Конспект экологической направленности "Путешествие в Уваровский лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Конспект экскурсии экологической направленности
«Путешествие в Уваровский лес».
Цель. Систематизировать знания о лесе, уточнить представления о обитателях. Знакомить детей с природоохранной деятельностью. Закреплять знание правил поведения в лесу, формировать умение видеть красоту природы родного края, желание беречь её.
Предварительная работа. Чтение рассказов В.Бианки, М.Пришвина, Г. Снегирёва. Показ иллюстраций. Загадывание загадок, заучивание стихотворений и песен по теме.
Ход экскурсии
Перед началом экскурсии воспитатель напоминает правила поведения в автобусе. Во время поездки проводится беседа о том, как надо вести себя в лесу. Дети читают стихотворения, поют песни о природе.
По ходу экскурсии на местах дошкольники собирают природный материал (шишки, семена, веточки и т.п.) для занятий в уголке ручного труда.
Воспитатель.
Лес наш сказочно богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой!
(А. Рождественская.)
Наша экскурсия начинается в сосновом бору. Посмотрите на эти деревья. (Дети рассматривают деревья). Как они называются? (Сосны).
Воспитатель Вспомните картины какого художника похожи на этот пейзаж.
Дети: И.Шишкина
Воспитатель: Назовите картины художника.
Дети:«Утро в сосновом лесу», «Сосны, освещенные солнцем», «Сосновый лес».
Воспитатель: Как вы думаете, почему в нашем лесу сосны стройные, высокие и ветви у них растут лишь на верхушках?
Дети: Деревья растут близко одно к другому. Они тянутся вверх к солнцу.
Воспитатель: В лесу, как в большом доме, есть этажи, их называют ярусами. И на каждом ярусе леса обитают разные виды птиц и зверей. Посмотрите на верхушки сосен – это самый верхний этаж, пятый ярус. Здесь вьют гнёзда иволги и крупные хищные птицы, например ястребы. Кроны деревьев пониже (четвертый ярус) облюбовали другие обитатели леса.
Отгадайте загадку:
Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел.)
Дятел – символ трудолюбия, неутомимости и упорства. Эти птицы находят в лесу самое старое сухое дерево и примерно за две недели выдалбливают глубокое дупло, в котором устраивают себе гнездо. Дятлов называют лесными докторами. У них такой острый слух, что они слышат, где под корой прячутся жуки и личинки насекомых. Крепким клювом дятел долбит ствол дерева и длинным языком достает из-под коры вредителей. В нашем лесу много этих замечательных птиц, поэтому и деревья здесь крепкие и здоровые. Воспитатель подводит детей к «Кузнице» дятла, рассказывает о том, как птица, закрепляя шишки в расщелине ствола, разбивает их клювом и достает семена.
Воспитатель. Рядом с дятлом, на четвертом этаже лесного дома, селятся сороки, сойки, белки, куницы. Большинство певчих птиц вьют гнёзда в подлеске (третий ярус леса), где растут невысокие деревья и кустарники. Назовите певчих птиц, обитающих в наших лесах.
Дети: Соловей, малиновка, осторожная птица иволга, дрозд, синица. Синица гнезда вьет и в сыром ольшанике, и в дубраве и в соснах. Лишь бы было дуплистое дерево. Зимой им приходится тяжело. Чем мы можем им помочь?
Дети: Подкармливать их. Делать кормушки. Кустарники и высокая трава – самый населенный (второй) этаж лесного дома.
Воспитатель: отгадайте загадки о животных и птицах, обитающих в нашем лесу.
Зубовато, серовато, | Длинное хвостище, |
Кто осенью холодной | Летом, в болоте, вы её найдёте. |
Пятачком в земле копаюсь, | Хвост крючком, нос пятачком. |
Серая птаха в лесу живет, | Каждый вечер спать ложусь, |
Прилетел к нам наконец | Кто без ног и без свирели |
Хоть я не молоток - | Спереди - шильце, |
Днём спит, ночью летает. | И в лесу, заметьте, дети, |
Всю ночь летает | Чик-чирик! К зёрнышкам прыг! |
Маленький мальчишка в сером армячишке | Зимой на ветках яблоки! |
Трещала с самого утра: | Непоседа пёстрая, |
Чёрный жилет, красный берет. | Плотник острым долотом |
В лесу, под щебет, звон и свист, | Я по дереву стучу, |
Воспитатель: расскажите о повадках. Дети выполняют задание.
