Календрно-тематическое планирование по природному миру
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) по теме
Развернутое перспективное планирование по природному и социальному миру с детьми старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_prirodnogo_mira.doc | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Образовательная область – «Познание», «Социализация»
Возрастная группа – дети 5-6 лет
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В старшем дошкольном возрасте сохраняются два ведущих направления в подборе для детей знаний о природе.
Первое направление - это дальнейшее расширение представлений о ней путем включения знаний о новых объектах и явлениях и конкретизации уже освоенных в предыдущих возрастных группах сведений. Поэтому объектами познания ребенка становятся новые, прежде незнакомые животные и растения ближайшего природного окружения и различных природных зон - пустыни, тундры и т. п., явления неживой природы, типичные для них. Знакомое поворачивается для детей новыми, может быть, необычными сторонами, пополняется новыми фактами, яркими характеристиками.
Возросший познавательный интерес к миру, появившиеся к седьмому году жизни важные качества познавательной деятельности: целенаправленность, известная. Планомерность интеллектуальных операций и их результативность, стремление проникнуть в суть окружающих явлений - позволяют включить в содержание знаний представление о человеке как органичной части природы, о его взаимосвязях со средой обитания.
Второе направление, наиболее ответственное и сложное, - это завершение работы по систематизации знаний, начатой в старшей группе. Оно реализуется путем формирования или развития уже имеющихся обобщений (лес, луг, животные, живое, приспособленность и др.) и установления новых по содержанию и более сложных по структуре связей, необходимых для построения знаний в систему. Знания о домашних и диких животных, зимующих и перелетных птицах, временах года, экологических системах получат здесь дальнейшее развитие.
Не менее важной задачей в старшем возрасте является привлечение детей к экологически ориентированной деятельности. Совершенствуется трудовая деятельность, ей придается экологическая направленность.
Существенное значение имеет развитие познавательной деятельности; оттачиваются ее сенсорные и интеллектуальные основы. Дети учатся анализировать и наблюдать в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы; у них формируются элементы экологического миропонимания.
Следует обратить внимание и на совершенствование природоохранительной деятельности дошкольников. Возросшие возможности позволяют осуществлять ее в разнообразных формах: в уходе за животными, растениями, оказании помощи нуждающимся живым существам, сохранении и улучшении условий среды, выращивании растений и т. д.
Важнейшей задачей является обогащение личного опыта положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой, расширение экологически ценных контактов с растениями и животными, объектами неживой природы; укрепление познавательного интереса, любви к природе.
Представления. Многообразие растений и животных, их принадлежность к миру живого на планете: растения, имеющие разнообразные признаки внешнего строения, разное расположение частей - стеблей, листьев, многообразие цвета листьев, стеблей, цветков. Представители не только ближайшего природного окружения, но и жители степей и пустынь (верблюд, сурок, медведь, черепаха и др.), Крайнего Севера и тундры (например, белый медведь, тюлень, морж, песец и др.), морей и океанов, тропиков и субтропиков и т. д.
Конкретные и обобщенные представления о потребностях растений, животных, человека в соответствующих условиях среды обитания, а также о дифференцированности этих потребностей и способах их удовлетворения. Обобщенное представление о системе потребностей растений, животных и людей как живых организмов (в оптимальной температуре, свете, влаге, месте обитания, пище), об общей зависимости их состояния от соответствия условий среды потребностям.
Конкретные представления о проявлениях чувств животных и людей. Чувствуют изменения условий среды, другие воздействия, например человека, и изменяют свое поведение. Некоторые животные могут испытывать чувства, схожие с чувствами человека, - голод, боль, удовольствие, радость, привязанность. Конкретные представления о проявлениях этих чувств у отдельных домашних животных - кошки, собаки, морской свинки, черепахи.
Представление об уходе за растениями и животными, его направленности на удовлетворение всех потребностей; основные трудовые процессы по уходу за живыми объектами уголка природы, некоторыми домашними животными, растениями огорода, цветника.
Представление о человеке как живом существе. Представления об основных признаках живого у человека, общих с другими живыми существами: питается, дышит воздухом, двигается, чувствует, растет, и развивается (изменяется), рождает детей (размножается). Конкретные представления о признаках, отличающих человека от растений и животных.
