Конспект HOД в средней группе на тему «Свойства воды»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Конспект занятия, в ходе которого дети проводят опыты, знакомятся со свойствами и состояниями воды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_na_temu_svoystva_vody.docx | 21.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект HOД в средней группе на тему «Свойства воды»
Цели и задачи:
Образовательная область: «познание»
- Закреплять представления о свойствах воды, ее использовании, назначении, необходимости.
- Закреплять представления об источниках загрязнения воды, его последствиях.
- Развивать умение мыслить, анализировать, делать выводы.
- Учить детей находить положительное и отрицательное в одном понятии.
- Освоение экспериментирования: развивать познавательную активность.
- Воспитывать у детей стремление сохранять и оберегать окружающий мир, видеть его красоту.
Образовательная область: «коммуникация»
- Продолжать развивать речь, активизировать слова: прозрачная, безвкусная, бесцветная, твердый, скользкий, как стекло, летучий, газообразный.
- Способствовать развитию мышления, любознательности
Материал: кусочки льда по количеству детей, маленькие тарелочки, спиртовка, спички.
Предварительная работа: Беседа с детьми о значении и свойствах воды, рассматривание иллюстраций, наблюдения на прогулках, чтение и заучивание стихов, загадок, проведение отдельных опытов с водой.
На занятии использовались - игровые, экспериментальные виды детской деятельности.
Ход занятия.
1 часть. Звучит музыка (шум волн, журчание ручья).
Воспитатель: Сегодня я хочу вам загадать загадку, послушайте внимательно.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
Ответы детей: это загадка о воде.
Воспитатель: А где мы встречаемся с водой?
Ответы детей: В речке есть вода, из грана течет вода, дождик, снежинки, море, сосулька, роса, туча, туман, лед и т.д.
Воспитатель: А для чего нужна вода?
Ответы детей: Умываться, стирать, готовить, поливать растения, купаться в речке, мыть полы, пить и т.д.
Воспитатель: Молодцы, все верно говорите. А кто знает стихи о воде?
Дети читают стихи:
Я под краном руки мыла,
А лицо помыть забыла.
Увидал меня Трезор,
Зарычал: «Какой позор!».
Г. Ладонщиков.
«Не мешайте мне трудиться».
Не мешайте мне трудиться!
Я водицы принесу.
И колодезной водицей
Всех, конечно, угощу.
Пейте, пейте,
Не жалейте!
А хотите,
В лейку лейте –
Поливайте огород,
Он ведь тоже воду пьет!
Е.Благинина.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что произойдет без воды?
Ответы детей: Кругом все будет грязное, не сможем попить, погибнут растения, рыбки, животные, не смогут жить люди и т.д.
Воспитатель: Вот вы говорите, что без воды очень плохо. Это правильно. А всегда ли вода полезная?
Ответы детей: Сильный дождь – это плохо. Неудобно ходить по лужам, ноги промокают, машины могут обрызгать.
Шторм – плохо. Могут корабли затонуть, погибнуть люди.
Много воды выпить – живот может заболеть.
Растения сильно поливать тоже плохо, они погибнут.
Воспитатель: Правильно, ребята. Вы очень много рассказали о воде. Вода необходима всем на земле: и человеку, и животным, и растениям, и даже жучку. Давайте покажем, для чего нужна вода жучку.
Физкультминутка: Под листочком жук проснулся,
Потянулся, встрепенулся.
Брюшко, нос, глаза, усы
Вымыл капелькой росы.
2 часть. Воспитатель: Теперь, ребята, расскажите, какая она, вода?
Ответы детей: Жидкая, мокрая, без вкуса, без запаха, прозрачная.
Воспитатель: Правильно. А я хочу вам рассказать, что вода оказывается волшебница. Вода, кроме того, что жидкая, может быть еще и твердой – это лед и летучей, газообразной – это пар.
Вода, когда замерзает, то превращается в лед. (Воспитатель раздает кусочки льда детям). Вы потрогайте лед и расскажите, какой он?
Ответы детей: Холодный, твердый, гладкий, скользкий, похож на стекло.
Воспитатель: А если лед нагреть, то он снова превратится в воду, когда вода закипит, то она превратится в пар.
Опыт: нагревание кусочка льда до воды и пара.
Вывод: Значит, когда вода сильно нагревается, она превращается в пар.
Воспитатель: Мне кажется, ребята, что в воде, паре и в кусочке льда живут необыкновенные человечки.
В воде – человечки стоят рядом друг с другом.
В кусочке льда – крепко держаться за руки.
В паре – постоянно двигаются.