Воспитатель. Самый нижний, последний этаж – подстилка. Как вы думаете, почему так называют поверхность земли в лесу? Дети высказывают предположения. Воспитатель обобщает их ответы. Лесную подстилку образуют лежащие на поверхности земли листья, хвоя, высохшие и сгнившие ветки и стволы деревьев. Здесь самые благоприятные условия для жизни землероек, личинок насекомых. Это плодородный слой почвы, необходимый для роста растений и предохраняющий их корни от заморозков и пересыхания. Предлагаю найти и назвать знакомые травянистые растения. Дети выполняют задание.
Воспитатель. Посмотрите на это чудо! Обращает внимание детей на папоротник. Папоротники растут во влажных тенистых местах. По народному поверью, папоротник цветет в ночь на Ивана Купалу, а его цветы указывают место, где хранится клад. На самом деле это растение не цветет, а его семена-споры образуют на нижней стороне листьев. Дети рассматривают листья растения. Отгадайте загадку:
В кустах на опушке
Развешаны избушки,
Птиц в гости зовут.
Гости песни поют.
(Кормушки.)
Воспитатель предлагает развесить птичьи домики.
Воспитатель. На территории Уваровского лесхоза работают замечательные люди. Они не только высаживают саженцы молодых деревьев, но и расчищают территорию леса, благоустраивают родники, берегут лес от пожаров, охраняют покой лесных обитателей. Как вы думаете, нуждаются ли звери и птицы в охране? От кого и зачем их нужно охранять? Дети высказывают предположения. Многие животные и растения, которые можно увидеть в Уваровском лесу, занесены в Красную книгу . Что же это за книга и зачем в неё заносят животных? Дети высказывают предположения, воспитатель обобщает ответы.
Книгу редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений назвали Красной потому, что ее обложка имеет красный цвет – сигнал тревоги. В неё заносят тех животных, которых на Земле осталось очень мало, и, чтобы они совсем не исчезли, надо их охранять, помогать им выжить.
Знаете ли вы, что в Уваровском лесу обитают совы. Они занесены в Красную книгу? Встречаются здесь и филины, самые крупные представители сов. Гнёзда эти птицы устраивают прямо на земле в лесу или на уступах крутых обрывов. Поэтому так опасны для филинов и низовые пожары, и люди, не задумывающиеся о том, что они могут потревожить покой этих птиц. Вот почему надо охраняют места их обитания. Многие животные внесены в Красную книгу. Барсук включен в приложение к Красной книге Тамбовской области. Рысь внесена в региональную Красную книгу. Бобры у нас появились благодаря организации заповедников Воронежского и Хоперского.
Люди должны беречь окружающую природу – поля, леса, водоёмы. В наших лесах множество озёр, родников, питающих красавицу реку Ворона.
В нашей стране принят Закон об охране природы, и его никто не должен нарушать: ни взрослые, ни дети. Давайте еще раз вспомним правила поведения в лесу.
Проводится дидактическая игра «Напоминающие знаки».
Дети рассматривают карточки, на которых изображены нормы и правила поведения в природе, объясняют их природоохранную направленность. Например, ребёнок достаёт из коробки карточку, на которой изображён повреждённый муравейник, и объясняет: «Муравьи приносят пользу лесу, уничтожая личинок насекомых, которые вредят деревьям. Муравейники – жилища муравьёв – нельзя разрушать».
По окончанию игры воспитатель предлагает ещё раз полюбоваться молодыми соснами, выбрать дерево, которое понравилось больше всего, взявшись за руки, обойти вокруг него, сказать ему ласковые слова.
В конце экскурсии дети прощаются с лесом, желают ему всего доброго.
Воспитатель хвалит дошкольников за то, что они не потревожили покой лесных обитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект экскурсии экологической направленности
«Путешествие в Уваровский лес».
Цель. Систематизировать знания о лесе, уточнить представления о обитателях. Знакомить детей с природоохранной деятельностью. Закреплять знание правил поведения в лесу, формировать умение видеть красоту природы родного края, желание беречь её.
Предварительная работа. Чтение рассказов В.Бианки, М.Пришвина, Г. Снегирёва. Показ иллюстраций. Загадывание загадок, заучивание стихотворений и песен по теме.
Ход экскурсии
Перед началом экскурсии воспитатель напоминает правила поведения в автобусе. Во время поездки проводится беседа о том, как надо вести себя в лесу. Дети читают стихотворения, поют песни о природе.