Конкретные представления о системе биологических потребностей человека, их взаимосвязи (в пище, свете, тепле, влаге и пр.); умение сравнить их с потребностями других живых существ, видеть их сходство и своеобразие, выделять в них проявления разумности и гуманности.
Представления о том, что здоровье человека зависит от правильного удовлетворения его жизненно важных потребностей, сохранения целостности органов, качеств срeды обитания; об основных правилах личной гигиены, безопасности поведения на улице и в помещении, их направленности на сохранение здоровья человека. Представления об использовании факторов природной среды (воды, солнца, воздуха) для укрепления здоровья.
Представление о том, что каждое живое существо - растение, животное, человек - похоже на другое и вместе с тем отличается от него по признакам внешнего строения и способам жизнедеятельности.
Представления о приспособлении живых организмов к среде обитания. Обобщенное представление о том, что живые существа могут жить, если они приспособлены к условиям среды обитания. Приспособленность проявляется в их внешнем строении и особенностях поведения.
Конкретные представления о приспособленности человека для жизни в наземных условиях. Некоторые сведения о приспособлениях, которые человек придумал для перемещения и недлительного пребывания в других средах (водной, воздушной, подземной), о машинах и приборах, созданных для этого.
Конкретные представления о том, как человек приспособился использовать факторы природной среды - землю, воздух, воду, растения и животных - для удовлетворения своих потребностей. (Например, воду очищает, использует для приготовления пищи, наведения чистоты, приведения себя в порядок, тушения пожара и пр.) Знание о том, что человек бережно и гуманно относится к среде обитания: экономно расходует то, что в ней есть, защищает вымирающие растения, животных («Красная книга»), сохраняет заповедные места, воспроизводит затраченное на себя. Разумность человека.
Обобщенное представление о признаках сезона: о состоянии неживой природы; об основных явлениях погоды, типичных для данного сезона; о системе приспособительных особенностей растений и животных в соответствии с сезонными изменениями основных факторов среды (например, как приспособились к зиме звери, птицы, рыбы, насекомые).
Конкретные представления о приспособлениях к сезонным изменениям природы человека (внешний вид, поведение, типичные для времени года виды труда, отдыха, способы удовлетворения потребностей). Знание правил поведения в экстремальных или опасных ситуациях, типичных для того или иного времени года (гроза, пожар, гололед, наводнение и др.).
Представление о том, что все живые существа растут, развиваются (изменяются) и размножаются; о признаках роста и развития живых организмов.
Обобщенное представление об основных фазах жизненного цикла растения, животного, человека.
Конкретные представления о зависимости роста, развития и размножения от условий среды, о наиболее благоприятных для этого временах года (у растений и животных).
Обобщенное представление о составе живущих и их взаимосвязях в типичных экологических системах - лесе, луге, водоеме, парке, огороде и др. При исчезновении каких-либо живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов. (Например, вырубка деревьев в лесу приведет к увеличению освещенности и тепла - погибнут тенелюбивые растения и животные и т. п.)
Знание основных правил поведения человека в экосистемах, обеспечивающих сохранение их целостности.
Освоение элементарных предметных понятий: «человек», «сезон как время года», «живое», «неживое», «природа».
Познавательные и речевые умения. Использовать наблюдение как способ познания: принимать цель наблюдения и ставить ее самостоятельно, использовать в наблюдении сенсорные и интеллектуальные способы. Элементарно планировать ход наблюдения, делать выводы.
Использовать элементарную поисковую деятельность: принимать и ставить самостоятельно познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать и осознавать противоречия в суждениях, использовать разные способы проверки предположений, опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблюдения. Формулировать выводы, делать маленькие «открытия».
Сравнивать объекты и явления природы по признакам сходства и различия. Классифицировать объекты и явления по существенным основаниям.
Моделировать характерные и существенные признаки, частные и общие связи, понятия. Самостоятельно применять знания о природе при анализе новых ситуаций. Устанавливать связи разной степени сложности и содержания: структурно-Функциональные, причинные, пространственные, временные и другие.
Связно рассказывать о наблюдаемых явлениях природы, объяснять их, составлять творческие рассказы и сказки на природоведческие (экологические) темы, использовать речь доказательство.
Практические умения. Поливать растения, рыхлить почву, очищать листья от пыли, используя известные способы и учитывая особенности растений. Правильно размещать их по отношению к свету (в зависимости от потребностей).
