Ознакомление старших дошкольников с родным городом
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Календарно-тематическое планирование, конспекты занятий, диагностика, методические рекомендации по ознакомлению детей с Москвой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doshkolnikam_o_moskve.doc | 153 КБ |
Предварительный просмотр:
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ ГОРОДОМ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям. К детскому саду, к родному городу, к родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу и своей стране. В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться воспитатель?
Воспитатель должен помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его среду эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, своей стране и т.д. проявляются у него в чувстве восхищения. Именно эти чувства необходимо вызывать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий, здесь необходимо длительное систематическое воздействие на ребенка. Воспитателю необходимо систематизировать работу по воспитанию чувства любви к родному городу у детей, объединить в одно целое все задачи всестороннего воспитания детей дошкольного возраста: умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое.
Знакомство дошкольников с родным городом – процесс длительный и довольно сложный. Он не может поводиться от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа. В основном. Должна проходить вне занятия. На занятия нужно выносить темы сложные. Требующие подробного объяснения, толкования. Каждое занятие необходимо проводить с использованием наглядного материала, а представить его можно достаточно разнообразно:
- Открытки с видами Москвы
- Городская символика
- Репродукции картин
- Диапозитивы
- Диафильмы
- Фотографии
- Плакаты, журналы. Газетные вырезки.
- Карта, план улиц города
На занятиях по патриотическому воспитанию систематически решаются некоторые задачи и по развитию речи: активизация и пополнения словаря, развитие связной монологической речи. Здесь необходимо соблюдать некоторые принципы построения занятий по обучению детей рассказыванию:
- составляя рассказ, не забывать включать в него вопросы к детям.
- применять как можно более простые речевые фразы и обороты именно из-за объемности материала, его необычности.
- подкреплять рассказ наглядным материалом. Активируя не только слуховую, но и зрительную память с ориентацией на долговременное запоминание.
Тематику по патриотическому воспитанию можно использовать как на занятиях по обучению рассказыванию, так и на фронтальных и подгрупповых занятиях по развитию речи , например по теме « Сочетание имен существительных и прилагательных» можно включить материал о Московском зоопарке.
В человеческой деятельности практически не областей, где не употреблялась бы речь, она нужна везде. Хотя бы как этап обучения. А поскольку в детском саду обучение занимает такое же важное место, как и воспитание, то от качества речи ребенка зависит и успешное его обучение. Поэтому главной задачес специалистов является именно развитие речи.
Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социальной адаптации, уровня физиологического развития, психолингвистики.
Формировяние связной речи у детей, т.е. речи содержательной, логичной, последовательной, особенно отчетливо видна связь речевого и интеллектуального и социального развития детей.
Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей.
Обучение дошкольников родному языку представляет богатые возможности для решения и других нравственных, эстетических патриотических задач воспитания.
Организационно-слаженная основа фронтальных занятий может быть беспредельно разнообразной . в некоторых занятиях дети сами становятся действующими лицами сюжетов. Эти занятия расширяют кругозор детей, приспосабливают ребенка к определенным ролям, нормативным установкам и образцам социального проявления. Предлагаются различные лексические темы занятий: «Человек. Профессия. Защитники Отечества. Мой город. Моя улица.»
Также большое значение в ознакомлении с родным городом имеют целевые прогулки, экскурсии. Именно в этом виде работы проявляется тесное сотрудничество с семьей воспитанников.
Знакомя детей с родным городом, необходимо учитывать, что информация, данная воспитателем, должна вызывать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Ярче всего это стремление развивать на занятиях по изобразительной деятельности. Желание ребенка может трансформироваться в рисунок, поделку, иллюстрирующую полученную информацию, а также эмоциональный фон его восприятия. Так определенные задачи по патриотическому воспитанию могут быть решены на занятиях по изодеятельности со следующей тематикой:
- праздничный салют
- времена года на моей улице
- зоопарк и т.д.
На занятиях происходит не только закрепление материала, но и его осмысливание и оформление личностного отношения к предмету информации.
