НОД интегрированной направленности. План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме: Тема: "Насекомые".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект образовательной деятельности по развитию речи составлен как «Игра – путешествие» создаваемая с целью обучения, воспитания и развития детей;
Имеет возможность использования
совокупности дидактических игр разной
направленности, подчинённой единой теме, цели, задачам НОД.
Материал может быть полезен для педагогов логопедических групп в дошкольных учреждениях. Предназначен для детей 6-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_nasekomye.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД интегрированной направленности.
План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме:
Тема: "Насекомые".
Интеграция образовательных областей:
Социально коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Методы и приемы:
· Наглядные (показ, демонстрация);
· Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);
· Педагогические технологии: личностно-ориентированная, игровая.
· Здоровьесберегающие технологии: физкультминутки; пальчиковая гимнастика.
Цель:
Создание условий для закрепления знаний, полученных в период работы по лексической теме «Насекомые», посредством игры «Путешествие».
Обучающие задачи:
Углубить, закрепить и обобщить представления детей по теме «Насекомые».
Закрепить: навыки порядкового и количественного счета, согласование существительных, обозначающих насекомых, с числительными.
Активизировать: употребление в речи детей названий частей тела насекомых (голова, брюшко, ноги, усики), прилагательных, характеризующих свойства и качества предметов;
Стимулировать мыслительную и речевую активность.
Способствовать формированию образности речи детей, обогащать словарь за счет многозначности слов в загадках.
Создавать условия для самостоятельности и активности ребенка в речевой деятельности ситуацию успеха для каждого ребёнка.
Формировать активную диалогическую позицию дошкольников (инициативность в вопросах, готовность к ответам, умение слышать и понимать собеседника) умение общаться в коллективе;
Развивающие задачи:
Развивать познавательный интерес к окружающей живой среде; наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, зрительное и слуховое внимание, фонематический слух, навыки звукового и слогового анализа, общую и мелкую моторику, координацию движений.
Воспитательные задачи:
Воспитывать нравственные качества, доброжелательное отношение к живой природе, эмоциональную отзывчивость, сопереживание
Методы и приемы:
Игровой метод, словесный метод, практический метод.
Материал к занятию:
Зеленая ткань, бумажные цветы, фигурки насекомых, игрушка Незнайка. Мультимедийное сопровождение в виде собственной презентации по теме занятия, музыкальное сопровождение, картинки с изображением насекомых.
Предварительная работа: наблюдение за насекомыми в природе, создание мини музея «Насекомые» (серия живая природа), рассматривание игрушек, картинок, отгадывание загадок, чтение сказок К. Чуковского «Муха-Цокотуха», В. Бианки «Счастливый жучок», просмотр мультфильмов, аппликация «Бабочка», лепка насекомых, подбор физкультминуток и пальчиковых гимнастик по теме, подбор игр на внимание, память, мышление, заучивание стихотворений «Веселый бал», «Про всех на свете» Б.Захадера (по М.Т.)
Планируемые результаты: ребенок имеет элементарное представление о насекомых; умеет поддерживать беседу на заданную тему; активно и доброжелательно взаимодействует с воспитателем и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Содержание организованной деятельности:
- Организованный момент. (развитие внимания).
Воспитатель:
-Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними песенкой.
Здрав-ствуй-те «пропеваем звуки на трех ступенях трезвучия»
Сегодня у нас не обычное занятие, а игра-путешествие.
Вы любите путешествовать? На чём можно путешествовать на далекие расстояния? Дети: на транспорте,
А на близкие расстояния?
Дети: пешком или на велосипеде.
Воспитатель:
Где можно увидеть насекомых?
Дети: на лугу, в лесу…
А хотите сегодня отправиться на луг?!
Дети (да, конечно хотим)
Ну что ж, хорошо, сегодня мы с вами отправимся на ближайший луг, пешком, в гости к насекомым. А в гости всегда ходят с подарками. Что мы сможем подарить? (ответы детей)
Воспитатель:
Да, мы уже подарили им красивые цветы, которые сделали вчера на занятии .
