Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшей группы на экологическую тему по мотивам народной сказки «Гуси – лебеди».
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_po_ekologii_gusi-lebedi.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 30 «Берёзка» Луховицкого муниципального района Московской области

Непосредственно-образовательная деятельность

с детьми старшей группы

на экологическую тему

по мотивам народной сказки

«Гуси – лебеди».

                                                                                           Дата проведения:

                                                                                                   

                                                                                              Воспитатель:

                                                                                    22.03.2013

                                                                                           старшей группы

                                                                                             Казьмина Светлана Анатольевна

                                       г. Луховицы

                                           2013г.

Приступая к работе, преследовалась цель: продолжать формировать у детей любовь и ответственное отношение к природе.

В процессе работы над этим были поставлены задачи:

- формировать систему элементарных экологических научных знаний, доступных пониманию ребенка 5 – 6 лет; формировать первоначальные умения и навыки поведения, экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка;

- развивать познавательный интерес к миру природы;

- посредством экологических сказок прививать детям экологическую культуру поведения;

- воспитывать гуманное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом;

- продолжать работу над развитием связной речи детей, правильным звукопроизношением и грамматически правильно строить свою речь;

- соблюдать принцип здоровье сбережения через смену различных видов деятельности.

Прогнозируемый результат – знание элементарных норм экологической культуры и выполнение их в жизни.

Словарная работа: экология, земля, на Руси, сказка на новый лад, отходы,  пташечка, гуси не дремлите, стерегите, тоскливо, живет без опаски,  бабочка резвилась, веселится детвора.

Предметное обеспечение: русские костюмы на всех детей, ведущая – Сказочница в русском костюме, костюм березки, речки, яблоньки, печки, соловья, Бабы Яги, костюмы гусей - лебедей; по 2 цветка на каждого ребенка, платочки для хороводов, свистулька для соловушки; домик на курьих ножках, бутафорская коробка спичек.

Репертуар: русская народная мелодия «На горе – то калина», «Вальс цветов», р. н. п. «А я по лугу» (хоровод), «Во поле березка стояла» (хоровод), песня «Земля - наш дом».

Оформление зала: перед нами лесная поляна, избушка на курьих ножках, речка.

Предшествующая работа:

Для детей подобраны сказки на экологическую тему: «Родник», «Дождевой червяк», «Маленькие путешественницы», «Катя и божья коровка» и др. Дети в течение учебного года знакомились со сказками, усваивая экологические правила, нормы поведения в природе.

Так пришла идея инсценировки сказки. Эта форма работы, по нашему мнению, дала большой положительный результат, так как дети не только усвоили нормы экологически правильного поведения в природе, но и прочувствовали их, проиграли, надеемся,  что запомнили их на всю жизнь.

И на сегодняшний день мы с уверенностью можем сказать: «Уроки доброты через экологическую сказку и нормы экологического поведения нашими детьми усвоены».

Таким образом, экологические сказки надо читать, обыгрывать, пересказывать с детьми, инсценировать, рисовать, сочинять.

Выбранная форма работы по экологическому образованию дошкольников доставила много интересного не только детям, но и нам, воспитателям. Она приемлема и для детей старшей группы, воспринимающим окружающий мир более серьезно и правдиво.

 

Организация и методика проведения мероприятия

Звучит музыка  «На горе- то калина», русская народная мелодия.

Сказочница приглашает  детей, они в русских костюмах входят в зал, встают полукругом.

Сказочница: Вот мы снова с вами пришли на сказочную полянку. Весна. А рады вы приходу весны?

1 – й ребенок. Здравствуй, Весна дорогая,

                         Каждый год тебя мы встречаем.

2 – й ребенок. Все оживает, смотри тут и там –

                         Рада природа листочкам, цветам.

3- й ребенок. Песни дарим тебе, пляски

                        И хорошие добрые сказки.

4–й ребенок. Прекрасный вальс весна танцует,

             И солнце светит в вышине.

             Весна добро несет всем людям,

             Любовь и счастье на Земле!

«Вальс Цветов» (П. И. Чайковский. Дети садятся на приготовленные  стульчики.

Сказочница.

А у нас на Руси

Сказки очень хороши!

Представленье начинается,

В гости сказка к нам является!

Про гусей - лебедей,

Про вредителей – людей.

Кто природе вред наносит?

Зло, беду кто ей приносит?

Сказку эту старую

Слушать каждый рад,

Предлагаем сказочку

Вам на новый лад!

Звучит русская народная музыка, входят Мать, Отец и Машенька с Ванюшей.

Сказочница. Жили-были отец, мать да двое ребятишек - Машенька да Ванюшка. Мать с отцом на ярмарку собрались как-то раз. Перед отъездом детям дают они наказ.

Мать. Мы одних вас оставляем

И шалить не разрешаем.

Отец. Поиграйте на лужочке,

Но не рвите там цветочки,

Птичек вы не обижайте,

В травку мусор не бросайте,

С деревьев ветви не ломайте...

Скоро нас вы поджидайте!

Мать. К подружкам, дочка, не ходи,

За Ванюшей ты смотри!

Отец. Привезем гостинцев много.

