Конспект HOД в средней группе на тему «Свойства воды»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Леонова Марина Александровна

Конспект занятия, в ходе которого дети проводят опыты, знакомятся со свойствами и состояниями воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_temu_svoystva_vody.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект HOД в средней группе на тему «Свойства воды»

Цели и задачи:

Образовательная область: «познание»

- Закреплять представления о свойствах воды, ее использовании, назначении, необходимости.

- Закреплять представления об источниках загрязнения воды, его последствиях.

- Развивать умение мыслить, анализировать, делать выводы.

- Учить детей находить положительное и отрицательное в одном понятии.

- Освоение экспериментирования: развивать познавательную активность.

- Воспитывать у детей стремление сохранять и оберегать окружающий мир, видеть его красоту.

Образовательная область: «коммуникация»

- Продолжать развивать речь, активизировать слова: прозрачная, безвкусная, бесцветная, твердый, скользкий, как стекло, летучий, газообразный.

- Способствовать развитию мышления, любознательности

Материал: кусочки льда по количеству детей, маленькие тарелочки, спиртовка, спички.

Предварительная работа: Беседа с детьми о значении и свойствах воды, рассматривание иллюстраций, наблюдения на прогулках, чтение и заучивание стихов, загадок, проведение отдельных опытов с водой.

На занятии использовались - игровые, экспериментальные виды детской деятельности.

Ход занятия.

1 часть. Звучит музыка (шум волн, журчание ручья).

Воспитатель: Сегодня я хочу вам загадать загадку, послушайте внимательно.

                   Я и туча, и туман,

                   И ручей, и океан,

                   И летаю, и бегу,

                   И стеклянной быть могу.

Ответы детей: это загадка о воде.

Воспитатель: А где мы встречаемся с водой?

Ответы детей: В речке есть вода, из грана течет вода, дождик, снежинки, море, сосулька, роса, туча, туман, лед и т.д.

Воспитатель: А для чего нужна вода?

Ответы детей: Умываться, стирать, готовить, поливать растения, купаться в речке, мыть полы, пить и т.д.

Воспитатель: Молодцы, все верно говорите. А кто знает стихи о воде?

Дети читают стихи:

                   

Я под краном руки мыла,

А лицо помыть забыла.

Увидал меня Трезор,

Зарычал: «Какой позор!».

                           Г. Ладонщиков.

«Не мешайте мне трудиться».

Не мешайте мне трудиться!

Я водицы принесу.

И колодезной водицей

Всех, конечно, угощу.

Пейте, пейте,

Не жалейте!

А хотите,

В лейку лейте –

Поливайте огород,

Он ведь тоже воду пьет!

                            Е.Благинина.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что произойдет без воды?

Ответы детей: Кругом все будет грязное, не сможем попить, погибнут растения, рыбки, животные, не смогут жить люди и т.д.

Воспитатель: Вот вы говорите, что без воды очень плохо. Это правильно. А всегда ли вода полезная?

Ответы детей: Сильный дождь – это плохо. Неудобно ходить по лужам, ноги промокают, машины могут обрызгать.

Шторм – плохо. Могут корабли затонуть, погибнуть люди.

Много воды выпить – живот может заболеть.

Растения сильно поливать тоже плохо, они погибнут.

Воспитатель: Правильно, ребята. Вы очень много рассказали о воде. Вода необходима всем на земле: и человеку, и животным, и растениям, и даже жучку. Давайте покажем, для чего нужна вода жучку.

Физкультминутка: Под листочком жук проснулся,

                               Потянулся, встрепенулся.

                               Брюшко, нос, глаза, усы

                               Вымыл капелькой росы.

2 часть. Воспитатель: Теперь, ребята, расскажите, какая она, вода?

Ответы детей: Жидкая, мокрая, без вкуса, без запаха, прозрачная.

Воспитатель: Правильно. А я хочу вам рассказать, что вода оказывается волшебница. Вода, кроме того, что жидкая, может быть еще и твердой – это лед и летучей, газообразной – это пар.

Вода, когда замерзает, то превращается в лед. (Воспитатель раздает кусочки льда детям). Вы потрогайте лед и расскажите, какой он?

Ответы детей: Холодный, твердый, гладкий, скользкий, похож на стекло.

Воспитатель: А если лед нагреть, то он снова превратится в воду, когда вода закипит, то она превратится в пар.

Опыт: нагревание кусочка льда до воды и пара.

Вывод: Значит, когда вода сильно нагревается, она превращается в пар.

Воспитатель: Мне кажется, ребята, что в воде, паре и в кусочке льда живут необыкновенные человечки.

В воде – человечки стоят рядом друг с другом.

В кусочке льда – крепко держаться за руки.

В паре – постоянно двигаются.

Давайте поиграем в этих человечков.

Игра-разминка (под музыкальное сопровождение – шум воды). Дети по сигналу воспитателя изображают человечков воды, льда, пара.

