СЕМЬЯ и РОДОСЛОВНАЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме
Автор статьи пытается показать необходимомсть соблюдения русских традиций, связей между поколениями. Семейные традиции - это характерная черта русского народа. Имея многолетний опыт работы в дошкольном образовании, автор доказывает необходимость ознакомления дошкольников в составлении упроженной формы родословной. Данная схема представлена в виде несложной игры. Заложенные знания в дошкольном возрасте, формируют личность и несут в себе нравственный потенциал в дальнейшем развити ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rodoslovnaya_na_vyhod.docx | 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
«Люди существуют друг для друга»
М. Аврелий
СЕМЬЯ И РОДОСЛОВНАЯ в ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Ребенку и его родителям важно не чувствовать себя не былинкой расту-щей одиноко, а членом семьи, которая в тяжелую минуту придет на по-мощь и перед которой этот ребенок несёт ответственность за свое поведе-ние и за свою жизнь. Однако это возможно, если в Семье знают друг друга, т.е. знают свою родословную и воспитаны в духе взаимопонимания.
Хорошее отношения надо осознано воспитывать с детства их надо беречь и сохранять. Любить членов семьи с которыми ты живешь и людей окружаю-щих тебя. В связи с эти, ребенку с малых лет надо знать свою родословную, почитать своих родителей, близких и дальних родственников. Необходимо поддерживать традиции. Как показывает жизнь при общении с родителями детей они хорошо разбираются в родословных своих питомцах (кошек и со-бак) до второго, третьего колена, но затрудняются ответить на вопрос, кто у них в семье прадедушка, прабабушка. Такая ситуация связана с тем, что сов-ременное поколение родителей потеряли свои традиции.
Семейные традиции характерная черта русского народа, особенно в части науки генеалогии. В России было стыдно не знать родословную, а самым обидным прозвищем считалось «ИВАН, не помнящий родства».
Составление родословной «Своего Дерева» было важной традицией в се-мье.
За время моей работы (около 30 лет) произошло коренное изменение в сфере сбора информации – от фотографии до электронных носителей. В эпо-ху фотографий люди составляли и хранили семейные фотоальбомы, которые использовались на занятиях «Я и Время», «Моя Семья», «Мы жители плане-ты Земля» и др. Но со временем семейные альбомы теряют свою актуаль-ность Семейные Альбомы убираются на «полки», заменяя их электроны-ми носителями.
В общении с родителями, ребенок часто назван в честь кого-то, но ребенок об это не знает, хотя это считается традицией русского народа, называть ма-лыша в честь родственников.
Вопрос «Нужно ли знакомить детей с родословной ?»
Дошкольное детство - важный период в нравственном становлении личнос-ти . По мнению ученых в области педагогики и психологии формирование моральных качеств личности осуществляется в эти годы, т.к. дети восприим-чивы и внушаемы. Семья стоит на первом месте и оказывает воздействие на формирование личности.
В настоящее время, по моему мнению, родословная должна быть важным элементом воспитания. Современные программы и пособия по ознакомле-нию детей дошкольного возраста с окружающим миром, по нравственно – патриотическому воспитанию включены разделы, посвященные знакомству со своей родословной. Такие как программа ознакомления с социальным миром «Я – человек» С.А. Козловой, программа приобщения к традицион-ной отечественной культуре «Наследие» М.Ю. Новицкой, Е.В. Соловьёвой, педагогическая технология «Открой себя» Е.В. Рылеевой.
Мой опыт показывает, что разговоры о родственных отношениях, кто, ко-му, кем доводится, ведутся далеко не во всех семьях, хотя понимать всё это рёбенку надо обязательно, т.к. это важная составляющая в развитие логи -ческого мышления ребенка.
Учитывая возраст детей, я использовала метод составления родословной на уровне двух-трех «колен» - я, папа-мама, дедушка-бабушка. Для каждого ребенка составила персональный лист по рекомендациям методического по-собия Ю.Ф. Миронова «Пишем родословную книгу» (Санкт-Петербург, Изда-тельство «Всемирное слово», 2012). В центре написано имя ребенка с фото-графией для которого составляется родословная, а в каждой из двух половин располагается информация о родителях, дедушках, бабушках, братьях и сест-рах.
