Конспект (экологическое развитие)в старшей группе на тему «Экологическая сказка «Ручеёк».
план-конспект занятия (старшая группа)
Программное содержание -
- Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе,
- Развивать познавательные способности детей, учить устанавливать причинно - следственные связи, посредством использования элементов ТРИЗ технологии, развивать умение работать по моделям и мнемотаблицам.
- Показать детям взаимосвязь всего живого в природе, воспитывать заботливое отношение детей к живой и неживой природе.
Предварительная работа - Чтение художественной литературы по тематике занятия, наблюдения в природе, беседы, отгадывание загадок о весне, птицах, животных, растениях.
В начале занятия воспитатель беседует с воспитанниками о весенних месяцах и о птицах. В данном занятии используются мнемотаблицы «Что изменилось в жизни человека с приходом весны»).
Мнемотаблица — схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, т. е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию.
-Дид. игра «Отгадай животное по части тела».
-Наглядно-дид. пособие Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!», иллюстрация с изображением весеннего ручья.
-Проведение опыта «Где быстрее растает снег, на солнце или в тени?» - два блюдца, снег, настольная лампа. В конце занятия дети разыгрывают на свой лад сказку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект (экологическое развитие)в старшей группе
на тему «Экологическая сказка «Ручеёк».
Программное содержание -
- Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе,
- Развивать познавательные способности детей, учить устанавливать причинно - следственные связи, посредством использования элементов ТРИЗ технологии, развивать умение работать по моделям и мнемотаблицам.
- Показать детям взаимосвязь всего живого в природе, воспитывать заботливое отношение детей к живой и неживой природе.
Материал -
Демонстрационный -
1) Шапочки героев сказки: ручейка, пчелки, синички, зайчика, лисички, медведя, комара.
2) Весенняя проталинка со следами животных: медведя, волка, зайца, птиц и т.д.;
3) 4 предметных картинки с первоцветами - мать - и – мачеха, подснежника, и (+ одуванчика с ромашкой).
5) Чудесный ларчик с сюрпризом (календарики на весеннюю тематику).
6) Большой пазл с правилами поведения в лесу (8 сюжетных картинок).
7) Зелёная органза (имитация ряски).
8) Дид. игра «Отгадай животное по части тела».
9) Наглядно-дид. пособие Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!», иллюстрация с изображением весеннего ручья.
10) Материал для постановки опыта «Где быстрее растает снег, на солнце или в тени?» - два блюдца, снег, настольная лампа.
Раздаточный -
- Звёзды детям за правильные ответы и правильно выполненные задания.
Модели и мнемотаблицы -
1) Мнемотаблицы «Ранняя весна», «Что изменилось в жизни человека с приходом весны».
2) Схемы со следами животных, которые приходили к ручью напиться.
5) Природоохранные знаки (сюжетныйпазл).
Предварительная работа - Чтение художественной литературы по тематике занятия, наблюдения в природе, беседы, отгадывание загадок о весне, птицах, животных, растениях.
Интеграция по образовательным областям – «Социализация» (игровая деятельность), «Социализация» (мир людей), «Физкультура», «Коммуникация», «Познание» (математическое развитие), «Чтение художественной литературы» (стихи, загадки).
Ход занятия.
I часть занятия – Вводная.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас подойти ко мне. Сегодня у нас гости. Давайте с ними поздороваемся. Дети здороваются. Далее воспитатель просит детей сесть на стульчики, перед мольбертом (для предстоящей беседы).
Мотивировка – Ребята, мне сорока на хвосте принесла, смотрите, какой чудесный ларчик.(показывает). Как вы думаете, что в нём может быть? …………………………………………………………………………….
Только он закрыт на ключ. Наверное тут какая-то тайна… Наверное надо выполнить какие-то задания, чтобы получить заветный ключик. Давайте попробуем его раздобыть.
Воспитатель.Итак, первое задание. Ребята, отгадайте загадку:
Снег и лед на солнце тают,
С юга птицы прилетают,
И медведю не до сна.
Значит, к нам пришла… (весна)
(за правильный ответ даётся ребёнку звезду). (и так далее, на протяжении всего занятия за правильные ответы и правильно выполненное действие ребёнку дается звезда).
(затем воспитатель предлагает детям расположиться перед мольбертом.На мольберте наглядно-дид. пособие Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!», иллюстрация с изображением весеннего ручья и 2 тематические мнемотаблицы).
II часть занятия – Основная.
Воспитатель - Наши братья-месяцы приходят к нам в гости каждый в свое время. Сейчас наступило время весны. Назовите весенние месяцы
Ответы детей - (март, апрель, май).
Воспитатель - Март - первый месяц весны. В народе его называют «парник», «капель». Почему?
Ответы детей ………………………………………………………………………………………….
Воспитатель - Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет снег, становится серым. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода и капает. Как еще называют месяц март? «Утром весны», «утром года», «солнечником». Почему?........................................(работа с детьми по мнемотаблице «Ранняя весна»).
Ответы детей - (работа детей по мнемотаблице «Ранняя весна»).(В марте месяце - солнце поднимается выше и светит ярче, становится теплее, с крыш начинают капать сосульки, дни становятся длиннее, набухают на деревьях почки, текут ручьи, просыпаются насекомые, оживляются звери и птицы, меньше хочется спать).
Воспитатель - Как вы понимаете пословицу «То снегом сеет, то солнцем греет»?