Давайте поиграем в этих человечков.
Игра-разминка (под музыкальное сопровождение – шум воды). Дети по сигналу воспитателя изображают человечков воды, льда, пара.
3 часть. Воспитатель: Вы сейчас много говорили о воде, ее свойствах, состоянии. Давайте теперь загадывать загадки об этом!
Дети загадывают загадки:
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная.
Но когда я захочу,
Даже камень источу. (Вода).
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Река).
Бел, как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал. (Снег).
К маме – речке бегу,
И молчать не могу.
Я ее сын родной,
А родился весной. (Ручей).
Утром падаю всегда,
Не дождинка, не звезда.
И сверкаю в лопухах
На опушках и лугах. (Роса).
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода).
В огне не горит,
И в воде не тонет. (Лед).
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и утечет. (Сосулька).
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка).
Воспитатель: Здорово! Как вы много знаете загадок о воде. Ну, а раз всему живому на земле так нужна, просто необходима вода. Да не просто вода, а чистая, прозрачная. Как вы думаете, что надо делать, чтобы сохранить воду?
Ответы детей: Вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим.
Воспитатель: Все правильно! Вот как о воде сказал детский писатель
Корней Чуковский:
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться.
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане.
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде –
Вечная слава воде!
Опыт 1.
Оборудование и материалы:
У воспитателя стеклянная банка с водой, пустой стакан, банка с молоком, лист чистой белой бумаги, разнос с предметами (деревянные ложки, линейка, шар, кубик, кирпичик), банки, флаконы, пузырьки разной формы и размера.
У детей на столах: по три картинки с изображением рака, рыбы, кита; стеклянные банки, поднос с двумя – тремя предметами.
Воспитатель загадывает загадки и предлагает отгадку найти на картинках.
· Не кузнец, а с клещами (рак);
· Вильнет хвостом туда-сюда – и нет ее, и нет следа (рыба);
· Через море-океан плывет чудо – великан,
Прячет ус во рту, растянулся на версту (кит).
Воспитатель спрашивает у детей, что объединяет рыбу, рака и кита? (Среда обитания – все они живут в воде). Где можно увидеть воду? Как человек использует воду? (Вода нужна для умывания, стирки, приготовления пищи, мытья посуды, мытья и т.д.)
Обобщив ответы детей, воспитатель говорит о том, что вода нужна не только человеку, но и всему живому на Земле. Без воды нет жизни. Для рыб, некоторых растений и животных вода – это среда обитания. Все растения и животные без воды гибнут.
Воспитатель задет вопрос: что такое вода? (Это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь. Можно вылить, перелить из одного сосуда в другой). Воспитатель наливает, переливает воду из в банки в стакан, дети делают то же самое, убеждаясь в том, что вода – жидкость, её можно наливать, переливать.
Далее воспитатель ставит перед детьми познавательные задачи, которые они решают в ходе проведения опытов.
Есть ли у воды форма?
Воспитатель предлагает детям рассмотреть и назвать форму предметов на разносах (кубик, шар).
Воспитатель: Если кубиком постучать по столу, а шарик прокатить, изменяет они свою форму? (нет). А вода? Если мы нальем воду в кубик, что с ней произойдет? (Она примет форму кубика). А если воду налить в банку? (Она примет форму банки).
Дети наливают воду в емкости различной формы и говорят, что наблюдают при этом. Вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в которой ее наливают.
Опыт 2.
Оборудование и материалы:
У воспитателя: пять банок разного размера, обёрнутых фольгой (в первой банке камень среднего размера; в другой – камешки помельче; третья банка пустая; в четвертой – песок; в пятой – водой).
В групповой комнате: два аквариума (в одной вода чистая, прозрачная, в другом – мутная, грязная).
У детей на столах: по две банки (в одной вода чистая, в другой мутная, грязная), разносы с мелкими камешками, пуговицами, на тарелках или блюдцах кусочки льда.
Воспитатель проводит дидактическую игру, разработанную М.Монтессори, на развитие слухового внимания «Что шумит?». Предлагает детям на слух определить, что находится в банках. Поочередно встряхивают каждую банку. Дети определяют её содержимое. Потом воспитатель вместе с детьми вспоминает уже известные свойства воды, предлагает познакомится с новым её свойством воды, для чего необходимо сравнить воду в банках. Одинаковая вода в них? Чем отличается? Чтобы ответить на эти вопросы, надо провести опыт: опустить часть маленьких предметов в банку с чистой водой, а другую часть в банку с мутной, грязной водой. В какой банке они видны? (В той, где вода грязная, их не видно.)