3 часть. Воспитатель: Вы сейчас много говорили о воде, ее свойствах, состоянии. Давайте теперь загадывать загадки об этом!

Дети загадывают загадки:

                   Очень добродушная,

                   Я мягкая, послушная.

                   Но когда я захочу,

                   Даже камень источу. (Вода).

 

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня.

Издалека по песенке

Узнаете меня. (Река).

 

                   Бел, как мел,

                   С неба прилетел.

                   Зиму пролежал,

                   В землю убежал. (Снег).

 

К маме – речке бегу,

И молчать не могу.

Я ее сын родной,

А родился весной. (Ручей).

 

                   Утром падаю всегда,

                   Не дождинка, не звезда.

                   И сверкаю в лопухах

                   На опушках и лугах. (Роса).

 

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода).

 

                   В огне не горит,

                   И в воде не тонет. (Лед).

 

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет,

Заплачет она и утечет. (Сосулька).

 

                   Покружилась звездочка

                   В воздухе немножко,

                   Села и растаяла

                   На моей ладошке. (Снежинка).

Воспитатель: Здорово! Как вы много знаете загадок о воде. Ну, а раз всему живому на земле так нужна, просто необходима вода. Да не просто вода, а чистая, прозрачная. Как вы думаете, что надо делать, чтобы сохранить воду?

Ответы детей: Вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим.

Воспитатель: Все правильно! Вот как о воде сказал детский писатель

Корней Чуковский:

                   Давайте же мыться, плескаться,

                   Купаться, нырять, кувыркаться.

                   В ушате, в корыте, в лохани,

                   В реке, в ручейке, в океане.

                   И в ванне, и в бане,

                   Всегда и везде –

                   Вечная слава воде!

 Опыт 1.

Оборудование и материалы:

У воспитателя стеклянная банка с водой, пустой стакан, банка с молоком, лист чистой белой бумаги, разнос  с предметами (деревянные ложки, линейка, шар, кубик, кирпичик), банки, флаконы, пузырьки разной формы и размера.

У детей на столах: по три картинки с изображением рака, рыбы, кита; стеклянные банки, поднос с двумя – тремя предметами.

 

Воспитатель загадывает загадки и предлагает отгадку найти на картинках.

·       Не кузнец, а с клещами (рак);

·       Вильнет хвостом туда-сюда – и нет ее, и нет следа (рыба);

·       Через море-океан плывет чудо – великан,

         Прячет ус во рту, растянулся на версту (кит).

Воспитатель спрашивает у детей, что объединяет рыбу, рака и кита? (Среда обитания – все они живут в воде). Где можно увидеть воду? Как человек использует воду? (Вода нужна для умывания, стирки, приготовления пищи, мытья посуды, мытья и т.д.)

Обобщив ответы детей, воспитатель говорит о том, что вода нужна не только человеку, но и всему живому на Земле. Без воды нет жизни. Для рыб, некоторых растений и животных вода – это среда обитания. Все растения и животные без воды гибнут.

Воспитатель задет вопрос: что такое вода? (Это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь. Можно вылить, перелить из одного сосуда в другой). Воспитатель наливает, переливает воду из в банки в стакан, дети делают то же самое, убеждаясь в том, что вода – жидкость, её можно наливать, переливать.

Далее воспитатель ставит перед детьми познавательные задачи, которые они решают в ходе проведения опытов.

Есть ли у воды форма?

Воспитатель предлагает детям рассмотреть и назвать форму предметов на разносах (кубик, шар).

Воспитатель: Если кубиком постучать по столу, а шарик прокатить, изменяет они свою форму? (нет). А вода? Если мы нальем воду в кубик, что с ней произойдет?  (Она примет форму кубика). А если воду налить в банку?  (Она примет форму банки).

Дети наливают воду в емкости различной формы и говорят, что наблюдают при этом. Вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в которой ее наливают.

Опыт 2.

Оборудование и материалы:

У воспитателя: пять банок разного размера, обёрнутых фольгой (в первой банке камень среднего размера; в другой – камешки помельче; третья банка пустая; в четвертой – песок; в пятой – водой).

В групповой комнате: два аквариума (в одной вода чистая, прозрачная, в другом – мутная, грязная).

У детей на столах: по две банки (в одной вода чистая, в другой мутная, грязная), разносы с мелкими камешками, пуговицами, на тарелках или блюдцах кусочки льда.

Воспитатель проводит дидактическую игру, разработанную М.Монтессори, на развитие слухового внимания «Что шумит?». Предлагает детям на слух определить, что находится в банках. Поочередно встряхивают каждую банку. Дети определяют её содержимое. Потом воспитатель вместе с детьми вспоминает уже известные свойства воды, предлагает познакомится с новым её свойством воды, для чего необходимо сравнить воду в банках. Одинаковая вода в них? Чем отличается? Чтобы ответить на эти вопросы, надо провести опыт: опустить часть маленьких предметов в банку с чистой водой, а другую часть в банку с мутной, грязной водой. В какой банке они видны? (В той, где вода грязная, их не видно.)