По ходу экскурсии на местах дошкольники собирают природный материал (шишки, семена, веточки и т.п.) для занятий в уголке ручного труда.
Воспитатель.
Лес наш сказочно богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой!
(А. Рождественская.)
Наша экскурсия начинается в сосновом бору. Посмотрите на эти деревья. (Дети рассматривают деревья). Как они называются? (Сосны).
Воспитатель Вспомните картины какого художника похожи на этот пейзаж.
Дети: И.Шишкина Воспитатель: Назовите картины художника. Дети:«Утро в сосновом лесу», «Сосны, освещенные солнцем», «Сосновый лес». Воспитатель: Как вы думаете, почему в нашем лесу сосны стройные, высокие и ветви у них растут лишь на верхушках? Дети: Деревья растут близко одно к другому. Они тянутся вверх к солнцу.
Воспитатель:
В лесу, как в большом доме, есть этажи, их называют ярусами. И на каждом ярусе леса обитают разные виды птиц и зверей. Посмотрите на верхушки сосен – это самый верхний этаж, пятый ярус. Здесь вьют гнёзда иволги и крупные хищные птицы, например ястребы. Кроны деревьев пониже (четвертый ярус) облюбовали другие обитатели леса.
Отгадайте загадку:
Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. Правильно. Дятел – символ трудолюбия, неутомимости и упорства. Эти птицы находят в лесу самое старое сухое дерево и примерно за две недели выдалбливают глубокое дупло, в котором устраивают себе гнездо. Дятлов называют лесными докторами. У них такой острый слух, что они слышат, где под корой прячутся жуки и личинки насекомых. Крепким клювом дятел долбит ствол дерева и длинным языком достает из-под коры вредителей. В нашем лесу много этих замечательных птиц, поэтому и деревья здесь крепкие и здоровые.
Воспитатель подводит детей к «Кузнице» дятла, рассказывает о том, как птица, закрепляя шишки в расщелине ствола, разбивает их клювом и достает семена.
Воспитатель. Рядом с дятлом, на четвертом этаже лесного дома, селятся сороки, сойки, белки, куницы.
Большинство певчих птиц вьют гнёзда в подлеске (третий ярус леса), где растут невысокие деревья и кустарники. Назовите певчих птиц, обитающих в наших лесах. Дети: Соловей, малиновка, осторожная птица иволга, дрозд, синица. Синица гнезда вьет и в сыром ольшанике, и в дубраве и в соснах. Лишь бы было дуплистое дерево. Зимой им приходится тяжело. Чем мы можем им помочь?
Дети: Подкармливать их. Делать кормушки.
Кустарники и высокая трава – самый населенный (второй) этаж лесного дома.
Воспитатель: отгадайте загадки о животных и птицах, обитающих в нашем лесу.
Зубовато, серовато, | Длинное хвостище, |
Кто осенью холодной | Летом, в болоте, вы её найдёте. |
Пятачком в земле копаюсь, | Хвост крючком, нос пятачком. |
Серая птаха в лесу живет, | Каждый вечер спать ложусь, |
Прилетел к нам наконец | Кто без ног и без свирели |
Хоть я не молоток - | Спереди - шильце, |
Днём спит, ночью летает. | И в лесу, заметьте, дети, |
Всю ночь летает | Чик-чирик! К зёрнышкам прыг! |
Маленький мальчишка в сером армячишке | Зимой на ветках яблоки! |
Трещала с самого утра: | Непоседа пёстрая, |
Чёрный жилет, красный берет. | Плотник острым долотом |
В лесу, под щебет, звон и свист, | Я по дереву стучу, |
Воспитатель: расскажите о повадках. Дети выполняют задание.
Воспитатель. Самый нижний, последний этаж – подстилка. Как вы думаете, почему так называют поверхность земли в лесу? Дети высказывают предположения. Воспитатель обобщает их ответы. Лесную подстилку образуют лежащие на поверхности земли листья, хвоя, высохшие и сгнившие ветки и стволы деревьев. Здесь самые благоприятные условия для жизни землероек, личинок насекомых. Это плодородный слой почвы, необходимый для роста растений и предохраняющий их корни от заморозков и пересыхания.
Предлагаю найти и назвать знакомые травянистые растения. Дети выполняют задание.