Ну, а теперь пора в дорогу!

Звучит русская народная мелодия «Коробейники».

Мать с отцом машут рукой, прощаются и уходят.

Выбегают подружки и исполняют танец-песню «А я по лугу».

Подружка.  Мы пришли, твои подружки,

Поиграем на опушке!

Ведь пришла весна -  красна.

Веселится детвора!

 Затем все убегают со смехом.

Сказочница. А потом все в лес пошли,

С собою Машу увели,

Маша так развеселилась,

Что про братца-то забыла.

А Ваня в камушки играет,

Сам себя он забавляет.

Обращает внимание на домик на курьих ножках. Он стоит в углу зала.

Сказочница. А в лесу в то время Баба-Ёжка,

Костяная ножка,

В избушке на курьих ножках сидит.

Во все стороны глядит.

Баба-Яга (поет). Я злая Баба-Ёжка, костяная ножка,

Есть всегда я хочу,

Все, что хочешь – проглочу!

Съела в завтрак колбасу,

Выпила какао,

Снова есть я хочу

Все всегда мне мало!

Сказочница. Со зла банки-склянки из окна бросает,

В речку чистую отходы все сливает,

На рыбалку ходит,

Рыбу сеткой ловит,

Из рогатки в птиц стреляет,

Их безжалостно съедает,

Берёзе ветви поломала,

На полянке травку потоптала.

Мусор по лесу бросает

И костры тут разжигает.

Баба-Яга (поет). Ля-ля-ля...

В это время летят гуси-лебеди, звучит таинственная музыка. Гуси присели возле избушки и смотрят на Бабу-Ягу.

Сказочница. Баба-Ёжка пела, пела,

Снова кушать захотела,

Разошлась Яга совсем,

Ну, достанется тут всем!

Гуси-лебеди на Ягу глядят,

Присмирели и сидят.

Баба-Яга (поет). Я, злая Баба-Яга,

Костяная нога,

Есть всегда я хочу,

Все, что хочешь –

Проглочу!

Эй, вы, гуси, гуси серые,

Слуги преданные, верные,

За новой добычей летите

И Ванюшку принесите!

Сказочница. Взметнулись гуси-лебеди ввысь,

За Ванюшей понеслись.

Звучит таинственная музыка.

Баба-Яга. А я деревья поломаю,

Для Ванечки печку разжигаю.

Печка, печка, топись,

Баба-Ёжка, веселись!

Выбегает березка.

Березка. Я, березка, весной вырастаю,

Зеленею и расцветаю!

Танец березки.

Баба-Яга (поет). Я пойду-пойду погуляю,

Белую березку заломаю...

Сказочница. И заломала.

Баба-Яга (поет). Остались от козлика рожки да ножки...

Сказочница. От такой уж точно останутся рожки да ножки.

Вылетает соловей, играет на свистульке. Баба-Яга целится из рогатки и поет:

Соловей, соловей-пташечка,

Канареечка жалобно поет.

Сказочница. Раз поет, два поет,

Больше не поет!

Баба-Яга. Стрелять, так стрелять,

Гулять, так гулять!

Пляшет. А в это время летят гуси-лебеди, несут Ванечку.

Гуси-лебеди.   Мы старались, как могли,

На крыльях Ваню принесли.

Баба-Яга. Ты, Ванюша, не шали,

У избушки посиди.

А я в лес пойду дрова рубить,

Чтоб жарче печку натопить.

Гуси, гуси, не дремлите,

И Ивана стерегите.

Баба-Яга уходит, гуси неподалеку от домика уснули. Ванюша сидит на лавочке возле избушки

Выходит Машенька и поет песню «А я по лугу».

Маша.  А я по лугу, а я по лугу,

Я по лугу гуляла – 2 раза.

В лес с подружками, в лес с подружками

Незаметно я ушла – 2 раза.

Про Ванюшеньку забыла,

Как же я не уследила?

Обращается к детям.

Где мой братец, подскажите,

Ваню милого найдите!

Ау-ау! Ваня, Ванечка, дружок,

Ты подай мне голосок.

Не отзывается...

Не буду больше играть,

Пойду братца искать!

Звучит таинственная музыка, Маша идет по лесу и вдруг видит Ваню перед избушкой. Берет Ваню за руку.

Маша. Ваня, братец дорогой,

Побежим скорей домой.

Бегут.

Ваня. Скорей, чтоб гуси не догнали

И снова к себе не забрали!

Вот и речка на пути...

Дети. Речка, речка, помоги!

Речка. Ох, я тихая речка,

Да болит мое сердечко.

Какою раньше чистой я была на диво,

Прозрачной, голубой, красивой.

Но в меня бросали мусор, банки.

И стала мутной, грязной вся вода.

Друзья, прошу, очистите меня!

Дети. Рыбам в речке жить невмочь –

Мы сможем реченьке помочь!

Дети очищают речку.

Сказочница.  И спрятала речка-дружок

Детей под крутой бережок.

Под музыку гуси-лебеди облетают круг. Маша снова берет Ваню за руку.

Маша. Ну-ка, братец дорогой,

Поспешим скорей домой.