Выкапывать клубни, луковицы, корневища, корнеплоды. Размножать растения семенами, луковицами, черенками, рассадой и другими способами.
Пропалывать и окучивать растения цветника и огорода.
С помощью воспитателя менять воду в аквариуме. Заботиться о животных. Кормить, поить, мыть клетки, чистить их. Создавать условия, близкие к природным. Подкармливать птиц осенью и зимой. Собирать для них семена сорных трав. Участвовать вместе со взрослыми в доступных способах природоохранительной деятельности.
Отношение к природе. Проявлять любознательность, стремление глубже познать явления природы, интерес к овладению способами познания.
Гуманно относиться к живому (друг к другу, взрослым, старшим людям, к растениям и животным). Стремиться создать благоприятные условия для живых существ, выполнять правила поведения в природе.
Эмоционально откликаться, проявлять эстетические переживания в процессе общения с природой.
Уровни освоения программы
Низкий. Ребенок различает и называет большое число животных и растений, вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Понимает состояние объекта и среды. Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднение. Трудовые процессы выполняет не самостоятельно, качество труда низкое. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.
Средний. Ребенок различает большое число объектов природы, вычленяет характерные и под руководством педагога - существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов. К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивен.
Высокий. Ребенок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Владеет предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные и общие связи. Пользуется наблюдением для познания природы. Моделирует признаки объектов и связи. Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готов оказать помощь в случае необходимости. Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту.
Месяц | № п/п | Непосредственно организованная деятельность в режимных моментах | Программные задачи | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Самостоятельная деятельность детей | ||
Беседы | Экологические игры | Опыты | |||||
1 | Планета Земля- наш общий дом | 1. Формировать представление о первом периоде осени как времени года (стало холоднее, увеличилось количество дождливых дней; созрели овощи и фрукты; люди стали по-другому одеваться). Развивать умения самостоятельно находить первые признаки осени, устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе (частые дожди способствуют росту грибов в лесу; похолодало - первыми спрятались насекомые). 2. Обобщать знания детей о живом объекте на примере животных (дышит, двигается, питается, растет, размножается). 3. Формировать интерес к человеку как биологическому объекту. Устанавливать связи между внешним строением человека и его образом жизни. 4. Развивать умственную операцию «сравнение» и доказательную речь. 5. Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям. | «Правила друзей леса»; «Наш урожай»; «Природа и человек»; «Грибы: друзья или враги?»; «Наши чудесные помощники-руки». | «Съедобное – несъедобное», «Вершки – корешки», «Осенние листочки», «Прогулка по лесу», «Чудесный мешочек» (овощи - фрукты). | Опыт с корнеплодами. Цель: установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для роста растения. | - Подбор литературы осенней тематики. - Создать условия для поделок из природного материала. - Поместить в уголке экспериментальной деятельности (небольшие подносы, миски) с водой и разнообразные корнеплоды. | |
СЕНТЯБРЬ | 2 | Рассматривание и сравнение овощей и фруктов | |||||
ОКТЯБРЬ | 3 | Беседа о домашних животных | 1. Продолжать формирование представлений о втором периоде осени - золотая осень (дальнейшее похолодание, первые заморозки, сокращение светового дня, затяжные дожди, расцвечивание листьев). 2. Развивать умение устанавливать зависимость между температурой воздуха и состоянием воды (через опыты). 3. Познакомить детей с составом почвы (через опыты). 4. Закрепить представление о приспособлении растений и животных к осенним изменениям (листья желтеют и опадают - почему?; перелетные птицы улетают на юг, зимующие - ближе к человеческому жилью; отмирают наземные части некоторых растений). 5. Расширять представления о многообразии неживой природы: реки и их характерные признаки. 