Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Удивительные свойства воздуха», область «Познание».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей логопедической группе
«Удивительные свойства воздуха»,
область «Познание».
Деятельность построена на основе элементарных опытов.
Интеграция областей
«Коммуникация», «Безопасность», «Здоровье»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
экспереметнальная деятельность по теме "Воздух" | 535.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 9 «ЧЕБУРАШКА» ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе
«Удивительные свойства воздуха»,
область «Познание».
Деятельность построена на основе элементарных опытов.
Интеграция областей
«Коммуникация», «Безопасность», «Здоровье»
Выполнила: Ульянова Светлана Васильевна
Воспитатель высшей квалификационной категории
2013г.
Программное содержание:
уточнить и расширить знания детей о воздухе; дать детям знания о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ, условие жизни всех живых существ на земле, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования
познакомить детей со способами обнаружения воздуха;
расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека
закрепить правила безопасности при экспериментировании;
активизировать речь и обогащать словарь;
создать доброжелательный настрой.
Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность, желание беречь её.
Предварительная работа:
Материал: на каждого ребёнка – камень, емкость с водой и трубочка, стакан, пакет, киндеры с разными запахами (духи, лимон, лук, апельсин, чеснок), воздушный шарик, «водолазы», салфетки;
Демонстрационный материал: мяч, стакан с водой и стакан с минеральной водой, виноград; кусочек пластилина, ёмкость с водой, стакан, бутылка с шариком, горячая вода.
Предварительная работа: беседы и загадки о воздухе, воде и ветре; наблюдения, слушание А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», чтение рассказов «Воздух», «Смерч» Ю. Ефремова, «Ветер» М. Исаковского,
Словарная работа: лаборатория, учёные, газ, прозрачный, невидимый, бесцветный, упругий.
Дети заходят в группу, встают полукругом.
Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся. (дети здороваются).
- Сегодня, я шла в детский сад и думала: какую интересную игру приготовить для вас. Подхожу к калитке детского сада и вдруг вижу, она- то открывается, то закрывается. Подошла поближе: никого нет. А калитка всё равно- то откроется, то закроется…
- Кто же её открывал? (ветер)
- А что такое ветер? (это движение воздуха).
- Правильно! А в помещении детского сада, группы есть воздух? (Да) А чтобы это доказать, превратимся в учёных и отправимся в лабораторию.
(Дети превращаются в учёных – прикрепляются эмблемы)
- Скажите, пожалуйста, а что такое воздух? (воздух, это то, чем мы дышим)
- А где есть воздух? (везде)
- А кто дышит воздухом? (люди, птицы, животные, насекомые, растения).
- А можно жить без воздуха? (ответы детей)
- Почему? (ответы детей)
Давайте проверим, но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании:
Не толкай соседа во время работы.
Сначала посмотри, потом повтори.
Выполнил, на место положи.
Будь осторожен!
Опыт № 1
- Вдохните побольше воздуха и задержите дыхание, попробуйте не дышать. Достаточно.
- Какое было желание? (ответы детей). Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать). Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем.
Значит, воздух есть везде и жизнь без него не возможна.
- Возьмите в руки камень, сожмите его. Какой он на ощупь? (ответы детей - твёрдый) камень - это твердое тело. А можно ли взять в руки воздух и сжать его? (ответы детей – нет)
- Значит можно сделать вывод, что воздух не твердое тело.
- Посмотрите на стакан с водой и рассмотрите воду. Что вы можете сказать о воде, какая она? (ответы детей). А что умеет делать вода? (ответы детей). Так что же такое вода? (ответы детей). Да, вода это жидкость. А воздух может течь, переливаться? (нет)
Значит можно сделать вывод, что воздух не жидкость
- Можно ли попробовать воздух на вкус? (ответы детей). Лизните его. Какое свойства воздуха мы с вами откроем? (воздух не имеет вкуса)
- А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали? (Ничего).
Пахнет чем-нибудь воздух?
Значит, какой вывод? (Чистый воздух запаха не имеет).
