Конспект занятия для воспитанников старшего дошкольного возраста «Полотенце, украшенное элементами орнамента народов ханты и манси»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
Задачи:
1.Познакомить с орнаментом народов ханты и манси «берёзовая ветка»;
2.Формировать у детей представления о культурных и духовных традициях людей, издавна живущих на этой земле;
3.Продолжать упражнять в вышивании, как отдельных крестиков;
4.Закрепить умение работать со схемой;
5.Воспитывать интерес и уважение к жизни и традициям ханты и манси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polotentse_ukrashennoe_elementami_ornamenta_narodov.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для воспитанников старшего дошкольного возраста
«Полотенце, украшенное элементами орнамента народов
ханты и манси»
Задачи:
1.Познакомить с орнаментом народов ханты и манси «берёзовая ветка»;
2.Формировать у детей представления о культурных и духовных традициях людей, издавна живущих на этой земле;
3.Продолжать упражнять в вышивании, как отдельных крестиков;
4.Закрепить умение работать со схемой;
5.Воспитывать интерес и уважение к жизни и традициям ханты и манси.
Материалы:
Демонстрационный: образец, таблица по правилам техники безопасности, презентация орнаментов ханты и манси,
Раздаточный: лоскут однотонной ткани (вафельной) размером 13*21см с разметкой карандашом узора. Нитки мулине красного цвета. Образец вышитого полотенца. Схема узора. Иголка, ножницы, пяльцы.
Предварительная работа: чтение хантыйской легенды «Берёза»
Ход занятия
1.Организационный момент
- Ребята сегодня к нам пришла девочка, посмотрите на неё.
-Вы хотите узнать, кто она и откуда пришла к нам? (Да, хотим узнать)
-А в этом нам поможет волшебная музыка. Послушайте внимательно эту музыку. Кто же узнал эту музыку?
- Конечно же, это музыка народов ханты и манси. Значит кто же наша девочка? (Наша девочка хантыйка)
-Правильно, девочка наша гостья – это внучка коренного населения нашего края хантов.
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Менги. Сегодня пришла я к вам поделиться своими умениями и навыками, а также хочу познакомить с орнаментом «берёзовая ветка».
2. Основной момент.
- Ребята, хотите научиться вышивать как Менги?
Хантыйские орнаменты красивы –
В них все приметы родины моей.
Ты больше не найдешь по всей России
Таких цветов и сказочных зверей.
Узоры на одежде и посуде
Красны, как солнце, и белы, как снег, -
На них сызмальства глядя, наши люди
С прекрасным не расстанутся навек.
Они явились в жизнь совсем не просто
Из-под иглы, и кисти, и резца:
Ведь мастера по дереву и кости
В них вкладывали души и сердца.
Микуль Шульгин.
-А теперь, внимание на экран. (просмотр презентации)
- Ребята, как видите, орнаменты – важная часть народной культуры ханты, является средством выражения национальных особенностей народа, его мировоззрения. Орнамент отражает историю и культуру самого народа, показывает, какой это талантливый и трудолюбивый народ
-А сегодня мы с вами будем украшать наши полотенчики орнаментом «березовая ветка» или ай сумат нув .
Березовая ветвь очень часто встречающийся орнамент. Береза в представлении хантов – это святое дерево, священное дерево. О березе, как о священном дереве, поется во многих песнях – молитвах.
- А теперь, посмотрите на полотенце и скажите, где расположена вышивка? (На краях полотенца)
- Каким швом выполнена вышивка? (Вышивка выполнена крестиком.)
- Какого цвета нитки использованы в вышивке? (В вышивке использованы нитки красного цвета.)
-На что похож узор на краях полотенца? (Узор на краях полотенца похож на башенки)
- Чем оформлен край полотенца? (Край полотенца оформлен бахромой.)