6. Продолжать формировать познавательный интерес к человеку (познакомить детей с особенностями зрения). | «Мой четвероногий друг», «Как растения готовятся к зиме» (почему опадают листья, происходит отмирание наземных частей), «Дождь» (хорошо - плохо). Народный календарь. «Покров» - первое зазимье. | «Откуда хлеб пришел», лото «Домашние и дикие животные», лото «Где что растет?», «К названному дереву беги», «Магазин - семена», «Съедобное - несъедобное», «Овощехрани-лище», «Детки на ветке», «Найди дерево по семенам», «Кто где живет». | Опыт с водой «Первые заморозки». Цель: показать зависимость состояния воды от температуры воздуха. | - Разместить модели признаков домашних животных, модели ухода за растениями. Гербарий злаковых растений, готовые хлебные изделия. - Игры «Домашние и дикие животные», «Где что растет», «Ферма». - В уголок экспериментальной деятельности поместить емкости с почвой, глиной, песком, емкость с водой, палочки, пластмассовые ложки для самостоятельных опытов. |
4 | Рассматривание злаковых растений (пшеница, овес, ячмень, рожь) | ||||||
5 | Беседа. «Чудесное яблоко». | ||||||
6 | Составление описательного рассказа «Речка, реченька, река». | ||||||
7 | Рассматривание и сравнение лисы и собаки | 1. Закрепить представление о последнем периоде осени. Ноябрь - это ворота зимы. (Дождь идет часто со снегом; средняя температура становится ниже 0 0С. Наблюдения за термометром; дуют холодные ветры. Ввести понятие «снеговей».) 2. Развивать умение устанавливать связи между продолжительностью дня и ночи и освещением (почему ноябрь называют «сумерки года»). 3. Формировать представления об образе жизни зверей в лесу (внешний вид, повадки). 4. Развивать умственную операцию «сравнение», умение составлять описательные рассказы. 5. Воспитывать вдумчивое осознанное отношение к животным и растениям 6. Продолжать формировать познавательный интерес к человеку (органы чувств - слух). | «Как следы осени искали» (предложить детям на прогулке заметить «следы» осени, а в группе зарисовать; «Как животные леса готовятся к зиме?»; «Как человек готовится к зиме?»; «Птицы осенью»; «Ноябрь - ворота зимы». | «Найди, что опишу», «Магазин растений - цветочный магазин», «Что лишнее», «Какая работа осенняя?», «Кто где живет?» (лото - животные), «С какой ветки детки?», «Оденемся на прогулку», «К названному дереву беги», «Хитрая лиса», «Пастух и козы». | Опыт. Ц е л ь: установить необходимость почвы для жизни растений. | -Дидактические игры. Лото «Кто где живет?», разрезные картинки. -В уголок экспериментальной деятельности поместить бумажные салфетки, ящик с почвой, пустую коробочку, семена кресс-салата и овса. -Поместить модели, закрепляющие понятия «звери дикие и домашние»; модели, обозначающие уход за домашними животными. | |
8 | Рассматривание и сравнение комнатных растений | ||||||
9 | Беседа о слухе «Самая быстрая улитка в мире» | ||||||
НОЯБРЬ | 10 | Кто живет в реке и озере | |||||
ДЕКАБРЬ | 11 | Знакомство с волком | 1. Формировать представление детей о первом периоде зимы (обсудить, почему декабрь называют полночью года). Установить связь между продолжительностью дня и ночи и освещенностью. 2. Закрепить представление о снеге как особом состоянии воды (обсудить различные состояния). 3. Познакомить с защитными свойствами снега (опыт). Выяснить причину замерзания воды в лужах, реках. Определить постепенность замерзания (где быстрее замерзнет - в луже или реке?). 4. Учить устанавливать связи между явлениями неживой природы и живой на примере зимующих и перелетных птиц (куда улетели перелетные птицы, почему; особенности поведения зимующих). 5. Закрепить представление о дифференцированной потребности растений во влаге. Учить определять температуру воздуха, используя термометр. Развивать умение сравнивать живые объекты природы. Воспитывать интерес к исследовательским действиям. 6. Продолжать формировать познавательный интерес к человеку: как человек приспособился к жизни в зимних условиях. | Беседы «Как человек приготовился к зиме?» (с использованием моделей и картинок), «Наш участок зимой», «Декабрь - полночь года», «Снежная шуба для всего живого». | Подвижные игры: «Волк и зайцы», «Гуси-лебеди», «Волк во рву». Народная игра «Птицы, звери, рыбы». Дидактические игры «Что изменилось?», «Найди дерево по семенам», «Разведчики». | Опыт. Вносим в группу снег и лед - что быстрее растает? В одно ведро поместить рыхлый снег, во второе - утрамбованный, в третье - лед. Опыт. Замерзание воды - где вода быстрее замерзнет? В подносе с водой или в