Важное значение в процессе формирования у дошкольников любви к родному городу имеет тот факт, что эмоциональные переживания детей старшего дошкольного возраста приобретают более устойчивый и глубокий характер. Ребята этого возраста способны проявлять заботу, осознавать свои деиствия и их последствия. В старшем возрасте значительной расширяется объем знаний об окружающем мире, что связано с их возросшими возможностями в умственном развитии. При осуществлении учебно – воспитательного процесса по решению задач патриотического воспитания следует учитывать, что не сумма и количество разрозненных отдельных занятий определяют педагогическую ценность проводимой работы, а их целесообразная взаимосвязь, устремленная на достижение определенных воспитательно – образовательных задач.
Основными задачами, которые решаются в ходе проводимой работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников являются:
- расширение и углубление представлений и понятий о Родине.
- воспитание чувства любви и привязанности к родному краю, городу
- воспитание чувства уважения и гордости за свой народ, его историю и культуру.
- развитие интереса и потребности в обществоведческих сведениях.
- формирование эмоционально положительного отношения к окружающему.
- формирование стремления и готовности отразить полученные сведения в продуктивной деятельности.
Большое влияние на формирование положительного отношения имеет использование продуктов детской деятельности в повседневной жизни группы: оформление выставок, изготовление подарков и сувениров для гостей, результаты трудовой деятельности.
Для решения задач по патриотическому воспитанию большое значение имеет использование вербальных и реальных ситуаций:
- как бы ты поступил, если бы увидел, что на улице кто-то разбросал бумагу, сломал деревце, срывает цветы с клумбы… и т.д.
- использование на занятиях пословиц о маме, Родине, Москве; их толкование применительно к определенным ситуациям.
- Сопоставление различных наблюдений воспитанников, их мнений и суждений в заданиях творческого характера «нарисуй то, что тебе больше всего запомнилось на экскурсии; какая улица нашего района самая красивая и почему; нарисуй свой город, улицу, дом; что мы можем сделать для того, чтобы наш город стал еще красивее и т.д.»
На занятии по РЭМП с целью закрепления пространственной ориентации можно предложить детям знакомство с планом Москвы и последующим составлением плана-чертежа группы, ближайшей улицы.
Для расширения представлений о Москве и москвичах, их жизни и труде можно собрать выставку семейных фотоматериалов, памятных вещей, попросить родителей рассказать о своем труде, семейных традициях и т.п. Здесь мы решаем не только образовательно-воспитательные задачи, но и способствуем взаимопониманию нескольких поколений в семье, формируя благоприятную атмосферу для жизни ребенка, что также является немаловажным фактором развития личности.
Содержание всех форм работы по патриотическому воспитанию должно быть подчинено ведущей идее, только в этом случае достижение цели данной деятельности может быть гарантировано.
Немаловажна связь не только между различными занятиями. Но включение сюда же других видов деятельности – игровой, трудовой, хозяйственно-бытовой. Вместе с тем необходимо учитывать, что различные виды деятельности играют неодинаковую роль в воспитании детей. Так , например, творческая, игровая и изобразительная деятельность способствуют формированию психологической способности детей к отражению полученных знаний, впечатлений, переживаний.
Сюжетно-ролевая игра способствует воспитанию нравственных чувств, ибо она обеспечивает такие переживания, которые в жизни еще ребенку не доступны. Именно в игре дети переживают чувство гордости от создания хороших поступков, совершенных во имя других людей. Где, как не в игре находит свое отражение милосердие, любовь к Родине.
Особенную нагрузку в патриотическом воспитании детей несут дидактические игры. Сейчас довольно много различных мозаик, паззлов, материалов по конструированию имеют тематику Москвы, например набор кубиков «Кремлевская стена», паззлы с архитектурными достопримечательностями Москвы, например Казанским собором и т.п.
Можно использовать в работе с детьми следующие игры:
- игра-викторина «Мы знаем свой город»
- игра-викторина «Кому поставлен памятник»
- путешествие по карте Москвы
и другие подобные игры. В зависимости от объема предоставляемых детям сведений и знаний.
С целью создания единой системы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста , наряду с игровой , необходимо также использовать возможности изобразительной деятельности детей этого возраста. Значение изобразительной деятельности в патриотическом воспитании детей определяется:
Во-первых: возможностями нравственных переживаний ребенка в процессе создания рисунка. Это связано с тем, что, рисуя, ребенок «участвует» в событиях, которые изображает, вновь переживает чувство любви, радости, гордости.
