НОД интегрированной направленности. Тема: "Насекомые".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Чипизубова Елена Георгиевна

 

Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество.

 

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

 

Методы и приемы:

·        Наглядные (показ, демонстрация);

·        Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);

·        Практические (занимательные упражнения, опыты);

·        Педагогические технологии: личностно-ориентированная, исследовательские, игровые.

·        Здоровьесберегающие технологии: физкультминутки.

 

Цель:

     Закрепление знаний детей о  насекомых.

 

Программные задачи:

1.     Расширять и закреплять знания детей о насекомых;

2.     Развивать познавательные способности детей (развитие памяти, мышления, внимания с помощью специально организованных игр и упражнений);

3.     Формировать умения называть характерные особенности внешнего вида;

4.     Активизировать употребление в речи названий частей тела насекомых (голова, брюшко, ноги, усики);

5.     Развивать познавательный интерес к окружающей живой среде;

6.     Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

 

Предварительная работа: отгадывание загадок,  наблюдения, чтение сказок  К. Чуковского «Муха-Цокотуха», В. Бианки «Счастливый жучок», просмотр мультфильмов, аппликация «Бабочка», лепка  с изображением насекомых, рассматривание  игрушек, картинок, подбор физкультминуток по теме, отбор иллюстрационного материала, подбор игр на внимание, память, мышление.  

 

Планируемые результаты: ребенок имеет элементарное представление о насекомых; умеет поддерживать беседу на заданную тему; активно и доброжелательно взаимодействует с воспитателем и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

 

Оборудование: ткань зеленого цвета, цветы, игрушки насекомых, письмо с загадками, схема развития бабочки, мультимедийное сопровождение в виде собственной презентации по теме занятия, музыкальное сопровождение, лупы, картинки с изображением насекомых,  рукавицы, ноутбук, увеличительные стекла, подарки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_konspekt_pro_nasekomyh.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

интегрированной направленности

с использованием мультимедийной презентации.

Тема:

"Насекомые".

Воспитатель

I квалификационной категории

Чипизубова Елена Георгиевна

Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Методы и приемы:

  1. Наглядные (показ, демонстрация);
  2. Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);
  3. Практические (занимательные упражнения, опыты);
  4. Педагогические технологии: личностно-ориентированная, исследовательские, игровые.
  5. Здоровьесберегающие технологии: физкультминутки.

Цель: 

     Закрепление знаний детей о  насекомых.

Программные задачи:

  1. Расширять и закреплять знания детей о насекомых;
  2. Развивать познавательные способности детей (развитие памяти, мышления, внимания с помощью специально организованных игр и упражнений);
  3. Формировать умения называть характерные особенности внешнего вида;
  4. Активизировать употребление в речи названий частей тела насекомых (голова, брюшко, ноги, усики);
  5. Развивать познавательный интерес к окружающей живой среде;
  6. Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

Предварительная работа: отгадывание загадок,  наблюдения, чтение сказок  К. Чуковского «Муха-Цокотуха», В. Бианки «Счастливый жучок», просмотр мультфильмов, аппликация «Бабочка», лепка  с изображением насекомых, рассматривание  игрушек, картинок, подбор физкультминуток по теме, отбор иллюстрационного материала, подбор игр на внимание, память, мышление.  

Планируемые результаты: ребенок имеет элементарное представление о насекомых; умеет поддерживать беседу на заданную тему; активно и доброжелательно взаимодействует с воспитателем и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Оборудование: ткань зеленого цвета, цветы, игрушки насекомых, письмо с загадками, схема развития бабочки, мультимедийное сопровождение в виде собственной презентации по теме занятия, музыкальное сопровождение, лупы, картинки с изображением насекомых,  рукавицы, ноутбук, увеличительные стекла, подарки.

 Содержание организованной деятельности детей.

Приветствие.

- Здравствуйте, ребята!

Давайте начнем нашу встречу с игры «Паровозик с именем» и на этом паровозике отправимся в путешествие.

Сейчас каждый будет превращаться в «паровоз» и  будет двигаться по кругу, и одновременно хлопать в ладоши, называя свое имя.

Я начну. Елена Георгиевна. Я проехала целый круг, а теперь выберу одного из вас и он станет паровозиком вместо меня. Вот я выбираю …Свету. Теперь она будет называть свое имя и хлопать в ладоши, а я стану её вагончиком, положу руки её на плечи и вместе с ней буду повторять её имя. Поехали!

- Вот мы и проехали целый круг, теперь Катя выберет того, кто станет «паровозиком» и мы уже втроем будем повторять его имя.

(и так до тех пор, пока все дети не примут участие в игре)

  - Ребята, посмотрите, куда же мы приехали на нашем паровозике? Мы на лесной полянке. (воспитатель с детьми подходит к столу, накрытым зеленой тканью и украшен цветами)

- Посмотрите, сколько на ней много цветов, какие они красивые, но почему-то на полянке больше никого нет.