ведерке? Объяснить, почему на подносе замерзнет быстрее. Обсудить с детьми, почему нельзя выходить на лед. | -Модели, закрепляющие понятие «звери», иллюстрации с изображением волка (стая, движение, волчий след); растения и модели ухода за растениями. -Рассматривание книг и иллюстраций о зиме. -Дидактические игры «Найди каждому свой дом», «Дикие и домашние животные», «Зоологическое лото». -После прогулки в уголок экспериментальной деятельности выложить кусок льда, баночку с плотным, утрамбованным снегом, баночку с рыхлым снегом. Понаблюдать, в какой баночке быстрее образуется вода. Сделать выводы. Отметить, что вода будет непрозрачной, мутной. Обсудить с детьми, почему. |
12 | Рассматривание комнатных растений (знакомство с новыми способами ухода). | ||||||
13 | Беседа о снеге | ||||||
14 | Экологическая викторина «Знатоки природы» | ||||||
ЯНВАРЬ | 15 | Беседа «Зимой в лесу» | 1. Развивать умение самостоятельно выделять и называть основные признаки глубокой зимы (снегопад, мороз, вьюга, метель, поземка), учить выделять признаки сходства и различия этих явлений. Продолжать наблюдения за снегом. С помощью лупы установить взаимосвязь между состоянием погоды и формой снежинок (крупные снежинки, крупа, снежные хлопья). 2. Расширить и уточнить представления детей о приспособлении растений и животных к зиме. 3. Воспитывать интерес к народному календарю, учить определять погоду по приметам. 4. Формировать познавательный интерес к человеку. Познакомить с обонянием (для чего человеку нос). | «Что случилось зимой на реке?», «О чем рассказывают растения?» (беседа о потребностях растений). | «Кто где живет?», «Найди дерево по семенам», «Где спрятано растение», «Узнай растение», «Найдите, что опишу», «Школа для игрушечных зайчиков», «Карлсон выращивает овес», «Айболит осматривает комнатные растения», «Пух пришел к обеду», «Найдите и покормите зимующих птиц». | Опыт. Предложить детям измерить с помощью термометра температуру воздуха на солнечной стороне улицы и в тени. Сделать вывод о том, что солнце стало немного пригревать. • Опыт. Срезать ветку тополя и поставить в помещении в воду. Ветка начнет засыхать. Вывод: растения еще находятся в состоянии глубокого покоя (повторить этот опыт в феврале). | -Иллюстрации с изображением зверей в зимнем лесу, модели понятия «звери», модели понятия «живое растение», модели, закрепляющие последовательность посадки растений. -Иллюстрации, книги о животных наших лесов. -Выкладывание изображений животных и растений на фланелеграфе и панно. -В уголке экспериментальной деятельности поставить в воду срезанные ветки тополя. Поместить емкости для принесенных с прогулки снега и льда, а также весы, палочки для размешивания, пластмассовые стаканы. Дети самостоятельно взвешивают воду, лед, снег, определяют, что тяжелее. Дети опускают в воду кусочки льда и наблюдают, как изменяются свойства воды (когда лед растает - увеличивается объем воды, она становится холодней, но остается прозрачной). |
16 | Рассказ воспитателя «Для чего человеку нос?» | ||||||
17 | Знакомство детей с животными жарких и холодных стран | 1. Формировать у детей представление о феврале как о заключительном месяце зимы. Развивать умение выделять первые признаки весны (длительные оттепели, образование сосулек, таяние снега на открытых местах, прибавка светового дня, заканчивается глубокий покой у деревьев и кустарников). Оживление среди птиц. 2. Развивать умение устанавливать взаимосвязь между живой и неживой природой через исследовательскую деятельность (необходимость тепла, света, влаги для роста растений). 3. Развивать умственную операцию «сравнение» через нахождение сходства и различия между объектами природы. 4. Расширять представление детей о приспособлении животных к среде обитания. 5. Развивать у детей познавательный интерес к человеку через формирование элементарных знаний о нервной системе. | «Февраль – месяц «лютого» голода для зверей и птиц », «О чем рассказывает Красная книга»,»Ты всегда в ответе за тех, кого приручил». | «Угадай, какой наш дом», «Да и нет», «Промысловая охота». | • Опыт на выявление значения влаги, тепла, света для роста растений: а) луковица помещается в банку без воды в уголке природы; б) луковица помещается в банку с водой на подоконник; в) луковица в банке с водой закрывается пакетом из-под молока или другим предметом и помещается в уголке природы. Результаты опыта зарисовать. | -Иллюстрации с изображением животных жарких и холодных стран, модели понятия «звери. -Подбор книг, люстраций с изображением метели, вьюги, сосулек. -В уголке экспериментальной деятельности поместить луковицы и банки для самостоятельных опытов. | |
