Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема «Парусные гонки» Образовательная область «Познание
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

Абдулина Гуляйда Ахатовна

Абдулина Гуяйда Ахатовна

Тема занятия "Парусные гонки"

Цели данного занятия  является выявление и обобщение знаний, умений и навыков  детей при формировании познавательных  исследовательских представлений.

Организация познавательной, коммуникативной деятельности детей по исследованию возникшей проблемной ситуации

Занятия направлена на ознакомления детей с символами исследовательских действий.

2. Организовать детскую деятельность в решении проблемы через экспериментальную деятельность, использование эвристического метода.

Уточнить и обобщить знания о свойствах предметов, сделанных из бумаги и металла.

Объяснить, как человек использует свойства: металла и бумаги  для своей пользы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon тема "парусные гонки"58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6

города Миньяра Ашинского района Челябинской области

Конспект непосредственно образовательной деятельности

с детьми старшей группы

Тема  «Парусные гонки»

Образовательная область «Познание»

Выполнила:

Абдулина Гуляйда Ахатовна

Воспитатель 1 категории

МКДОУ №6  г. Миньяр

2014

Тема  «Парусные гонки»

Интеграция в  образовательной области «Познание» с образовательными областями: «Социализация», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Физическое развитие», «Безопасность», «Музыка».

Цель: Выявление и обобщение знаний, умений и навыков  детей при формировании познавательных  исследовательских представлений.

Уметь видеть возможность преобразовать предметов.

Организация познавательной, коммуникативной деятельности детей по исследованию возникшей проблемной ситуации

Задачи:

Образовательные: 1. Познакомить детей с символами исследовательских действий.

2. Организовать детскую деятельность в решении проблемы через экспериментальную деятельность, использование эвристического метода.

Уточнить и обобщить знания о свойствах предметов, сделанных из бумаги и металла.

Объяснить, как человек использует свойства: металла и бумаги  для своей пользы.

Продолжать учить узнавать изучать окружающий мир всеми органами чувств.

Развивающие: 3. Развивать воображение, находчивость, сообразительность, любознательность, самостоятельность детей, вариативность мышления

Развивать речь детей через привитие навыков составления проблемных вопросов.

  Развитие словарного запаса, путем введения новых слов; парус, парусник, моторная лодка, парусная регата. 

Развивать навыки контроля, правильно оценивать свою работу и работы других детей.

Воспитательные:  

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, оказывать им посильную помощь, умение культурно выражать свое мнение.

 Воспитывать радость, удовлетворение от хорошо выполненной работы.

Методы и приёмы

 Опыты, решение исследовательских и логических задач,

  • Игровой (игры, вопросы, пояснения, использование сюрпризных моментов).
  • Наглядный (использование ИКТ).
  • Словесный (напоминание, указание, художественное слово, вопросы, индивидуальные ответы детей).
  • Поощрение, анализ занятия.
  • Практический

Оборудование: корковые пробки, канцелярские скрепки металлические, деревянные палочки, квадраты из цветной бумаги, подносы, магниты, камешки, деревянные палочки цветные скрепки, бумажное море, фломастеры, листок наблюдений на каждого ребенка.

Индивидуальная работа: активизировать Кирила С.

Предварительная работа с детьми: Наблюдение на прогулке за деревьями.

Дидактическая игра «Поплывет-потонет», «Наоборот»

Словарная работа: дерево-хвойное, лиственное, деревянный, металл-металлический тепло проводимость, плавучесть.

Ход занятия:

 Вводная часть 1

Воспитатель: Я рада вас видеть! Давайте возьмем друг друга за руки. Поздоровайтесь и улыбнитесь друг другу. А теперь представьте, что мы находимся на берегу океана. (включается аудиозапись). Мы сидим на песке, волны набегают на берег и хотят с нами поговорить. Они шепчут имя каждого из нас. (дети и воспитатель представляются друг другу).

Мы все держимся за руки. Сожмите крепко руки и почувствуйте тепло своих рук. А теперь разожмите руки и передайте тепло друг другу. (дети протягивают руки вперед) (аудиозапись выключается).

Воспитатель: Плывут по океану корабли, теплоходы, яхты, а с помощью теплого ласкового ветра плывут лодки и парусники. А вы хотели бы сами построить парусную регату и отправиться в морское путешествие.

Дети: Да.

Основная часть 2

Воспитатель: Тогда нам необходимо стать юными исследователями. (дети одевают халаты и шапочки).

Воспитатель: Ну, что все готовы?

Дети: Да.

Воспитатель: А помогут нам в наших исследованиях помощники – карточки – символы исследовательских действий.

Первая карточка обозначает, что в начале исследовательской работы вы должны «Понаблюдать»,

 вторая «Спросить у другого», «Позвонить», следующая «Посмотреть в книгах», «Подумать», «Провести эксперимент» (воспитатель повторяет два раза).

Воспитатель: Ребята у меня на ладонях два морских судна. Кто знает, как они называются?

Дети: Моторная лодка и парусник.

Воспитатель: Правильно. Ребята как называется эта карточка?

Дети: Понаблюдать.

Воспитатель: Давайте, рассмотрим моторную лодку и парусник. (Воспитатель проводит с детьми беседу) 

Воспитатель Внимательно посмотрите, что есть у лодки. Мотор. Значит, как правильно она называется?

Дети:  Моторная лодка.

 Воспитатель: Да, это моторная лодка и мотор помогает ей двигаться по водным пространствам. А это что?

