проект "Сказки листовичка"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

познавательный проект "Сказки листовичка" для детей среднего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_skazki_listovichka.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 269»

Познавательный проект

«Сказки листовичка Шур-Шура»

                                                                            Подготовлен и проведен

                                                                            Погореловой М.Л.

                                                                             - воспитателем первой                        

                                                                            квалификационной категории

2011 г.

Актуальность темы:

Вопросам развития познавательной деятельности дошкольников в последнее время уделяется особенное внимание. Современные исследования педагогов и психологов, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста, показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован процесс обучения, передачи детям знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе – от позиции самого ребёнка, его активности.

Что же мы вкладываем в понятие «активность», «познавательная активность»?

В статьях словарей, энциклопедий «активность» чаще всего раскрывается через понятие «деятельность», деятельность – через активность. Личность формируется и развивается в процессе деятельности, в зависимости от отношения личности к деятельности активность может иметь разные уровни, разный характер.

Активность – это черта личности, которая проявляется в отношении человека к деятельности: состояние готовности, стремления к самостоятельной деятельности, качестве её осуществления, выбор оптимальных путей для достижения поставленной цели.

Проблема:

С одной стороны, у детей дошкольного возраста имеется высокий потенциал для развития познавательной активности, с другой – ребёнок часто испытывает затруднения в восприятии информации, умении добывать и работать с ней.

Цель: развитие познавательной активности детей среднего возраста, через рассказывание сказок о природе.

Задачи: 

  1. Дать детям познавательную информацию, которая является содержательной основой сказок.

  1. Познакомить детей с вымышленным персонажем (листовичок Шур - Шур), через которого дети получают новые сведения.

  1. В продуктивных видах деятельности и ручном труде вызывать у детей желание оказывать помощь листовичку, поддерживать выдумки детей и способствовать их практической реализации.

  1. Формировать у детей умение слушать, при чтении познавательных сказок, отвечать на вопросы и задавать их, участвовать в коллективном разговоре.

  1. Вызывать у детей любовь, интерес, положительное отношение к героям сказок.

Вывод: познавательная сказка, как одна из форм передачи информации детям. Особенность сказок заключается в том, что все проблемы, события и приключения героев связаны с познанием реальных предметов и явлений нашего большого мира, ребёнок сопереживает герою, сам проникается интересом к описываемым событиям, тем самым эффективнее усваивает всё, что с ним связано. 

1 этап.   «Осень»

Направление работы


Педагог





Родители




Дети средней группы





Педагог




Дети средней группы





Педагог




Дети средней группы

Содержание

деятельности


Знакомство с Листовичком Шур – