Обучение дошкольников составлению рассказов о природе родного края
статья по развитию речи (средняя группа) по теме

Тумашева Эльвира Равилевна

Доклад на тему "Обучение дошкольников составлению рассказов о природе родного края". Работа состоит из 3 частей на 10 стр.  Первая - вводная часть: сообщается  том как важно развивать речь у дошкольников, затем о том, что развивать речь можно и рассказывая детям о природе родного края, ее значимости. Вторая чать - основная: говорится о методах, ознакомления детей с природой, как должна строиться работа воспитателя по развитию монологической и коллектичной формы речи. Третья часть - заключительная: подводятся итоги  и каких положительных результатов можно добиться

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение дошкольников составлению рассказов о природе родного края

Обучение детей родной речи важный этап в развитии ребенка. Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает решающие влияние на всю его последующую судьбу. Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе общения ребенка со взрослым.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Это общая задача включает ряд специальных частичных задач: обогащение, закрепление и активизация словаря, обучение разговорной (диалогической) речи, развития связной (монологической) речи. Ознакомление с природой это еще один важный этап для развития ребенка и развития связной речи.

Природа - могучий источник познания. Изучение работы ее сложных организмов является ключом к технике, к изобретениям и открытиям, созданию приборов. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки. Даже лужицы после дождя – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.

Развитие речи нужно связывать с развитием мышления ребенка. Освоения языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.

Приучая наблюдать, т. е. целенаправленно сосредотачиваться на явлениях природы, мы тем самым развиваем внимание детей, которое находиться в тесной связи с общим умственным развитием и является существенным условием «готовности детей к обучению».

Интерес к природе тоже необходимо воспитывать. Показывая детям, что и как надо наблюдать у животных и растений, обращая их внимание на внешний вид, движения, повадки, воспитатель формирует не только знания о природе, но и отношение детей к ней. Нужно только всегда учитывать возраст ребенка и знать, что привлекает его внимание в данном предмете или явлении.

Удовлетворяя любознательность детей, нужно там, где это возможно, привлекать их самих к решению различных вопросов. Активное участие детей в разрешении поставленных вопросов развивает у них любознательность и делает интерес к природе более устойчивым. Данные исследований последних лет показывают, что развитие любознательности у детей старших групп повышается в связи с приобретением ими умений находить существенные признаки у растений и животных и устанавливать связи между строением отдельных органов и условиями жизни растений и животных.

Учить детей рассказывать — это значит формировать его связную речь и развивать монологическую форму речи.

Выделяют следующие качества связной речи, которые возможно сформировать у детей дошкольного возраста:

достоверность — умение отобрать для высказывания или рассказа сведения, правильно отражающие знакомые детям явления объективно существующей действительности, в соответствии с заданной темой;

точность и полнота содержания — достаточный объем и глубина отобранных сведений, лаконичная передача наиболее характерного и важного без излишней детализации;

логичность — последовательность изложения мыслей, умение строить несложные суждения, умозаключения, выводы;

точность отбора лексического материала;

образность — наличие в речи различных изобразительных средств (эпитетов, сравнений, метафор и т. д.).

Связная речь детей старшего дошкольного возраста отличается большей самостоятельностью: широко используются местоимения, числительные, прилагательные, дети пользуются связями подчинения и сочинения.

Например, при рассказывании по картине качественное изменение связной речи идет от простого перечисления изображенных предметов, их свойств и действий к последовательному, развернутому и достаточно полному рассказу. Если на первых этапах речь детей бедна, однообразна, употребляют неточные выражения, дополняют свой рассказ мимикой, жестами, то в процессе обучения рассказыванию речь их существенно меняется: дети связно излагают свои мысли, не затрудняются в подборе слов.

В старшем дошкольном возрасте становятся доступными различные виды творческого рассказывания, что объясняется приобретенным умением детей обобщать, анализировать, умозаключать, довольно большой словарный запас дает возможность ребенку дополнять рассказ сравнениями, вводить описания, прямую речь.

Это доказывает, что воспитатель должен специально учить ребенка рассказывать о природе, т. е., с одной стороны, дать им достаточные знания, позволяющие составить относительно полный и точный рассказ о каком-либо предмете или явлении природы; с другой стороны, развивать умение детей формулировать свою мысль, отобранные сведения подавать по возможности логично и последовательно.

Умение рассказывать о природе формируется у детей постепенно. И если сначала они преимущественно копируют образец речи педагога, поскольку сами не могут составить полный и точный описательный, или четкий сюжетный рассказ о природе, то постепенно под руководством воспитателя, а потом и самостоятельно достаточно грамотно, точно и образно выражать свои мысли.

Особое внимание обратить на составление сюжетных рассказов о предметах и явлениях природы с включением в них небольших описаний природы. Добиваться, чтобы дети научились самостоятельно составлять достаточно логичные и последовательные сюжетные и описательные рассказы о природе.

Выделяют  3 группы методов, ознакомления детей с природой: наглядный, практический, словесный.

При ознакомлении детей с природой используют рассказ воспитателя, чтение художественной природоведческой книги, беседу. Словесными методами решается ряд задач. Конкретизируются, пополняются, уточняются знания об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе. Дети получают знания о новых явлениях и предметах природы (например, о половодье, об образе жизни зверей в лесу и т. д.).

Словесные методы необходимо сочетать с наглядными, использовать картины, диа- и кинофильмы. Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе. Словесные методы дают возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. С помощью словесных методов систематизируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие понятия. При использовании словесных методов воспитатель учитывает способность детей к пониманию речи, длительному произвольному вниманию и сосредоточению на содержании, передаваемом словом, а также наличие у них ярких конкретных представлений о том или ином явлении или факте, которые будут предметом обсуждения, уточнения, систематизации.

Наряду с наблюдениями для расширения представлений детей о доступных явлениях и предметах природы широко используют разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретенные знания.

Наблюдение — целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка. Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически.

Работа воспитателя по развитию монологической речи детей на основе ознакомления с природой может строиться как обучение их следующим видам рассказов:

  1. сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («Как мы устроили цветник», «Как мы спасли птицу», «Кто обедал в птичьей столовой?»);
  2. сюжетный и описательный рассказ на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин («Как звери живут зимой», «Что случилось на реке весной» и др.);
  3. описательный рассказ, построенный на сравнении разных времен года («Наш участок зимой и летом»), и описание пейзажной картины;
  4. описательный рассказ о сезоне в целом («Расскажи о весне», «Мое любимое время года», «Что ты знаешь об осени?»);
  5. описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы («Подснежники», «Ветка сирени», «Осенний букет»).

Указанная последовательность видов рассказов обеспечивает постепенное усложнение работы.

Этим отличается процесс обучения рассказыванию о природе родного края от обучения рассказыванию на другие темы. Если при обучении рассказыванию на любые другие темы составление описательного рассказа предшествует сюжетному или сопутствует ему, то при обучении рассказыванию о природе на первом месте стоит сюжетный рассказ.

Благодатной темой для детского рассказывания является труд в природе: наблюдения за трудом взрослых и собственно детский труд. Например, программа воспитания предусматривает обязательный труд детей по выращиванию растений. Дети наблюдают последовательность развития растения, видят зависимость его роста и развития от ухода за ним человека и стараются объяснить это в своем рассказе. Такие рассказы детей имеют особое значение для развития у них логического мышления и связной речи.

Проводя с детьми среднего и старшего дошкольного возраста программные занятия (посев крупных семян, посадка лука, посев семян для выращивания рассады, черенкование растений, высадка растений в грунт, посев семян на огороде, прополка огурцов и т. п.), педагог обсуждает с ними вопросы: «Как нужно посеять семена, посадить растение, ухаживать за ним?» Знание строгой последовательности трудовых процессов положительно отражается на развитии четкости и последовательности речи.

Однако воспитатель должен помнить об одной особенности детских рассказов на темы собственного труда.

Дети в своих рассказах сводится к перечислению, последовательности действий при посадке и посеве.

Такое качество рассказа объясняется тем, что на начальных этапах овладения трудовым процессом все внимание детей сосредоточивается на характере и последовательности трудовых действий, ребятам просто некогда осмыслить свое отношение к ним. Поэтому уместнее проводить занятия по составлению рассказа, когда дети уже усвоили трудовой процесс.

Развитию четкости изложения способствуют план и указания к самостоятельной работе. Поэтому на первых этапах обучения детей сюжетному рассказу о природе полезно определять последовательность сюжетной линии. Но постепенно нужно отступать от подробных указаний, предоставляя ребятам возможность самим решать вопрос о плане и последовательности изложения.

Одним из способов развития у детей умения строить рассказ последовательно, четко, выбирать наиболее точные слова является коллективный рассказ. Могут быть предложены темы, тесно связанные с детским опытом: «Что случилось на лесной полянке?».

Самой простой формой коллективного рассказывания является такая, когда воспитатель дает готовую фабулу рассказа, а дети добавляют отдельные слова и выражения.

Например: «Собрались мы в лес за ... и взяли с собой ...

Как усложнение задания может быть использован прием «докончи рассказ». Воспитатель дает детям начало рассказа, они заканчивают его.

В старшей и подготовительной к школе группах педагог учит детей дополнять сюжетный рассказ описанием. Для этого он просит ребят рассказать, когда это было, какая была погода, красиво ли было в парке, в лесу; дает образец описания.

Образец рассказа-описания, составленный педагогом, должен быть кратким и ярким, фиксировать внимание ребенка на самом впечатляющем в наблюдаемом предмете или явлении. Очень хорошо использовать для этого литературные образцы.