ФЕВРАЛЬ | 18 | Беседа «Растение как живое существо» | |||||
19 | Игровое занятие «Наши умные помощники - органы чувств» | ||||||
20 | Обобщающая беседа о зиме «Как много интересного бывает зимой!» | ||||||
МАРТ | 21 | Обобщающее занятие «У нас в гостях животные» | 1. Формировать представление детей о марте как о месяце пробуждения природы; развивать умение замечать новые изменения в неживой природе (увеличение светового дня, появление капели, первых проталин, первых кучевых облаков), формировать представление о ледоходе. Развивать умение устанавливать связи между этими изменениями и положением солнца, между живой и неживой природой (оживление комнатных растений, появление на проталинах первоцветов; изменяется поведение птиц: воробьи чирикают, устраивают дуэли, поют синицы, прилетают с юга грачи и скворцы). 2. Развивать умственную операцию «обобщение» и систематизацию животных по разным признакам. 3. Формирование желания ухаживать за комнатными растениями и выработка необходимых для этого навыков (пересадка, подкормка растений). 4. Познакомить детей с черенкованием растений, со структурой этого трудового процесса. 5. Развивать умение выявлять причинно-следственные связи (круговорот воды в природе). 6. Формировать познавательный интерес к человеку: зачем человек питается? | «Пробуждение природы» (обобщение наблюдений с использованием моделей), «Март - месяц воробьиных дуэлей и синичьих песен» (что происходит в жизни птиц весной, почему воробьи устраивают дуэли). Рассматривание иллюстраций с изображением грачей. «Что такое туманы и облака», «Весенний лед» (чем он опасен). | «Кто где живет?», «Кто летает, прыгает, плавает», «Чей клюв, чьи лапы, чьи хвосты?» | Серия опытов на разные агрегатные состояния воды с использова-нием моделей маленьких человечков (элементы ТРИЗ): а) переход снега и льда в воду; б) переход воды в пар. | -Рассматривание иллюстрации с изображениями животных; модели, закрепляющие понятия «звери», «растения»; модели потребности растений для роста; модели, закрепляющие понятие «живая природа». -Подбор книг с изображением признаков весны. Изготовление цветов из природного материала (пластилин, семена растений). -В уголке экспериментальной деятельности предложить детям разные сыпучие вещества для определения растворимости их в воде. |
22 | Черенкование комнатных растений. Осмотр и подкормка комнатных растений | ||||||
23 | Игровое занятие «Что и как человек ест» | ||||||
24 | Рассказ воспитателя «Муравьи - санитары леса» | ||||||
АПРЕЛЬ | 25 | Экологическая сказка «Ручеек» | 1. Развивать у детей умение самостоятельно находить новые признаки весны в неживой природе (изменение положения солнца и в связи с этим увеличение светового дня; образование луж; скопление кучевых облаков; увеличение количества ясных, солнечных дней). Обсудить с детьми, почему апрель называют месяцем «говорливой воды», «месяцем чистоты», «звенящим», «голубым», «лучистым». Доказать вместе с детьми, почему апрель называют месяцем пробуждения от спячки. Понаблюдать за появлением первоцветов, травки, установить причины разного места их произрастания. Понаблюдать первое цветение кустарников и деревьев (ольха, ива, орешник). Понаблюдать за обрезкой веток деревьев, обсудить для чего это делается. 2. Развивать умственную операцию «обобщение», доказательную речь. 3. Формировать навыки посадки растений, интерес к труду в природе. 4. Продолжать формировать познавательный интерес к человеку (учимся беречь себя). | «Березы тоже плачут», «Апрель - месяц бурного пробуждения и расцвета» (обобщить наблюдения на улице с использованием моделей), «Что такое ледоход?» (использование иллюстраций), «Когда бывает половодье?». | Игра-инсценировка «Птичка», «Что подсказала природа», «Отгадайте, что за растение», «Кто где живет», «Где спрятано растение», «Узнай растение», «Дед Мазай и зайцы». | Серия опытов на разные агрегатные состояния воды с использова-нием моделей маленьких человечков (элементы ТРИЗ): а) переход снега и льда в воду; б) переход воды в пар. | -Поместить модели роста растений, потребности растений для роста; признаки весны. -Поместить репродукции картин А. Саврасова «Грачи прилетели», И. Левитана «Большая вода»; подборку книг с иллюстрациями: