"Путешествие в морское царство".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Путешествие в морское царство
В группе:
Воспитатель: Сегодня утром я получила говорящее письмо и предлагаю вам послушать.
"Вам привет с морской пучины!
От Владычицы Морской
Плачу я, и есть причина,
К сожаленью, не одна.
Одиноко, скучно мне.
На морской глубине.
С вами встретиться не прочь,
Скучно мне и день и ночь!
Может, вы ко мне придете?
И веселье принесете?
Уж побалуйте царицу,
Чтоб узнали все моря,
Как умеют веселиться,
И поселки и столицы!"
(Звучит запись с приглашением в гости от Владычицы Морской)
Воспитатель: Ребята, представляете, как это интересно.
А кто - нибудь, из вас был на море? Скажите, а на чем можно путешествовать по морю?
(Предполагаемые ответы детей: На корабле, на яхте...)
Воспитатель: А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно?
(Предполагаемые ответы детей: С помощью подводной лодки, батискафа, специального снаряжения, субмарины)
Воспитатель: Мы принимаем приглашение? Давайте с собой возьмем фотоаппарат, чтобы сфотографировать все, что мы увидим интересного. Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей, богатства морского дна.
Но просто отправиться мы не сможем, необходимо специальное снаряжение. Надеваем подводные маски (имитируем), произносим волшебное заклинание и отправляемся в путь.
/Дети становятся в круг, повторяют за ведущим слова и движения/
- Волны соленого океана
Плещут радостно и рьяно
В Подводное царство манят, завлекают
Тайны глубин открыть обещают.
А теперь глаза закроем,
Будем слушать шум прибоя.
Очень, очень мы довольны,
Нам приятно и спокойно.
(Звучит аудиозапись шум моря)
В муз.зале:
(так же продолжает звучать музыка шум моря)
Владычица Морская: Здравствуйте, гости дорогие! (дети открывают глаза).
Предложить хочу вам, дети,
Позабыв про все на свете –
Путешествие начать,
В Морском царстве побывать.
Владычица Морская: Мы с вами на самом дне. Не отставайте, идем все вместе. Вокруг нас какие-то растения. Что это? (на экране фотография морского дна)
(предполагаемые ответы детей: водоросли, травы)
Владычица Морская: Какого цвета они?
(предполагаемые ответы детей: зеленые и коричневые...)
Владычица Морская: А какие они?
(предполагаемые ответы детей: длинные, узкие, широкие...)
Владычица Морская: Как вы думаете, почему их называют водорослями?
(предполагаемые ответы детей: Потому что они в воде растут...)
Владычица Морская: А что еще вы видите?
(предполагаемые ответы детей: песок, ракушки...)
Владычица Морская: Посмотрите какие у меня красивые ракушки (дети подходят к ракушкам, рассматривают их)
Море звуками полно –
Музыкальное оно.
Вот трубой лежит ракушка,
Коль её приложишь к ушку,
То она споет тебе
О своей морской судьбе.
Вспомнит голос шторма, штиля,
Даже песенку про криля,
Плески рыб и шорох дна –
Всё запомнила она.
Владычица Морская: Смотрите, кто здесь притаился...
(можно показать слайдами на экране, а можно картинки к водорослям прикрепить)
Морской ёжик
Живет на дне колючка -
Угрюмый Ёжик-злючка.
За камушки цепляется,
Морской травой питается.
Морская звезда
На дне морском живёт звезда
И всем твердит упрямо,
Что будто бы она туда,
На дно, с небес упала.
Владычица Морская: Давайте поиграем. Повторяйте за мной. (Звучит музыка воды)
Мои руки – это волны (имитация волны руками)
Ветер гонит их вперед (вытягивают руки вперед волнообразными движениями)
Мои руки – крылья чаек (взмахи руками)
Небо их к себе зовет (вытягивают руки вперед и вверх тянутся)
Мои руки – это крабы (растопыривают пальцы и шевелят)
Плавают вперед – назад (движение рук вперед, назад)
Владычица Морская: А теперь закройте глаза и представьте: Ярко светит солнце, дует легкий ветерок, я вдыхаю его чистый, свежий воздух. Слегка колышутся волны, надо мною гордо кружат чайки. Мне хорошо и приятно, рядом со мной мой друзья, я хочу, с ними дружить, общаться, жить в мире.
(фотография на экране)
Владычица Морская: Откройте глаза и продолжим наше путешествие. Посмотрите, как богат и красив подводный мир. Что вы здесь видите? (ответы)
В морских глубинах обитает множество удивительных животных.
(Слайды на экране)
Владычица Морская: Сейчас мы узнаем, знаете ли вы морских обитателей!
Отгадайте загадки:
Вот так рыба просто чудо!
Очень плоская, как блюдо.
Оба глаза на спине,
И живет на самом дне
Очень странные дела
Это рыба….
Дети: Камбала. (Показываю фотографию камбалы)
Владычица Морская: Да, это камбала, а кто из вас знает, почему камбала меняет цвет?
Дети: Она может стать пятнистой или в клеточку, чтобы укрыться от врагов.
Владычица Морская: Да, она сливается с поверхностью и ее почти не видно, плавает на одном боку, стелясь по дну, так она спасается от различных морских хищников.
Владычица Морская: Посмотрим, справитесь ли вы с этой загадкой:
Для нее волна качели,
И плывет она без цели
Ниоткуда в никуда,
Вся прозрачна как вода
Дети: Медуза (показываю картинку медузы, а после рассказа о медузах прикрепляю ее к мольберту, где уже висит камбала).