Во-вторых: в процессе изобразительной деятельности уточняются и закрепляются знания детей о Родине, своем городе. Культуре народа. Исторических событиях,получееных ими в процессе чтения художественных произведений. Рассматривании картин, экскурсий. Наблюдений.
В-третьих: в процессе изобразительной деятельности формируется интерес дошкольников к окружающему миру, способность глубже понимать и оценивать его как средства патриотического воспитания
Важно обеспечить взаимосвязь и взаимовыполняемость видов деятельности с тем, чтобы полученные на занятиях по ознакомлению с родным городом знания находили отображение в изобразительной деЯтельности. Стимулировать отражение детьми в творческих работах окружающего мира
, родного города, способствуя усилению и углублению чувств детей, формированию отношений к родному городу.
Для решения этих задач каждая большая тема завершалась организацией практических занятий по изодеятельности, конструированию. Обогащение дошкольников опытом активного отношения к окружающему связано с включением их в различные виды и трудовой деятельности. Учебно-воспитательный процесс должен обязательно предусматривать ознакомление детей с трудом взрослых и обеспечение сознания детьми общественного смысла их труда на благо не только семьи, но своего города и страны. А также включение детей в доступные им виды труда с постепенным усложнением его содержания: изготовление атрибутов для игр, оформление выставок для родителей, оформление зала к утреннику, даже уборка территории «чтобы наш город стал чище и красивее»
В Ы В О Д Ы:
- Дети получили большой объем ознакомительных сведений о Москве, ее значении как столицы; о достопримечательностях города; об истории Москвы в общем и возникновении названий улиц и площадей.
- Большое влияние на воспитание патриотических чувств оказали занятия, беседы, экскурсии и другие разнообразные виды работ по подготовке и празднованию 60-летия Победы с целью воспитания у детей чувства гордости за свой народ, за его подвиги и мужество в противостоянии с врагом, воспитание уважения к ветеранам.
- данное направление работы оказывает большое влияние на воспитание гуманных чувств в широком аспекте.
- Воспитание патриотических чувств имеет большое влияние на становление и развитие личностных качеств каждого ребенка, а также способствует укреплению межличностных отношений как со взрослыми, так и со сверстниками.
Диагностическая карта
11 | ||||||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||||||
ФИО |
Диагностика
- знание статуса Москвы как столицы России
- знание объектов Российской символики. Умение узнавать их среди других символов
- знание значений Российской символики
- знание объектов городской символики. Умение узнавать их среди других символов
- знание значений городской символики
- определение Красной площади как центра города
- знание Политических и культурных объектов, находящихся на Красной площади /Собор Василия Блаженного, Мавзолей, Кремль, Александровский сад с монументом Неизвестному солдату, кремлевская стена, Спасская башня/
- Знание названий близлежащих улиц
- знание архитектурных достопримечательностей города, их значимость /Кремль, кремлевская стена, Спасская башня, Казанский собор, Новодевичий монастырь, Храм Христа Спасителя/
- знание крупнейших культурных объектов города /Третьяковская Галерея, БДТ, Оружейная палата, Зоопарк, Цирк, Парк ЦПКиО, Кукольный театр им. Образцова/
- осознание подвигов москвичей в Победе 1945 г.
Аналитическая справка
В течение 2004 – 2005 учебного года с детьми 4 группы проводилась систематическая развернутая работа по патриотическому воспитанию ( план прилагается).
По итогам проведенной диагностики можно сделать следующие выводы:
- Дети хорошо знают название нашей страны, родного города, осознают его культурную, социальную и политическую ценность
- Хорошо изучен район «Отрадное», дети ориентируются в названиях близлежащих улиц, ознакомлены с историей возникновения их названий, расположением основных культурных и значимых объектов в прилегающем районе
- Дети познакомились с символикой города. Историей ее возникновения, социальным значением, умеют рассказать о ее содержании, осознают ее ценность и значимость.
- В течение года дети познакомились с памятниками Архитектуры, были рекомендованы прогулки и семейные экскурсии для непосредственного наблюдения.
- Дети хорошо ориентируются в названиях и предназначении основных мест культурного досуга москвичей.
Следовательно можно сказать, что работа по патриотическому воспитанию дала хороший ожидаемый результат, дети познакомились с различными сторонами родного города, его социальной. Культурной и политической значимостью, историей.