Вставайте друг за другом, потому что мы пойдем по узенькой тропинке, и чтобы никого не раздавить, идем «след в след».
Узкая дорожка на пути, нужно «змейкой» нам идти (звучит музыка В.В.Щербачева Змейка).
(Дети идут змейкой по коррекционной массажной дорожке «змея».
Два пенечка впереди, их придется обойти (звучит «этюд» музыка Т.Н.Ломовой.
Небольшой ручеек нам дорожку пересек.
Выше ножки поднимайте и по камушкам шагайте (ходьба по камушкам с высоким подниманием ног, звучит полька «ручеек»).
- Воспитатель:
-Вот мы и на поляне. Посмотрите, как много цветов, какие они красивые, разные. Эти цветы вы сами сделали на занятии, а какой аромат от них исходит!
- Дети, давайте вдохнём этот чудесный аромат.
(развитие дыхания; дыхательные упражнения).
Носом вдох, а выдох ртом (5 раз)
Дышим глубже, а потом –
Марш на месте! Не спеша:
Как погода хороша.
Но почему -то совсем не видно наших шестиногих друзей. Где же все насекомые? Мы пришли к ним в гости, а их нет.
Сюрпризный момент. (появляется игрушка Незнайка с коробкой в руках).
Незнайка: «Здравствуйте, ребята. Это я виноват, что на полянке пусто. Хотел поиграть, собрал целую коробку этих самых насекомых. Думал, поиграю, а потом выпущу. А коробка оказалась с секретом. Не открывается. Что же делать?»
Воспитатель:
-Смотрите, какая-то записка. Что в ней? (читаем)
Злой паук заколдовал замок шкатулки. Если вы выполните его задание, то тогда он откроет шкатулку и выпустит насекомых.
Дети! Поможем насекомым и Незнайке.
Основная часть.
(работа у И.Д,)
А вот и первое задание.
3. Воспитатель:
(развитие мышления, быстроты реакции, умственной активности),
Отгадайте загадки, какие насекомые находятся в шкатулке (И.Д.)
Не жужжу, когда сижу.
Не жужжу, когда хожу.
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда тружусь.
Дети: это жук.
Воспитатель:
А чем докажите, что это жук? Может это вертолёт, или вентилятор? (ответы детей).
(на И.Д. появляется картинка жука)
Сок душистый пьет.
Дарит нам и воск, и мед.
Дети: это пчела, потому что она собирает с цветов нектар и делает из него мед и воск (на ИД появляется картинка пчелы)
4. Воспитатель:
(развитие навыка звукового анализа)
В названии этого насекомого всего 4 звука. Вот его звуковая схема
Дети подбирают слова, обозначающие насекомых под звуковую схему. Выполняют индивидуально, пишут слово, обозначающее это насекомое.
Один ребёнок выполняет у И.Д.
Дети: это муха, потому что в этом слове первый звук [м] – согласный твердый звонкий, обозначается синим кружком с колокольчиком, второй звук [у] –гласный, обозначается красным кружком, третий звук [х] – согласный твердый глухой, обозначается синим кружком, четвертый звук [а] – гласный, обозначается красным кружком.
(на ИД появляется муха)
Воспитатель:
Правильно, это муха.
5. Воспитатель:
(развитие наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, концентрации внимания, координации движений, ассоциативных навыков, моторики)
В конвертах лежат части насекомого. Возьмите их и назовите.
(дети берут части насекомых, называют эти части тела (усики, голова, грудь, брюшко, ножки, передние, средние, задние)
Какое следующее насекомое мы узнаем, если соберем из частей целое. (дети выполняют в мини группах, а один ребёнок на И.Д.)
Посмотрите внимательно и назовите, какое насекомое вы собрали?
Дети: это муравей. (на И.Д. появляется изображение муравья)
6. Воспитатель:
Ещё одну загадку вам предстоит отгадать.
Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел
Шевельнулся встрепенулся
Взвился вверх и улетел.
Дети: это бабочка, потому что она похожа на цветок.