Владычица Морская: Да, это медуза, они загадочные и невероятно красивые. Это одни из самых древних обитателей морей и океанов нашей планеты. Они обитают достаточно глубоко, и встреча с ними может быть опасной для человека.
Безобидны, словно дети.
Мы за них, друзья, в ответе.
Вглубь ныряют, вверх взлетают...
Добрым нравом обладают.
Тело гладкое имеют,
"Разговаривать" умеют.
Их язык понять стремимся.
Дружбой с ними мы гордимся.
Подставляют в море спины
Людям тонущим …
Дети: дельфины… (показываю фото)
Владычица Морская: Правильно дети, это дельфины. Что вы можете рассказать о дельфинах?
Дети: Что они очень добрые и спасают людей!
Владычица Морская: Они лечат людей. Как это дельфины делают до сих пор неизвестно людям, многие ученые считают, что дело в звуке, который издают дельфины. Если он чувствует, что человек болен, начинает урчать. После такого общения дельфин очень устает и старается побыть один, что набраться сил. У каждого дельфина есть своё имя, которое дается ему при рождении – это особый свист.
Владычица Морская: Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки:
Конь не сеет и не пашет,
Под водой с рыбешкой пляшет.
Назови его, дружок.
Рыбок друг ....
Дети: Морской конек.
Владычица Морская: Но это не все жители подводного мира, их очень много. И я предлагаю вам поиграть. Подойдите сюда, перед вами ребята два мольберта, на одном изображено море, на втором – река. На столе картинки с разными рыбами, нужно разместить их в свою среду обитания: к одному мольберту прикрепить речных рыб, а к другому – морских. А потом мы с вами проверим, как вы справились. (дети выполняют)
Владычица Морская: Иногда море тихое, покойное, как сейчас:
"Не шумит оно, не хлещет,
лишь едва, едва трепещет.
И в лазоревой дали,
Нежный плеск волны ..."
Давайте представим, как море едва, едва трепещет: (дети берут ткань за края и слегка её колышут). Но море не всегда спокойное. Как только поднимется сильный ветер, шторм (фотография на экране)
"Море вздуется бурливо
зашумит, поднимет вой.
Хлынет на берег пустой
расплеснётся в шумном беге ..."
Представьте, что наше море расплескалось, поднялись высокие волны (дети встают, сильнее колышут ткань). Нелегко приходиться и подводным обитателям в такие минуты. Но вот, море успокоилось.
Владычица Морская: Ребята, а у меня есть аквариум с моими любимыми рыбами. Я хочу его вам показать. Он у меня большой и просторный, вот посмотрите. Ой, а где же мои рыбки. Что же теперь делать?
Дети: Не расстраивайся, Владычица, мы тебе поможем.
Владычица Морская: Вы поможете мне ребята? Сделаете мне новых рыбок? Ну, тогда занимайте места в подводной мастерской.
Дети садятся за столы, принимаются за работу, раскрашивают рыбок, из соленого теста, которых делали на занятие по лепке.
(показываю, что нужно делать)
Пять рыбок
Пять маленьких рыбок играли в реке (волнообразные движения руками)
Лежало большое бревно на песке (ладони прижаты друг к другу, повороты с боку на бок).
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!» (волнообразные движения руками)
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!» (покачивание ладонями из стороны в сторону)
А третья сказала: «Мне хочется спать!» (повороты ладоней на тыльную сторону)
Четвертая стала чуть-чуть замерзать, (быстрое покачивание руками)
А пятая крикнула: «Здесь крокодил! (ладони раскрывать и соединять)
Плывите скорее, чтоб вас не схватил!» (волнообразные движения).
По окончании работы дети прикрепляют рыбок на ватман (аквариум), проводится анализ работ.
Владычица Морская: Спасибо ребята, теперь мой аквариум стал еще лучше, вы такие добрые и дружные, много знаете о подводных обитателях. На память я дарю вам морские сувениры (ракушки).
А сейчас вам пора возвращаться домой. До новых встреч.
Кладите свои руки на мою ракушку:
1 -2 -3 –все замрём! В детский сад мы попадём.
1 -2 -3 –все замрём! В детский сад мы попадём.
1 -2 -3 –все замрём! В детский сад мы попадём.
В группе
Воспитатель: Сегодня вы побывали в подводном царстве. Ребята, вам понравилось путешествовать? А что интересного вам запомнилось? Мы сделали много фотографий, поэтому можем еще раз все посмотреть.
Куда бы вы ещё хотели отправиться в следующий раз? (дети отвечают).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированное занятие "Путешествие в морское царство"
Занятие для детей старшего возраста. Интегрированны развитие речи, ознакомление с окружающим, рисование....
Путешествие в Морское царство
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо художественно-эстетическому развитиюв подготовительной группе «Путешествие в морское царство».(Образовательная область «Музыка»)....
« Путешествие в Морское царство – подводное государство »
КОНСПЕКТ физкультурного занятия с использованием корригирующей гимнастики для детей подготовительной группы...
НОД «Путешествие в морское царство»
Образовательные области: Познание. Коммуникация. Художественное творчество....
Конспект НОД « Путешествие в Морское Царство»
« Путешествие в Морское Царство»Цель: способствовать развитию ловкости, координации движений, ...
Конспект НОД художественное творчество техника рисования "граттаж" подготовительная группа " Путешествие в Морское Царство"
Дети погружаются на морское дно, наблюдают за обитателями моря! В данном конспекте представлены фотографии декораций, которые были изготовлены для занятия!...
Сценарий спортивных состязаний "Невероятное путешествие в морском царстве"
Праздник в бассейне...