- Ой, а что это такое лежит на полянке?

- Это конверт с письмом.

- Кто-то нам оставил письмо, давай        те его прочитаем.

Письмо.

Помогите! Помогите!

Нас заколдовала злая фея и мы теперь в опасности.

Чтобы нас спасти, надо отгадать загадки.

(подпись) Насекомые.

- Ну что, ребята, мы будем спасать насекомых из беды? (да)

- А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебный цветок, который поможет нам. (Воспитатель берет волшебный  цветок и произносит слова вместе с детьми).

- Закройте все глаза:

-  Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати!

Воспитатель:

- Вот мы  с вами превратились в насекомых и полетим мы с вами на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь.  А вот и первое задание от злой феи: «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».

  1. У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее…(стрекоза).

Воспитатель:

- Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?

  1. Сок цветов душистых пьет,

 Дарит нам и воск, и мед.

 Людям всем она мила

 А зовут ее... (пчела).

Воспитатель:

- Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

  1. Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. ( муравей).

Воспитатель:

- Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

  1. Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки. ( Божья коровка).

Воспитатель:

- А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?

Воспитатель:

- Вот, сколько маленьких жителей полянки вы расколдовали.

- Какие вы молодцы!

- А как можно их всех назвать одним словом? (насекомые)

- Ребята, а для чего нужны насекомые? (служат кормом для птиц, опыляют растения)

- Давайте сядем на стульчики.

- А вот знаете, что с некоторыми насекомыми происходят чудеса. А чудеса проявляются в том, что мухи, бабочки, жуки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми.

Вот, например, бабочка. 

Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна:

- Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли.

Воспитатель:

-Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку.

Воспитатель проводит беседу:

- Что сначала откладывает бабочка? (Бабочка откладывает яйца)

Воспитатель:

- Кто появляется из яйца?  (Из яйца появляется гусеница.)

 Воспитатель:

- Что делает гусеница? (Она питается листьями и растет.)

 Воспитатель:

- В кого она превращается? (Гусеница превращается в куколку.)

 Воспитатель:

- Кто выходит из куколки? (Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут,  бабочка начинает летать.)

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, какая красивая бабочка!  Давайте подойдем к ней поближе, только тихо-тихо, чтобы не испугать её и рассмотрим её повнимательней. (бабочка-игрушка лежит на столе)

- Посмотрите, какие у бабочки красивые крылышки – разноцветные. А еще у бабочки есть усики, голова, брюшко, лапки. (показать)

- У всех насекомых есть голова, брюшко, усики, 6 лапок.

(один из детей берет макет насекомого и рассказывает, показывая части тела насекомого)

- А теперь немного отдохнем.

Физминутка.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

(первый раз показывает воспитатель, а остальные два раза выполняет вместе с детьми)

-Молодцы!

Пошлите дальше, нашей помощи ждут еще и другие насекомые.

Игра  «4 лишний». Составление предложений  с союзом «потому что».

Воспитатель:

- Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

  1. Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
  2. Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.
  3. Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.   И т.п.  

Воспитатель:

- Вот мы с вами спасли еще насекомых. Продолжим наше путешествие.

Теперь мы поиграем в игру «Кого не стало?»

Вот наши насекомые, вы закрываете глаза, а я убираю одного из них. Вы должны будете мне сказать, кого же я убрала, кого не стало?

(игра проводится 2-3 раза).

- А вот вы знаете, что если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а только их беречь, любить и охранять.

Дидактическая игра «Найди насекомое».

Воспитатель.

 Пройдите на   лужайку, и посмотрите, кто спрятался под цветочком.

(На ковре  лежат  цветы, под ними по одному насекомому).

-Кого из насекомых вам удалось найти?

Ответы детей.

-Ребята, насекомые  очень  мелкие  и их очень трудно рассмотреть,  я предлагаю вам рассмотреть их с помощью увеличительного  стекла. Дети рассматривают 2 насекомых. Называют насекомое и его части.

Воспитатель: Молодцы! Справились и с этим заданием.

Дидактическая игра «Собери целое из частей»

Воспитатель:  Ребята, но отдыхать нам пока еще некогда, нашей помощи ждут и другие насекомые. У меня есть волшебная коробочка. В ней лежат  части целой картинки. Возьмите по одной части насекомого.

А  теперь назовите, какая часть тела у вас в руках? ( Ответы детей).

Посмотрите внимательно, и соберите картинку.

(Дети, подходят к столу и собирают картинку).  

Какое насекомое вы собрали?

Ответы детей.

Правильно, кузнечик. Его еще называют «Чемпионом по прыжкам». Так как у него мощные ноги, при помощи которых он ловко и умело передвигается. Ребята, а кто знает, где у кузнечика уши?

