Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы №9 МБДОУ ЦРР д/с 463 для воспитателей Промышленного района города Самара "Лесная лаборатория"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект интегрированного занятия в старшей группе проводится в игровой форме в виде путешествия в лесную лабораторию Лесовичка.У детей формируются представления о строении дерева,о его функцияхи и назначении его частей. Дети обучаются навыкам работы с природным материалом ,проводят различные опыты и эксперименты..У детей развивается познавательный интерес ,умения анализировать и делать выводы ,получать новые знания. Данное занятие создает благоприятные условия для развития познавательной активности и творческой самореализации воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lesnaya_laboratoriya.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
с детьми старшей группы № 9 для воспитателей
МДОУ д/с 463 Промышленного района города Самары.
«Лесная лаборатория»
Воспитатель:
Янкова С.А.
Цель:
- способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений о лесе;
- развивать у детей познавательный интерес, умение анализировать, делать выбор, исследовать, получать новые знания;
- развивать умение слышать друг друга, дополнять ответы товарищей;
- уточнить понятие кора, для чего она служит городу, узнавать по внешнему виду возраст дерева;
- сформировать представление о строении дерева, его функциях и назначении его частей;
- продолжать воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое к ним отношение.
Методические приемы:
художественное слово (стихи, загадки), игровая мотивация, беседа, объяснение, показ, физкультминутка, продуктивная деятельность.
Оборудование и материал:
запись «Звуки леса», кора дуба, ели, березы, липы, засушенные листья, лупа, листья для физкультминутки, клей, бумага, кисти, салфетки.
Предварительная работа:
экскурсия с родителями в парк, лес; беседа с детьми о лесе; заучивание стихов, пословиц; изготовление гербария «листья деревьев».
Ход непосредственно образовательной деятельности:
- Ребята, я предлагаю вам отправиться в гости в лесное царство, где живут деревья. Давайте закроем глаза и произнесем волшебные слова: «1, 2, 3 мы в государстве лесном, посмотри».
(Звучит музыка «Звуки леса», открывается занавес. На заднем плане – декорации деревьев и дети в костюмах (березы, липы, дуба, ели, осины).
- Ребята, мы с вами попали в лес.
(Ребенок читает стихотворение «Лес»).
Здравствуй лес!
Дремучий лес
Полный сказок и чудес.
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре.
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи
Ты же видишь, мы свои!
(Дети –«деревья» читают стихотворения).
Березка.
Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет.
В шубке белой – зимой,
Вся в сережках – весной,
Сарафан зеленый – летом,
В день осенний - в плащ одета.
Если ветер налетит –
Золотистый плащ шуршит.
Липка.
Я густой, кудрявой
Вырасту на славу
Примечай меня!
Я медовым цветом
Расцветаю летом
Береги меня!
А в денек горячий
Поливай меня.
Ливень льет порою
Я от ливня скрою
Не ломай меня.
Хорошо обоим
Нам расти с тобою
Полюби меня!
Дуб.
Дует ветер с юга,
Дует ветер с вьюгой
И с востока налет,
Но меня он не сломает.
Дуйте, ветры, не боюсь,
Дубом как-никак зовусь.
Ёлка.
Ёлка, ёлка, ёлочка
Вершина, что иголочка
С буйным ветром борется
Дотронешься, уколется.
Осинка.
Замерли вершины,
Ветры в поле спят,
Только у осины
Листья шелестят.
Спят в лесу рябины,
Дремлет пышный клен,
Чуткая осина
Стережет их сон.
-Сколько деревьев в лесу! И березы, и осины, и ели…
- Ребята, а какой лес?
(красивый, разноцветный, нарядный, расписной, удивительный, загадочный, прекрасный)
- Вы слышите, как радостно нас встречает он? Что можно услышать в лесу?
(шелест листвы, журчание ручьев, пение птиц)
-Давайте присядем на лесную полянку и послушаем звуки леса.
(Дети садятся на зеленый коврик).
- Птицы щебечут, а жуки жужжат – ж-ж-ж
- Ручейки журчат, а комарики звенят – з-з-з
- Бабочки порхают, а листочки шелестят – ш-ш-ш
- Ребята, а что такое лес?
(Лес – это красота нашей природы.
Лес – это дом для животных и птиц.
Лес – это чистый воздух.
Лес – это строительный материал.
Лес – это источник грибов, ягод, лекарственных растений.
Лес – это легкие нашей планеты.
Лес – это зеленый наряд нашей земли.
Лес – это место для отдыха человека.)
- А какие бывают леса?
(лиственные, хвойные, смешанные)
- Какие деревья растут в лиственных лесах? И почему они так называются?
(Деревья у которых на ветках растут листочки называются лиственными. Эти деревья на зиму сбрасывают листву. Липа, береза, дуб, осина…).
-Какие деревья называют хвойными, и какие деревья растут в хвойных лесах?
(У хвойных деревьев вместо листьев – хвоя. Это ель, сосна, кедр, лиственница).
- Ребята, а какие деревья растут в смешанных лесах?
(В смешанных лесах растут и хвойные и лиственные деревья).
- Лес, в котором растут одни березы называется…
(березняк)
- Лес, где растут одни дубы называется…
(дубрава)
- Лес, в котором растут только осины - это…
(осинник)
- А лес, где растут ели…
(ельник)
- Ребята, в старину люди считали, что у каждого леса есть свой хозяин – лесовик. Он наводит в лесу порядок, оберегает деревья, лесных жителей в обиду не дает. Ох, и не любил лесовик тех людей, которые с плохими намерениями приходили в лес, губили деревья, да обижали лесных жителей. Таких лесовик в лесу запутывал, сбивал с пути.
(Под музыку появляется лесовик).
