Перспективный план
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Перспективный план социальной реабилитации детей дошкольной группы по "Духовно - патриотическому направлению"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan.doc | 274.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое учреждение социального обслуживания
Республики Мордовия
«Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних
«Радуга»
Утверждаю
Директор ГКУСО РМ «СРЦН «Радуга»
________________ Пронькина Ф.С.
Перспективный план
по программе:
«Духовно - патриотическое воспитание дошкольников»
Составила воспитатель:
Уронина В.А.
Саранск, 2013
№ п\п | Тема | Формы и методы | Цели и задачи | Предварительная работа | Пути достижения |
1 неделя | «Здравствуй, мой город Саранск!» | Ознакомительная беседа интегриро- ванного занятия с просмотром видеоролика «Саранск – столи-ца Мордовии!» | 1. Познакомить дошкольников с историческими фактами происхождения города Саранска. 2. Углублять представление об окружающем мире, расширить кругозор. 3. Подготовить дошкольников и дать элементарные представле- ния о достопримечательностях города, его исторических и культурных центах. | 1. Рассматривание детской энциклопедии «Мой край родной» из серии посвящённый городу-крепости Саранск. 2. Экскурсии, поездки в центр города на «Советскую площадь», 3. Чтение рассказов, разучивание стихов.
| 1. Оформление детского фото-альбома с поез- дками по городу Саранск. 2. Оформление папки-раскладу- шки о достопри- мечательностях столицы Мордо- вии города Саранска. |
2 неделя 2 неделя | «Государственная символика, геральдика Республики Мордовия» | Интегрированное занятие с элемен- том конструиро- вания по ручному труду. Выставка детских работ на тему: «Флаг Мордовии» | 1. Подготовить дошкольников и дать элементарные представле- ния о государственных символах своей малой Родины. 2. Воспитывать любовь и уваже- ние к истории и культуре мордо- вского края. 3. Научить распознавать гераль- дику Мордовии среди государст- венных знаков и символов других государств, Республик. 4. Объяснить значение символики Флага, Герба и Гимна. | 1. Оформление стили- зованного уголка с го- сударственной симво- ликой Республики Мордовия с изображе- нием (Флага, Гимна Герба). 2. Прослушивание в музыкальной записи Государственного Гимна Республики Мордовия. | 1. Вызвать инте- рес в изучении элементарных представлений о Родине, государ- ственной симво- лике. 2. Подробно изу- чить цветовые гаммы их значе- ние на Флаге РМ Что означает Солярный знак? |
3 неделя 3 неделя 3 неделя 4 неделя 4 неделя 4 | «Саранск в именах» «Знаменитые деятели Мордовии именах» «Любимый край – люби и знай | Организованное занятие с показом портретов деяте- лей (на всех этапах исторических со- бытий Мордовии), знаменитых людей Беседа о военном кинооператоре В.Сущинском, в честь которой названа улица, где мы живём. | 1. Воспитывать у дошкольников духовно-патриотические качества. Любовь к своему народу. 2. Сохранить память и чувство го- рдости за своих земляков, просла- вившихся во славу Отечества: боевых сражениях, свободу и независимость мордовского и рус- ского народов, осваивая науку, культуру и спорт. 3. Помочь детям развить качества способствующие видеть в челове-ке нравственные черты характера: Быть честным, трудолюбивым, до- брым, соблюдать законы и запове- ди Божьи.