Представьте себе – на ногах. Вот такое удивительное насекомое, кузнечик.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы справились с этим заданием. Прыгать как кузнечики мы с вами не будем, а попробуем пройтись как сороконожка.

Физминутка «Сороконожка».

1. Шла сороконожка

 ( дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

   По сухой дорожке.

2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!

  ( дети останавливаются и приседают.)

 - Ой, промокнут сорок лап!

3. Насморк мне не нужен

  (  дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),

    Обойду я лужи!

4. Грязи в дом не принесу

  (  дети останавливаются, трясут одной ногой),

    Каждой лапкой потрясу!

   (  трясут другой ногой).

5. И потопаю потом

  (  дети топают ногами)

- Ой, какой от лапок гром!

Воспитатель:

- Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи.

Игра «Какие насекомые больше переносят пыльцу»

Ребята, а вы знаете, что насекомые опыляют цветы. У нас на полянке много цветов. Как вы думаете какое из насекомых больше опылит цветов? Шмель или кузнечик?

Ответы детей.

Давайте проведем эксперимент.

- У меня есть волшебные рукавички, одна гладкая и блестящая, вторая – пушистая, ворсинистая, мохнатая, как ворсинки на теле насекомых, надев мохнатую  превращаешься в шмеля, а надев гладкую – в кузнечика.

- У нас на подносе манка, как пыльца на цветке.

- Сейчас мы с вами увидим, на какую рукавичку, прилипнет больше пыльцы. Опустите рукавички в пыльцу-манку.

- Посмотрите, к какой рукавичке прилипла манка?

- Почему именно к пушистой рукавичке прилипла манка?

- Вот для чего некоторые  насекомые покрыты ворсинками.

-В природе всё взаимосвязано, нет ничего лишнего. Давайте будем всегда бережно относиться ко всему, что нас окружает.

Дидактическая игра  с мячом «Закончи предложение»

Майский жук большой, а божья коровка…(маленькая).

У майского жука крылья короткие, а у стрекозы…(длинные).

У жука усы толстые, а у бабочки…(тонкие).

Гусеница ползает, а бабочка…(летает).

Пчёлы летают, а паук…(ползает).

Кузнечик умеет прыгать, а божья коровка…(нет).

Пчёлы живут в ульях, а муравьи…(в муравейнике).

 Бабочка питается нектаром цветов, а паук…(мухами…).

- Молодцы, ребята, справились с заданием.

Воспитатель:

Вот и подошло наше  путешествие  к концу, какие вы все  молодцы,  что помогли насекомым.  Насекомые вас всех благодарят. Давайте мы с вами сделаем им друзей и красивую полянку из цветов.

(дети делятся по подгруппам: одна подгруппа выполняет оригами-бабочку, вторая – цветы. Потом цветы кладем в воду, они распускаются).

Возьмите насекомых и поселите их на нашей полянке.

(Дети берут бабочек, сделанных своими руками и размещают их на полянке возле цветов.)

Воспитатель:

Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей.

Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова: (дети сидят с закрытыми глазами)

-  Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!

- Вам понравилось быть насекомыми?

- А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?

- Какая игра вам больше всего понравилась?

- Вы все сегодня были молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по теме «Насекомые».

Конспект занятия по лексической теме "Насекомые" в подготовительной логопедической группе....

Логоритмическое занятие с элементами арттерапии в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Тема: Насекомые. «На весенней полянке».

Логоритмическое занятие с элементами арттерапии в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Тема: Насекомые.«На весенней полянке».  Коррекционно-образовательные цели: Ра...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе на тему: "Как дети лесной фее помогали" (лексическая тема "Насекомые")

Цель: закрепление у детей умений проводить слоговой анализ слов; развитие связной речи путем составления различных видов предложений.Задачи:пополнение словарного запаса, развитие лексико-грамматическо...

НОД интегрированной направленности. План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме: Тема: "Насекомые".

Конспект образовательной деятельности по развитию речи составлен как «Игра – путешествие» создаваемая с целью обучения, воспитания и развития детей; Имеет возможность использова...

Презентация к интегрированному занятию тема «Насекомые»

Презентация к интегрированному  занятию тема «Насекомые»...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности Тема «Насекомые». Буква Е.

Совершенствование грамматического строя речи, навыков звукового и буквенного анализа слов....

НОД Музыкально-интегрированное занятие во второй младшей группе на тему «Насекомые» Цель: Формирование эмоционально положительного отношения к окружающей природе, насекомых.

НОД  Музыкально-интегрированное занятие во второй младшей группе на тему «Насекомые»Цель: Формирование эмоционально положительного отношения к окружающей природе, насекомых.Задачи:Обр...