Развитие познавательного интереса посредством экологического воспитания в детском саду.
методическая разработка по окружающему миру по теме

Борисова Мария Александровна

      Материал Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием 2012г.

"Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста". 

ФГБОУ ВПО "Вятский государственный гуманитарный университет"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_borisova.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательного интереса посредством экологического воспитания в детском саду.

Development of cognitive interest through environmental education in kindergarten.

Проблема экологического воспитания волнует общество, уже, очень давно. Существует много разных подходов к пониманию экологического воспитания детей, но при всем многообразии они, достаточно, едины в отношении необходимости формирования, развития экологической культуры. (3) Экологическое воспитание включает в себя знакомство с разнообразным миром природы. Основные задачи такого воспитания заключаются в формировании у дошкольников элементов экологического сознания, повышения познавательного интереса детей к миру природы, развития речи и мышления детей.

Экологическое воспитание следует начать с дошкольного детства, ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки ответственного, доброжелательного, бережного отношения к природе. В этом и состоит цель экологического воспитания детей. (2)

В настоящее время идет поиск путей экологического воспитания детей дошкольного возраста.

  В этом возрасте целесообразно использовать такие формы и методы экологического воспитания, как: совместно организованная деятельность (занятия), прогулки, экскурсии, практическая деятельность в природе, наблюдения, праздники, досуги, работа в уголке природы, природоохранные акции, дидактические игры, беседы, чтение книг,  исследовательская работа, изучение загадочных явлений природы,  деятельность по оказанию помощи природе и т.п.,

Раскроем некоторый опыт работы по экологическому воспитанию  в дошкольном учреждении №33 «Белочка» г.Лесосибирска.  Наш детский сад работает в экологическом направлении по программе М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой «Программа воспитания и обучения в детском саду», используя также программу «Юный эколог» С.Н. Николаевой. Вся работа строится, учитывая тематику и возрастные особенности детей. Мы составляем перспективный план на год и тематический план на квартал.

          Большую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Способность к познанию не является врожденной, а формируется в процессе обучения и воспитания. Для того, чтобы у ребенка развивалась эта способность, необходимо создать такие условия, при которых ребенок часто соприкасается с тем, что его интересует. Тогда ребенок начинает искать ответы, что подталкивает его к дальнейшим наблюдениям.

Дети, не проявляющие особого познавательного интереса к окружающему, требуют особого внимания. У них необходимо постепенно формировать интерес: обращать их внимание на окружающую действительность, помогать увидеть отдельные признаки предметов. Познавательный интерес развивается системой занятий. (2)

Для поддержания постоянного интереса воспитанников к миру природы на занятиях всегда воспитателем проводится предшествующая работа: оформляются игровые ситуации, подготавливаются различные атрибуты на каждого ребенка, придумываются различные игровые приемы. На занятии по экологическому воспитанию «Как земля кормит» детям предлагается провести вместе с педагогом несколько несложных опытов, чтобы узнать какие компоненты входят в состав почвы. Чтобы занятие прошло в интересной форме воспитатели включают в ход занятия какого-либо сказочного героя: «Чебурашку», «Незнайку», «Лесовика», «Карлсона» и т.п. это позволяет донести до детей нужную информацию, воспитать познавательный интерес и развить навыки исследовательской деятельности.  Также  на таких занятиях используются разные коллекции видов почв, камней, семян, коры деревьев, которые пополняются детьми и воспитателем в течение года.

          Мы проводим работу по формированию у детей познавательного интереса к природе через наблюдения. В детском саду разработана картотека наблюдений за живой и неживой природой, включающая в себя загадки, стихи, приметы, игры и т.д., которая очень удобна тем, что при подготовке к таким наблюдениям  материал всегда «под рукой».

       Каждый день в детском саду проводится наблюдение за различными объектами на улице или в детском саду в живом уголке. Для того, чтобы повысить интерес детей к таким наблюдениям было введено новшество.