- Чем может пахнуть воздух? (свежестью после дождя, едой, которая готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами и т.д.)
- Предлагаю в этом убедиться. В киндерах были вещества с разными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что в них было.
Дети. У меня чеснок, у меня лимон, у меня пахнет духами и т. д.
- Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: - Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
- Итак, мы с вами выяснили, что воздух нельзя сжать, значит, он не твердое тело. Воздух не течет и не льется, его не пьют. Значит он не жидкость. Воздух, ребята, это смесь газов. Воздух - не видимый, прозрачный, бесцветный и не имеет запаха. Вот наше первое открытие.
Но как же тогда его обнаружить?
- Продолжим наши исследования.
Опыт №2
- Когда вы выдыхаете, вы видите, сколько воздуха вы выдохнули? (ответы детей). А хотите увидеть воздух? (Да).
- Для этого подвиньте стакан с водой, опустите конец соломинки в воду. Вдохните через нос, а выдохните через рот в трубочку, вставленную в стакан с водой, только осторожно. Что появилось в стакане? (пузырьки воздуха). Правильно, мы выдыхаем воздух, который в воде виден в виде пузырьков.
Вывод: чем больше мы вдохнем воздуха, тем больше пузырьков появится в стакане.
Воздух невидим. Как же нам его обнаружить?
Опыт 3 Возьмём полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему? (ответы детей) Делаем вывод: он наполнен воздухом, но мы его не видим. Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.
Опыт 4 Подуем на ладонь. Что мы чувствуем? (ветерок, воздух движется) Делаем вывод: движение воздуха мы можем ощущать.
Опыт 3 (Воздух можно услышать.)
В. Предлагаю вам услышать воздух. (фонограмма)
Но, прежде чем мы с вами будем выполнять следующие задание, нам надо размяться:
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Осторожно ветер за калитку вышел, (руки вверх и махи руками вправо-влево)
Постучал в окошко, Пробежал по крыше, (постучать пальчиками по ладошке и перебирать пальчиками по рукам)
Покачал тихонько Ветками черемух, (руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)
Пожурил за что-то Воробьев знакомых. (погрозить пальчиком)
И, расправив гордо молодые крылья,
Полетел куда-то вперемешку с пылью. (расправить руки и «полетать»)
Опыт 4
- Давайте надуем шарики, где сейчас воздух?
Дети: он внутри шариков.
В. Чтобы услышать воздух, спустите наши шарики Что происходит?
Дети: воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха.
В. Возьмите музыкальные инструменты подуйте в них. Что мы слышим? Дети. Звук. Мы выдыхаем струю воздуха, воздух дрожит, поэтому возникает звук.
Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
- А теперь обратите внимание на этот предмет. Воспитатель показывает резиновый мяч. Что это? (мяч) - Какой удивительный предмет, он и в речке не тонет и высоко скачет. Почему же он такой упругий, что у него внутри? (воздух). Правильно. Играть с мячом одно удовольствие.(Игра с мячом)
Опыт 5 - Ребята, а как вы думаете, возможно ли опустить бумажного водолаза на дно тазика и не намочить его. (ответы детей). Хорошо, давайте проверим. Посмотрите сначала. Я накрываю водолаза стаканом и опускаю на дно тазика. Теперь поднимаю стакан и проверяю - сухой мой водолаз или нет.
- Что же помешало воде намочить водолаза? (ответы детей - воздух в стакане)
- А что же произойдёт с водолазом, если наклонить стакан? (ответы детей - пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, он намокнет).
А теперь попробуйте вы опустить своих водолазов. Поставьте водолаза на воду. Опустим его на дно стаканчиком: переворачиваем стакан вверх дном, накрываем водолаза и медленно опускаем его в воду; стакан надо держать прямо, крепко держите стакан, иначе вода вытолкнет ее и ворвется на место воздуха. Тогда придется спасать размокшего водолаза. Что получается? Попадает ли вода в стакан (водолаз погружается вместе со стаканом. В стакане есть воздух, он не пускает туда воду)
Опыт №7
Как вы думаете, что тяжелее вода или воздух? Проверим?
