Конспект НОД в средней группе "Как Леший от Русалки воду спрятал"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Патапеня Ульяна Сергеевна

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности, необходимо развивать у дошкольников продуктивные формы мышления. Одним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно – экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_kak_leshiy_ot_rusalki_vodu_spryatal.docx33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе

(образовательная область «Познание»)

Тема: «Как Леший от Русалки воду спрятал»

Цель:  формировать исследовательское поведение, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с водой.

Задачи:

  1. Познакомить детей со свойствами воды (запах, вкус, цвет, отсутствие собственной формы)
  2. Уточнить представления детей о значении воды для всего живого.
  3. Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление во время поисковой деятельности.
  4. Воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру, бережное отношение к воде.

Задачи интегрируемых образовательных областей

Физическая культура: развивать двигательные умения детей.

Коммуникация: Совершенствовать диалогическую речь, учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.

Чтение художественной литературы: приучать детей слушать стихотворный текст, понимать его содержание.

Музыка: воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.

Предполагаемый результат: сформировать детей знания о свойствах воды (запах, вкус, цвет, отсутствие собственной формы).

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная

Формы организации совместной деятельности: игровые и сюрпризные моменты, ситуативный разговор, отгадывание загадок, физкультминутка, дидактическая игра, экспериментирование, релаксационная пауза.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание иллюстраций на тему вода.
  2. Беседа с детьми о значении воды для всего живого.
  3. Дидактическая игра «Кому нужна вода»

Оборудование для занятия:

Мультимедийный проектор, экран, ноутбук,

Материал для занятия:

  1. презентация PowerPoint «Как Леший от Русалки воду спрятал»;
  2. карточки с изображением свойств воды (запах, вкус, цвет, отсутствие собственной формы);
  3. Одноразовые стаканы с водой, апельсиновым соком, молоком (по количеству детей), чайные ложки, прозрачная посуда разной формы, предметы круглой и квадратной формы на каждого ребенка; мяч.

ХОД НОД:

Слайд №1

Слайд №2

Воспитатель: Ребята, сегодня я получила письмо от Русалки из сказочной страны Лукоморье. Как вы думаете, что случилось в сказочной стране? (Нет воды.) Ребята, поможем жителям Лукоморья? (Да.) Тогда пора отправляться в дорогу. Но как же нам попасть в сказочную страну?

Слайд  №3

Вьется узкая тропинка –

В лес детей она зовет!

Там в лесу за поворотом –

Ребятишек сказка ждет!

 - Ребята, становитесь так, чтобы не мешать друг другу. Отправляемся в сказку.

Будет трудною дорога –

Впереди препятствий много.

Слушай, слушай – не зевай!

И команды выполняй! 

Слайд №4

Мы сейчас в поход выходим,

По тропинке в лес заходим!

Дети маршируют на месте.

Слайд №5

Впереди ручей – преграда,

Перейти его нам надо!

Руки за спину кладем

И по бревнышку идем!

Руки за спину, ходьба на носочках.

Слайд №6

Встали горы на пути,

Надо горы обойти!

Руки на поясе, наклоны вправо и влево.

Слайд №7

Выросла трава высокой,

Преградила путь-дорогу.

Выше ноги поднимай,

На траву не наступай!

Ходьба с высоким подниманием колен.

Слайд №8

Впереди у нас болото,

Нам промокнуть неохота!

С кочки прыгаем на кочку,

Очень тихо на носочках!

Прыжки на носочках на двух ногах.

Слайд №9

Воспитатель: Ну, вот мы и пришли. Осталось только волшебные ворота открыть, чтобы попасть в Лукоморье. А для этого слово волшебное сказать надо. А какое это слово – угадайте:

Слово - это будто ключик,

Золотой и сказочный,

Будто самый светлый лучик,

Звать его... (Пожалуйста.)

Давайте скажем все вместе!  (Пожалуйста.) 

Слайд №10

Слайд №11

Русалка: Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются.)

Воспитатель: Русалка, мы получили твое письмо. Что случилось?

Русалка: Леший спрятал всю воду в моем царстве. Помогите вернуть ее!

Воспитатель: Как мы можем помочь тебе? 

Русалка: Надо узнать четыре свойства воды. Отправляйтесь в волшебную лабораторию. Мои  друзья – сказочные герои – помогут вам провести опыты и узнать о свойствах воды.

Воспитатель: А чтобы опыты получались даже в сказочной лаборатории нужно соблюдать правила поведения. 

Слайд №12

- Внимательно слушайте воспитателя! 

- Не разговаривайте слишком громко, чтобы не мешать друг другу! 

- Не забывайте после каждого опыта сделать вывод! 

Пойдемте в лабораторию, чтобы поскорей узнать свойства воды. Занимайте свои места за столом. Слышите? Кто-то идет!

Слайд №13

Кикимора:

Зовут меня Кикимора

Болото – дом родной!