7. Д/У: «Узнайте по описанию»
«Кто я такой? Хорошо прыгаю, но крылья тоже есть. Слышу передними лапками. Зеленого цвета. Хищник. Питаюсь мелкими насекомыми».
Дети: это кузнечик, потому что он зелёный, хорошо прыгает, он с крылышками, может перелетать на небольшие расстояния, поедает других насекомых.
8. Воспитатель:
Многие насекомые имеют хорошо развитые конечности, которые помогают им двигаться, собирать пищу, спасаться от врагов, даже слышать. Например, у кузнечиков в конечностях находятся уши.
Давайте тоже разомнём свои пальчики, чтобы они нам помогали во всех делах, были нашими помощниками.
Пальчиковая гимнастика «1,2,3,4,5 – насекомых надо знать…» (развитие мелкой моторики)
Воспитатель:
Ребята, теперь мы знаем, кто находится в коробке. Но что-то паук не спешит нам ее открывать, потому что здесь ещё одно задание.
Составьте слоговую схему последнего насекомого.
9. Воспитатель:
(развитие навыков слогового анализа)
Игра «Отхлопай слово
(развитие навыков слогового анализа)
, Дети хлопают, проговаривая слоги, выделяя голосом ударный слог. (на безударный слог выполняется хлопок ладонями, на ударный – хлопок по коленям). Рисуют схему на И.Д.
10. Воспитатель:
Давайте посчитаем, сколько насекомых находится в коробке. Про какого насекомого была первая загадка?
Дети:
Первая загадка была про жука. Вторая – про пчелу. По звуковой схеме мы отгадали муху, она была третьей. Затем мы собирали из частей муравья, он был четвертым. Пятой была бабочка и шестым был кузнечик.
Воспитатель:
Какие из насекомых являются хищниками?
Дети: жук, муравей, кузнечик –хищники, они едят других насекомых.
А какие питаются сладким нектаром?
Дети: пчела, бабочка собирают нектар с цветов.
А что ест муха?
Дети: муха слизывает еду с тарелок людей. Она всеядная.
Воспитатель:
Незнайка, может замочек коробки уже откроется? (Незнайка пробует, коробка не открывается).
11. Воспитатель:
Игра: «Узнай голос насекомых (ИД)»
(развитие слухового внимания)
Значит будем выполнять следующее задание.
Звуки насекомых (комар пищит, кузнечик стрекочет, бабочка хлопает крылышками, жук жужжит, муравей ползет) Какое насекомое не из нашей коробки?
Дети:
Комар. Его не было в коробке у Незнайки.
12. Воспитатель:
А теперь мы поиграем в игру «Какой, какая?». Подберите слова-признаки к словам, обозначающих насекомых, которых поймал Незнайка.
(развитие и обогащение словаря,)
(кузнечик, пчела, муха, бабочка, жук, муравей).
Дети подбирают слова. Если затрудняются помогаем (если кузнечик высоко и хорошо прыгает, то он –прыгучий …) и т.д.
Кузнечик прыгучий, длинноногий, хищный, зелёный…, и т.д.
Пчела трудолюбивая, мохнатая, рабочая, медоносная и т.д.
Муха……, бабочка…жук……, муравей ……
Коробка открывается. Дети достают из коробки игрушки – насекомых.
. Воспитатель:
Давайте поиграем с насекомыми.
Физминутка: «Вот летит пчела жу-жу…»
(координация речи с движением)
13. . Воспитатель:
Насекомые очень рады своему освобождению, решили отправиться на бал. А поедут они на поезде, в котором три вагончика.
Игра: «Рассади насекомых по вагонам» (слоговой анализ слов)
В 1 вагоне поедут насекомые, в названии которых один слог. Во 2 вагоне –два слога. В третьем – 3 слога. Дети отхлопывают слова обозначающие названия насекомых и рассаживают по вагонам.
В каком вагоне поедет один пассажир?
В каком вагоне поедет больше всего насекомых?
Кто из насекомых поедет во втором вагоне?
Вот наши насекомые уже на балу. (Звучит веселая музыка.)
