Составление рассказа о природе
статья (окружающий мир) по теме

Романова Ольга Владимировна

Научить ребенка составлять рассказ о природе — значит не только пробудить его интерес к тому, о чем он рассказывает, но и помочь ему понять, почувствовать красоту описываемого предмета или явления и тем вызвать у него желание найти необходимые слова и выражения, чтобы передать это в своей речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_rasskaza_o_prirode.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

  Составление рассказа

      о  природе

Подготовила:

Воспитатель

Романова О.В.

                                                 2012г.


Овладение детьми образной речью не должно ограничиваться накоплением в их словаре эпитетов и умением составлять сложные в синтаксическом отношении предложения. Оно предполагает умение подобрать нужное, яркое слово в контексте, вставить однородные члены, обособление, сравнение в свой рассказ.

Подбор образного слова или выражения является необходимым условием правильной и глубокой характеристики предмета или явления. Следовательно, обучение детей составлению рассказа о природе теснейшим образом связано с развитием образности, выразительности их речи, умения передавать свое отношение к тому, о чем они говорят. Эмоциональное отношение, замечал Б. М. Теплов, воспитывается с малого: с элементарных «нравится», «не нравится», «приятно», «неприятно» до овладения целым рядом эстетических оценок.

Научить ребенка составлять рассказ о природе — значит не только пробудить его интерес к тому, о чем он рассказывает, но и помочь ему понять, почувствовать красоту описываемого предмета или явления и тем вызвать у него желание найти необходимые слова и выражения, чтобы передать это в своей речи. Н. А. Ветлугина справедливо замечает, что в своем творчестве «ребенок открывает новое для себя, а для окружающих — новое о себе». Воспитание выразительности речи, умения сказать не только правильно, но и образно, подготавливает детей к преодолению лексических штампов.

 

Подготовка к составлению рассказа о природе

    Как известно, своеобразным толчком к воспитанию выразительности речи детей служат яркие многообразные впечатления от окружающего мира.

Подготовка к составлению рассказа о природе начинается в процессе наблюдений. Вопросы, которые задает воспитатель во время экскурсии, труда, являются и планом для будущего рассказа. Беседа, предваряющая составление рассказа, должна напомнить детям цель, содержание, последовательность наблюдения или труда, подвести к словесному их выражению.

Благодатной темой для детского рассказывания является труд в природе: наблюдения за трудом взрослых и собственно детский труд. Например, программа воспитания предусматривает обязательный труд детей по выращиванию растений. Дети наблюдают последовательность развития растения, видят зависимость его роста и развития от ухода за ним человека и стараются объяснить это в своем рассказе. Такие рассказы детей имеют особое значение для развития у них логического мышления и связной речи.

Каждое время года по-своему красиво и привлекательно. Наблюдая картины природы вместе с воспитателем, слушая его пояснения, обязательно образные, выразительные, дети воспринимают эту красоту. Она заставляет их задуматься, а потом разговориться. Роль педагога здесь очень велика.

Не подавляя детскую активность, воспитатель направляет мысль ребенка, помогает сравнить явления, подобрав для их характеристики нужное слово. В процессе беседы, проводимой во время наблюдения, воспитатель фиксирует внимание ребенка на правильном речевом выражении воспринимаемого.

Развитию выразительности детской речи способствуют различные задания, выполнение которых требует от ребенка самостоятельности, творческой активности.

Н. А. Ветлугина отмечает 3 этапа в усложнении творческих заданий для детей дошкольного возраста:

1) задания, дающие установку на новые для детей способы действий: сочини, придумай, измени. Дети действуют совместно с педагогом, самостоятельно применяя лишь элементы творческих действий;

2) задания, заставляющие детей находить новые комбинации на основе старых, уже известных решений;

3) задания, выполняя которые дети сами планируют свою деятельность от начала до конца, выбирают художественные средства и т. д.

Интересные творческие задания предлагает О. С. Ушакова. Это — лексические упражнения на подбор эпитетов, метафор, сравнений, синонимов и антонимов, которые помогают детям почувствовать красоту стиха, сравнить непоэтический и поэтический язык, развивают их поэтический слух.