| Во время экскурсий, прогулок по улицам города обращать внимание детей на памятники, вывески, монументы посвящён- ные деятелям Мордо- вии с целью: расширять кругозор, познавательное разви-тие о своём городе. Рассматривание книги «В честь них названы улицы нашего города» | 1. Чтение расска- зов и рассматри- вание фотографий деятелей в честь кого названы улицы города и заведения города Саранска. 2. Оформление плаката (альбома) «Мордовия прославленная в именах» |
4 неделя | «Музей и дети» «Здравствуй, музей!» | Игровые занятия, целевые беседы, просмотры филь- мов, рассматрива- ние книг, альбомов плакатов и т.д. | 1. В процессе реабилитации фор- мировать у ребёнка историческое сознание, как элемента научного мировоззрения. Помочь ребёнку ориентироваться во времени: ис-токи, современность, традиции. 2. Проведение занятий в музее, в окружении подлинных экспана- тов, где сама среда оказывает сильное воздействие, помогает развитию у дошкольника эстети- ческиех чувств, вкусов и идеалов с помощью музейных средств. 3. Знакомство с музейной терминологией. Почему так наз- ван наш музей: «Свою Республику, свой край, люби, исследуй, изучай!» | В музее национальной Мордовской культуры смоделированы основ- ные блоки изучения эстетической и патриотической темы. 1. «Символика Мордовии (Герб, Флаг, Гимн). 2. «Национальная мордовская одежда» 3. «Как жила древняя мордва». 4. «Декоративно-прикладное искусство мордвы» 5. «Народная игрушка» 6. Энци-ие сведения.
| 1. Занятия в музее оказывают благо- приятное воздей- ствие на формиру ющуюся систему ценностей: *ребёнок учится абстрактно мыс- лить, фантазирует *развивает речь, *учится бережно- му отношению к памятникам, * желание посещать музей, участвовать в выставках |
Январь
№ п\п | Тема | Формы и методы | Цели и задачи | Предварительная работа | Пути достижения |
1 неделя | «Как жила древняя Мордва?» » | Познавательно- ознакомительное занятие-экскурсия в музее националь ной мордовской культуры. | 1. С помощью музейных экспона- тов сформировать яркое пред- ставление о жилище мордвы, род занятий, быт и традиции народа. 2. Расширить познавательное развитие дошкольника о родном крае, его становлении. 3. Воспитывать интерес изучать историю своей малой Родины. 4. Развивать у детей речь, положительные эмоции, самостоятельно разыгрывать театрализованные игры на столе. | 1. Рассматривание ярко-иллюстрированной книги «Как жила древ- няя Мордва?» 2. Индивидуальные беседы с детьми направленные на вос- приятие у ребёнка любви к малой Родине, её истории и природе. | Моделирование макета мордовской избы, приусадеб- ной территории в окружении растительного и животного мира домашнего обихо- да. Дети могут с импровизировать театрализованную постановку, сказку сюжетную игру. |
2 неделя неделя неделя 2 неделя | «Мордовский национальный костюм – «Эрзи» и «Мокши» «Мордовский национальный костюм - «эрзи» и «мокши» | Интегрированное занятие. Оформление выставки детских рисунков: «Мордовское народное платье» | 1. Воспитывать у дошкольников самобытное представление о народном мордовском костюме «Эрзи» и «Мокши», усвоить отличительные признаки одежды. 2. Расширить кругозор детей об истории происхождения мордовской национальной одежды. 3. Сформировать эстетический взгляд, исторически сложившегося вида национальной мордовской одежды, костюма. 4. Развивать фантазию, самостоя- тельно подбирать орнамент, узор в рисовании национальной одежды. | 1. Рассматривание репродукций, картин, фотоальбомов с избра- жениями народной мо- рдовской одежды. 2. Знакомство с особен- ностями мордовского узора, цветовые гаммы. 3. Дидактическая игра «Одень Алдуню и Тюштяню». 4. Рассматривание реп- родукций мордовских художников, пейзажи- стов, фотографов – пе- редающие смысл красо ты нац. морд. одежды | В музее оформлен стилизованный уголок «Кукла в мордовском национальном костюме», где наглядно видны сочетания предметов одежды их названия. Оформленный плакат: «Знакомьтесь с нац. мордовским костюмом» |
3 неделя неделя 3 неделя 4 неделя 4 неделя 4 | «Мордовские узоры – вы так хороши!» | Интегрированное занятие с элемен- тами аппликации.
