Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию основ экологических знаний для детей подготовительной группы "Волшебница вода"
план-конспект урока по окружающему миру (подготовительная группа)

Ознакомить детей со значением воды в жизни людей, животных, растений. Вызвать у детей интерес, желание заботиться об окружающей среде, беречь воду. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_ekologich_konspekt.docx428.39 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: 

  1. воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать опыт повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.    

Задачи:

  1. формировать представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания, закреплять представления об обитателях водной среды;
  2. познакомить детей с одним из способов очистки воды – фильтрованием, научить делать простейшие фильтры и фильтровать воду;
  3. воспитывать у детей ответственное отношение к природе и заботу о ней.

Предварительная работа:

  1. беседа с детьми о значении воды;
  2. чтение рассказа Н.А.Рыжовой «Как люди речку обидели»;
  3. проведение опытов с водой;
  4. дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий);
  5. познавательная игра «Где, какая вода бывает»;
  6. просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь».

Материалы и оборудование.

Технические средства: проектор, ноутбук, презентация «Вода» (вода в жизни человека, вода в природе), фонограммы с записями музыки и звуков воды.

Методические средства:  глобус, демонстрационные карточки с изображением обитателей озера, природоохранные знаки.

Организационные средства: прозрачные стаканчики по количеству детей, воронки, материал для фильтра (фильтрованная бумага, целлофан), банка с грязной водой, чистая банка, соленая и пресная вода в одноразовых стаканчиках по количеству детей.


Воспитатель. Сегодня мы поговорим с вами о природном богатстве. А о чем пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (вода)

Правильно, это вода. Это волшебница вода! (слайд №1).

А почему вода- волшебница? (ответы детей).

Для чего людям вода? (ответы детей), (слайд №2,3,4).

А кому еще нужна вода? (ответы детей).

Вот мы с вами выяснили, что вода нужна всем!

Появляется водяной (слайд №5).

Ребята, а кто это к нам пришел? (Ответы детей). Почему его так называют? (Ответы детей).

Он чем – то расстроен. Давайте-ка его расспросим.

Здравствуй, Водяной! Почему ты такой печальный, что случилось?

Водяной. Здравствуйте, ребята! С моим озером случилась беда, оно погибает. Растения увяли, рыбки заболели, птицы улетели. Вот что я стал находить в своем подводном царстве вместо рыб (показывает мусор). А это вода из моего озера (показывает банку с грязной водой). Мое озеро в опасности. Помогите мне вернуть моих обитателей.

Воспитатель. Ребята, попробуем помочь Водяному? (Ответы детей). Наш  водяной живет в озере. А кто еще с ним живет в озере? (Ответы детей).

Озеро – это место, в котором совместно проживают и растения, и животные, и птицы, и микробы, и различные микроорганизмы. И все они связаны друг с другом.

Попробуйте из этих обитателей озера составить пищевые цепочки. Для этого нужно определить, кто кому необходим для питания. (Комар – лягушка – цапля, червяк – рыба – чайка).

Воспитатель. А как вы думаете, ребята, почему у Водяного стали гибнуть растения и рыбы? (Ответы детей).

Воспитатель. Значит, загрязнение воды приводит к исчезновению всех обитателей озера. Что же нужно сделать, чтобы озеро снова ожило? (Ответы детей). А как очистить воду? (Ответы детей).

Молодцы! Сделать это можно с помощью фильтров. А вы знаете, что такое фильтры и для чего они нужны? (Ответы детей).

Фильтры – это специальные устройства, с помощью которых можно очистить воду. Хотите в этом убедиться? Давайте пройдем в нашу лабораторию.

Водяной. Да, ребятки, очень вас прошу, очистите воду из моего озера.

Воспитатель. Самый простой фильтр воды мы с вами можем сделать. У вас на столах стаканы с грязной водой, пустые стаканы, воронки и разные материалы для фильтра. Для своего фильтра выбираете любой материал. У всех все правильно получилось. Молодцы! Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Очень  осторожно понемногу, будем лить воду в стаканчик с фильтром. Водяной для фильтра выбрал целлофан. У него вода не фильтруется.  Дети объясняют Водяному, что целлофан в качестве фильтра использовать нельзя.

Водяной. Ребята, а что вот с этим делать? (Показывает мусор в пакете).

Воспитатель. Не переживай, водяной, наши ребята такие умельцы, они найдут применение этому мусору! Давай, я им отнесу.

Водяной. А пока вода очищается, давайте поиграем.

Физкультминутка.

К речке быстрой мы спустились, (шагать на месте)

Наклонились и умылись, (наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре, (хлопать в ладоши)

Вот как славно освежились (встряхнуть руками).

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс, (круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль, (круги руками вперед поочередно)

Все как один плывем как дельфин, (прыжки на месте)

Вышли на берег крутой и отправились домой (шагать на месте).