Необходимо подвести детей к обобщению: чистая вода – прозрачная, в ней видны предметы, а грязная, мутная вода непрозрачная.

Воспитатель предлагает детям назвать прозрачные предметы в группе (стекло, окна, стакан, баночки и др.). Подводит детей у аквариумам и спрашивает: одинаковая ли в них вода? (Нет, в одном чистая, прозрачная видны рыбки, камешки, водоросли, в другом вода мутная, ничего не видно). В каком аквариуме рыбам хорошо? (В том, где вода чистая, в грязной воде они жить не смогут и погибнут).

Далее воспитатель спрашивает: прозрачная ли вода в кране? Что было бы. Что было бы, если бы из крана текла грязная, мутная вода? Дети высказывают свои суждения. А в озере, реке, море, океане какая вода? Почему необходимо, чтобы там вода была чистая?  (Погибнет все живое, если вода будет грязной).

Обобщив высказывания детей, воспитатель спрашивает: что будет с водой на морозе? (Она превратится в лёд). А что такое лед? Дети берут в руки кусочки льда, рассматривают, ощупывает их. Лед – это замерзшая вода, вода в твердом состоянии. Лед твердый, гладкий, тяжелый, холодный, прозрачный, в тепле он превращается воду (тает). Лёд хрупкий: если его ударить, он расколется.

Опыт 3.

У воспитателя: большая маленькая формочки со льдом. Семь формочек цветным льдом, две пробки со снегом, две банки (одно с холодной, другая с горячей водой).

У детей на столах: блюдца или банки со снегом, по две банки (в одной холодная, в другой теплая вода), по два пузырька со снегом.

 

Воспитатель предлагает детям рассмотреть формочки со льдом.

Воспитатель: В какой формочке вода замерзла быстрее – в маленькой или большой? (В маленькой, потому что в ней вода меньше). Показывает формочки с цветным льдом.

Предлагает отгадать загадку:

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькой чистой,

Как поймаешь на ладонь (Снег).

Воспитатель: Что такое снег? Выслушав ответы детей, говорит, что снег – это ледяные кристаллики в виде шестиугольных пластинок или звездочек – снежинок. Показывает снежинки, вырезанные из салфеток и наклеенные на лист бумаги голубого цвета. Снежинки-это застывшие капельки воды.

Проводится игра «Хорошо-плохо». Дети высказывают свои суждения о том, что хорошего и что плохого, что зимой идет снег.

Воспитатель: Можно ли лепить из снега в морозную, сухую погоду? (Нет. Снег рассыпается, он сухой, не липкий). А теплую погоду снег какой? (Мокрый, липкий, сырой, тяжелый.  Его можно скатать в комочки, из него можно лепить снежную бабу).  Где быстрее растает снег? – на варежке или на ладони? Почем? Что будет снегом в теплом помещении?

Воспитатель показывает детям две пробки со снег и спрашивает: в какой воде снег растает быстрее: в теплой или холодной? Отпускает пробки в банки с теплой или холодной водой. Дети делают тоже самое.

Педагог говорит о том, что вода может быть не только в жидком и твердом состояниях, но и в газообразном, в виде пара. Кто видел пар, поднимавшийся над кастрюлей с кипящей водой или идущей из носика чайник? 

Затем демонстрирует несложный опыт. Воспитатель берет стакан с водой, опускает туда кипятильник. Когда вода закипает, убирает кипятильник. Понаблюдав вместе с детьми за появлением пара (он запотевает), который потом превращается в капельки воды. Если стекло поддерживать над промокательной бумагой, на неё стекут капельки воды.

 

Итак, вода может находится в жидком, твердом и газообразном состоянии!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе на тему «Свойства воды»

Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.Задачи:1. Образовательные -закрепить знания о круговороте воды в природе -познакомить со свойствами во...

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми средней группы на тему "Свойства воды. Домашний лимонад"

С помощью данного материала дети легко и быстро закрепляют свойства воды, а также первый раз чувствуют себя знающими и незаменимыми в приготовлении напитков....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: « СВОЙСТВА ВОДЫ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕНА ТЕМУ:« СВОЙСТВА ВОДЫ».Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.Программное содержание:Способствовать нако...

«Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе на тему: «Свойства воды»»

Знакомство детей с некоторыми свойствами воды. Развитие исследовательских способностей у детей....

Конспект НОД в старшей группе по теме «Свойства воды»

Конспект НОД в старшей группе по теме «Свойства воды»...

Конспект открытого занятия в средней группе на тему: "Свойство воды"

Конспект открытого занятия в средней группе...