Анализ поэтического произведения с точки зрения его языка считается исследователями (М. М. Конина, Н. А. Орланова, О. С. Ушакова и др.) эффективным приемом развития поэтического слуха детей, их чуткости к языку. Поэтому целесообразно задавать детям такие вопросы: «Чем понравилось вам это стихотворение?», «Какие слова употребил поэт, чтобы рассказать о красоте леса (березки, осени)?», «Какой отрывок из стихотворения вам захотелось разучить? Почему?»

Целенаправленная работа, в процессе которой ознакомление детей с природой используется для развития у них логического мышления и связной речи, приводит к тому, что рассказы старших дошкольников становятся точными, четкими, достаточно богатыми и разнообразными в языковом отношении, эмоциональными. Дети овладевают всеми видами описательного рассказа о природе.

Развитию образности языка помогает тяготение ребенка к рифмованной речи. В связи с этим в старших группах целесообразно чаще давать задания: «Придумай загадку», «Вместе придумаем стихи». Так, на занятиях, рассматривая какие - либо предметы педагог загадывает загадки о них, а потом предлагает детям самим придумать загадки.

Такие занятия развивают творческую фантазию детей. Как сказал К. Д. Ушинский, логическая мысль в душе ребенка срастается с поэтическим образом, развитие ума идет дружно с развитием чувства, логическая мысль отыскивает себе поэтическое выражение. Интерес детей к меткому, яркому слову как бы фокусируется.

При вдумчивой работе педагога заметно меняются интонации детской речи, их поза во время рассказывания. Воспитатель должен учить детей рассказывать выразительно, обращаться ко всем слушателям. Наряду с перечислительной и повествовательной интонациями, типичными для речи детей, появляются интонации рассуждения, радости, любования, удивления. В процессе обучения изменяется характер поведения детей-слушателей: они внимательны, сосредоточенны, критичны. При оценке рассказов товарищей усложняются их требования к содержанию рассказа, его достоверности, четкости («Все придумал, так не бывает», «Ничего у него не поймешь, очень торопится»). Дети следят за тем, чтобы ответ соответствовал заданию педагога («Тебе сказали «расскажи», а ты одно слово сказал»).

Все это свидетельствует о том, что процесс обучения положительно влияет не только на содержание и форму детского рассказа, но и на отношение детей к самому рассказыванию: постепенно у дошкольников развивается чувство слова и появляется любовь к родному языку.

Выводы:

Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Ряд исследователей (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова и др.) утверждают, что развитие связной речи – одна из важнейших задач коррекционно-развивающей работы с детьми, и необходимое условие для их успешного обучения в школе. Эти утверждения основаны на том, что в процессе развития связной речи детей развивается их мышление, восприятие, наблюдательность.

Значение ознакомления детей с природой является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Дети всегда и везде соприкасаются с природой (яркие цветы, бабочки, движущиеся облака, падающие хлопья снега и т.д.). Все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.

Литература

1. Н.В. Виноградова «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой», М, Просвещение, 1982г.

2. С.А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой», М, Просвещение, 1980г.

3. А.М. Бородич « Методика развития речи детей», М, Просвещение, 1981г.

4. «Развитие речи детей дошкольного возраста» под ред. Ф.А. Сохина. М, Просвещение, 1979г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение дошкольников составлению рассказа по картине путем применения методов ТРИЗ и РТВ

Созданная в 1946 г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подраст...

Карточки для обучения дошкольников составлению рассказов о временах года.

Опорная схема для обучения дошкольниов составлению свзного рассказа о временах года. Материал для педагогов....

Использование метода моделирования в обучении дошкольников составлению рассказов разных типов

Сказка для ребенка-идеальный способ удержать возле себя взрослого. Сказка полезна и с этой точки зрения, она средство приобщения ребенка к жизни людей, к миру человеческих судеб. Сказка дл...

Обучение дошкольника составлению рассказа по картине.

Каждому родителю нужно знать, что учить ребенка составлять рассказы по картинам можно тогда, когда он уже узнает и называет известные ему персонажи и может связно говорить. Когда освоены лексико - гра...

Использование моделирования при обучении дошкольников составлению рассказа по картине

Использование моделирования при обучении дошкольников составлению рассказа по картинеВ методической литературе целях формирования связной речи детей рекомендуется проведение следующих видов занятий с ...

Статья «Обучение дошкольников составлению рассказа по картине».

Картина в различных её видах (предметная, сюжетная, фотография, иллюстрация, репродукция, диафильм, рисунок, а сюжетная в особенности, при умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты...

Консультация: «Наглядное моделирование при обучении дошкольников составлению рассказа по картине».

Моделирование - это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.  Доступность метода моделирования детям дошкольного возраста определяетс...