Ко мне на чай с баранками

Приходит водяной.

Ребята, когда ваша мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры, а есть ли запах у воды?

Воспитатель: Чтобы ответить на вопрос Кикиморы, проведем опыт. А поможет нам в этом схема-помощница, она покажет нам, как провести опыт. Смотрим на экран.

        Слайд №14

Воспитатель: 

Картинка. Чтобы узнать, есть ли запах у воды, нужно взять стакан с соком. (Дети берут стакан с соком.)

Картинка. Как вы думаете, что нужно сделать дальше? (Понюхать.) Понюхайте. Какой сок в вашем стакане? (Апельсиновый.) А как вы догадались? (Сок пахнет апельсинами.)

Картинка. Посмотрите, что нужно сделать дальше? (Взять стакан с водой.) 

Картинка. А теперь? (Понюхать.) Чем пахнет вода? (Она ничем не пахнет.) 

Картинка. А теперь подумаем и сделаем вывод. Есть ли запах у воды? (Нет.) У воды нет запаха. (Индивидуальные ответы.) Молодцы, правильно. У воды нет запаха. (Воспитатель размещает на доске картинку с изображением этого свойства воды.) Ребята, слышите? Что это за звук? Может это самолет?

        

Слайд №15

Змей Горыныч:

Я красив, силён, могуч,

Я грознее грозных туч,

И умнее всех, нет слов, -

Много у меня голов.

Ребята, а какой на вкус лимон? (Кислый.) 

А шоколадная конфета? (Сладкая.)

Интересно, а есть ли вкус у воды? 

Воспитатель: Ребята, проведем опыт и узнаем, есть ли вкус у воды?

Слайд №16

Воспитатель: Посмотрим на схему-помощницу.

Картинка. Что нужно сделать сначала? (Взять стакан с апельсиновым соком.) 

Картинка. А дальше? (Попробовать.) Какой вкус у сока? (Вкус апельсина.) А теперь узнаем, есть ли вкус у воды.

Картинка. Что нужно сделать для этого? (Взять стакан с водой.)

Картинка. А дальше? (Попробовать.) 

Картинка. А теперь сделаем вывод. Есть ли вкус у воды? (Нет.) У воды нет вкуса. (Индивидуальные ответы.) Когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и чтобы выразить своё чувство, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле у воды нет вкуса. (Воспитатель размещает на доске картинку с изображением этого свойства воды.) А теперь угадайте, какой сказочный герой спешит к нам?

Летит стрела к одной лягушке,

Пронзит сердечко у квакушки,

Лягушка эта не простая,

На ней корона золотая. (Царевна Лягушка.)

Слайд №17

Царевна Лягушка:

Молодцы, отгадали загадку. Это я – Царевна Лягушка.

А вы знаете, какого цвета молоко? (Белого.) 

А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей.)

Воспитатель: Ребята,  давайте проверим, какого цвета вода? Пойдемте со мной. 

Слайд №18

Воспитатель: Поиграем в прятки. Посмотрим на схему-помощницу.

Картинка.  Что нужно сделать сначала? (Взять чайную ложку и спрятать в стакане с молоком.)

Картинка. Посмотрите. Получилось у вас спрятать чайную ложку? (Да, получилось.)

Картинка. А что нужно сделать дальше? (Взять чайную ложку и спрятать в стакане с водой.)

Картинка. Посмотрите. Получилось спрятать ложку в стакане с водой? (Нет, не получилось.)

Картинка. Почему? (Потому что в воде все видно.) Вода прозрачная. (Интивидуальные ответы.) Какого цвета вода? (Она прозрачная.) Молодцы, дети! Вы сделали правильный вывод! У воды нет цвета – она прозрачная! (Воспитатель размещает на доске картинку с изображением этого свойства воды.)

Слайд №19

Баба Яга:

Я живу в лесной избушке,

Очень милая старушка.

Костяной стучу ногой.

Все зовут меня Ягой.

Бабушка приготовила вам подарок.

Воспитатель: Ребята, пойдемте ко второму столу, посмотрим, какой подарок приготовила нам Баба Яга. (Дети вместе с воспитателем проходят ко второму столу.) Что это? (Кубики и шарики.)

Баба Яга: Ребята, какой формы эти предметы? (Кубик – квадратный, шарик – круглый.) 

Воспитатель: Опустите шарик в стакан, а кубик положите в чашку. Изменили они свою форму? (Нет, их форма не изменилась.) А теперь положите кубики и шарики в тарелку. А теперь изменилась их форма? (Нет, шарик круглый, а кубик квадратный.) Послушайте, какой вопрос хочет задать нам Баба Яга.

Баба Яга:

А есть ли форма у воды?

Слайд №20 

Воспитатель: Какой интересный вопрос нам Баба Яга задала. Проведем опыт, чтобы узнать, есть ли форма у воды. Смотрим на схему-помощницу.

