Формирование познавательного интереса через экологическое воспитание
статья по окружающему миру (младшая группа) по теме
В своей системе работы я описываю трудности, которые испытывают дети при изучении окружающего мира: у детей очень низкая познавательная активность. делюсь с педагогами как я решаю эту проблему через экологическое воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование познавательного интереса дошкольников через экологическое воспитание.
Экологические проблемы современности оказывают влияние на жизнь и деятельность общества в целом и каждого отдельного человека, в частности. Живя, в городе, просто нельзя не говорить об экологической проблеме. Встает вопрос об экологической неграмотности старшего поколения. Ведь все те, кто приносит вред природе когда - то тоже были детьми. Поэтому одной из наших задач родителей, педагогов - помочь детям стать экологически грамотными.
Основой экологического сознания является понимание связей и отношений, существующих в природе и роли человека в них, с одной стороны, и умение понимать и любить все живое, с другой. Для решения этой сложной задачи важна заинтересованность дошкольников.
В основе ведущей идеи моей работы лежит формирование познавательной активности детей.
Создавая свою систему работы и сопровождающий его комплекс занятий, я основывалась на разработках: Николаевой С. Н., Бондаренко Т. М., Гончаровой Е. В., Егоренкова Л. И., Ивановой А. И.
Цель моей работы: формирование познавательного интереса дошкольников через экологическое воспитание.
Свою работу я разделила на 2 блока:
2 блок – работа с родителями, задачи которого являются – повышение информационной культуры, повышение уровня экологических знаний родителей.
1 блок – работа с детьми, задачами которого являются – повышение познавательной активности детей через экологическое воспитание.
В своей работе я опиралась на следующие принципы:
1. принцип сознательности и активности. Этот принцип предполагает использование на занятиях поисковой, творческой деятельности при знакомстве с миром природы;
2. принцип наглядности. Этот принцип предполагает опору в работе на характерную особенность детей дошкольного возраста – наглядно-образное мышление (методы: наблюдение и эксперимент). На занятиях используется наглядный и раздаточный материал - как для всей группы, так и для подгруппы, а так же индивидуально каждому ребенку;
Моя работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения
В группе дети с любовью ухаживают за комнатными растениями. Мы вместе наблюдаем, замечаем изменения в жизни растений, выясняем их причину, стараемся им помочь (поливаем, рыхлим, пересаживаем, подкармливаем). Почти круглый год у нас на окне огород. Зимой мы выращиваем зелёный лук, весной – рассаду. Затем высаживаем её в клумбы и ухаживаем летом, наблюдаем за развитием растений, осенью обязательно собираем семена. Все результаты заносим в календарь наблюдений.
За каждой группой детского сада закреплены участки огорода, на грядках которого мы вместе с детьми выращиваем овощи: лук, морковь, свеклу, кабачки, и другие культуры. Дети в течение лета наблюдают за ростом и развитием огородных культур, принимают посильное участие в прополке, поливе, уходе за растениями. Овощи с нашего огорода участвуют в выставках: « Загадки с грядки»; «Любимый овощ», и др.
НОД строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Большое значение я придавала исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения обращала внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Большое внимание уделялось общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Поэтому я систематически выводила своих воспитанников на прогулки, экскурсии.
Большое значение придавалось ведущей форме деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания) «превращаемся в улиток», «Мы - капельки».
Считаю, что важный элемент в системе экологического образования -работа с родителями. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это. Именно потому, прежде чем начать экологическую работу с детьми, следует привлечь родителей к данной проблеме. Более эффективны и особой популярностью у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Я провожу родительские собрания. Ежегодно провожу выставки цветов, поделок из природного материала, конкурс рисунков о природе. Родители присутствуют на занятиях по экологии, принимают участие в экологических акциях, праздниках: «Мы друзья природы», « Осенняя мелодия», «Зимняя сказка» и т.д.
Формы работы с родителями:
Консультации, беседы, мастер-классы, дни открытых дверей, дискуссии, совместные экологические развлечения, досуги, праздники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование чувств патриотизма к родному краю через экологическое воспитание.
В докладе рассматривается воспитание патриотизма у детей по средством экологического воспитания. Одно из проявлений патриотизма - любовь к природе родного края, Родине. Это сложное чувство слагается и...
План работы по единой тематической теме «Формирование личности ребёнка, его ценностных ориентаций в окружающем мире через экологическое воспитание»
В перспективном плане представлена система работы по формированию личности ребенка через экологическое воспитание, поэтапную работу предлается проводить в течение трех лет....
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА презентация «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕРЕЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему и максимально положительную эмоциональную насыщенность, развитие речи я мог...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕРЕЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
теметическое портфолио...
Формирование нравственных отношений детей через экологическое воспитание.
способствовать формированию у детей социально-нравственных отношений к окружающему миру через привитие экологической культуры...
Система работы по теме "Формирование познавательного интереса дошкольников через экологическое воспитание."
В своей системе работы я описываю трудности, которые испытывают дети при изучении окружающего мира: у детей очень низкая познавательная активность. делюсь с педагогами как я решаю эту проблему через э...
Мастер-класс "Формирование нравственного и эстетического воспитания через экологическое воспитание детей дошкольного возраста"
Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым объектам является желание детей ухаживать за ними, что позволяет дошкольникам наглядно прослеживать и пон...