Запись поколения я начала с ребенка. В этом случае это считается первым поколением. Отец, мать – вторым. Дедушка, бабушка - третьим. Называется такая родословная смешанной восходящей. «Смешанная»-означает, что в ро-дословную включены предки мужского и женского пола. «Восходящая» - оз-начает, что родословная восходит всё к более и более отдаленным поколе-ниям, которые будут изучаться в старшей и подготовительной группах.
После сбора информации от родителей, я провела занятия, где каждый ребенок рассказывал, в мере своей информированности, о своих ближайших родственниках. Занятия показали, что термины родства зани-мают один из самых первых строк в начальном лексиконе ребенка. Перво-начально слова, обозначающие отношения родства, воспринимаются ре-бёнком как своего рода личные имена, обозначающие конкретных людей – «мама», «папа», «деда». В младшем дошкольном возрасте ребенок уже понимает, что не только у него есть папа и мама, но и у других детей тоже. Отношения родства осознаются им как некая принадлежность. Дети 4 -5 лет уже довольно хорошо ориентируются в родственных отношениях. Однако, определяя их, дети среднего и старшего дошкольного возраста руководст-вуются, как правило, возрастом. Дошкольники часто полагают, что дочь или сын – это обязательно дети, а дедушка и бабушка – пожилые люди. Ребенок старшего дошкольного возраста правильно называет свою маму – мамой, папу папой, дедушку – дедушкой, бабушку – бабушкой, но это вовсе не все-гда означает, что он понимает, что для его мамы мамой является бабушка.
Для закрепления знаний проводятся игра из нескольких этапов.
Первый этап – дети вырезают полоски из бумаги.
Второй этап – родители пишут на полосках имена родственников в соответ-ствии с персональным листом каждого ребенка.
Третий этап - дети склеивают гирлянду (с начало дети берут полоску со сво-им именем, сворачивают её колечком и склеивают, потом берут полоску с именем мамы и папы, склеивают её в гирлянду с первой, далее берут по-лоску на которой написаны имена дедушек и бабушек и присоединяют к гирлянде.
Изучая свою гирлянду, ребенок закрепляет знания о структуре своей семьи не только в мыслях, но и в пространстве.
В дошкольном детстве закладываются основы формирования чувства ответственности перед памятью своих предков. Оно имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические условия формирования интереса к своей семье у детей старшего дошкольного возраста на основе сюжетно-ролевой игры
научно-исследовательская работа. Теория, методики, результаты исследования....
«МОЯ СЕМЬЯ – МОЁ БОГАТСТВО» сценарий праздника, посвящённого дню семьи для детей старшего дошкольного возраста
Семья – это маленькая Вселенная. Создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем написать, например, книгу или сделать открытие. Поскольку семья - Вселенная, пусть и маленькая, должны быть и з...
«Формирование представлений о семье у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей»
В статье представлен опыт работы по формированию представлений о семье у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей....
Консультации для родителей: "Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"; "Роль семьи в формировании личности ребенка"; "Семья глазами ребёнка
Что значит семья в жизни ребёнка?Семья – единый организм....
"Изучение родословной детьми дошкольного возраста в контексте социального взаимодействия детского сада с семьей"
Консультация для родителей...
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Моя семья» (для детей старшего дошкольного возраста, подготовительного к школе возраста)
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:«Моя семья» (для детей старшего дошкольного возраста,подготовительного к школе возраста)...
Сценарий спортивного праздника ко дню Семьи для детей старшего дошкольного возраста «Мама, папа, я – спортивная семья!»
Цель - через различные формы работы способствовать общему укреплению здоровья детей сближению детей и родителей через совместные игры....
Комментарии
Семья и родословная
Статья понравилась. Очень интересной показалась игра -колечки. Она поможет детям усвоить сложные для них понятия родства.Спасибо.
Спасибо за мнение! Наблюдая
Спасибо за мнение! Наблюдая за детьми во время их работы, получаешь большое наслаждение, и видишь как они по своему осознают свою семью и место своих близких людей в семье.
Наталия. 09.04.13