Ответы детей - (Март - месяц переменчивый. Еще кружатся последние зимние метели, по ночам бывает холодно. После метели деревья стоят белые, как зимой, а потом подуют теплые ветры - и начинается оттепель).
Воспитатель - Что происходит в марте месяце с лесными обитателями?
Ответы детей - (Медведь все еще спит. Лиса и волк по лесу бродят, добычу высматривают. Барсук прячется в норе, а заяц - под кустами.)
Воспитатель - Как ведут себя птицы в марте? …………………………………………………………….
Весело тинькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнезд, а серые вороны строят гнезда и откладывают в них яйца. К концу марта прилетают грачи - вестники весны. В народе говорят «Грач; зиму прогоняет», «Если грач на горе, то весна во дворе».
Апрель - средний месяц весны. В народе его называют «месяц живой воды». Почему?
Ответы детей - (Повсюду тает снег, бегут бурные, звонкие ручьи).
Воспитатель - Почему говорят, что «апрель почками красен»?
Ответы детей - (Соки деревьев, согретые весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам.У вербы распушились почки, и хотя листьев еще нет, но все дерево словно окутано желто-зеленым облаком)
Воспитатель - Какие первоцветы расцветают весной?
Ответы детей - (Мать-и-мачеха, подснежники.)
(воспитатель показывает эти первоцветы на картинках на мольберте).
Воспитатель - Что делают весной лесные обитатели?
Ответы детей - (В середине апреля медведица с медвежатами вылезает из берлоги. Выходит из норы барсук, у волчицы появляются волчата. Зайчик меняет белую шубку на серую. Белочка тоже меняет серую шубку на рыжую. На лесных проталинах, на сухих пнях греются на солнце ящерицы)
Воспитатель - Какие насекомые появляются весной?
Ответы детей - (В апреле оживают муравейники, вылетают бабочки, шмели, пчелы и другие насекомые).
Воспитатель - Какие перелётные птицы прилетают весной?А какие улетают?
Ответы детей - (Возвращаются скворцы, трясогузки и жаворонки.А снегири и свиристели улетают на север)
Воспитатель - Что делают весной люди?(работа по мнемотаблице «Что изменилось в жизни человека с приходом весны»).
Ответы детей - (работа по мнемотаблице «Что изменилось в жизни человека с приходом весны»).
(Люди весной проращивают семена, готовят почву к посевам, сеют овес, ячмень, просо, подкармливают озимые хлеба. В огородах в конце апреля сеют ранние культуры: укроп, петрушку, морковь, лук)
Воспитатель - Почему май в народе называют «цветень»?
Ответы детей - (В мае распускаются лесу ландыши, хохлатки, медуницы, мать-и-мачеха. Расцветают деревья и кустарники: тополь, сосна, черемуха, сирень. Цветут плодовые деревья - яблони, вишни, сливы.)
Воспитатель –А ещё май называют «песенником».Почему?
Ответы детей - (Прилетели к нам птицы и поют-заливаются. Самый лучший певец - соловей. Кукует в лесу кукушка, свистит иволга, звенят зяблики, громко квакают квакушки, их называют болотными певцами).
Воспитатель:Нам лениться - не годиться.
Помните, ребята,
Даже звери, даже птицы
Делают зарядку.
Физкультминутка «Деревья»Руки подняли и помахали-Это деревья в лесу.
Руки согнули, снег отряхнули - Деревья встречают весну.
Плавно руками помашем-Это к нам птицы летят.
Как они сядут покажем-Руки сложили назад.
Воспитатель:А теперь все повернитесь и в артистов превратитесь (дети надевают шапочки героев сказки).
1, 2, 3, 4, 5- будем в сказку мы играть!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект экологической гостиной (для детей и их родителей) младшей группы "Экологическое воспитание дошкольников"
· Данный план-конспект позволит дать родителям представление об актуальности экологического образования,· Побуждать родителей к совм...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/21/picture-670854-1611184121.jpg)
Конспект экологического занятия «Экскурсия по экологической тропе»
Знакомство детей с экологической тропой детского сада...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/14/picture-722624-1450115131.jpg)
Конспект экологического занятия в старшей группе "Экологическая лестница"
Конспетк являетсячастью пректа по экологическому воспитанию, содержит познавательную информацию о экологической пирамиде леса, о пользе растений и животных, их взаимозависимости. Учит замечать изменен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/01/picture-273828-1638376825.jpg)
Конспект экологической викторины «Экологические Знайки" с детьми старшего дошкольного возраста
Цель: уточнить и расширить с детьми имеющиеся у детей представления о животном и растительном мире, их характерных особенностях. Закрепить представления детей о культуре поведения в природе, правилах ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/12/picture-1083850-1581514912.jpg)
Конспект экологического занятия по развитию речи «На помощь Лесовичку» (в рамках празднования Дня Земли)
Конспект экологического занятия по развитию речи «На помощь Лесовичку»(в рамках празднования Дня Земли)Воспитатель: Лягуцкая А.В.Цель: формировать умения связно высказывать свои мысли, стр...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/04/picture-1493865-1699082757.jpg)
Конспект экологического ООД (итоговое мероприятие) по познавательному развитию «Бережем природу» вторая младшая группа
Конспект экологического ООД (итоговое мероприятие) по познавательному развитию «Бережем природу» вторая младшая группа Цель: продолжать развивать познавательную сферу воспитанников младшего дошк...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/01/picture-980682-1512125248.jpg)
Кокспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшейгруппе по теме "Саратов мой город-родной"
Познавательное,речевое,социально-коммуникативное развитие...