Чтение рассказа В. Бианки «О травах» | 1.Консультация «Расскажите детям о лекарственных растениях». 2. Памятка «Берегите природу!» 3. Папка- раскладушка «Опасные соседи - ядовитые растения». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт работы по теме "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"
Педагогический опыт работы по теме "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"...
Перспективное планирование старшая группа 2019-2020 учебный год
Перспективное планирование старшая группа 5-6 лет....
Перспективное планирование старшая группа 2019-2020 учебный год
Перспективное планирование старшая группа 5-6 лет...
Педагогический опыт работы по теме «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня всевозрастающее внимание общества к вопросам экологического ...
Самообразование на 2019-2020 учебный год по теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через технику Квиллинг»
Самообразование на 2019-2020 учебный год по теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через технику Квиллинг» Отчёт по самообразованию....
Презентация на тему" Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредствам проектной деятельности"
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном...
Сообщение из опыта работы на тему " Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"
Сообщение из опыта работы на тему " Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"...