Технология обучения составления рассказа о природе

    Работа воспитателя по развитию монологической речи детей на основе ознакомления с природой может строиться как обучение их следующим видам рассказов:

1) сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («Как мы устроили цветник», «Как мы спасли птицу», «Кто обедал в птичьей столовой?»);

2) сюжетный и описательный рассказ на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин («Как звери живут зимой», «Что случилось на реке весной» и др.);

3) описательный рассказ, построенный на сравнении разных времен года («Наш участок зимой и летом»), и описание пейзажной картины;

4) описательный рассказ о сезоне в целом («Расскажи о весне», «Мое любимое время года», «Что ты знаешь об осени?»);

5) описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы («Анютины глазки», «Ветка сирени», «Осенний букет»).

Указанная последовательность видов рассказов обеспечивает постепенное усложнение работы .

Сюжетный рассказ о природе на основе непосредственного восприятия или труда доступен детям пятого-шестого годов жизни, поскольку в нем должны быть отражены конкретные знакомые им ситуации. Такой рассказ по образцу педагога возможен уже в средней группе детского сада. Но знания детей этого возраста еще очень ограниченны, и, следовательно, ограничен круг передаваемых событий. Это, с одной стороны, облегчает выполнение задания, а с другой — лимитирует возможности детей в выборе сюжетных линий и использовании языкового материала. Тем же объясняется и однообразие детских рассказов данного вида. По мере формирования у детей новых представлений и развития на этой основе умственной деятельности такие рассказы становятся им неинтересны.

Дети подготовительной к школе группы имеют уже более широкие знания о природе, а также некоторый опыт передачи в речи усвоенных ими связей и зависимостей предметов и явлений, детального и достаточно полного их описания. Это позволяет воспитателю подвести их к самостоятельному составлению описательных рассказов. Наименьшую трудность вызывают описательные рассказы, построенные на сравнении разных времен года. Ребята описывают предметы и явления, которые они неоднократно наблюдали на экскурсиях и прогулках. Чтобы помочь детям в составлении такого рассказа, можно использовать пейзажные картины.

Труднее детям составить рассказ о сезоне в целом, поскольку эта тема требует уже умения выделять существенное, отбрасывать детали, обобщать, рассказывать достаточно полно и не повторяться. Не сразу могут дети передать в рассказе и свое отношение к тому, о чем они рассказывают. Выработке умения раскрывать свое отношение к природе способствует эмоциональный настрой занятия.

Самым трудным из всех видов рассказов о природе является описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы. Составление его требует от рассказчика определенной культуры восприятия и непременного проявления своего эстетического отношения к описываемому предмету. Дети же часто лишь перечисляют признаки и свойства предмета, рассказы их лаконичны и сухи, им не хватает слов для красочного описания явления.

Итак, составление сюжетных рассказов о природе дается детям значительно легче, чем составление описательных. Этим отличается процесс обучения рассказыванию о природе от обучения рассказыванию на другие темы. Если при обучении рассказыванию на любые другие темы составление описательного рассказа предшествует сюжетному или сопутствует ему, то при обучении рассказыванию о природе на первом месте стоит сюжетный рассказ.

В  самом начале обучения детей рассказыванию о природе целесообразно использовать образец рассказа воспитателя. Из небольшого, простого по содержанию и форме рассказа воспитателя на тему, предложенную детям, они могут заимствовать для собственного рассказа сюжет, последовательность, отдельные слова и выражения.

Сначала дети точно следуют образцу, почти копируют его, и указания воспитателя нацеливают на это: «Расскажи, как я». Но очень важно вовремя отвести детей от прямого копирования, больше акцентировать их внимание на самостоятельности выполнения задания. Поэтому в старшей и особенно в подготовительной к школе группе нецелесообразно давать образец в начале каждого занятия, хотя он может быть дан в середине (если дети затрудняются в составлении рассказа) или в конце, чтобы эмоционально завершить занятие.

Для развития умения детей самостоятельно составить четкий и последовательный рассказ можно использовать такой прием, как анализ образца педагога, заключающийся в том, что после прослушивания рассказа-образца ребята должны ответить на такого типа вопросы педагога: «О чем я сначала рассказала?», «Чем закончила рассказ?», «О чем рассказала больше?».

Углубление и систематизация знаний детей о временах года проявляется в содержании их творческих рассказов на эту тему. Дети отходят от прямого копирования образца воспитателя. Под влиянием впечатлений, полученных на различных занятиях, они составляют рассказы, разнообразные по содержанию, непохожие друг на друга; используя свои знания, они выделяют яркие, красочные события сезона, объясняют некоторые причины и закономерности природных явлений.