Лесовик: Слышу, слышу, в моем лесу гости!
Знаю лес, и лес люблю,
В гости вас к себе зову.
Я люблю гулять по лесу,
В лесу хожу я каждый день,
Все в лесу мне интересно
Каждый куст, и каждый пень.
Я веселый старичок,
Старичок – лесовичок.
- Вижу вы умные и добрые ребята, много всего знаете. А вы когда – нибудь бывали в лесной лаборатории?
(нет)
Лесовик: Тогда я вас в нее провожу.
(Дети идут через лес под музыку. Физкультминутка.)
Дети по лесу гуляли
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крылышками махали.
На нос села нам пчела,
Посмотрите в стороны, друзья.
Мы листочки все собрали,
Хорошо мы погуляли.
- Ребята, какие мы листья собрали?
(березовые, дубовые, осиновые)
- Давайте подарим осенний букет лесовику.
Лесовик: Спасибо. Ну а меня ждут в лесу дела. До свидания.
-Ребята, мы с вами пришли в лесную лабораторию. Рассаживайтесь поудобнее.
(Дети садятся на пенечки вокруг стола).
-Нам в дождь и зной поможет друг
Зеленый и хороший,
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек.
- Что это?
(дерево)
-Ребята, а как вы думаете, дерево живое или нет? Почему?
(Дерево живое. Оно дышит, растет, питается, размножается).
- А как дышит дерево?
(листьями)
- Правильно, давайте внимательно рассмотрим зеленый листок. Нижняя сторона листа, покрытая прозрачной кожицей, усеяна очень мелкими отверстиями – устьицами. Увидеть их можно через лупу.
(Дети рассматривают листочки через лупу).
- Через устьица деревья дышат. Они то открываются, то закрываются, вбирая в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, и выделяют в атмосферу кислород. Не зря деревья называют зелеными легкими планеты. Кислород выделяется листьями только на свету.
(Предложить детям рассмотреть кору березы).
- Ребята, это кора какого дерева?
(березы)
- А кто из вас знает, для чего на коре березы темные черточки и полоски?
- Давайте их рассмотрим. Оказывается, через них береза дышит, и называются они чечевички.
(Обратить внимание на образцы коры, лежащие на столе).
- Ребята, для чего дереву нужна кора?
(Она защищает дерево от солнца, мороза, ветра.)
- Как вы думаете, кора защищает только ствол?
(Нет, корой покрыто все дерево и ствол, и ветки).
- Как вы думаете, кора каких деревьев здесь есть?
(дуба, тополя, ели, березы)
- Ребята, вы знаете как можно определить возраст дерева по коре?
(У молодых деревьев кора тоньше, чем у старых).
- Верно, чем дерево старше, тем кора толще, тверже. Давайте рассмотрим кусочки коры и найдем кору молодого дерева.
- Какая она?
(тонкая)
- А как еще можно определить возраст дерева?
(Если ствол большой, толстый, кора твердая - дерево старше. У молодого дерева ствол тонкий, покрыт молодой корой).
- Возраст дерева можно определить по количеству колец на спиле. На срубе дерева четко видны годовые кольца. Сколько колец, столько и лет дереву. Нарастая ежегодно в виде кругов, слои древесины образуют ствол. Число колец подскажет вам, сколько дереву лет. Каждое кольцо складывается из двух частей: внутренней светлой и рыхлой и внешней, более темной, плотной. Обе части кольца возникают в разное время года. Светлая и рыхлая – весной, темная летом.
(Дети рассматривают спилы деревьев и считают кольца).
- А сейчас мы с вами отправимся в мастерскую лесовика.
(Дети переходят к другому столу. Работа выполняется стоя).
- Сначала мы разогреем наши пальчики (пальчиковая гимнастика).
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.
На зеленый на лужок
Приходи и ты дружок.
(Звучит тихая музыка. Дети выкладывают пословицу о лесе из засушенных листьев).
- Лес – богатство и краса, береги свои леса.
- Ребята, а какие еще пословицы о лесе вы знаете?
(Много леса – не руби, мало леса – береги, нет леса – посади.
Лес – друг человека, и его как друга надо беречь и охранять.
Нет милей чудес, чем наш русский лес.
Враг природы тот, кто леса не бережет.)
- И в заключение нашего путешествия послушайте стихотворение.
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природой,
Давайте же всегда ее беречь.
- А сейчас ребята нам пора возвращаться в детский сад. Закрываем глаза «Раз, два, три, четыре, пять – мы в детском саду опять».
- А сейчас мы улыбнемся, крепко за руки возьмемся, и какие же слова говорим мы уходя?
(До свидания, до новых встреч).
(Дети выходят под музыку).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Кораблик для доктора Айболита" План- конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы. Образовательная область "Познание"(экспериментальная деятельность, конструирование)
План - конспект непосредственно образовательной с детьми старшей группы деятельности в образовательной области "Познание" (экспериментальная деятельность, конструирование)...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы "Золотая осень" по образовательной области "Коммуникация"
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми страшей группы "Золотая осень" по образовательной области "Коммуникация"...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Конспект по художественному творчеству в старшей группе "Подарок Снежной королевы"....
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы по реализации образовательной области "Коммуникация"« с инновационными технологиями» ( использованием моделей) на тему: «Кто к нам в гости прилетел»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по реализации образовательной области "Коммуникация" в старшей группе....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема «Парусные гонки» Образовательная область «Познание
Абдулина Гуяйда АхатовнаТема занятия "Парусные гонки"Цели данного занятия является выявление и обобщение знаний, умений и навыков детей при формировании познавательных исследовательс...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА» Образовательная область «Познавательное развитие».
Данный материал будет полезен как педагогам, так и родителям....