Необходимо подвести детей к обобщению: чистая вода – прозрачная, в ней видны предметы, а грязная, мутная вода непрозрачная.
Воспитатель предлагает детям назвать прозрачные предметы в группе (стекло, окна, стакан, баночки и др.). Подводит детей у аквариумам и спрашивает: одинаковая ли в них вода? (Нет, в одном чистая, прозрачная видны рыбки, камешки, водоросли, в другом вода мутная, ничего не видно). В каком аквариуме рыбам хорошо? (В том, где вода чистая, в грязной воде они жить не смогут и погибнут).
Далее воспитатель спрашивает: прозрачная ли вода в кране? Что было бы. Что было бы, если бы из крана текла грязная, мутная вода? Дети высказывают свои суждения. А в озере, реке, море, океане какая вода? Почему необходимо, чтобы там вода была чистая? (Погибнет все живое, если вода будет грязной).
Обобщив высказывания детей, воспитатель спрашивает: что будет с водой на морозе? (Она превратится в лёд). А что такое лед? Дети берут в руки кусочки льда, рассматривают, ощупывает их. Лед – это замерзшая вода, вода в твердом состоянии. Лед твердый, гладкий, тяжелый, холодный, прозрачный, в тепле он превращается воду (тает). Лёд хрупкий: если его ударить, он расколется.
Опыт 3.
У воспитателя: большая маленькая формочки со льдом. Семь формочек цветным льдом, две пробки со снегом, две банки (одно с холодной, другая с горячей водой).
У детей на столах: блюдца или банки со снегом, по две банки (в одной холодная, в другой теплая вода), по два пузырька со снегом.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть формочки со льдом.
Воспитатель: В какой формочке вода замерзла быстрее – в маленькой или большой? (В маленькой, потому что в ней вода меньше). Показывает формочки с цветным льдом.
Предлагает отгадать загадку:
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькой чистой,
Как поймаешь на ладонь (Снег).
Воспитатель: Что такое снег? Выслушав ответы детей, говорит, что снег – это ледяные кристаллики в виде шестиугольных пластинок или звездочек – снежинок. Показывает снежинки, вырезанные из салфеток и наклеенные на лист бумаги голубого цвета. Снежинки-это застывшие капельки воды.
Проводится игра «Хорошо-плохо». Дети высказывают свои суждения о том, что хорошего и что плохого, что зимой идет снег.
Воспитатель: Можно ли лепить из снега в морозную, сухую погоду? (Нет. Снег рассыпается, он сухой, не липкий). А теплую погоду снег какой? (Мокрый, липкий, сырой, тяжелый. Его можно скатать в комочки, из него можно лепить снежную бабу). Где быстрее растает снег? – на варежке или на ладони? Почем? Что будет снегом в теплом помещении?
Воспитатель показывает детям две пробки со снег и спрашивает: в какой воде снег растает быстрее: в теплой или холодной? Отпускает пробки в банки с теплой или холодной водой. Дети делают тоже самое.
Педагог говорит о том, что вода может быть не только в жидком и твердом состояниях, но и в газообразном, в виде пара. Кто видел пар, поднимавшийся над кастрюлей с кипящей водой или идущей из носика чайник?
Затем демонстрирует несложный опыт. Воспитатель берет стакан с водой, опускает туда кипятильник. Когда вода закипает, убирает кипятильник. Понаблюдав вместе с детьми за появлением пара (он запотевает), который потом превращается в капельки воды. Если стекло поддерживать над промокательной бумагой, на неё стекут капельки воды.
Итак, вода может находится в жидком, твердом и газообразном состоянии!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в старшей группе на тему «Свойства воды»
Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.Задачи:1. Образовательные -закрепить знания о круговороте воды в природе -познакомить со свойствами во...
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми средней группы на тему "Свойства воды. Домашний лимонад"
С помощью данного материала дети легко и быстро закрепляют свойства воды, а также первый раз чувствуют себя знающими и незаменимыми в приготовлении напитков....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: « СВОЙСТВА ВОДЫ»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕНА ТЕМУ:« СВОЙСТВА ВОДЫ».Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.Программное содержание:Способствовать нако...
«Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе на тему: «Свойства воды»»
Знакомство детей с некоторыми свойствами воды. Развитие исследовательских способностей у детей....
Конспект НОД в старшей группе по теме «Свойства воды»
Конспект НОД в старшей группе по теме «Свойства воды»...
Конспект открытого занятия в средней группе на тему: "Свойство воды"
Конспект открытого занятия в средней группе...