Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшей группы на экологическую тему по мотивам народной сказки «Гуси – лебеди».
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 30 «Берёзка» Луховицкого муниципального района Московской области
Непосредственно-образовательная деятельность
с детьми старшей группы
на экологическую тему
по мотивам народной сказки
«Гуси – лебеди».
Дата проведения:
Воспитатель:
22.03.2013
старшей группы
Казьмина Светлана Анатольевна
г. Луховицы
2013г.
Приступая к работе, преследовалась цель: продолжать формировать у детей любовь и ответственное отношение к природе.
В процессе работы над этим были поставлены задачи:
- формировать систему элементарных экологических научных знаний, доступных пониманию ребенка 5 – 6 лет; формировать первоначальные умения и навыки поведения, экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка;
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- посредством экологических сказок прививать детям экологическую культуру поведения;
- воспитывать гуманное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом;
- продолжать работу над развитием связной речи детей, правильным звукопроизношением и грамматически правильно строить свою речь;
- соблюдать принцип здоровье сбережения через смену различных видов деятельности.
Прогнозируемый результат – знание элементарных норм экологической культуры и выполнение их в жизни.
Словарная работа: экология, земля, на Руси, сказка на новый лад, отходы, пташечка, гуси не дремлите, стерегите, тоскливо, живет без опаски, бабочка резвилась, веселится детвора.
Предметное обеспечение: русские костюмы на всех детей, ведущая – Сказочница в русском костюме, костюм березки, речки, яблоньки, печки, соловья, Бабы Яги, костюмы гусей - лебедей; по 2 цветка на каждого ребенка, платочки для хороводов, свистулька для соловушки; домик на курьих ножках, бутафорская коробка спичек.
Репертуар: русская народная мелодия «На горе – то калина», «Вальс цветов», р. н. п. «А я по лугу» (хоровод), «Во поле березка стояла» (хоровод), песня «Земля - наш дом».
Оформление зала: перед нами лесная поляна, избушка на курьих ножках, речка.
Предшествующая работа:
Для детей подобраны сказки на экологическую тему: «Родник», «Дождевой червяк», «Маленькие путешественницы», «Катя и божья коровка» и др. Дети в течение учебного года знакомились со сказками, усваивая экологические правила, нормы поведения в природе.
Так пришла идея инсценировки сказки. Эта форма работы, по нашему мнению, дала большой положительный результат, так как дети не только усвоили нормы экологически правильного поведения в природе, но и прочувствовали их, проиграли, надеемся, что запомнили их на всю жизнь.
И на сегодняшний день мы с уверенностью можем сказать: «Уроки доброты через экологическую сказку и нормы экологического поведения нашими детьми усвоены».
Таким образом, экологические сказки надо читать, обыгрывать, пересказывать с детьми, инсценировать, рисовать, сочинять.
Выбранная форма работы по экологическому образованию дошкольников доставила много интересного не только детям, но и нам, воспитателям. Она приемлема и для детей старшей группы, воспринимающим окружающий мир более серьезно и правдиво.
Организация и методика проведения мероприятия
Звучит музыка «На горе- то калина», русская народная мелодия.
Сказочница приглашает детей, они в русских костюмах входят в зал, встают полукругом.
Сказочница: Вот мы снова с вами пришли на сказочную полянку. Весна. А рады вы приходу весны?
1 – й ребенок. Здравствуй, Весна дорогая,
Каждый год тебя мы встречаем.
2 – й ребенок. Все оживает, смотри тут и там –
Рада природа листочкам, цветам.
3- й ребенок. Песни дарим тебе, пляски
И хорошие добрые сказки.
4–й ребенок. Прекрасный вальс весна танцует,
И солнце светит в вышине.
Весна добро несет всем людям,
Любовь и счастье на Земле!
«Вальс Цветов» (П. И. Чайковский. Дети садятся на приготовленные стульчики.
Сказочница.
А у нас на Руси
Сказки очень хороши!
Представленье начинается,
В гости сказка к нам является!
Про гусей - лебедей,
Про вредителей – людей.
Кто природе вред наносит?
Зло, беду кто ей приносит?
Сказку эту старую
Слушать каждый рад,
Предлагаем сказочку
Вам на новый лад!
Звучит русская народная музыка, входят Мать, Отец и Машенька с Ванюшей.
Сказочница. Жили-были отец, мать да двое ребятишек - Машенька да Ванюшка. Мать с отцом на ярмарку собрались как-то раз. Перед отъездом детям дают они наказ.
Мать. Мы одних вас оставляем
И шалить не разрешаем.
Отец. Поиграйте на лужочке,
Но не рвите там цветочки,
Птичек вы не обижайте,
В травку мусор не бросайте,
С деревьев ветви не ломайте...
Скоро нас вы поджидайте!
Мать. К подружкам, дочка, не ходи,
За Ванюшей ты смотри!
Отец. Привезем гостинцев много.
Ну, а теперь пора в дорогу!
Звучит русская народная мелодия «Коробейники».
Мать с отцом машут рукой, прощаются и уходят.
Выбегают подружки и исполняют танец-песню «А я по лугу».