| 1. Учить детей внимательно рассматривать в экспозициях вышивки, украшений в одежде, детали мордовского орнаметаль- ного узора: форма, цвет, располо- жение на деталях одежды, симмет- ричность. 2. Развивать художественно-творческие способности: аккурат- но наносить орнамент на модель заготовленной заготовки, стилизо- ванно подбирать цветовые гаммы, оттенки, сюжет узора. 3. В декоративной аппликации учить овладевать умением выре- вывать элементы узора по готовой разметке. | 1. Давать возможность детям самостоятельно рисовать а затем вырезать геометричес- кие формы, затем конструировать – созда ваяя при этом узор. 2. Рисовать (на круге, в квадрате, на полосе) элементы украшения в виде нац. морд. узора 3. В репродукциях, открытках, фотографи- ях внимательно рас- сматривать расположе- ние орнамента, узора. | 1. Совместный ручной труд с использованием шаблонных заготовок мордо- вского орнамента 2.Индивидуаль- ная работа с деть- ми по рисованию графическим карандашом силуэта народной одежды, а затем «наряжать», «украшать», костюм в цвете
|
4 неделя | «Мордовская матрёшка» «Народная игрушка» | Интегрированное занятие с элемен- том лепки. Ознакомительная беседа. | 1. Развивать способность самос- тоятельно выделять характерные особенности мордовской игруш- ки: форму, строение, пропорции. 2. Учить передавать в лепных работах особенность формы, дви- жения, характерные детали (пла- тья постановке рук и т.д) 3. Воспитывать дошкольников в умении отличать своеобразие народной игрушки от современных и передавать характерный образ. | 1. В играх с народны- ми игрушками отме- тить простоту изготов- ления и роспись. 2. Рассматривание ил- люстраций, открыток с изображением леп- ных и деревянных игрушек. 3. Нарисовать заготов- ку на листе бумаги и раскрасить её. | 1. В индивиду- альной работе с детьми закреп- лять технические приёмы, и их изображение в работах (рисова- ние, лепка, аппли- кация). 2. Выставки детс- ких работ «Мордовская матрёшка» |
Февраль
№ п\п | Тема | Формы и методы | Цели и задачи | Предварительная работа | Пути достижения |
1 неделя | «Мордовские народные сказки, мифы, рассказы» | Знакомство детей с мордовской народной сказкой.
| 1. Формировать коммуникативные навыки дошкольников, находить в каждой сказке мудрую мысль и нравственные добродетели: добро, вежливость, умение дружить и т.д 2. Воспитывать интерес к произве- дениям мордовской худ. лит.ры. 3. Знакомить детей со спецификой литературных жанров, их художе- ственными достоинствами, учить понимать значение образных выра- жений. | Рассматривание ярко- иллюстрированных книг со сказками. Учить бережному обращению с книгами. Организовывать детей на «литературные минутки», где читаются сказки, разучиваются пословицы стихи, выявляются лучшие рассказчики народных сказок. | Чтение сказок, их перессказывание, театрализация некоторых басен из цикла: «Лесные жители», «Мифи- ческие сказочные герои»
|
2 неделя неделя неделя 2 неделя | «Празднование Масленицы» | Участие в развлекательной программе народного гулянья «Православная Масленица» | 1. Приобщать дошкольников к обычаям русского и мордовского народа, знать культуру, её неповторимость и самобытность. 2. Подчеркнуть в своеобразной праздничной обстановке народный колорит фольклорного мероприя- тия. 3. Воспитывать дошкольников в духе нравственных традиций народных праздников. Направлять детей на решение познавательного развития, культурных ценностей, кругозора, пополнению словарного запаса и т.д. | 1. Совместно со старшими воспитанни- ками принять участие в изготовлении «Чучело Масленица» 2. В рассказах, чтении книг, при рассматрива- нии картин изобража- ющих праздник, объяснить детям, что обозначает и почему пекутся блины: (блин – символ солнца, тепла и радости вкуса) | 1. Разучивание хороводной игры: «Мы пойдём гулять на улицу». Игры-развлечения «Ручеёк», «Ты катись весёлый бубен» 2. Организовать выставку детских работ «Весёлая Масленица» |
