Комплексное занятие в средней группе с элементами экспериментирования."Необыкновенная история осеннего листочка».
методическая разработка (средняя группа)
В данном конспекте раскрыты основные признаки осени, цикличность изменений в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neobyknovennaya_istoriya_osennego_listochka.docx | 22.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 4 «Радуга»
Комплексное занятие в средней группе с элементами экспериментирования.
«Необыкновенная история осеннего листочка».
Провела: Труфанова Е.Н.
с.Поспелиха
2024г
Цель: систематизировать знания детей о признаках осени, цикличности изменений в природе.
Задачи:
- Познакомить с жизненным циклом осеннего листа, его значение в природе и жизни животных
-Развивать связную речь у детей,
_ Учить наблюдать, анализировать и обобщать результаты наблюдений, по изменениям погоды, изменения окраски листьев.
-Воспитывать любовь к природе.
Материал: Красивая коробка с осенним листом, системный оператор, набор картинок «сезонное изменение листа» , карточка с шестью разделами на каждого ребенка, схема «зашифрованного» письма, две картины с пейзажами ранней и поздней осени, маски: лиса, заяц,. Конверты лекарственным листом : малины, облепихи, смородины, мяты.
Ход:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас очень интересное и необычное занятие. Мы будем исследователями. Я хочу загадать вам загадку: «Что лежит у меня в коробке?». Отгадайте, задавая мне вопросы.
Вопросы задаваемые детьми:
-Это живое или не живое?
- Где живет этот предмет?
-Он большой или маленький?
Ответ детей: это листок.
Воспитатель достает и показывает осенний листок.
- Дети, давайте пофантазируем, каким же образом к нам попал этот листок?
Примерные ответы детей: прилетел, подняли на улице, приклеился к подошве, дверь была открыта и ветерок занес.
- Я согласна, что это сделал ветерок. Это ветерок прошелестел нам, что листок на первый взгляд кажется таким обыкновенным. На самом деле он может рассказать нам о себе много интересного. Давайте помести наш листочек в середину волшебного экрана – (таблица системного оператора с девятью клеточками)- в середине осенний листок. Пусть клеточки расскажут нам необыкновенную историю листка.
- Верхние клеточки, которые находятся над листом, их три, предлагают нам вспомнить, где живут осенние листья?
Дети выбирают три карточки и размещают их в верхних клеточках – дерево, куст, трава.
- Три клеточки под листом, предлагают рассказать, какие бывают осенние листочки.
Примерный рассказ: листочки бывают разные – зеленые, желтые, красные. По форме – круглые, овальные.
По размеру – большие и маленькие. Внутри каждого листочка есть тоненькие ниточки – прожилки. Если бы их не было, то листочек бы рассыпался. Края у листочка могут быть ровные или с зубчиками.
- Клеточка слева предлагает нам путешествие в прошлое листа - как он появился на свет? Подберите карточку. Правильно- это веточка с почками.
- Клеточка справа предлагает нам представить, что же будет с нашим листочком в будущем.
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно же он превратится в лист коричневого цвета.
- Листочек живет всего один год, но за это время он несколько раз меняется. А сейчас возьмите, ребята, карточки и диски с маленькими карточками и наклейте их по порядку, отражая этап жизни листа, начиная с ветки с почками.
(Дети наклеивают по порядку – ветка с почками, маленький зеленый листочек, большой зеленый лист, желтый лист, коричневый лист, сломанный коричневый лист).
Сюрпризный момент: воспитатель вносит в группу письмо - схему.
Воспитатель: Ребята, мы сможем прочитать такое письмо? Конечно нет. Ведь оно зашифровано. Но расшифровать мы попробуем. Давайте подойдем к столу. Возьмите в руку сухой листок и высоко поднимите над головой, а затем опустите. Что делает ваш листок?
Ответы детей: кружится, летит, падает.
Воспитатель: Что будет делать наш листок, если опустить его в таз с водой?
Ответы детей: он плавает.
Воспитатель: Возьмите на одну ладошку лист, на другую – камушек. Затем подуйте сильно, сначала на камушек, а затем на лист. Что произошло?
Дети: Лист полетел, а камушек остался на ладошке. Значит камушек тяжелый, а лист – легкий.
Воспитатель: Возьмите сухой осенний лист и сожмите его в ладошке. Что произошло?