Подружка. Мы пришли, твои подружки,
Поиграем на опушке!
Ведь пришла весна - красна.
Веселится детвора!
Затем все убегают со смехом.
Сказочница. А потом все в лес пошли,
С собою Машу увели,
Маша так развеселилась,
Что про братца-то забыла.
А Ваня в камушки играет,
Сам себя он забавляет.
Обращает внимание на домик на курьих ножках. Он стоит в углу зала.
Сказочница. А в лесу в то время Баба-Ёжка,
Костяная ножка,
В избушке на курьих ножках сидит.
Во все стороны глядит.
Баба-Яга (поет). Я злая Баба-Ёжка, костяная ножка,
Есть всегда я хочу,
Все, что хочешь – проглочу!
Съела в завтрак колбасу,
Выпила какао,
Снова есть я хочу
Все всегда мне мало!
Сказочница. Со зла банки-склянки из окна бросает,
В речку чистую отходы все сливает,
На рыбалку ходит,
Рыбу сеткой ловит,
Из рогатки в птиц стреляет,
Их безжалостно съедает,
Берёзе ветви поломала,
На полянке травку потоптала.
Мусор по лесу бросает
И костры тут разжигает.
Баба-Яга (поет). Ля-ля-ля...
В это время летят гуси-лебеди, звучит таинственная музыка. Гуси присели возле избушки и смотрят на Бабу-Ягу.
Сказочница. Баба-Ёжка пела, пела,
Снова кушать захотела,
Разошлась Яга совсем,
Ну, достанется тут всем!
Гуси-лебеди на Ягу глядят,
Присмирели и сидят.
Баба-Яга (поет). Я, злая Баба-Яга,
Костяная нога,
Есть всегда я хочу,
Все, что хочешь –
Проглочу!
Эй, вы, гуси, гуси серые,
Слуги преданные, верные,
За новой добычей летите
И Ванюшку принесите!
Сказочница. Взметнулись гуси-лебеди ввысь,
За Ванюшей понеслись.
Звучит таинственная музыка.
Баба-Яга. А я деревья поломаю,
Для Ванечки печку разжигаю.
Печка, печка, топись,
Баба-Ёжка, веселись!
Выбегает березка.
Березка. Я, березка, весной вырастаю,
Зеленею и расцветаю!
Танец березки.
Баба-Яга (поет). Я пойду-пойду погуляю,
Белую березку заломаю...
Сказочница. И заломала.
Баба-Яга (поет). Остались от козлика рожки да ножки...
Сказочница. От такой уж точно останутся рожки да ножки.
Вылетает соловей, играет на свистульке. Баба-Яга целится из рогатки и поет:
Соловей, соловей-пташечка,
Канареечка жалобно поет.
Сказочница. Раз поет, два поет,
Больше не поет!
Баба-Яга. Стрелять, так стрелять,
Гулять, так гулять!
Пляшет. А в это время летят гуси-лебеди, несут Ванечку.
Гуси-лебеди. Мы старались, как могли,
На крыльях Ваню принесли.
Баба-Яга. Ты, Ванюша, не шали,
У избушки посиди.
А я в лес пойду дрова рубить,
Чтоб жарче печку натопить.
Гуси, гуси, не дремлите,
И Ивана стерегите.
Баба-Яга уходит, гуси неподалеку от домика уснули. Ванюша сидит на лавочке возле избушки
Выходит Машенька и поет песню «А я по лугу».
Маша. А я по лугу, а я по лугу,
Я по лугу гуляла – 2 раза.
В лес с подружками, в лес с подружками
Незаметно я ушла – 2 раза.
Про Ванюшеньку забыла,
Как же я не уследила?
Обращается к детям.
Где мой братец, подскажите,
Ваню милого найдите!
Ау-ау! Ваня, Ванечка, дружок,
Ты подай мне голосок.
Не отзывается...
Не буду больше играть,
Пойду братца искать!
Звучит таинственная музыка, Маша идет по лесу и вдруг видит Ваню перед избушкой. Берет Ваню за руку.
Маша. Ваня, братец дорогой,
Побежим скорей домой.
Бегут.
Ваня. Скорей, чтоб гуси не догнали
И снова к себе не забрали!
Вот и речка на пути...
Дети. Речка, речка, помоги!
Речка. Ох, я тихая речка,
Да болит мое сердечко.
Какою раньше чистой я была на диво,
Прозрачной, голубой, красивой.
Но в меня бросали мусор, банки.
И стала мутной, грязной вся вода.
Друзья, прошу, очистите меня!
Дети. Рыбам в речке жить невмочь –
Мы сможем реченьке помочь!
Дети очищают речку.
Сказочница. И спрятала речка-дружок
Детей под крутой бережок.
Под музыку гуси-лебеди облетают круг. Маша снова берет Ваню за руку.
Маша. Ну-ка, братец дорогой,
Поспешим скорей домой.
Ваня. Смотри, вон яблонька на пути,
Давай скорее к ней беги!
Дети. Яблонька дорогая, помоги,
От гусей-лебедей нас спаси!