П Л А Н
РАБОТЫ НА ГОД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ГОРОДОМ МОСКВОЙ
Сентябрь - «Возникновение Москвы»
- Ознакомление с художественной литературой
- Чтение книги «Легенды о Московии»
- Рассматривание иллюстраций с изображением древней Москвы.
- Рассматривание картины И.Вснецова «Три богатыря»
- Рисование на тему «Моя улица»
- Оформление выставки «С днем рождения, Москва» с использованием рисунков детей
- беседа «флаг и герб Москвы»
Октябрь - «Москва – столица России»
- беседа о значении пословиц:
- Москвой – столицей весь народ гордится
- Видна из Кремля вся российская земля
- Москва – всем городам мать.
- Художественная литература Л.Кассиль «Москва»
- Музыка: слушание песен о Москве.
- Конструирование « построим Кремль»
- игра « Путешествие по Москве на разных видах транспорта»
ноябрь – «Москва – трудовой город»
- рисование – «Роспись ткани. Московские ситцы»
- открытые беседы с родителями «Я работаю на…»
чаепитие(конфеты «Бабаевский шоколад»)
- Экскурсия к проезжей части
- Конструирование «Разные машины»
- чтение Рассказа Н.Носова «Метро»
декабрь – «моя улица»
- цикл ознакомительных бесед о расположении и названии улиц микрорайона.
- экскурсия по улице Каргопольской
- РЭМП – пространственное ориентирование (составление плана улицы Каргопольской)
Январь – «Архитектура Москвы»
- разучивание пословиц «Кто в Москве не бывал – красоты не видал»
- Ознакомительные беседы с демонстрацией слайдов о Третьяковской галерее, БДТ, Кремле, Казанском соборе, Храме Христа Спасителя.
- Рисование «Золотые купола»
- Конструирование «Разные здания»
Февраль – «Москва и ее защитники в годы войны»
- Чтение художественных произведений о войне, пословиц и поговорок об армии, рассматривание книжных иллюстраций.
- Слушание песен военных лет.
- Аппликация – изготовление поздравительных открыток ветеранам.
- Подготовка к оформлению выставки «60 лет Победы» с использованием семейных фотографий, боевых орденов и медалей.
- досуг, посвященный Дню армии.
Март – «Москва – культурный центр России»
- Изодеятельность – рассматривание репродукций картин, размещенных в Третьяковской галерее.
- Ознакомление с окружающим «Растительность московских парков. Ботанический сад»
- Развитие речи. «Путешествие в зоопарк»
- Музыка – «Московские напевы» (пасхальные колокольные звоны Новодевичьего монастыря)
Апрель – «Религия в нашем городе»
- беседа о храмах – памятниках архитектуры
- экскурсия к Новому Иерусалиму – культурному центру религий в Отрадном»
- Рисование «Писанки»
Май – 60-летие Победы
- Оформление выставки ко дню Победы
- Проведение совместно со школой 745 торжественного концерта, посвященного Дню Победы.
- Беседа о подвигах москвичей во время войны
- приглашение ветеранов – членов семей воспитанников для проведения беседы «Фронтовые будни»
- изготовление приглашений и поздравительных открыток для ветеранов.
Ежемесячно:
- Закрепление пройденного материала в беседах с детьми
- Рекомендации родителям по посещению достопримечательностей города.
- Просмотр слайдов
- Оформление выставок «Времена года в моем городе», выставок к праздникам.
- Разучивание и чтение литературных произведений о родном городе.
«Моя улица»
цель: закрепить знания детей о том, как называется наш город, улица, где они живут. Развивать интерес к истории своего города. Воспитывать любовь к родному городу. Стимулировать у детей проявление желаний сделать наш город чище, красивее.
(занятие проводится в форме беседы)
Сегодня мы с вами вспомним, что вы знаете о нашем городе.
- Как называется наш город?
- А как называют людей, живущих в Москве?
Наш город большой и красивый. Это не просто город, а столица нашей родины.
- Как называется наша страна?
/демонстрация иллюстраций с видами Москвы: Красная площадь, Кремль, ВВЦ, Храм Христа Спасителя/
В Москве много красивых мест, зданий и памятников. Вспомните, какие пословицы говорят о красоте нашего города? /кто в Москве не бывал, красоты не видал/.
Ребята, а какие дома построены в нашем городе?
/ответы детей могут быть довольно разнообразны от названий эстетического плана до функциональной принадлежности/ Воспитатель обобщает ответы детей.