Дети: лист сломался.
Воспитатель предлагает всем ребятам вернуться на места и вместе расшифровать наше письмо – схему. (На схеме листочек. От него идут стрелочки к птице, к рыбе, к перышку, к елочной игрушки).
Воспитатель: Итак, наш листок как птица, что делает?
Ответы детей – летает.
- Наш листок как рыба, что делает?
Ответы детей - плавает.
- Наш листок как перо, какое оно?
Ответы детей- легкое.
-Наш листок как елочная игрушка, какое оно?
Ответы детей – хрупкое.
- Молодцы! Расшифровали письмо – схему.
Воспитатель: В какое время появляются желтые листья? (ответы детей)
- У осени есть два периода. Какие?
Дети: - Ранняя осень и поздняя осень.
Воспитатель: Посмотрите на картину ранней осени, ее еще называют – Золотая осень. Почему?
Дети: потому что много желтых листьев, желтая трава, яркое желтое солнышко.
Воспитатель: А какие слова вы бы подобрали к картине поздняя осень?
Дети: холодная, грустная, печальная, морозная, унылая, дождливая.
Воспитатель: Поздняя осень это самый грустный период, когда все листья уже опали. Лес и парк становятся прозрачными. Как вы думаете, хорошо это или плохо, что листья осенью опадают? Давайте представим, как об этом сказали бы звери,
В этой игре дети одевают маски и говорят от имени их.
Заяц: «Не очень хорошо, среди голых деревьев негде спрятаться. Может поймать лиса и волк».
Лиса: «Когда листья еще не опали, моя добыча прячется за листвой, а среди голых деревьев легче видеть добычу».
Воспитатель: А вы знали дети что Листья могут быть вкусной едой. Листья – корм для разных животных: от гусеницы, до слона. Человек употребляет в пищу листья некоторых растений – капуста, салат, лавровый лист».
Воспитатель: А еще есть листья, которые лечат. Возьмите конверты, достаньте засушенный листок, попробуйте догадаться с какого он дерева или куста? Я буду читать стихотворение, как только я назову ваш листок, несите его сюда и кладите в чайник.
«Мята – сердце твое успокоит, облепиха наш чай- ароматом наполнит, малина, смородина – гриппу отпор. Вот это, ребята лекарственный сбор. Все листья в чайник мы поместим и чаем попозже гостей угостим». (Воспитатель заливает кипятком листья в чайнике и накрывает плотно полотенцем). Фито – чай готов!
Воспитатель: А сейчас давайте ответим на главный вопрос, где не надо убирать опавшую листву?
Ответы детей: В лесу, в саду, в огороде.
Воспитатель: А где необходимо ее убирать?
Ответы детей: На тротуаре, на проезжей части.
Воспитатель: Вот сколько интересного мы узнали благодаря обыкновенному осеннему листку, случайно залетевшему в нашу группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого комплексного занятия в средней группе на тему «Путешествие в прошлое: История создания книги»
Конспект предназначен для воспитателей ДОУ к Году культуры и литературы в России. Целью открытого НОД является знакомство детей с историей создания книги, ее развитием, а также воспитание интереса к м...
Итоговое комплексное занятие в средней группе детского сада (экология + математика + лепка) . Тема: «Необыкновенное путешествие по сказке».
На этом занятии дети знакомятся с некоторыми свойствами воды. Развиваются умения детей узнавать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), различать их по форме и цв...
«Земля, песок, камни» занятия в средней группе с элементами экспериментирования.
Цель: дать детям элементарные представления о видах почвы.Задачи:1. познакомить со свойствами песка, земли и камней.2. учить способам исследования, развивать наблюдательность, умение анализировать, си...
Комплексное занятие в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема: «Весёлый кубик»
Комплексное занятие в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема: «Весёлый кубик»...
Конспект занятия в средней группе с элементами экспериментирования "Воздух-невидимка"
Дети знакомятся со свойствами воздуха, определяя их опытным путем....
Конспект открытого познавательного занятия для педагогов ДОУ в средней группе с элементами экспериментирования "Чудесные капельки" 2019г
Цели:— познакомить детей с некоторыми свойствами воды;— развивать творческое воображение, умение проводить несложные эксперименты;— развивать любознательность, познавательный и...