3 неделя 3 неделя неделя 3 неделя 4 неделя 4 неделя 4 | «Здравствуй, детская библиотека» | Экскурсия в детскую библиотеку | 1. Воспитывать у дошкольников культурное поведение в общест- венных местах, внимательно слу- шать беседу библиотекаря. Разговаривать тихо, спокойно. 2. Познакомится с книжными отделами и обстановкой в библиотеке. 3. Воздействовать на формирова- ние у дошкольников систему ценностей, бережно обращаться с книгами. 4.Продолжать расширять кругозор о культурных центрах города. | В целях закрепления культуры поведения в библиотеке (фае и гар- деробе, вежливо обращаться с сотрудни- ками библиотеки. | 1. Осмотр высто- вочных стендов: книг, экспозиций, репродукций, мордовской периодической печати, обстанов- кой и т. д. |
4 неделя 4 неделя | «Мифические существа Мордвы: Вирьава, Видьава, Вармаава, Кудава, Толаава…» | Ознакомительное занятие с прос- мотром видео- ролика: «Верования мор- довского народа, как часть культуры и наследия» | 1. Посредством реабилитационной деятельности дошкольников знако-мить с жанровой особенностью мордовских народных произведений 2. Раскрыть в сказках – меткость, образность и выразительность языка юмор, живость простой народной речи, представление о мифических существах (Видяве, Виряве и т.д.) 3. В рассказах – познать точность описания мордовской природы, быта людей, исторических собы- тий и т.д. | 1. Выставки альбомов, репродукций морд. ху- дожников, детского журнала «Лисьмаприне 2. Рассматривание книг фотоальбомов с изобра-жением леса, природы родного края. | 1. Чтение сказок, мифов, былин. 2. Просмотр видео-ролика (См. формы и методы) 3. В свободной деятельности рисование по представлению сказочных покровителей. |
Март
Апрель
№ п\п | Тема | Формы и методы | Цели и задачи | Предварительная работа | Пути достижения |
1 неделя | «Величие леса в мордовском фольклоре» | Организованное занятие с просмотром видеофильма «Природа родного края» | 1. Обогащать знания дошкольни- ков о природе родного края географическом расположении Республики Мордовия природного ландшафта многообразие видов животного и растительного мира. 2. Воспитывать любовь и береж- ное отношение ко всему живому, ответственно относиться к эколо- логической культуре родного края 3.Рассказать о хранительнице леса Богине Вирьаве, её величии, как волшебнице всего живого в мордовском лесу, Видьаве – покровительнице ручьёв, озёр и рек и т.д. 4. Знать диких животных. | 1. Наблюдение за кра- сотой природы ближай шего окружения в разное время года: осенью – для сбора гер бария; зимой – наблю- дение за зимующими птицами, снегопадом; весной – наблюдение за растениями, первыми цветами; летом – любо- вание цветами, солн- цем, ветром, насеко- мыми и т.д. 2. Рассматривание книг фотоальбомов с изобра-жением леса, природы родного края. | 1. Подробное рассматривание картинок о приро- де, диких живот- ных и птицах. 2. Дидактические игры: «Лесные жители», «Грибы ягоды нашего леса «Найди тропинку» 3. Занятия по рисованию с изображением лесных пейзажей и т.д. |
2 неделя неделя неделя 2 неделя | « В гостях у самовара» | Интегрированное развлечение из цикла: «Мордовские посиделки» | 1. Развивать и совершенствовать коммуникативные навыки, научиться снимать психологичес- кое напряжение. 2. Формировать творческие спосо- собности и воображение, помогать индивидуальному самовыражению 3. Воспитывать у дошкольников характерные национальные особенности мордовского народа: приветствие, прощание, гостеприимство, вежливость, доброжелательность, умение действовать совместно и мн. др. 4. Познакомиться с обычаями и традициями мордовского народа. 5. Любить свой край. | 1. Разучивание: мордов- ского национального танца «Прялочка», попевки, колыбельной песенки, поговорок и пословиц о труде, дружбе, загадывание и отгадывание загадок, 2. Инсценировка театра лизованной постановки «Дрёма». 3. Прослушивание народных напевов и звуков леса: пение птиц, журчание ручья, дождя, ветра... | 1. Оформление папки-раскладу- шки проведён- ного мероприятия 2. В беседах и индивидуальной работе с детьми закрепить нравственные понятия: культур- ное поведение за столом, активное участие в ходе занятия и т.д.