В Москве очень много красивых зданий /демонстрация изображений улиц Москвы/, дома стоят друг напротив друга, образуя широкие улицы. У каждой улицы есть свое название. А как называется наша улица? /Алтуфьевское шоссе/
Это название не простое. Давным – давно на месте нашей улицы было подмосковное село . Принадлежало оно боярам Алтуфьевым, поэтому и назвали его село Алтуфьево. А когда Москва становилась все больше и больше, деревенские домики сломали, на их месте построили многоэтажные дома, появилась улица, а название осталось от имени бывшего села.
Скажите, а что еще, кроме домов построено на нашей улице? /д/с, поликлиника, магазины, много детских площадок, мост/.
А как украшена наша улица?
/Разноцветные фонари, газоны, клумбы, флажки/
Ребята, а что мы можем сделать, чтобы наша улица оставалась всегда такой же красивой?
/беречь цветы и деревья, не мусорить, не рисовать на стенах, не позволять делать этого другим/
Многие люди вложили свой труд для того,чтобы улиуа стала чистой и красивой, как вы думаете, люди каких профессий делают это? /цветоводы, озеленители, дворники – задать наводящие вопросы для сложных названий профессий/
Наш детский сад тоже стоит на этой улице, что мы сделали для украшения территории?
/убирали мусор, листву, красили скамейки, сажали цветы/
Необходимо подвести детей к мысли о том. Что нужно охранять зеленые насаждения в городе, поддерживать чистоту на улицах.
Тема закрепляется на прогулке проведением трудовой деятельности по уборке территории «Операция ФАНТИК»
ОФОРМЛЕНИЕ ВЫСТАВКИ К 60 – ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ
При оформлении выставки для детей нужно было учитывать несколько обязательных условий.
Выставка для дошкольников должна быть на уровне их глаз. Это совсем нетрудно. Можно оформить выставку в группе – в книжном или изоуголке, можно составить столы в игровой или учебной зоне.
Общая выставка оформлялась в изостудии. Материалы выставки доступны для всех групп, можно провести экскурсию для всех детей и родителей, в соответствии с графиком.
Самая большая сложность – подбор материала. Соответствующего возрасту детей, уровню их знаний, приобретенных на занятиях, во время бесед, экскурсий. В общении с родителями. Основная масса детей плохо представляет мотивацию проведения праздника Победы, поэтому материалы, представленные на выставке должны быть подкреплены тематическими беседами и занятиями.
В оформлении выставки, таким образом мы опирались на изученный материал, однако представили его достаточно разнообразно. Именно поэтому я решила разделить его на несколько разделов.
- 60 лет Победы. Для оформления я использовала репродукции картин советских художников и центральный плакат, нарисованный родителями, где были представлены рода войск, принимавших участие в боевых действиях: артиллерия, пехота. Авиация, Морфлот, военные медики, саперы, танковые войска.
- Дети на войне. Представлен на горизонтальной плоскости. Оформлен фотоматериалами о сынах полков, репродукциями выписок из наградных приказов, памятников детям. Погибшим во время войны
- Дорогами войны. Представлены иллюстрации «Взятие Берлина», «Оборона Москвы». Фотографии памятников мемориалов: Вечный огонь, Алеша, Неизвестный солдат в Трептов-парке, Родина – мать, Мемориал в Александровском саду, Мемориал на Поклонной горе. Все фотографии оформлены в виде паспарту, изготовленных детьми на занятиях по изодеятельности.
- литература для детей:
- Л. Кассиль, Твои защитники. М., Детская литература, 1985г.
- С. Георгиевская, Галина мама, М., Детская литература,1972 г.
- Стихи о советской армии, М., Детская литература,1988 г.
- А. Цесарский, Операция «Мост», М., Детская литература,1989 г.
- С. Баруздин, Шел по улице солдат, М., Детская литература,1982 г.
- М. Водопьянов, Штурман Фрося, М., Детская литература,1973 г.
- Низкий поклон Вам, ветераны. Посвящен прабабушке ребенка, посещающего детский сад. Использованы фотографии и документы из семейного архива, памятные открытки к юбилеям Победы, ордена, медали, наградные знаки, орденские планки.
Для эстетического оформления были также использованы живые цветы, в том числе первоцветы, выращенные в цветнике учреждения, декоративные свечи, рисунки детей, стилизованные письма с фронта.
