НОД с детьми старшего дошкольного возраста "О вышитом полотенце"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Смирнова Елена Николаевна

в нашем дошкольном учреждении мнго внимания уделяется ознакомлению детей с народными традициями и творчеством. В частности мы знакомим детей с таким видом народного искусства, как вышивка. Предлагаю вашему вниманию конспект по ознакомлению с одним из обрядовых предметов русского народа- вышитым полотенцем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_o_polotence.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста.

Образовательная область - формирование целостной картины мира.

Тема: «Белая дорожка -два вышитых конца»

Интеграция образовательных областей: художественное творчество, музыка, коммуникация, социализация, труд.

     Цель:

-дать представление о полотенце как русском обрядовом предмете

Задачи:

 -продолжить знакомство с народной вышивкой;

- познакомить с полотенцем как обрядовым атрибутом;

- побуждать создавать изображение на основе вышивки, закреплять умение ритмично располагать узор;

- развивать тонкую моторику;

- обогащать и активизировать словарный запас детей;

 -развивать стремление порадовать близких подарками.

     Материал и атрибуты: национальный русский праздничный женский костюм, конверт с письмом, сундучок . стилизованный под старину, в котором находятся 2 вышитых полотенца( простое, вышитое просто на концах и с богатой вышивкой, праздничное), картина с изображением русского свадебного обряда, листы клетчатой бумаги на каждого ребенка, цветные карандаши. Можно использовать образец рисунка, если подобная работа выполняется впервые.

Ход:

Входит воспитатель, одетый в праздничный русский народный костюм:

  - Здравствуйте, добрые молодцы да красные девицы! Я-Марья-Искусница. Пришла я к вам из времени дальнего. Посмотрите, что на мне надето. Сарафан вышитый, кофта с узорами, да лапоточки новые. А на голове у меня кокошник, расшитый бисером (сопровождает показом). А как называется эта вещь? (показывает на фартук) Правильно, это фартук. Посмотрите, какой он красивый- по низу узоры вышиты, цветы да птицы разные. А как вы думаете, куда я собралась-на работу в поле или на праздник? Да, я приглашена на праздник- свадьба у моей подруги близкой, Варвары-Красы, ныне намечается. Выходит она замуж за Иван-Царевича. Только не знаю я, что подарить подруженьке любимой на свадьбу. Может, вы мне подскажете? (ответы детей). Да, это хорошие подарки, только вот выбрать самый лучший никак не могу. Может, мне у самой невесты спросить?(Громко): Подруженька милая,  Варварушка, подай хоть знак, какой подарок ты на свадьбу получить хочешь? (раздается стук в дверь, «влетает» голубь, в клюве-конверт) Ой, смотрите-ка, письмо.(Смотрит на конверт). От подружки моей, Варвары-Красы (вскрывает). Что же пишет мне она? Давайте прочитаем:

Вафельное и полосатое,
Гладкое и лохматое,
Всегда под рукою —
Что это такое?

(Ответ детей – «Полотенце»)

     Ах, я ведь  совсем забыла, что раньше на свадьбу всегда дарили полотенца. В русской культуре полотенце связывали с культом предков, поэтому оно было важным элементом свадебных обрядов. У меня в сундучке есть несколько очень красивых полотенец, я их соткала  и вышила сама, ведь недаром люди меня прозвали искусницей. Вот они (достает, разворачивает, показывает детям).

     Наши предки верили, что полотенце приносит новой семье счастье, детей и достаток. Раньше полотенце представляло собой кусок ткани, сотканной вручную из хлопковых или льняных нитей. Такие полотенца украшали всеми возможными способами: вышитыми крестом или гладью узорами, кружевами, лентами, узкими полосками из цветастого ситца (кумача).

     Обычные полотенца, которыми вытирались после умывания, называли утирками или утиральниками. Их украшали лишь скромным орнаментом.

К свадьбе невесты готовили целую гору новых, нарядных полотенец, обычно от 30 до 100 штук. Суженый выбирал самое красивое полотенце и завязывал его на поясе. Родители жениха и невесты тоже должны были украсить свои пояса такими полотенцами.

     На 2-й день после свадьбы молодая жена развешивала в доме мужа по стенам все свои полотенца, чтобы новая родня смогла по достоинству оценить ее рукоделие. (Рассмотреть полотенца по одному коротко)

А вы знаете, что на свадьбе поют веселые песни и водят хороводы? Приглашаю всех встать в хоровод.

Проводится физкультминутка–

любой знакомый детям народный хоровод.

     А теперь  садитесь да на славу потрудитесь. Раньше полотенца дарили не только на свадьбу, но и просто вышивали их в подарок близким и дорогим людям. Предлагаю и вам вышить вот такие красивые полотенца для ваших любимых родных. Вышивать мы будем швом, который называется «крестик». Как выдумаете, почему его так назвали? Правильно, в основе узора лежат крестики, нитки накладываются одна на другую из одного угла клеточки в другой. Давайте посмотрим на узор. Нитки какого цвета в нем используются? (ответы детей). Но мы с вами  «вышивать» будем не нитками да иголками, а карандашами цветными да яркими. (Дети рисуют. Педагог ходит, хвалит, обращает внимание на удачные работы. )

    После завершения работы устраивается выставка нарисованных «Полотенец», дети вместе с педагогом рассматривают работы, отмечают особенности и неповторимость каждой.

     Потом продолжает:  Ребята, посмотрите, какие красивые, яркие  и непохожие полотенца у нас получились. Вы их подарите своим любимым людям. Давайте теперь все вместе вспомним, кому еще принято было дарить полотенце в далекие времена (дети отвечают). А что означал этот подарок?

 (пожелание всего хорошего, счастья). Кто вышивал полотенца? (невеста с подружками). Правильно, все девушки в те далекие времена умели вышивать, были мастерицами и рукодельницами. Теперь и вы умеете. А когда вы еще немного подрастете, то сможете научиться вышивать нитками по ткани. И некоторые из вас, возможно, смогут вышить такие полотенца, как у меня. А теперь мне пора поторопиться, а то я боюсь на свадьбу Варвары и Ивана-Царевича опоздать (прощается и уходит).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работаПоделку можно сделать вмести с детьми старшего дошкольного возраста 5-7лет (из салфеток), а также с детьми среднего, младшего возраста 4-5 . Поделка выполнена в технике аппликация из ладошек- старшая группа Ооржак Анастасия,Оолак Чайырлаш

Поделку можно сделать вмести с детьми старшего дошкольного возраста 5-7лет (из салфеток), а также с детьми среднего, младшего возраста 4-5 (из бумаги). Поделка может быть как подарком и  пособием...

Конспект Занятия в старшей группе «Роспись полотенца»

Задачи1.Закрепить знание деталей о таком виде искусства, как вышивка.2.Вызвать желание рисовать узор, состоящий из геометрических фигур, располагать узор ритмично, соблюдая линию орнамента3.Внести в а...

Вышитое полотенце

Конспект организованной образовательной деятельности...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВО...

Конспект занятия для воспитанников старшего дошкольного возраста «Полотенце, украшенное элементами орнамента народов ханты и манси»

Задачи:1.Познакомить с орнаментом народов ханты и манси «берёзовая ветка»;2.Формировать у детей представления о культурных и духовных традициях людей, издавна живущих на этой земле;3.Продолжать упражн...

Конспект занятия в старшей группе «Роспись полотенца»

Конспект занятия в старшей группе«Роспись полотенца» Цель: Закрепить знания детей о таком виде искусства; Вызвать желание рисовать узор, состоящий из геометрических фигур, располагать...