Усложнение содержания высказывания становится предпосылкой усложнения его формы. Отражение в речи разных групп связей требует от говорящего использования всевозможных сложных предложений. Знания, полученные детьми в результате наблюдений, рассматривания иллюстративного материала и из литературных источников, обеспечивают обилие ассоциаций, «цепляющихся» друг за друга:

Развитию четкости изложения способствуют план и указания к самостоятельной работе. Представляя себе перспективу развития повествования, ребенок легче составляет рассказ. Поэтому на первых этапах обучения детей сюжетному рассказу о природе полезно определять последовательность сюжетной линии. Но постепенно нужно отступать от подробных указаний, предоставляя ребятам возможность самим решать вопрос о плане и последовательности изложения.

Одним из способов развития у детей умения строить рассказ последовательно, четко, выбирать наиболее точные слова является коллективный рассказ. Коллективный рассказ составляют, как правило, в средней группе. Могут быть предложены темы, тесно связанные с детским опытом.  Самой простой формой коллективного рассказывания является такая, когда воспитатель дает готовую фабулу рассказа, а дети добавляют отдельные слова и выражения.

Как усложнение задания может быть использован прием «докончи рассказ». Воспитатель дает детям начало рассказа, они заканчивают его.

В старшей и подготовительной к школе групп педагог учит детей дополнять сюжетный рассказ описанием. Для этого он просит ребят рассказать, когда это было, какая была погода, красиво ли было в парке, в лесу; дает образец описания.

Это подготавливает детей к составлению описательных рассказов о природе.

Составление описательного рассказа требует уже некоторого опыта творческого рассказывания, умения прочувствовать и передать красоту предмета или явления. Поэтому целесообразно использовать данный вид рассказа в подготовительной к школе группе, xoтя готовить детей к нему нужно в старшей группе.

Темы рассказов постепенно усложняются. Сначала предлагают детям рассказать о чем-то, что имеет легко замечаемые отличительные признаки, привлекает детей своим разнообразием («Зимний лес», «Парк осенью», «Весенний лес»). Постепенно ребята переходят к более сложным этюдам и должны быстро, лаконично и выразительно описывать единичный, не всегда яркий предмет («Ветка сирени», «Тюльпан», «Анютины глазки», «Ромашки», «Ноготки»). Естественно, что воспитателю нужно помочь детям более пристально, внимательно рассмотреть предмет.

Условно описательные рассказы можно разделить на следующие группы:

  1. рассказ-этюд, составляемый во время наблюдения, экскурсии;
  2. рассказ-этюд об одном или нескольких предметах природы, составляемый во время беседы;
  3. рассказ-этюд об одном или нескольких предметах природы, составление которого проходит как самостоятельное занятие.

Руководя этим видом творческого рассказа, педагог должен обратить особое внимание на свой рассказ-образец, а также наметить с детьми план их рассказов. В своем образце-описании, которое он дает во время наблюдения или экскурсии, педагог подводит детей к пониманию общей картины явления и ее составных частей:

«Оля поймала варежкой несколько снежинок. На синей полянке варежки сверкают, искрятся на солнце звездочки, кружочки, ромбики. Какая снежинка самая красивая? — Трудно сказать, каждая хороша по-своему».

Выразительный рассказ педагога, совпадающий с непосредственным восприятием ребенка, надолго запоминается ему.

Во время беседы, предваряющей творческое рассказывание, образец рассказа воспитателя используется часто, но дети получают установку рассказать по-своему. В дальнейшем с приобретением детьми некоторого опыта составления таких рассказов педагог предлагает свой образец в конце занятия. В этом случае он как бы подытоживает, обобщает высказывания детей.

Образец рассказа-описания, составленный педагогом, должен быть кратким и ярким, фиксировать внимание ребенка на самом впечатляющем в наблюдаемом предмете или явлении. Очень хорошо использовать для этого литературные образцы. Например, дети составляют этюд на тему «Ваза с фруктами». Подобрать яркие, красочные слова поможет описание яблока, данное А. С. Пушкиным:

...яблоко. Оно

Соку спелого полно.

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто медом налилось!

Видны семечки насквозь...