Картинка. Что нужно сделать сначала? (Налить воду в стакан.) Возьмите мерную кружку и перелейте воду в стакан. Лена, куда ты налила воду? (В стакан.) Форму какого предмета приняла вода? (Форму стакана.)

Картинка. А что нужно сделать дальше? (Перелить воду в бокал.) Перелейте. Костя, куда ты налил воду? (В бокал.) Форму какого предмета приняла вода? (Форму бокала.)

Картинка. А куда нужно перелить воду теперь? (В чашку.) Ирина, форму какого предмета приняла вода теперь? (Форму чашки.)

Картинка. Сделаем вывод, есть ли форма у воды? (Нет, у воды нет формы. Индивидуальные ответы.) Ребята, вы опять ответили верно. Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того сосуда, в который её наливают. (Воспитатель размещает на доске картинку с изображением этого свойства воды.)

Слайд №21

Леший: Это кто тут Лешему спать мешает? Кто такие? Зачем пожаловали?

Воспитатель: Это мы – ребята из группы «Ромашка», пришли, чтобы вернуть воду жителям Лукоморья.

Леший: Чтобы заклятие мое разрушить, надо четыре свойства воды отгадать!

Воспитатель: А мы их знаем! Расскажем Лешему, какие мы знаем свойства воды. (Дети называют свойства воды с опорой на карточки с изображением свойств воды.) 

Леший: Зачем вам вода? Она никому ненужная!

Воспитатель: Что ты, Леший, вода очень даже нужная. И мы сейчас тебе это докажем. Ребята, а давайте поиграем в игру «Кому и зачем нужна вода?» (Проводится дидактическая игра с мячом «Кому и зачем нужна вода?»)

Леший: Я и не знал, что вода всем нужна. Так и быть, верну воду! А вы волшебное слово знаете?

Воспитатель: Ребята, скажем Лешему волшебное слово! (Пожалуйста.) 

Леший: Ну, если, пожалуйста, то обязательно верну воду, тем более что он такая нужная и полезная!

Слайд №22

Воспитатель: Ребята, вот и пришли мы к сказочному озеру. Вода в нем прозрачная и холодная. Дотроньтесь до воды.

Слайд №23

Воспитатель: Вот пошел дождь. Это сказочный дождь он дает нам силу и смывает усталость. Мы мокрые идем дальше.

Слайд №24

Воспитатель: Но тут выглянуло яркое, жаркое солнце. Мы поднимаем руки навстречу солнцу. Нам тепло и одежда наша высохла.

Слайд №25

Воспитатель: Дальше мы видим небольшую речку. Подойдем к ней и дотронемся до воды. Вода в реке теплая. Мы с разбегу бросаемся в реку. Брызгаемся, прыгаем и плаваем в ней.

Слайд №26

Воспитатель: А сейчас мы выходим из реки и идем к роднику. Родниковая вода выплескивается прямо из земли. Мы подходим к ней и дотрагиваемся руками, вода в роднике чистая и холодная. Мы умываемся водой из родника. Бодрость и сила проникает в наше тело.

Слайд №27

Воспитатель: Смотрите, ребята, появилась Русалка!

Русалка: Спасибо, ребята, что помогли вернуть воду.

Воспитатель: Пожалуйста! Мы всегда рады помочь. Правда, ребята? (Да.) А теперь, Русалка, прости, нам пора возвращаться в детский сад. 

Русалка: До свидания! До новых встреч! (До свидания.) 

Воспитатель: Но как же нам вернуться домой, ребята? Закройте глаза! Вокруг себя повернись и в детском садике очутись! Откройте глаза! Вот вы и вернулись в детский сад! Вам понравилось в сказочной стране? (Да.) А какое у вас теперь настроение? (Хорошее.) Давайте подарим наше хорошее настроение другим. (Дети сдувают настроение с ладошки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в средней группе на тему: « Волшебница-Вода »

Конспект занятия по экологическому воспитанию...

КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И ВОДА – НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ».

укрепление здоровья и закаливание детей во время игр с водой....

Конспект HOД в средней группе на тему «Свойства воды»

Конспект занятия, в ходе которого дети проводят опыты, знакомятся со свойствами и состояниями воды....

Конспект НОД В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО ЭКОЛОГИИ "ВОЛШЕБНИЦА ВОДА"

НОД "ВОЛШЕЬНИЦА ВОДА" . Обогащение представления о воде, ее свойствах, развитие интереса и способности слушать и понимать экологические сказки. Формирование бережного отношения к воде....

Конспект занятия в средней группе на тему "Волшебница вода"

Конспект занятия в средней группе на тему Волшебница вода....

Конспект ООД в средней группе по познавательному развитию «Где спрятался воздух?»

Цель: дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха. Задачи: 1. Обра...

Конспект НОД в средней группе по познавательному развитию «Вода-водичка»

Конспект был разработан с целью дать детям представление о значении воды в нашей жизни....