книги Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы», Г. Зайцева «Уроки Мойдодыра». Рассматривание иллюстраций с изображениями весенних птиц. -Организовать выставку рисунков «Зима - весна» (сравнительные рисунки, отмечающие весенние изменения). Дидактические игры: «Ботаническое лото», «Сложи картинку» (цветы). Разместить в уголке экспериментальной деятельности горох, фасоль, бумажные салфетки, прозрачные банки. Дети самостоятельно выбирают из предложенных семян: в банку плотно к стенкам кладут влажную салфетку; между салфеткой и стенками помещают замоченные фасоль или горох. Ежедневно в течение 10-12 дней наблюдают за происходящими изменениями: из боба сначала появляется корешок, затем стебелек. |
26 | Интегрированная деятельность «Доктора леса» | ||||||
27 | Заключительная беседа о весне. | 1. Продолжать формировать умение находить связи между изменениями в неживой и живой природе: увеличение количества осадков, много света и тепла, следовательно, бурно растут растения. Обучение сравнивать цветы мать-и-мачехи и одуванчика; сравнивать цветущие деревья по запаху и по строению цветов. У многих диких и домашних животных появляются детеныши. 2. Развивать умение устанавливать временные причинно-следственные связи, обучать последовательному и логичному рассказу. 3. Формировать умственную операцию «обобщение» через выделение существенных признаков живой природы. 4. Познакомить детей с закаливанием - средством здорового образа жизни. | «Лесная аптека» (дать представление о лекарственных растениях с использованием моделей), «Чем опасны ядовитые растения», «Правила друзей леса», «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» (закаливание организма), «Люблю грозу в начале мая ... ». | Игровые упражнения: «Загадай, мы отгадаем», «Угадай, какой наш дом», «Не поется птицам без небес», «Игры на скакалке». | Опыты. Предложить детям аккуратно поймать майского жука и сороконожку. Насыпать на лист картона тонкий слой песка. Пойманным насекомым дать побегать по песку. Сравнить, какие следы оставят на песке жук и сороконожка. Зарисовать следы. | -Поместить модели понятия «живое», рост одуванчика, гнездование, иллюстрации: весенние цветы, лесные птицы. Высадить в горшки первые весенние цветы: одуванчик, мать-и-мачеху. На панно поместить картинки - модели, закрепляющие главные признаки весны. -Подбор литературы, репродукций картин майской тематики. -Составление композиций из природного материала – весна. Дидактические игры: разрезные картинки (птицы, цветы), «Где что растет?» (садовые цветы и цветы луга). -В уголок экспериментальной деятельности поместить коллекцию насекомых, лупы. Дети через лупу рассматривают строение конечностей и тельца насекомых. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо
Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1. «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...
Система планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ Система планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
Материалы муниципального семинара по планированию образовательного процесса, 2008 г....
Перспективное планирование работы в подготовительной группе Комплексно – тематическое планирование по теме «Уборка урожая» (в саду, огороде, на полях)
Перспективный план работы в подготовительной группе на неделю.План составлен с учетом ФГТ, тема "Уборка урожая" (сад,огород, поле)....
Перспективное планирование работы в подготовительной группе. Комплексно-тематическое планирование по теме: "Новогодний калейдоскоп".
“Русские праздники и новогодние традиции” «Откуда елка в гости пришла». Рассматривание репродукции картины В.Сурикова “Взятие снежного городка”. П...
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями
Подробное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями....
Планирование воспитательно-образовательной работы по теме ( в рамках проекта) во 2 младшей группе Планирование воспитательно-образовательной работы по теме ( в рамках проекта) во 2 младшей группе
Расширить представление у детей о семье через организацию разных видов деятельности, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы....
Перспективное планирование воспитателя детского сада на основе комплексно-тематического планирования ОУ
Составлено с учетом возраста воспитанников, программных задач каждого направления развития и образовательных областей. Позволяет воспитателю всесторонне изучить лексическую тему, отработав её во всех ...