Комплексное занятие в старшей группе с элементами экспериментирования. Тема: « Необыкновенная история осеннего листочка».
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) по теме


Скачать:


Предварительный просмотр:

            Республика Казахстан, г. Костанай, ясли- сад №12.

 

         Комплексное занятие в старшей группе с элементами                    

                                          экспериментирования.

             Тема: « Необыкновенная история осеннего листочка».

                                                                                                                               

                                                   

   

                                                                                                                                   Подготовили:

                                                                                                               воспитатели ясли- сада №12

                                                                                                                     г. Костанай

                                                                                                                   Доценко Галина Николаевна

                                                                                                                   Князева Наталья Николаевна  

        

                       

                             

                                                                            г. Костанай                      

                                                                                2012года.

Комплексное занятие в старшей группе с элементами экспериментирования.

Тема: « Необыкновенная история осеннего листочка».

Цель: - знать жизненный цикл осеннего листа, какое значение опавший лист в жизни животных, какое значение опавший лист для предохранения почвы от замерзания;

- знать, что засушенные листья – прекрасный материал для творчества;

- иметь представление о значении листьев в природе, иметь представление о значении опавших листьев в жизни человека;

- иметь представление о лечебных свойствах некоторых листьев;

- уметь задавать вопросы, анализировать, рассуждать, самостоятельно делать выводы, аргументировать свои ответы;

- уметь с помощью эксперимента выявить свойства осеннего листа.

Материал: Красивая коробка с осенним листом, системный оператор, набор картинок « сезонное изменение листа» на каждого ребенка, карточка с шестью разделами на каждого ребенка, схема «зашифрованного» письма, две картины с пейзажами ранней и поздней осени, маски: лиса, заяц, насекомое, дождевой червь, дерево, почва, семена.  Стена оформлена в виде мини музея опавших листьев – творческие работы детей и родителей с использованием осенних листьев. Конверты на каждого ребенка с засушенным лекарственным листом: малины, облепихи, смородины, мяты.

                   

                                           

                                                Ход:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас очень интересное и необычное занятие. Мы будем исследователями. Я хочу загадать вам загадку: «Что лежит у меня в коробке?». Отгадайте, задавая мне вопросы.

Вопросы задаваемые детьми: -Это живое или не живое?

- Где живет этот предмет?

-Он большой или маленький?

Ответ детей- это листок.

Воспитатель достает и показывает осенний листок.

- Дети, давайте пофантазируем, каким же образом к нам попал этот листок?

Примерные  ответы детей: прилетел, подняли на улице, приклеился к подошве, дверь была открыта и ветерок занес.

- Я согласна, что это сделал ветерок. Это ветерок прошелестел нам, что листок на первый взгляд кажется таким обыкновенным. На самом деле он может рассказать нам о себе много интересного. Давайте помести наш листочек в середину волшебного экрана – (таблица системного оператора с девятью клеточками)- в середине осенний листок. Пусть клеточки расскажут нам необыкновенную историю листка.

- Верхние клеточки, которые находятся над листом, их три, предлагают нам вспомнить, где живут осенние листья?

Дети выбирают три карточки и размещают их в верхних клеточках – дерево, куст, трава.

- Три клеточки под листом, предлагают рассказать, какие бывают осенние листочки.

Примерный рассказ: листочки бывают разные – зеленые, желтые, красные. По форме – круглые, овальные.

По размеру – большие и маленькие. Внутри каждого листочка есть тоненькие ниточки – прожилки. Если бы их не было, то листочек бы рассыпался. Края у листочка могут быть ровные или с зубчиками.    

- Клеточка слева предлагает нам путешествие в прошлое листа -  как он появился на свет? Подберите карточку. Правильно- это веточка с почками.

-  Клеточка  справа предлагает нам представить, что же будет с нашим листочком в будущем.

Ответы детей.

- Конечно же он превратится в лист коричневого цвета.

- Листочек живет всего один год, но за это время он несколько раз меняется. А сейчас возьмите, ребята, карточки и диски с маленькими карточками и наклейте их по порядку,  отражая этап жизни листа, начиная с ветки с почками.  (Дети наклеивают по порядку – ветка с почками, маленький зеленый листочек, большой зеленый лист, желтый лист, коричневый лист, сломанный коричневый лист).  

- У осени есть два периода. Какие?

Ответы детей: - Ранняя осень и поздняя осень.

- Посмотрите на картину ранней осени, ее еще называют – Золотая осень. Почему?

Ответы детей: потому что много желтых листьев, желтая трава, яркое желтое солнышко.

- А какие слова вы бы подобрали к картине поздняя осень?

Ответы детей: холодная, грустная, печальная, морозная, унылая, дождливая.

- Поздняя осень это самый грустный период, когда все листья уже опали. Лес и парк становятся прозрачными. Как вы думаете, хорошо это или плохо, что листья осенью опадают? Давайте представим, как об этом сказали бы звери, семена, насекомые, дождевые черви, деревья, почва.

В этой игре дети одевают маски и говорят от имени их.

Заяц: «Не очень хорошо, среди голых деревьев негде спрятаться. Может поймать лиса и волк».

Лиса: «Когда листья еще не опали, моя добыча прячется за листвой, а среди  голых деревьев легче  видеть   добычу».

Семена: «Нам хорошо, так как листья накрывают и спасают нас от мороза».

Насекомые: «Нам хорошо, так как листья хорошее зимнее одеяло».