- Давайте, посмотрим на схему вышивки краевого узора и ответим на вопросы:
- Из скольких рядов крестиков состоит башенка? (из шести);
- Сколько крестиков находится в нижнем ряду башенки? (четыре)
- Сколько крестиков в верхнем ряду? (один)
- Во всех ли клеточках вышиты крестики? (есть клеточки, в которых крестики не вышиты)
- Вспомните, ребята, как вышивается отдельный крестик. (Вышиваем стежок, выходящий из левого нижнего угла квадрата, затем стежок, выходящий из правого нижнего угла.) (показ на схеме)
- Хорошо, мы с вами вспомнили как вышивается отдельный крестик, разобрали схему орнамента «берёзовая ветка», а сейчас Менги вас приглашает за рабочие места, чтобы начать работу.
Прежде чем мы начнём нашу работу, давайте разомнём наши пальчики :
Пальчиковая гимнастика
Падали листочки осенью с берёзки (загибаем пальчики).
Зимушка снежинки вешала на ветки (смыкаем поочерёдно пальчики большой и указательный, большой и средний и т.д.).
А весною почки лопались на ветках (хлопают в ладоши).
Угощала соком белая берёзка (ручки в горсть - "пьём").
Летом зеленели листья на берёзе.
Укрывая деток от летнего зноя (закрывают ладонями голову).
- Молодцы, ребята!
- Ребята, посмотрите, на нашу памятку и расскажите Менги, как надо обращаться с острыми предметами (иглой, ножницами)
Правила техники безопасности:
- Рабочее место нужно содержать в порядке.
- Игла всегда должна быть с ниткой.
- Нельзя вкалывать иглу в одежду.
- Руки во время шитья держат на весу, сидеть при этом нужно прямо и не подносить работу близко к глазам.
- Никогда не брать в рот нитки, иголки и другие предметы.
- Ножницы передают кольцами вперёд, а иглу – тупым концом (ушком).
- А теперь, ребята, давайте приступим к работе. Подбираем нить нужного цвета, отмерим длину с помощью локтя. Берем иглу, нитку вдеваем в ушко и завязываем узелок.
(В ходе выполнения воспитатель помогает детям, напоминает. В процессе работы хвалит детей)
- Вот мы и украсили наше полотенчики. Посмотрите какие они получились красивыми.
3.Заключительная часть.
- С орнаментами, какого народа сегодня мы познакомились? (Сегодня мы познакомились с орнаментами народов ханты и манси)
- Почему у этих орнаментов такие необычные названия, откуда они? (В своих орнаментах ханты отражали все, что видели в природе)
- Молодцы, ребята! Очень красивые у вас работы получились.
- Менги, а тебе понравились работы наших ребятишек?
- Спасибо, ребята! Я очень рада, что смогла вас заинтересовать и научить вышивать орнаменты народов ханты и манси. И на память вам хочу подарить вам книжечку со сказками народов ханты и манси. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада №12. Тема: "Неживая природа. Каменные украшения земли."
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада №12....
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста.Образовательная область «Чтение художественной литературы» (с элементами экспериментальной деятельности).
Тема: «Исследуем свойства воздуха»Цели:Закрепить представления детей о свойствах воды, снега, льда.Расширить представления о свойствах воздуха.Стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдв...
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста. "Мини - лаьоратория" (с элементами проектной деятельноси)
На этом занятие дети обследуют лимон в мини - лаборатории....
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по ФЭМП с элементами ТРИЗ "Подарок для мамы" в рамках проекта "Город мастеров" (Математика в профессиях)
Формирование операции классификации по двум признакам, умение определять области пересечения в играх с обручами....
Конспект занятия для воспитанников старшего дошкольного возраста «Рамка с элементом орнамента народов»
Задачи:1. Упражнять детей старшего дошкольного возраста заполнять углы в технике изонити;2. Продолжать закреплять навыки затягивания нити...
Методическая разработка: Конспект занятия с воспитанниками старшего дошкольного возраста с ТНР(ОНР) по развитию звукового анализа и синтеза
Развитие навыка звукового анализа и синтеза на основе слова у детей с ТНР (ОНР)...
Конспект занятия для воспитанников старшего дошкольного возраста группы общеразвивающей направленности на тему «Путешествие в страну LEGO»
Конспект занятия для воспитанников старшего дошкольного возраста группы общеразвивающей направленностина тему «Путешествие в страну LEGO»...