Таким образом выставку можно считать логически завершенной.
Для детей всех групп были проведены экскурсии, а для детей младшего дошкольного возраста в качестве помощника экскурсовода выступали дети подготовительной группы. Во время экскурсии использовалось музыкальное оформление.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дети, сегодня мы с вами отправимся на 60 лет назад, чтобы вспомнить о тех, кто защищал нашу Родину во время Великой Отечественной войны
22 июня 1041 года огромная сила могучих немецких армий вторглась на нашу землю. Самолеты врага бомбили города, запылали леса и деревни, в огне и развалинах погибали люди. Враги не жалели никого.
И поднялись на защиту нашей Родины танкисты и летчики, саперы и артиллеристы, моряки и военные медики. Простые люди в мирной жизни взяли в руки оружие ради своих матерей, детей, родителей, ради нашей Родины.
/аудиозапись «Священная война»/
Враг шел вперед и скоро оказался уже под стенами Москвы.
/аудиозапись «Москва за нами»/
встали защитники насмерть – нельзя пустить врага в Москву, ведь это сердце нашей страны. Много смелых воинов погибло под ее стенами, но остановили врага, да не просто остановили, а погнали обратно. Один за другим освобождали города и деревни, прошли через многие страны и дошли до Берлина.
Наравне со взрослыми с фашистами сражались и дети. Мальчики и девочки в мирной жизни учились в школе, но враги отняли у них родителей и ребят взяли под свое крыло простые солдаты. Дети на фронте были связистами, разведчиками, радистами, юнгами. Многие из них были награждены орденами и медалями
Немецкие армии были разгромлены, а в Берлине подняли флаг Победы.
/аудиозапись «День Победы»/
Многие защитники Родины погибли. Но очень много мирных жителей было спасено. И в память об освободителях везде. Во всех городах горит Вечный огонь, стоят памятники Неизвестному солдату. А в Берлине есть аллея, где растут русские березки, а в конце аллеи холмы. Вот на этих холмах стоит высокий памятник бронзовый солдат держит в одной руке меч, чтобы сражаться с врагом, а в другой руке маленькая девочка, которую он спас. Девочка прижалась к широкому плечу6 ей теперь ничего не страшно – солдат защитит ее.
Далее рассказ о ветеране : где жил, кем работал, где воевал, чем награжден.
Как подведение итогов – чтение стихотворений, разученных к празднику Победы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ВЫСТАВКИ
- В. Карасева, В бою и труде. Дети в Великой Отечественной войне. Москва, Молодая гвардия,1982 г.
- Э. Максимова, дети военной поры, Москва, Политиздат,1984 г.
- В. Еременко, Дети войны. Москва, Просвещение, 1979 г.
- А. Коган. Хатынь о себе. Москва, 1987 г.
- Говорят погибшие герои. Москва, 1979 г.
- Я.Ли. Живым жить на земле. Москва, Детская Литература, 1986 г.
- Фауст сорок первого. Москва, 1989 г.
Программное содержание: Формировать представление о времени и пространстве на основе ознакомления с историей, географией и культурой Москвы. Закрепить понятия: старинные здания, древняя Москва, современные здания, знания о достопримечательностях Северо-Восточного округа, района. Воспитание патриотических чувств, любви и гордости за свой город.
Ход занятия:
Ставятся мольберты с иллюстрациями о Москве. Дети заходят в зал. Звучит песня о Москве.
- О коком городе прозвучала песня? Правильно, о Москве, о нашем городе сложено немало песен.
- Дети, у Москвы есть свой флаг с гербом. Кто может о нем рассказать? (На нем расположен Георгий Победоносец на коне, который поражает копьем дракона. Дракон-символ зла)
- Флаг Москвы имеет 3 цвета, а какой флаг тоже имеет такие цвета? (Флаг России)
-Дети, а вы знаете, сколько лет нашей Москве? (858 лет)
-Посмотрите на иллюстрации и покажите те, на которых изображена старая Москва, выберите здания, которые были построены давно.
1. Кремль, Красная площадь.
2. Храм Василия Блаженного.
3. Большой театр.
4. Старый Университет.