Ребята, давайте мы сейчас представим себя насекомыми и потанцуем так, как они, и вместе с ними.
Дети двигаются по тексу словесного оформления танца.
. Воспитатель:
Давайте вспомним стихотворение, которое мы учили (по М.Т.)
(дети рассказывают стихотворение по частям); развитие памяти, выразительности речи, речевых навыков.
На лугу веселый бал был открыт весною,
На трубе комар играл, шмель мохнатый танцевал
С мушкой голубою.
Стрекоза легко неслась с мотыльком нарядным
И улитка приплелась и удобно разлеглась
Под листком прохладным.
Прилетел и майский жук с толстою жучихой
И толкая всех вокруг, он вошел в веселый круг, подбоченясь лихо.
Муравьи толпой пришли, шевеля усами
И плясать они пошли стройными рядами.
Лишь паук сидел вдали, прячась за ветвями
И сердился, и ворчал, что еще такой за бал? Что за новоселье?
Злой паук не понимал счастья и веселья.
Восемь ног, восемь рук, появляется… (паук).
Воспитатель:
Спасибо ребята, что вы выполнили все мои задания (обращается к Незнайке). А ты Незнайка больше никогда не лови насекомых. В благодарность за освобождение пчела дарит вам баночку сладкого полезного меда.
Незнайка, обращаясь к детям, спрашивает: «Ребята, вы освободили всех насекомых. Но я слышал, что не все насекомые полезные, может нужно было кого-нибудь и не отпускать?»
Воспитатель: конечно, Незнайка, среди насекомых есть вредные и полезные, но мы тебе ответим на твой вопрос стихотворением.
Дети по-очереди рассказывают стихотворение Б.Заходера «Про всех на свете».
Все-Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И Мошки
Не меньше нужны, чем Слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников, -
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мед
И кто делает яд!
Плохие дела
У Кошки без Мышки,
У Мышки без Кошки
Не лучше делишки!
И, если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!
Но вот наше путешествие подошло к концу. Поселите насекомых на цветочной поляне. Посмотрите, какая красивая стала поляна.
Пусть ползают по земле пауки и муравьи, пусть прыгают кузнечики и летают бабочки. Пусть весь мир, в котором мы живем, остается голубым и зеленым.
Рефлексия.
(формирование первичного опыта детей по фиксации достижения цели и выявления условий, которые позволили её достичь. Создание ситуации успеха для каждого ребёнка).
(дети с воспитателем садятся или ложатся в круг на ковре.)
Звучит красивая музыка.
Представьте себе, что солнышко ласково греет вас, ветерок чуть колышет, волнует травку и цветы, стрекочут кузнечики, поют птицы. Как чудесно кругом!!!
- Что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?
- Какие знания и умения позволили вам справиться со всеми заданиями и помочь Незнайке?
- Вы все молодцы, постарались и сумели порадовать Незнайку и насекомых, которые обрели свободу.
- Молодцы! Вы меня тоже очень порадовали своими знаниями. Я горжусь вами.
А теперь будем угощаться мёдом, который нам подарила пчела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру.(подготовительная группа)
Конспект занятия по окружающему миру.(подготовительная группа)Тема: Жизнь пресн...
Конспект занятия по окружающему миру.(подготовительная группа) сказка
Помощники. Жил однажды Ветерок. Ветер...
Конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме: "Путешествие в мир весны". Составила Зайцева Татьяна Ивановна Воспитатель МБДОУ ДСКВ №12.
В занитии показано как можно использовать познавательный материал с логопедическим....
Конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: "Солнечная система".
Солнечная система - это система планет, в центре которой находится яркая звезда, источник энергии, тепла и света - Солнце....
Конспект занятия в логопедической подготовительной группе «Речевички» на тему: «Мой город». план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за место, где они живут, за свою малую Родину. Формировать умение любить свой родной город, гордиться своей малой Родиной....
Конспект занятия "Знакомство с профессиями" план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Расширять и конкретизировать представления детей о профессии людей, развивать познавательные интересы....
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....