Проект: «Использование дидактического материала в процессе ознакомления детей с ПДД».
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Катерешина Татьяна Александровна, воспитатель МБДОУ д/с №27.
«Использование дидактического материала в процессе ознакомления детей с ПДД».
Самое ценное в нашей жизни – дети. Сегодня вопросы воспитания у детей навыков безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации на дороге и умения избегать их, а при необходимости действовать, очень актуальны. Задача взрослых – помочь детям научиться безопасному поведению на дороге.
I этап. Организационный.
Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный.
Цель: закреплять и дополнять представления о правилах дорожного движения.
Задачи:
- Совершенствовать знания детей о дорожных знаках и их назначении .
- Продолжать учить детей правилам дорожного движения и технике
безопасности.
- Учить свободно ориентироваться на улицах города в качестве пешехода.
Проблемы в начале и в конце обучения.
Проблема в начале обучения состояла в том, что у детей не достаточно сформированы навыки правильного поведения на дороге.
Проблема в конце обучения заключалась в том, что действия взрослых, окружающих детей, не всегда являются примером правильного поведения на дороге в качестве пешеходов.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги группы.
Нормативно-правовая база взаимодействия образовательного учреждения с семьёй:
Семейный кодекс РФ
Глава 12. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
Статья 65. Осуществление родительских прав
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
Статья 38
Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях
Статья 43
Каждый имеет право на образование.
Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Декларация прав человека РФ
Статья 26
Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере, в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира
Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
ЧАСТЬ III Статья 13
Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются: уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов, выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.
Закон об образовании РФ
Статья 13. Устав образовательного учреждения.
Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса
Статья 16. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения
Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения
Статья 50. Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников
Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей)
Статья 55. Права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки
Кодекс РФ об административных правонарушениях
Глава 5. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ПРАВА ГРАЖДАН
Статья 5. 35. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.
Глава 6. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ, САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННУЮ НРАВСТВЕННОСТЬ
Статья 6. 7. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения
Статья 6. 8. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (в ред. Федерального закона от 08. 12. 2003 N 161-ФЗ)
Статья 6. 9. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача
Статья 6. 10. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ
Глава 20. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК И ОБЩЕСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ.Статья 20. 1. Мелкое хулиганство
Статья 20. 20. Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах
Статья 20. 21. Появление в общественных местах в состоянии опьянения
Статья 20. 22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (в ред. Федерального закона от 05. 12. 2005 N 156-ФЗ)
ЗАКОН Белгородской области
ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ЗА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
Принят Белгородской областной Думой
20 января 2005 года
Статья 1. Предмет регулирования настоящего закона.
Статья 2. Обеспечение родителями мер по получению их детьми основного общего образования.
Статья 3. Обеспечение родителями мер по воспитанию детей.
Статья 4. Обеспечение родителями мер по развитию детей.
Статья 5. Меры профилактики неисполнения или ненадлежащего исполнения родительских обязанностей.
Статья 6. Ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей.
Статья 7. Вступление в силу настоящего закона.
Актуальность: В связи с увеличением количества автомашин и ростом интенсивности дорожного движения необходимо предусмотреть комплекс самых разнообразных мероприятий по формированию у детей навыков правильного поведения на улицах. Знакомить с этими правилами, соблюдение которых является законом для каждого, надо начинать с дошкольного возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны, а правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение — потребностью человека. Однако происходит этот процесс медленно и нуждается в совершенствовании. Нет единой системы по обучению детей правилам дорожного движения, охватывающей все стороны деятельности дошкольников.
Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города.
Новизна: Система деятельности по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге, представленная в проекте, отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную и спланированную работу
Основные методы и приемы:
- Решение проблемных ситуаций.
- Просмотр обучающих фильмов.
- Моделирование.
- Лабиринты.
- Алгоритмические игры.
- Сюжетно-дидактические игры.
- Настольные игры.
- Макетирование.
- Мнемотаблицы.
II этап. Разработка проекта.
1.Донести до участников проекта важность данной проблемы.
2.Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме.
3.Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности.
4.Подобрать материал для продуктивной деятельности.
5.Составить перспективный план мероприятий.
III этап. Практический.
Базовая образовательная область «Безопасность».