Дождевые черви: « Нам хорошо, мы рады такой пище».

Деревья: « Нам хорошо, что нет листочков, если бы листочки были, снег бы задержался на них и наши веточки могли бы сломаться».

Сюрпризный момент: воспитатель вносит в группу письмо - схему.

- Ребята, мы сможем прочитать такое письмо?  Конечно нет. Ведь оно зашифровано. Но расшифровать мы попробуем. Давайте подойдем к столу. Возьмите в руку сухой листок и высоко поднимите над головой, а затем опустите. Что делает ваш листок?

Ответы детей: кружится, летит, падает.

-Что будет делать наш листок, если опустить его в таз с водой?

Ответы детей: он плавает.

- Возьмите на одну ладошку лист, на другую – камушек. Затем подуйте сильно, сначала на камушек, а затем на лист. Что произошло?

Ответы детей: Лист полетел, а камушек остался на ладошке. Значит камушек тяжелый, а лист – легкий.

-Возьмите сухой осенний лист и сожмите его в ладошке. Что произошло?

Ответы детей: лист сломался.

Воспитатель предлагает всем ребятам вернуться на места и вместе расшифровать наше письмо – схему. ( На схеме листочек. От него идут стрелочки к птице, к рыбе, к перышку, к елочной игрушки).

- И так наш листок  как птица, что делает?

Ответы детей – летает.

- Наш листок как рыба, что делает?

Ответы детей -   плавает.

- Наш листок как перо, какое оно?

Ответы детей- легкое.

-Наш листок как елочная игрушка, какое оно?

Ответы детей – хрупкое.

- Молодцы! Расшифровали письмо – схему.

- Чтобы сохранить и запомнить красоту осенних листьев, мы создали музей: «Мини музей осенних листьев». Экскурсию по нашему музею проведут ребята.

- Лисья могут быть теплым одеялом. Об этом расскажет Лена : « Листья падают на землю и накрывают ее как одеялом.  А под одеялом из листьев прячутся- насекомые, ужи, ежи. Здесь они спят всю зиму».

- Листья могут служить прекрасным материалом для художника. Об этом нам расскажет Милена: «Из красивых листьев можно сделать красивые поделки. Семья Коноплевых сделали красивую бабочку, семья Шаменовых – экибану из засушенных листьев, семья  Ивановых – экспозицию « В осеннем лесу», семья Цыгулевых- красивую сову и композицию « Аленушка заблудилась», семья Яковлевых « Медведь в осеннем лесу».

- Следующий экскурсовод Арина. Она нам расскажет о том, кому и для чего нужны осенние лисья?

Арина: «Тропическая лягушка – квакша строит убежище для своего будущего потомства. В «кулечек» из листьев лягушка откладывает икру. Птицы делают из листьев гнезда. Для этого они сворачивают лист и сшивают его травинкой. Африканцы делают крыши из сухих листьев».

- Листья могут быть вкусной едой. Об этом нам расскажет Вика: «Листья – корм для разных животных: от гусеницы, до слона. Человек употребляет в пищу листья некоторых растений – капуста, салат, лавровый лист».

Дети проводят экскурсию опираясь на схемы и экспозиции нашего мини музея.

- А еще есть листья, которые лечат. Возьмите конверты, достаньте  засушенный листок, попробуйте догадаться с какого он дерева или куста? Я буду читать стихотворение, как только я назову ваш листок, несите его сюда и кладите в чайник.

«Мята – сердце твое успокоит, облепиха наш чай- ароматом наполнит, малина, смородина – гриппу отпор. Вот это, ребята лекарственный сбор. Все листья в чайник мы поместим и чаем попозже гостей угостим». (Воспитатель заливает кипятком листья в чайнике и накрывает плотно полотенцем). Фито – чай готов!

- А сейчас давайте ответим на главный вопрос, где не надо убирать опавшую листву?

Ответы детей: В лесу, в саду, в огороде.

-А где необходимо ее убирать?

Ответы детей: На тротуаре, на проезжей части.

- Вот сколько интересного мы узнали благодаря обыкновенному осеннему листку, случайно залетевшему в нашу группу.

                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие в старшей группе «Здравствуй осень».

Создать эстетическое наслаждение у детей от общения с природой через художественные произведения, художественное слово. Воспитывать чувство цвета, закрепить понятие о различных способах изображения ос...

Конспект комплексного занятия для старшей группы «Путешествие в осенний лес»

Это занятие поможет воспитателю совершенствовать умения детей работать в нетрадиционной изобразительной технике – пластилинографии....

Конспект комплексного занятия в старшей группе «Осенняя сказка».

Комплексное занятие (интеграция образовательных областей "Познание" и "Художественное творчество". Основная цель-познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования- печатание осенними листьями, зак...

Комплексное занятие в старшей группе "Прогулка по осеннему леу"

Комплексные занятия основаны на развитии творчества и фантазии. Это дает возможность вызвать эмоциональную отзывчивость детей....

Комплексное занятие в старшей группе детского сада. Нетрадиционные методы рисования. Осень.

Закрепление различных способов рисования: пальчиками, дыханием через трубочку, манкой, с помощью сухих листев, штрихами в старшей группе детсого сада....

Комплексное занятие в старшей группе детского сада. Нетрадиционные методы рисования. Осень.

Закрепление различных способов рисования: пальчиками, дыханием через трубочку, манкой, с помощью сухих листев, штрихами в старшей группе детсого сада....