|
3 неделя 3 неделя неделя 3 неделя 4 неделя 4 неделя 4 | «Берегите природу Родного края» | Ознакомительное з занятие с введе- нием в цикл бесед «Природа род- ного края» | 1. Развивать интерес к природе родного края, ощущение своей причастности к его истории и культуре. 2. Воспитывать осознанное бережное отношение к природе (растениям, животным, птицам) А также к человеку и предметам рукотворного мира. 3. Желание изучать среду ближайшего окружения, как связь с миром природы. | 1. Рассматривание географической карты Республики Мордовия. 2. Чтение рассказов и разучивание стихов о природе родного края. 3. Познакомить детей с Красной книгой Мордовии, рассказать о значении этой книги. | 1. Выставка рисунков, коллективных работ из природного материала (оформить фотоальбом) 2. Экскурсии в природу: (парк, ближайшее окружение и т.д.) |
4 неделя
| «Народная игрушка» | Интегрированное поэтапное занятие лепка по образцу мордов- ской игрушки с последующей росписью «Образ мордовочки», «Лошадка», «Гончарная посуда». | 1. Познакомить дошкольников со скульптурой малых форм, выполненной народными масте- рамики. 2. Научить детей в процессе лепки самостоятельно передавать особенность характерные особен- ности, пропорции, стиль. 3. Научить соблюдать поэтапное выполнение работы, которая будет являться залогом аккуратно выполненной работы. | 1. Перед тем как изго- глиняную игрушку мордовочки, дети рассматривают иллю- страции с её изображе- нием, разглядывают фигурку держа её в руках. 2. Выполняем наброски росписи в плоскости, соблюдая цветовую орнаментику. | 1.Рассматривание в экспозиции му- зея представлен- ные работы: «Пава», «Бара- шек», «Лошадка» «Эрзяночка» и т. 2. Организовать выставку детских лепных работ с последующей раскраской. |
Май
№ п\п | Тема | Формы и методы | Цели и задачи | Предварительная работа | Пути достижения |
1 неделя | «Этот день Победы!» | Экскурсия в Республиканский музей «Боевой славы» | 1. Воспитывать у дошкольников понятие чувства патриотизма, с должным пониманием отнестись к героизму людей прославивших наше Отечество, малую Родину. 2. Расширять познавательное раз- витие, кругозор, знание о важных исторических событиях в жизни нашей Родины. 3. Сосредоточить внимание детей на рассказ экскурсовода «Техника и оружие», рассмотреть экспонаты боевой техники. Посетить памятник посвящённый «Матери и солдату», понаблю- дать за «Вечным огнём»
| 1. В индивидуальной работе с детьми рас- сматривать в иллюст- рациях из книг: старое военное фото армейцев фронтовых писем, их содержание. 2. Рассматривание личных вещей солдат. 3. Прослушивание в муз. записи любимые песни военных лет. 4. Разучить песню «Катюша». | 1. Оформление стенда «Жизнь без войны» выставка детских рисунков. 2. Оформление фотографий о посещении музея «Боевой славы». 3. Поделиться детскими впечатлениями. |
2 неделя неделя неделя 2 неделя | «Мордовские народные подвижные игры» | Разучивание под- вижных игр, (с предметами), сюжетно – словесных на материале мордовских народных игр, развлечений. | 1. Продолжать знакомить и разучивать с дошкольниками мордовские народные игры, раз- вивать активность детей, умение самостоятельно организовывать- ся в мини-группы. 2. Постепенно вводить в сюжет- ные подвижные игры спортивное оборудование, предметы: маски, палочки, ленточки, верёвки, флажки и т.д. 3. Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила согласовывать движения, ориенти роваться в пространсве. | 1. При разучивании новых народных игр, учитываются индиви- дуальные способности и степень активности ребёнка. 2. Умение быстро ориентироваться в про- странстве: бегать, прыгать, увёртливать- ся, быстро реагировать на сигналы водящего. 3. Разучивание считалок с целью выбора ведущего. | Используемые методические источники и литература: 1. «Мы в Мордо- вии живём» - методические разработки игр и занятий с дошко- льниками - О.В.Бурляева 2. «Серебряные цепочки» - В.С.Брызжинский |