Интеграция образовательных областей:
Раздел программы | Формы и методы работы |
Социализация | Дидактические игры «Светофор», «Дорожные знаки», «Дорожная азбука», «Дети и дорога», «Что перепутал художник?», алгоритм «Перейди через дорогу», моделирование «Составь дорожный знак», лабиринт «Дойди из школы домой», мнемотаблицы «Какой дорожный знак спрятался?», Сюжетно-ролевые игры «Осторожно, улица!», «Мы едем, едем, едем», «Улица города». Развлечение «Правила дорожного движения знай и выполняй». |
Познание. Формирование целостной картины мира. | Экскурсии по микрорайону, к проезжей части и автобусной остановке. НОД «Путешествие по городу». Моделирование ситуаций: - помочь Буратино добраться до школы; - помочь зверятам перейти через дорогу. Тренинг «Авария на дороге». Встреча с интересными людьми – инспектором ГИБДД. |
Познание. Конструирование. Исследовательская деятельность. | Обучение ориентированию по схемам «Мой микрорайон», «Улица города». Строительные игры «Улица города». Экспериментирование с архитектурными объектами, моделирование «Фантастический город». |
Коммуникация. | Составление творческих рассказов «Приключения игрушек на улицах города». Беседы о ПДД. Чтение худ. литературы С.Михалков «Дядя Стёпа – милиционер», «Бездельник светофор», Н.Гинзбург «Колесо», Я.Пишумов «Машины», «Песенка о правилах», «Азбука города», В.Семернин «Запрещается – разрешается» и др. Разыгрывание диалога: - вызов милиции на аварию; - вызов скорой помощи. |
Художественное творчество. | Рисование «Улица города», «Светофор», «Дорожные знаки». Изготовление макета улицы города из бросового материала и картона. Оформление книги «Азбука дорожного движения». |
Физкультура. | Подвижные игры «Светофор», «Будь внимательным», «Цветные автомобили». Спортивная игра «Авторалли». Обучение катанию на двухколёсном велосипеде, самокате. Досуг «Эх, прокачу». |
Театрализованная деятельность | Инсценировка «Волк и семеро козлят» (на новый лад). |
Работа с родителями | Беседа о важности темы. Папка-передвижка «Каждый маленький ребёнок должен знать это с пелёнок». Родительская встреча с участием детей. Викторина «А знаете ли вы правила дорожного движения?». Встреча с работниками ГИБДД. Консультация Безопасные дороги детям». Родительская встреча с участием детей. Буклет «Использование дидактического материала в процессе ознакомления детей с ПДД». |
IV этап. Заключительный.
Выводы:
Благодаря проекту создана активизирующая предметно-развивающая среда в группе, собран большой дидактический материал. Определен уровень усвоения дошкольниками правил поведения на дороге и знаний дорожных знаков. Работа, проведённая с детьми по обучению правилам дорожного движения, получила высокую оценку у родителей.
Проект вызвал интерес не только у родителей, но и у коллег.
Литература:
1. Данилова Т. И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД. – СПб.: Пресс, 2009.
2. Как обеспечить безопасность дошкольников. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья " Использование дидактических игр в процессе ознакомления с природой детьми дошкольного возраста".
Дидактическая игра, как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса, использование ее на прогулке....
Проект Использование цифровых образовательных ресурсов в процессе формирования произносительных навыков на логопедических занятиях в ДОУ (практико-ориентированный проект)
Цель проекта: внедрить использование ЦОР в процесс формирования произносительных навыков у дошкольников на логопедическом пункте. Этапы проекта: 1. Изучение нормативных документов, регламентирующ...
консультация-презентация Социально-личностное развитие детей в процессе ознакомления детей с казачьими народными играми
Консультация в режиме презентации для педагогов ДОУ. Социально-личностное развитие детей в процессе ознакомления детей с казачьими народными играми....
Проект « Использование метода проектов в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС».
Сегодня одним из наиболее актуальных и значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста принадлежит методу проектов.Метод проекта в дошкольном образовании как один из мето...
Проект:"Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе развития психических функций у детей с ОНР старшего дошкольного возраста".
Цель проекта: Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе развития психических процессов у детей с ОНР старшего дошкольного возраста. Задачи:1. Формировать начальные ...
Использование дидактических игр в процессе ознакомления с природой с детьми дошкольного возраста
Дидактическая игра, как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес...
Методическая разработка по использованию игровых технологий и дидактических игр в процессе ознакомления старших дошкольников с Санкт-Петербургом «Играем в Петербург»
В настоящее время нравственно-патриотическое воспитание является актуальной проблемой дошкольного образования. Одним из направлений этой темы является краеведение, в случае Санкт-Петербурга – пе...