Посмотрите у меня на столе 2 стакана воды. Один стакан с простой водой, а второй стакан с минеральной газированной водой. На подносе лежит виноград. Я опускаю одну виноградинку в стакан с простой водой. Что происходит? (она тонет). А теперь я опускаю виноградинку в стакан с газированной водой. Посмотрите, она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут - же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется". Этот принцип людьми используется в спасательных жилетах.
Пузырьки воздуха прилипают к виноградинке и делают ее легче, поэтому она всплывает. Значит воздух легче воды.
Вот как много мы с вами сделали открытий, давайте пройдем на стулья и еще раз вспомним все свойства воздуха.
(Садимся на стулья (презентация))
Мы с вами сказали, что воздух нужен, чтобы дышать, а как вы думаете почему звери к зиме надевают тёплые пушистые шубки?( ответы )
В пушистых шубках между ворсинками больше воздуха, который сохраняет тепло.
Почему звери и птицы в сильный холод прячутся в снег? ( ответы )
Хоть снег и холодный, но между снежинками есть воздух. Этот воздух и защищает животных от холода.
Значит, воздух обладает ещё одним полезным свойством – сохранять тепло.
Поэтому в домах делают двойные рамы.
Люди научились использовать свойства воздуха в своих целях
(слайд)
Воздух надо беречь, чтобы охранять наше здоровье. Поэтому люди сажают много цветов, деревьев, которые выделяют кислород и делают воздух чище.
В. - Итак, что же такое ВОЗДУХ? (закрепление по схеме)
Дети: воздух - это газ, у которого нет не цвета, вкуса, запаха.
●Воздух окружает нас со всех сторон.
●Воздух можно услышать.
●Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
●Чистый воздух не имеет запаха , но может передавать запах предметов.
●Человек может жить без воздуха.
● Ветер – это движение воздуха.
● Способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку.
● Воздух может двигать предметы.
● Воздух легче воды.
Ребята, вы молодцы, хорошо работали .
А я вам покажу еще один фокус:
На бутылку надевается шарик, бутылка ставиться в тазик и в него наливается горячая вода. Шарик начинает надуваться, потому что воздуху стало жарко и он выходит из бутылки. Значит: теплый воздух поднимается вверх.
Предлагаю вам дома рассказать про нашего нового знакомого невидимку и поиграть с воздухом: надувать шарики, пускать кораблики в воду и самолетики в небо
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе. Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора». Тема "Посуда".
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе.Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора».Лексическая тема: «П...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Красавицы рыбки», область «Художественное творчество»».
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Красавицы рыбки»,область «Художественное творчество»».Интеграция областей«Коммуникация», «Безопасность», «...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей логопедической группе по формированию математических представлений с использованием современных образовательных технологий «Лесная сказка»
Развитие логического и образного мышления, конструктивных умений, фантазии и творчества....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей логопедической группе "Путешествие в страну Знаний".
Данное занятие было разработано на конкурс "Воспитатель года 2013"....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Свойства дерева»
Познакомить ребят с некоторыми свойствами дерева....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: " Свойства камней"
познакомить детей со свойствами камней....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Свойства стекла»
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Свойства стекла»...
Комментарии
Светлана Васильевна! Очень
Светлана Васильевна! Очень интересная тема. Голосую и за эту работу. Удачи!
Спасибо.
Спасибо.
Здравствуйте! Мы с Вами
Здравствуйте! Мы с Вами участвуем в одном конкурсе.Давайте поддержим друг друга.Я проголосовала за Вашу работу,а Вы проголосуйте за мои: "Растения Красной книги" и "Космос". Удачи!
Работа логопеда всегда важна-
Работа логопеда всегда важна- путь ребенка в жизнь. Как он будет уговорить, писать зачастую зависит от вас. Спасибо за интересные упражнения. Голосую. Удачи. Посмотрите и мою работу.
Отличная работа!Голосую с
Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/667020