3 неделя 3 неделя 3 неделя неделя 3 неделя 4 неделя 4 неделя 4 | «Свою Республику, свой край, люби, исследуй, изучай!» | Экскурсия по достопримечательным местам города Саранска. | 1. Продолжать знакомить детей с с достопримечательностями столицы нашей Республики Мордовии города Саранска. 2. Воспитывать у дошкольников важнейшую социальную функци духовно-патриотического воспи- тания: чувство любви к своей малой Родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробужде- ние гордости за свой (пусть даже немногочисленный) мордовский народ. | 1. Просмотр видео-ролика «Мой родной мордовский край!» 2. Поездки и экскурсии целевые прогулки, специально организо- ванные занятия по изучению истории и культуры мордов- ского народа. 3.Выставки и конкурсы рисунков, чтение книг посещение библиотеки и т.д. | 1. Создание папки-раскладушки «Мы частица малой Родины» 2. Участие и показательные выступления дошкольников в праздничных, тематических программах, развлечениях, праздниках. |
4 неделя 4 неделя 4 неделя
| «Мой любимый уголок земли» | Коллективное занятие в природе высадка цветочной рассады и семян в клумбовые газоны. | 1. Формировать представления дошкольников о красоте окружа- ющей среды ближайшего окру- жения. 2. Прививать детям трудолюбие, желание наблюдать за природой, развитием и ростом растений, которые в последствии будут украшать наш участок. 3. Объяснить детям, что красота создаваемая нами радует людей, и украшает наш родной город Саранск. | 1. Весь процесс прорастания и высадки цветочных семян, произведён в коллективной и сов- местной деятельности с детьми. 2. Рассматривание фотоальбома «Солнечное лето – уголка родной земли» (прошлого лета) | 1. Наблюдение за окружающим миром, беседы о необходимости ухаживать и следить за порядком на своём участке. 2. Продолжить пополнять фотоальбом о труде детей в природе.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй
Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...
Перспективные планы по подвижным играм в средней группе для детей с ТНР, перспективный план дидактических игр по познавательно-речевому развитию
Перспективные планы...
Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе
Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе...
Перспективный план работы по развитию речи с детьми, перспективный план работы по развитию речи с родителями
перспективные планы...
перспективный план развитие речи средняя группа .Перспективный план по художественно-эстетическому развитию
перспективный план по развитию речи по программе от рождения до школы. перспетивный план по художественно-эстетичнескому развитию по программе от рождения до школы средняя группа...
Перспективный план работы по пожарной безопасности во второй младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности.
Перспективный план работы по пожарной безопасности во второй младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности....
Перспективный план по работе с родителями Группы раннего возраста 1-3года На 2021-2022учебный год.Перспективный план по работе с родителями Группы раннего возраста 1-3года На 2021-2022учебный год.
Сентябрь1. Консультативная деятельность для вновь поступающих детей. Наглядная педагогическая пропаганда.Режим дня.«Адаптация»- что это такое? 2....