Воспитатель. Вода добрый друг и помощник человека. Послушайте стихотворение.

«Волшебная вода».

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды вам не прожить!

Ребята, а теперь закройте глаза и представьте, что вода исчезла. Что тогда будет? (Ответы детей).

Конечно, без воды погибнут люди, животные, растения, а земля превратится в безжизненную пустыню.

Посмотрите, что у меня в руках. ( Воспитатель показывает детям глобус).

А что такое глобус? (Ответы детей).

Правильно, глобус – это модель Земли, на которой живут и человек, и животные, и растения. Земля является их общим домом.

Какие цвета вы видите на нем? (Ответы детей).

Какого цвета больше? (Ответы детей).

Что он обозначает? (Ответы детей).

Правильно, на нашей планете много воды.

А вся ли она пригодна для питья? (Ответы детей).

Давайте проверим.

Подвести детей к столу, на котором стоят стаканы с соленой и пресной водой.

Сначала попробовать соленую воду. Спросить у детей  у детей, какая она на вкус, где в природе есть соленая вода. Затем попробовать пресную воду. И снова спросить, какая вода на вкус, где находится в природе.

Как вы думаете, какой воды больше в природе: соленой или пресной? Почему?

Как нужно относиться к воде? (Ответы детей).

Правильно, нужно беречь воду. Всем на земле нужна чистая, пресная вода.

А как мы будем беречь воду? (Ответы детей). Рассмотреть карточки – подсказки «Правила бережного отношения к воде».

         

А теперь давайте посмотрим, как наша вода очистилась. Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала? (Ответы детей).

Куда же делась грязь? (Ответы детей).

Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды.

Смогут ли жители озера жить в такой воде? (Ответы детей).

Водяной. Спасибо! Молодцы! Выручили! Теперь в моем царстве снова будет весело, чисто, будут плавать рыбки, квакать лягушки, расти водоросли.

Ну, а мне пора обратно. Побегу!

Воспитатель. Подожди, Водяной! Наши дети нашли применение мусору, который ты выловил в своем озере. Посмотри, что из этого получилось.

Показ костюмов из бросового материала.

       

Водяной. Спасибо, ребята! Какие же вы умельцы и молодцы! Приходите ко мне в гости, я вам покажу мое подводное царство. До свидания!

Воспитатель. Ребята, что вы узнали сегодня, чему научились? (Ответы детей).

Сегодня мы помогли Водяному спасти его озеро. А что бы вы хотели сказать всем людям нашей планеты?

Дети читают стихи:

Река, ручей, озера, море,

И плещут волны на просторе.

Где вширь и вдаль – кругом вода,

А без нее мы никуда.

Прожить не могут без воды

Ни люди, ни букашки.

И без нее не расцветут

 Ни розы, ни ромашки.

 

Леса засохнут и поля,

И высохнут все реки,

Не сможет без воды Земля,

Запомните навеки!

Воспитатель. Ребята, совсем скоро наступит лето. Вы с родителями поедете отдыхать – на дачу, на море, на озеро, в лес, в деревню. Никогда не забывайте, что нужно беречь природу, не загрязнять водоемы, не обижать животных и птиц. И природа вам отплатит и подарит свою красоту.

Источники

  1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. –Просвещение, 2002.
  2. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – «Мозаика – синтез», 2004.
  3. Рыжова Н.А. «Наш дом – природа», «Волшебница вода». М., 1997.
  4. Рыжова Н.А. «Не просто сказки». – М.: «Линка – Пресс», 2002.
  5. «В круговороте дел вода». Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. [Электронный ресурс]. URL:

http://www.maaam.ru/detskijsad/kons pekty-zanjatii-9685.html 

  1. «Волшебница вода и ее свойства». Конспект занятия в подготовительной группе. [Электронный ресурс]. URL:

http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/konspekt-zanyatiya-po-prirodnomu-okruzheniyu-v-podgotovitelnoi-gru-0 

  1. «Волшебница вода». Конспект занятия в подготовительной группе. [Электронный ресурс]. URL:

http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/konspekt-nod-po-ekologii-v-podgotovitelnoy-gruppe-volshebnica-voda 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной группы с использованием интерактивной доски Smatr Board по теме: "Весёлое путешествие"

Тема: «Веселое путешествие» Программное содержание:Цель: Закрепить знания о числе и цифре 7.Задачи по образовательным областям:Социально-коммуникативное развитие1. Воспитывать умение внимательно ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию основ экологически грамотного поведения у детей 2 младшей группы в природе на тему: «Путешествие в осенний лес»

Конспект НОД во 2 младшей группе по формированию основ экологически грамотного поведения у  детей в природе  (соответствие ФГОС)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной группы.

Цель: совершенствовать умение счета в пределах 7, понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать (уменьшать) число на 1 в пределах 7.Задачи:учить составлять число 7 из дв...