          Воспитатели вместе с двумя-тремя детьми организовывают прогулки. Дети держат задуманное в секрете. Один ребенок разучивает четверостишие или загадки, другой ребенок проводит игру, помогает в проведении опытов, исследовании.

          К каждой прогулке, в которую входит наблюдение, стараемся придумать новое название. Это позволяет разбудить интерес к последующей прогулке. Дети становятся организованней, и все их внимание и интерес направленно на то, что будет дальше?!

         Такие наблюдения позволяют, не только, хорошо провести время прогулки, но и  оказывают эффект в решении поставленных задач по экологическому воспитанию. Эти наблюдения проводятся в течение двух лет, и результат замечен не только воспитателями, но и родителями. Дети стали более наблюдательными, отзывчивыми, бережливыми, внимательными, расширился кругозор ребенка, дети научились делать выводы, оценивать свои поступки, ориентироваться в разрешении проблемных ситуаций.

Можно сделать вывод, что умение наблюдать рождает привычку сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Ребенок учится рассуждать, рассказывать и описывать. Развитие мышления и речи идет как единый процесс.  Знакомство с природой – это урок развития детского ума, чувств, стимулирование творчества. Своими необычностью, новизной и разнообразием природа вызывает у ребенка удивление, радость и восторг, желание больше узнать,  побуждает к передаче чувств и мыслей. (2)

         Таким образом, можно сказать, что при правильной педагогической организации развитие познавательного интереса к природе становится важным фактором в экологическом воспитании. Формируются отчетливые представления о закономерности изменений природных объектов, происходит формирование понятий всего растущего и развивающегося. Экологическое воспитание в дошкольном учреждении позволяет ребенку лучше понимать свойства живого организма, служит основой правильного отношения к растениям и животным, к способности самостоятельно анализировать свое поведение по отношению к природе.

Список литературы:

  1. Добро пожаловать в экологию! Часть 2. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. / Сост. О.А. Воронкевич. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 336 с. (Библиотека программы «Детство»)

 2. Корнилова В.М. «Экологическое окно» в детском саду: Методические рекомендации.- М.: ТЦ Сфера, 2009.

3. Николаева С.Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 120 с.

  4. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208с.

  5. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432 с.

          6. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор-сост. С.Н. Николаева. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. – 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательного интереса через экологическое воспитание

В своей системе работы я описываю трудности, которые испытывают дети при изучении окружающего мира: у детей очень низкая познавательная активность. делюсь с педагогами как я решаю эту проблему через э...

Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».

Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».Автор: Минакова М.О., воспитатель МАДОУ детский сад № 44....

Организация работы по экологическому воспитанию в детском саду как средство развития экологической культуры дошкольников.

Материал содержит  практический опыт  работы по экологическому воспитанию дошкольников,включает в себя описание  различных видов   детской деятельности, формы и методы работы ...

«Активизация познавательного интереса посредством экологического воспитания»

В нашем сегодняшнем мире экология — не просто модное слово, которое используется где надо и не надо. Планета, на которой мы живем, не так уж велика, а запасной у человечества пока не имеется....

Статья "Игра как средство развития познавательного интереса посредствам использования игровой технологии "Бизиборд"

Один из ведущих видов деятельности в младшем дошкольном возрасте - игра.Игровая технология "Бизиборд" отличное пособие для развития познавательного интереса у детей раннего возраста....

Поэтапно - творческий план "Развитие познавательного интереса посредством экспериментальной деятельности с детьми 6-7 лет"

Поэтапно – творческий план педагога МБДОУ «Детский сад №48 «Пчёлка» на 2022-2023 учебный год педагога Страшновой Н. А. по теме «Развитие познавательного интереса дет...

Методическая разработка интерактивный авторский кукольный спектакль «Синичкины друзья». (Рекомендован для дошкольников старшего возраста, как средство развития речи в экологическом воспитании в детском саду)

Авторская разработка детского кукольного спектакля "Друзья синицы" для практического использования при закреплении темы "Зимующие птицы" через применение главного инструмента общен...