Ваня. Смотри, вон яблонька на пути,

Давай скорее к ней беги!

Дети. Яблонька дорогая, помоги,

От гусей-лебедей нас спаси!

Сказочница. Ветви яблоня склонила,

Шепчет грустно и тоскливо.

Яблоня. Мои листья съел червяк –

Не растут теперь никак.

И ядовитые дожди

Мои листики сожгли.

Дети, веточки обмойте,

Вредный яд с меня вы смойте.

Буду деток угощать,

Снова яблочки давать!

Дети берут ведра, из речки набирают воды, обмывают ветви яблони. В это время под музыку летят гуси, дети прячутся под яблоней.

Гуси облетают круг.

Сказочница.  Заслонила яблонька детей,

Спрятала среди ветвей.

Маша.  Снова, братец дорогой,

Поспешим скорей домой!

Бегут.

Ваня. Вот и печка на пути,

Печка, печка, помоги!

Мы съедим твой пирожок,

Только спрячь ты нас, дружок!

Сказочница. Но печка жалобно в ответ:

Печка. Пирожков, ребята, нет!

Меня надо затопить,

Только дров не раздобыть.

Лес безжалостно срубили,

Все деревья погубили!

Дети. Сучьев, хворосту найдем –

Пирожков мы напечем.

Дети играют на музыкальных инструментах польку, а Маша с Ваней набирают сучьев. Закладывают их в печь, а в это время снова вылетают гуси. Маша с Ваней прячутся за печь.

Гуси.  Все-таки они убежали,

Так мы беглецов и не поймали!

Улетают.

Звучит русская народная песня «На горе-то калина». Выходят Машенька с Ванечкой за руку, а навстречу им Мать и Отец.

Мать. Как без нас вы не скучали,

 Наши наставленья выполняли?

Отец. Как без нас вы, дети, жили,

Не грустили, не тужили?

Я хочу спросить как раз –

Выполняли ль наш наказ?

Маша. Птиц, зверей не обижали,

В лесу мусор не бросали.

И в лесу, и на поляне

Мы цветов совсем не рвали!

Ваня. Помогали яблоньке, стала чистой реченька,

Нас чудесным пирожком

Угостила печка!

Мать. Дети, милые мои,

Вы природе помогли!

Отец. А за это, дети, вам,

Сейчас гостинцы я раздам!

Дают детям экологическую книгу.

Выбегают дети, встают в 2 колонны, на экране мультимедия (слайд – шоу).

Мать.            Береги свою планету-

                       Ведь другой на свете нету!

Отец.            Пусть дружит солнце и весна,

                       Пусть веселится детвора!

Сказочница.

У природы живые краски,

И пусть живет она без опаски,

Пусть живут звери, птицы,

Пусть человека никто не боится.

Пусть зеленеют парки, сады,

Пусть радостно будет от той красоты!

  1. й ребенок.

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы речка серебрилась, чтобы бабочка резвилась.

  1. й ребенок.

Чтобы, когда была весна, -

Серебрились облака,

Чтобы солнце больше грело,

Чтобы березка зеленела.

    3-й ребенок. Нас много, ребята, везде, где живем, -

                 Деревья посадим, сады разведем!

     Маша и Ваня. Будем беречь природу,

                   Землю, лес, поля и воду!

Песня «Родные места» (муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцковского).

Под русскую музыку дети выходят из зала.

Список литературы.

  1. Бобылева Л. К. Экологические занятия – дошкольникам // Дошкольное воспитание. – 1997. - №7. – с. 16 -19.
  2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. - С-Пб.: Детство-пресс, 2001.
  3. Гризик Т. Познаю мир. – М.: Воспитание дошкольника, 2004.
  4. Лапшина Г. А. Праздники в детском саду. – М.: Учитель, 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в старшей группе на экологическую тему по мотивам народной сказки "Гуси-лебеди"

формировать у детей любовь и ответственное отношение к природе....

Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшего возраста На тему: «Русско – народная сказка репка»

Цель: развивать интерес у детей к театрализованной деятельности.          Задачи:  развивать имитационные навыки, мимику, жесты, интонационную в...

Организация и методика проведения мероприятия на экологическую тему: по мотивам народной сказки "Гуси-лебеди"

Организация и методика проведения мероприятия на экологическую тему: по мотивам народной сказки " Гуси-лебеди"...

продукт к проекту «В гостях у сказки» с детьми ОВЗ Театрализованная постановка По русской народной сказке «Гуси – лебеди»

Ведущая сказительница: Ставьте ушки на макушке – слушайте внимательно, мы расскажем сказку, вам, будет  замечательно!Сказка русская народная, называется «Гуси &nda...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме: «Русские народные игрушки»

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме: «Русские народные игрушки»Цель: Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего на...

КОНСПЕКТ Непосредственно-образовательной деятельности для детей старшей группы на тему «Путешествие в сказку Гуси-Лебеди». (на основе интеграции художественной литературы изобразительной деятельности и музыки)

КОНСПЕКТНепосредственно-образовательной деятельностидля детей старшей группына тему «Путешествие в сказку Гуси-Лебеди».(на основе интеграции художественной литературыизобразительной деятел...