Воспитатель. Посмотрите на это чудо! Обращает внимание детей на папоротник. Папоротники растут во влажных тенистых местах. По народному поверью, папоротник цветет в ночь на Ивана Купалу, а его цветы указывают место, где хранится клад. На самом деле это растение не цветет, а его семена-споры образуют на нижней стороне листьев. Дети рассматривают листья растения. Отгадайте загадку:
В кустах на опушке
Развешаны избушки,
Птиц в гости зовут.
Гости песни поют.
(Кормушки.)
Воспитатель предлагает развесить птичьи домики.
Воспитатель. На территории Уваровского лесхоза работают замечательные люди. Они не только высаживают саженцы молодых деревьев, но и расчищают территорию леса, благоустраивают родники, берегут лес от пожаров, охраняют покой лесных обитателей.
Как вы думаете, нуждаются ли звери и птицы в охране? От кого и зачем их нужно охранять? Дети высказывают предположения. Многие животные и растения, которые можно увидеть в Уваровском лесу, занесены в Красную книгу . Что же это за книга и зачем в неё заносят животных? Дети высказывают предположения, воспитатель обобщает ответы.
Книгу редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений назвали Красной потому, что ее обложка имеет красный цвет – сигнал тревоги. В неё заносят тех животных, которых на Земле осталось очень мало, и, чтобы они совсем не исчезли, надо их охранять, помогать им выжить.
Знаете ли вы, что в Уваровском лесу обитают совы. Они занесены в Красную книгу? Встречаются здесь и филины, самые крупные представители сов. Гнёзда эти птицы устраивают прямо на земле в лесу или на уступах крутых обрывов. Поэтому так опасны для филинов и низовые пожары, и люди, не задумывающиеся о том, что они могут потревожить покой этих птиц. Вот почему надо охраняют места их обитания. Многие животные внесены в Красную книгу. Барсук включен в приложение к Красной книге Тамбовской области. Рысь внесена в региональную Красную книгу. Бобры у нас появились благодаря организации заповедников Воронежского и Хоперского.
Люди должны беречь окружающую природу – поля, леса, водоёмы. В наших лесах множество озёр, родников, питающих красавицу реку Ворона.
В нашей стране принят Закон об охране природы, и его никто не должен нарушать: ни взрослые, ни дети. Давайте еще раз вспомним правила поведения в лесу.
Проводится дидактическая игра «Напоминающие знаки».
Дети рассматривают карточки, на которых изображены нормы и правила поведения в природе, объясняют их природоохранную направленность. Например, ребёнок достаёт из коробки карточку, на которой изображён повреждённый муравейник, и объясняет: «Муравьи приносят пользу лесу, уничтожая личинок насекомых, которые вредят деревьям. Муравейники – жилища муравьёв – нельзя разрушать».
По окончанию игры воспитатель предлагает ещё раз полюбоваться молодыми соснами, выбрать дерево, которое понравилось больше всего, взявшись за руки, обойти вокруг него, сказать ему ласковые слова.
В конце экскурсии дети прощаются с лесом, желают ему всего доброго.
Воспитатель хвалит дошкольников за то, что они не потревожили покой лесных обитателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект экологической гостиной (для детей и их родителей) младшей группы "Экологическое воспитание дошкольников"
· Данный план-конспект позволит дать родителям представление об актуальности экологического образования,· Побуждать родителей к совм...
Конспект экологического занятия «Экскурсия по экологической тропе»
Знакомство детей с экологической тропой детского сада...
Конспект экологического занятия в старшей группе "Экологическая лестница"
Конспетк являетсячастью пректа по экологическому воспитанию, содержит познавательную информацию о экологической пирамиде леса, о пользе растений и животных, их взаимозависимости. Учит замечать изменен...
Конспект экологической викторины «Экологические Знайки" с детьми старшего дошкольного возраста
Цель: уточнить и расширить с детьми имеющиеся у детей представления о животном и растительном мире, их характерных особенностях. Закрепить представления детей о культуре поведения в природе, правилах ...
Городское методическое объединение « Экологическое воспитание». Конспект экологической сказки «Уроки Айболита».
Цель: - развитие познавательного интереса и расширение представлений об окружающем мире; - формирование стремления проявлять заботу о сохранении природы; - воспитывать культуру поведения в природе и б...
Конспект (экологическое развитие)в старшей группе на тему «Экологическая сказка «Ручеёк».
Программное содержание - Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе,Развивать познавательные способности детей, учить устанавливать причинно - следственные связи, посредством использо...
Конспект экологического занятия «Экскурсия по экологической тропе» ( младшая группа)
Конспект экологического занятия «Экскурсия по экологической тропе»( младшая группа)...