"Изучение родословной детьми дошкольного возраста в контексте социального взаимодействия детского сада с семьей"
консультация

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eshche_v_starinu_rodstvennye_svyazi_tsenili_-_kopiya.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение родословной детьми дошкольного возраста в контексте социального взаимодействия детского сада с семьей

Еще в старину родственные связи ценили, берегли и говорили: «Кто своего родства не знает, тот сам себя не уважает, а кто родни своей стыдится, тот через это сам сравнится».  Считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена. Но это было достоянием только знатных людей, аристократов. А вот массе простых людей знать своих предков не полагалось.

Современные дети сталкиваются с социальной проблемой: они не знают свою родословную, своего генеалогического древа. А ведь невозможно воспитать достойного человека без памяти о своих предках. Каждый человек должен знать историю добрых дел, которые совершали его предки. К сожалению, сегодня практически утрачен опыт изучения родословной, который позволял бы передавать семейные ценности и традиции, устанавливать связь между поколениями. А вот возрастание заинтересованности в изучении родословной семьи ведет к тому, что общение становится более частым и интересным для них самих. Расширяется интерес к традициям, обычаям, духовным ценностям семьи.

Многие скажут, что данная наука сложна для детей дошкольного возраста. Но ведь именно в дошкольном возрасте появляется  чувство ответственности перед памятью своих предков; расширяется знания о представителях своей семьи и ребенок начинает ощущать принадлежность к определенному роду.

С чего же начать изучение истории своей семьи?  Знакомство дошкольников с родословной, создание генеалогического древа (в работе с маленькими детьми этот термин можно не употреблять, достаточно слов – древо семьи) – является  захватывающим делом, которое объединяет всех членов семьи. А интересное семейное дело всегда благоприятно влияет на детей. Малыш начинает ощущать поддержку всей семьи и у него появляется чувство единства и сплочённости, что в дальнейшем помогает справится с трудностями. С точки зрения Е.К. Ривиной есть два способа составления родословной по восходящей и нисходящим линиям. В первом случае, она строится от ребенка к предкам, а во втором случае начинается с предков. Родословные могут быть мужскими, женскими и смешанными. Составление родословной с дошкольниками лучше начинать со смешанной восходящей родословной. Это более понятно и доступно детям. Родословную вовсе не обязательно оформлять в виде дерева. Её можно внести в таблицу, нарисовать в виде схемы. Также необязательно, чтобы там были изображены предки до седьмого колена. Дошкольникам более близки родословные с фотографиями, содержащие не более двух-трех поколений родственников.  Генеалогическая работа с дошкольниками решает целый комплекс задач:

-формирование и расширение представлений о семье (у семьи есть история, традиции);

-формирование представлений о родственных отношениях (дядя, тетя, двоюродный брат, двоюродная сестра);

-формирование представлений о родословной;

-воспитание любви и уважения к близким;

- укрепление родственных и семейных отношений;

- укрепление системы взаимоотношений «педагог-ребенок-родитель»

Особую важность эта работа приобретает в контексте взаимодействия детского сада с семьями воспитанников. Изучение родословной, составление генеалогического древа предполагает тесный контакт педагога с родителями воспитанников, так как ребенок самостоятельно получить нужную информацию не может. Это позволяет обеспечить полноценное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

 При этом главная роль отводится педагогу, так как именно он контролирует и направляет генеалогическую работу и оказывает поддержку родителям. Составление родословной увлекает не только детей, но и всех членов семьи. Родители, бабушки, дедушки и другие родственники начинают подбирать материалы, вспоминают истории своего взросления,  происхождение своей фамилии, изучают семейный архив, фотографии. Это дело настолько сближает всех членов семьи, что дает возможность взглянуть друг на друга иначе. Дошкольники открывают для себя новые моменты из жизни пап, мам, бабушек, дедушек и других родственников. Они начинают гордится своими родными. Очень важно, чтобы дети осознали, что все семьи разные, что каждая из них уникальна и особенна. И когда у детей появляется потребность рассказать о собственной семье и отобразить ее генеалогию – это может стать мотивом к организации проектной работы с дошкольниками и их семей. Параллельно с составлением генеалогического древа можно создать герб семьи. Оформить семейные альбомы «Наша семья», «Наша родословная», где будут представлены фотографии ближайших и дальних родственников. Можно организовать выставки семейных фотографии и семейных реликвий. С целью поддержания интереса к родословной, детям можно предложить такие тематические задания как: «Наша фамилия», «Родители моих родителей», «Профессии родителей». Можно предложить родителям вместе с детьми изготовить семейную газету, в которой будут отражены яркие события из жизни семьи,  история происхождения фамилии и т.д. Организовать творческие конкурсы «Герб моей семьи», «Родословная моей семьи» и др.

В результате совместной работы детского сада и семьи у ребенка формируется «образ семьи», появляется своеобразное семейное самосознание. Совместное усилия педагогов и родителей помогают ребенку осознать роль семьи в жизни человека и прежде его самого, сформировать первые представления о системе семейных и родственных ценностей, сформировать понимание необходимости уважительного отношения к своим предкам, научить любить свою семью.  

Литература:

  1. Ривина Е. Родословная в детском саду. История и образ семьи//Дошкольное воспитание.-2007-№12. – С.37-42.

  1. Губанихина Е.В.Новая модель взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи/ – Детский сад от А д Я. 2004. - №4.-С43.
  2. Демидова Н.И. Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования «образа семьи» у старших дошкольников /Н.И.Демидова // Детский сад от А до Я. – 2004.- №4. –С.79-83.
  3. Прохорова Т.В.Освоение ребенком дошкольного возраста семейных традиций через изучение родословной семьи //Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2013. - №2
  4. Губанихина Е.В., Игнатьева О.А. Родительский клуб как форма поддержки образовательных инициатив семьи./Детский сад: теория и практика. – 2016. - №6(68). – С.80-85.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Работа с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях детского сада в группах общеразвивающей направленности».

laquo;Работа с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях детского сада в группах общеразвивающей направленности»....

Доклад на тему: «Работа с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях детского сада в группах общеразвивающей направленности».

Доклад для МО на тему: «Работа с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях детского сада в группах общеразвивающей направленности»....

Консультация для воспитателей "Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста в период адаптации к детскому саду"

Создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения, способствующих повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития....

«Организация продуктивного взаимодействия детского сада с семьями воспитанников в контексте ФГОС ДО».

 В соответствии с Федеральным законом «Об Образовании в Российской Федерации» одна из основных задач, стоящих перед дошкольной образовательной организацией, - «Взаимодейс...

Взаимодействие детского сада и семьи в контексте развития интереса к чтению

В данной статье кратко представлены основные элементы авторской технологии ТРИТАЧ, способствующие более эффективному  взаимодействию детского сада и семьи в контексте развития интереса к чтению....