Сказочница. Ветви яблоня склонила,
Шепчет грустно и тоскливо.
Яблоня. Мои листья съел червяк –
Не растут теперь никак.
И ядовитые дожди
Мои листики сожгли.
Дети, веточки обмойте,
Вредный яд с меня вы смойте.
Буду деток угощать,
Снова яблочки давать!
Дети берут ведра, из речки набирают воды, обмывают ветви яблони. В это время под музыку летят гуси, дети прячутся под яблоней.
Гуси облетают круг.
Сказочница. Заслонила яблонька детей,
Спрятала среди ветвей.
Маша. Снова, братец дорогой,
Поспешим скорей домой!
Бегут.
Ваня. Вот и печка на пути,
Печка, печка, помоги!
Мы съедим твой пирожок,
Только спрячь ты нас, дружок!
Сказочница. Но печка жалобно в ответ:
Печка. Пирожков, ребята, нет!
Меня надо затопить,
Только дров не раздобыть.
Лес безжалостно срубили,
Все деревья погубили!
Дети. Сучьев, хворосту найдем –
Пирожков мы напечем.
Дети играют на музыкальных инструментах польку, а Маша с Ваней набирают сучьев. Закладывают их в печь, а в это время снова вылетают гуси. Маша с Ваней прячутся за печь.
Гуси. Все-таки они убежали,
Так мы беглецов и не поймали!
Улетают.
Звучит русская народная песня «На горе-то калина». Выходят Машенька с Ванечкой за руку, а навстречу им Мать и Отец.
Мать. Как без нас вы не скучали,
Наши наставленья выполняли?
Отец. Как без нас вы, дети, жили,
Не грустили, не тужили?
Я хочу спросить как раз –
Выполняли ль наш наказ?
Маша. Птиц, зверей не обижали,
В лесу мусор не бросали.
И в лесу, и на поляне
Мы цветов совсем не рвали!
Ваня. Помогали яблоньке, стала чистой реченька,
Нас чудесным пирожком
Угостила печка!
Мать. Дети, милые мои,
Вы природе помогли!
Отец. А за это, дети, вам,
Сейчас гостинцы я раздам!
Дают детям экологическую книгу.
Выбегают дети, встают в 2 колонны, на экране мультимедия (слайд – шоу).
Мать. Береги свою планету-
Ведь другой на свете нету!
Отец. Пусть дружит солнце и весна,
Пусть веселится детвора!
Сказочница.
У природы живые краски,
И пусть живет она без опаски,
Пусть живут звери, птицы,
Пусть человека никто не боится.
Пусть зеленеют парки, сады,
Пусть радостно будет от той красоты!
- й ребенок.
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы речка серебрилась, чтобы бабочка резвилась.
- й ребенок.
Чтобы, когда была весна, -
Серебрились облака,
Чтобы солнце больше грело,
Чтобы березка зеленела.
3-й ребенок. Нас много, ребята, везде, где живем, -
Деревья посадим, сады разведем!
Маша и Ваня. Будем беречь природу,
Землю, лес, поля и воду!
Песня «Родные места» (муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцковского).
Под русскую музыку дети выходят из зала.
Список литературы.
- Бобылева Л. К. Экологические занятия – дошкольникам // Дошкольное воспитание. – 1997. - №7. – с. 16 -19.
- Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. - С-Пб.: Детство-пресс, 2001.
- Гризик Т. Познаю мир. – М.: Воспитание дошкольника, 2004.
- Лапшина Г. А. Праздники в детском саду. – М.: Учитель, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие в старшей группе на экологическую тему по мотивам народной сказки "Гуси-лебеди"
формировать у детей любовь и ответственное отношение к природе....
Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшего возраста На тему: «Русско – народная сказка репка»
Цель: развивать интерес у детей к театрализованной деятельности. Задачи: развивать имитационные навыки, мимику, жесты, интонационную в...
Организация и методика проведения мероприятия на экологическую тему: по мотивам народной сказки "Гуси-лебеди"
Организация и методика проведения мероприятия на экологическую тему: по мотивам народной сказки " Гуси-лебеди"...
Конспект интегрированной НОД с детьми старшего дошкольного возраста по русской народной сказке «Гуси-лебеди» с использованием здоровьесберегающих технологий
Приобщать детей к устному народному творчеству...
продукт к проекту «В гостях у сказки» с детьми ОВЗ Театрализованная постановка По русской народной сказке «Гуси – лебеди»
Ведущая сказительница: Ставьте ушки на макушке – слушайте внимательно, мы расскажем сказку, вам, будет замечательно!Сказка русская народная, называется «Гуси &nda...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме: «Русские народные игрушки»
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме: «Русские народные игрушки»Цель: Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего на...
КОНСПЕКТ Непосредственно-образовательной деятельности для детей старшей группы на тему «Путешествие в сказку Гуси-Лебеди». (на основе интеграции художественной литературы изобразительной деятельности и музыки)
КОНСПЕКТНепосредственно-образовательной деятельностидля детей старшей группына тему «Путешествие в сказку Гуси-Лебеди».(на основе интеграции художественной литературыизобразительной деятел...