 Дети:  Корабль

 Воспитатель. Нет, это не корабль, это тоже лодка. А с помощью чего она двигается, у нее нет мотора?

 Воспитатель Что у нее есть?

 Дети:  Парус.

Воспитатель: Как называется эта лодка?

 Воспитатель: Это парусная лодка, еще её можно назвать парусник.

Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадку, а вы скажите, что это?

Воспитатель загадывает загадку, звучит музыка,

Бороздит океан тихим ходом,

Направляя свой парус по ветру,

Он и в солнце, и в непогоду

Путешествует вольно по свету.

Дети: Парусник

Воспитатель: Да, правильно, это парусник.

Воспитатель: показывает карточку «Спросить у другого». Что означает эта карточка?

Дети: «Спросить у другого».

Воспитатель: Вручает карточку ребенку. Спроси у любого взрослого, что знает он о паруснике?

Воспитатель: поднимает карточку-символ «Позвонить» Что означает это карточка?

Дети: «Позвонить».

Воспитатель: Кто хочет позвонить маме или другу?

Воспитатель: Ребята, посмотрите перед нами море, и парусная регата. И парусная регата выстроилась как на парад. Парусная регата это, когда много парусников  отправляются в водное путешествие. Посмотрите на рисунок: как красиво плывут парусники! Вам  нравится парусная регата?

Дети: Да.

Воспитатель: карточка - символ «Посмотреть в книге». А я вам показываю новую карточку. Как она называется?

Дети: «Посмотреть в книге»

Воспитатель: Давайте рассмотрим парусник в новой книге, которая называется «Водный транспорт»

Воспитатель рассматривает книгу совместно с детьми, ведет беседу по иллюстрациям книги.

Воспитатель: А как вы думаете, из чего можно сделать парусник? А вы хотите сделать красивый парусник из бумаги, робки и сподручных материалов?

Дети предлагают ответы.

Практическая часть

Воспитатель: А я вам сейчас покажу, какой парусник умею делать я.

Я беру железную скрепку и отгибаю конец скрепки вверх, и втыкаю в один бок пробки, а мачтой парусника станет деревянная палочка в другой. Затем беру квадрат из цветной бумаги любого цвета, который вам нравится, складываю пополам, чтобы получился треугольный парус и надеваю его на палочку, с помощью скрепок.

Воспитатель: (показывает карточку) Что обозначает эта карточка?

Дети: Повтори правила безопасного поведения на занятиях.

Воспитатель: Сегодня вы работаете с острыми и колючими предметами, поэтому мы повторим правила, которые мы должны знать:

Дети: 1)С острыми, колющими и режущими предметами работай аккуратно,

 2) работать нужно только за столом,

3) слушать взрослого,

4) подавать острые предметы тупым концов вперед,

5)  после работы убрать свое рабочее место.

Воспитатель: Приступаем к работе.

Дети подходят к столу и выбирают предметы для работы. Звучит тихая музыка.

Воспитатель: Теперь мы изготовили свою регату и отправимся в морское путешествие. Ребята выстраивайте парусники друг за другом, и получится парусная регата.

Дети выставляют регаты.

Воспитатель: Из скольких парусников состоит парусная регата?

Дети считают и отвечают.

Воспитатель: Ну что наша парусная регата готова и давайте отправим её в

счастливое плавание. (включается музыка моря). Поплыли ваши парусники?

Дети: Нет.

Воспитатель: Ребята у нас появилась проблема. Как же отправить наши парусники в путь? Может кто-нибудь знает ответ на мой вопрос?

Дети отвечают.

Воспитатель: Чтобы отправить нашу парусную регату в путь нужно ровести исследование. Как называется следующая карточка?

Дети: Провести эксперимент.

Экспериментальная часть

Воспитатель: А какой эксперимент мы будем проводить?

Дети: Как заставить парусник двигаться.

Воспитатель: Воспитатель поднимает новую карточку символ «Подумать». Что означает эта карточка?

Дети: Подумать.

Воспитатель: Давайте подумаем. У кого есть предложения?

Дети отвечают. 

Дети подсоединяют магнит к металлической скрепке и увидели, что за магнитом парусник двигается. Звучит музыка моря (тихо)

 Воспитатель читает стихотворение

Голубая гладь морская,

Тихо пеною шурша,

Легкий парусник качает

Словно малое дитя.

Напевает тихо песню

Шелест ветра над волной.

Ты сверкай на солнце, парус,

Тонкий, белый, озорной.

 Заключительная часть  Вывод.

Воспитатель: Ребята мы с вами были учеными и вели исследовательскую работу. Кто может сделать вывод о нашей работе. Что заставило нашу регату отправиться в морское путешествие.

Дети: вывод - Мы отправили парусную регату в путь с помощью магнита, потому что магнит соединился с металлической скрепкой и потянул парусник за собой.

Воспитатель: А сейчас мы зафиксируем результаты нашего эксперимента. У каждого из вас есть листок и фломастер. Нарисуйте, из каких предметов вы построили парусник и как мы решили проблемную ситуацию, заставили парусник плыть по морю.

Творческая работа детей и выставка рисунков.

 

Список литературы

1. Дошкольное воспитание № 4, 2010г.

2. Мартынова Е. А., И. М. Сучкова. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Волгоград: учитель, 2011. – 333с.

3. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. СПБ: Детство-Пресс, 2008. – 128с.