Произведение великого поэта находит мгновенный отголосок в сердце ребенка. Он не только запоминает язык произведения, но стремится его использовать в своей речи .

Постепенно детей подводят к составлению рассказов по плану. Намечая вопросы плана, воспитатель особое внимание уделяет подбору выразительных средств.

Сначала рассказы ребят состоят из нескольких слов, одного-двух предложений, часто это просто перечисление каких-то ярких признаков предмета.

 Постепенно рассказы детей наполняются сравнениями, метафорами.

Составление рассказов-этюдов пробуждает интерес детей к языку. Они всегда охотно учатся «придумывать красивые рассказы», с удовольствием подбирают образные слова и выражения, вставляют их и в разговорную речь: «Мы ездили на красоту в зимний лес», «Мы ходили по лесу и набрели на речку».

Приобретенное умение углубленно, всесторонне рассматривать предмет или явление и достаточно точно и полно передавать в речи результаты своих наблюдений способствует развитию у детей умения составлять разные виды рассказов. Даже тогда, когда педагог дает задание описать предмет, дети стараются раскрыть некоторые связи, зависимости и даже закономерности развития описываемого предмета. Это делает рассказ точным, интересным, живым.

Целенаправленная работа, в процессе которой ознакомление детей с природой используется для развития у них логического мышления и связной речи, приводит к тому, что рассказы старших дошкольников становятся точными, четкими, достаточно богатыми и разнообразными в языковом отношении, эмоциональными. Дети овладевают всеми видами описательного рассказа о природе.

По мере расширения знаний детей в их рассказах появляются обобщающие слова («грачи — первые весенние птицы»), причастия и деепричастия («журчащие ручейки», «расцветающая весенняя природа»), яркие эпитеты и сравнения («одуванчик, как солнышко, зеленое небо и много-много солнышков»). Все это говорит о развитии способности достаточно творчески использовать средства языка для выражения своих мыслей и чувств .

Развитию образности языка помогает тяготение ребенка к рифмованной речи. В связи с этим в старших группах целесообразно чаще давать задания: «Придумай загадку», «Вместе придумаем стихи».

При вдумчивой работе педагога заметно меняются интонации детской речи, их поза во время рассказывания. Воспитатель должен учить детей рассказывать выразительно, обращаться ко всем слушателям. Наряду с перечислительной и повествовательной интонациями, типичными для речи детей, появляются интонации рассуждения, радости, любования, удивления. В процессе обучения изменяется характер поведения детей-слушателей: они сосредоточенны, критичны. При оценке рассказов товарищей усложняются их требования к содержанию рассказа, его достоверности, четкости. Дети следят за тем, чтобы ответ соответствовал заданию педагога). Мотивируя положительную оценку, даваемую рассказу товарища, ребята вводят новый критерий — самостоятельность выполнения задания. Все это свидетельствует о том, что процесс обучения положительно влияет не только на содержание и форму детского рассказа, но и на отношение детей к самому рассказыванию: постепенно у дошкольников развивается чувство слова и появляется любовь к родному языку.

Литература

  1. Ветлугина Н. А. Основные проблемы художественного творчества детей/ Ветлугина Н. А. // Художественное творчество и ребенок. – М.: Педагогика, 1972. – 215 с.
  2. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н.Ф.Виноградова; - М.: Просвещение, 1978. – 103с.
  3. Сохин, Ф.А. Основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. - М., 2002. - 224 с
  4. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. - М.: Изд-во инт-та психотерапии, 2001. - 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа».

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  словаря, словаря приз...

"Составление рассказа по сюжетной картинке. Зима. Изменения в природе."

Интегрированное логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста, которое можно использовать как в работе с подгруппами, так и в виде индивидуального занятия. Занятие построено по правила...

Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать  технологию синквейн в  составлении рассказа по пейзажно...

Обучение дошкольников составлению рассказов о природе родного края

Доклад на тему "Обучение дошкольников составлению рассказов о природе родного края". Работа состоит из 3 частей на 10 стр.  Первая - вводная часть: сообщается  том как важно развивать речь у...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа».

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа».

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...


 

Комментарии

Жирнова Елена Михайловна

Ольга Владимировна познакомилась с Вашей работой, голосую.Удачи.

Мерзлютина Ирина Александровна

Хорошая работа. Голосую.