- Почти 858 лет назад на крутом холме между реками Москвой и Неглинной выросла маленькая крепость Кремль с высокими бревенчатыми стенами. Ее назвали Москвой. Бревенчатые стены сгорели из-за пожара и люди стали отстраивать стены из камня. На территории Кремля много церквей (дети слушают колокольный звон)
- Дети, а почему Красная площадь Москвы так называется? (по цвету стен и потому, что «красная» значит красивая)
-Давно на этой площади стояли ряды, где можно было купить любые товары из других русских городов и заморских стран. Давайте покажем, как это было.
«Ярмарка»
Звучит грамзапись «Коробейники». Дети ходят по залу с корзинами в русских народных костюмах.
- У дядюшки Якова товару хватит всякого, Тары-бары-растабары расторгуем все товары!
- Ай, да мяч! Прыгает, скачет! Упадет - не плачет!
- Булавки, иголки, стальные приколки! За один пучок плати пятачок!
- Вот орешки , хорошие орешки! Вкусные, на меду, давай в шапку накладу.
- Сами мы Рязанские, сельди Астраханские! Давай, покупай, выбирай, забирай!
- Есть ниточки и катушечки!
- На площади можно не только купить разный товар, но и послушать песни, повеселиться.
«Где был Иванушка»
Затем воспитатель обращает внимание детей на остальные иллюстрации.
Большой театр-центр культуры России
Университет-здание старое и новое.
- Дети, вспомните, как раньше передвигались люди? (на лошадях)
Просмотреть иллюстрации «Старая Москва»)
- Москва постепенно строилась на север, восток, запад и юг. (показать карту Москвы)
- Дети, назовите и покажите современные здания: Университет, ВДНХ , Кремлевский Дворец, современные жилые здания.
- Вспомните, в каком округе, какие есть достопримечательности? ( Останкинская телебашня, ВДНХ, гостиница Космос, усадьба Останкино.
- А теперь поиграем (воспитатель делит группу на 2 команды)
Вопросы:
- Столица России?
- Главная площадь страны?
- Главные часы страны?
- Имя основателя Москвы?
- Сколько лет Москве?
- Самый быстрый транспорт?
- Как называется наш округ?
- На какой улице находится наш д/с?
- Как называется микрорайон, где мы живем?
- Как называют жителей Москвы?
- Где работает правительство?
- Кто изображен на гербе Москвы?
- Какие цвета у Российского флага?
Подводятся итоги.
- Москва славится своими людьми. Вспомните разные профессии москвичей. Благодаря труженикам растет и хорошеет наш город. Не зря говорится: «Москвою столицей весь народ гордится!», « Кто в Москве не бывал - красоты не видал».
Под музыку о Москве дети уходят.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Программа воспитания и обучения в детском саду. п/р М.А. Васильевой, В.В. Гербовой., Москва, Мозаика-синтез. 2005 г.
- Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. Москва, ТЦ Сфера, 1999 г.
- Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Москва, ЦГЛ 2004 г.
- Никонова Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Минск, «Победа», 1991 г.
- Патриотическое воспитание. Нормативные документы. Москва, ТЦ Сфера , 2005 г.
- Как научить детей любить Родину. п/р Антонова Ю.Е., Левина О.В., Москва , Аркти, 2003 г.
- Грибовская А.А., Ознакомление дошкольников с архитектурой, Москва , ПО Россия, 2005 г.
- Горелов Н. А ., Город чудный, город древний. , Москва, Мирос, 1996 г.
- Комарова Т.С., Антонова А.В., Программа эстетического воспитания детей. Москва, ПО Россия, 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление родителей с проектной деятельностью по ознакомлению с окружающим
Данная система работы по развитию познавательной активности позволяет предоставить детям инструмент самостоятельного познания окружающего мира, раскрыть его индивидуальные и творческие способнос...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо
Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1. «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»
Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...
Перспективное планирование непосредственной организованной образовательной деятельности по образовательным областям "Познавательное развитие" (разделы "Ознакомление с предметным окружением", «Ознакомление с социальным миром», «Ознакомление с миром природ
Методическая разработка для занятий детей в старшей группе по НООД....
проетк "Знатоки дорожных правил" для старшихдошкольников
Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах посёлка, совсем скоро дети самостоятельно будут ходить по улицам, так как по...
Дидактическое пособие для старшихдошкольников
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22745165","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Дидактическое пособие «Аквариум с морскими жителями » предназначен для использо...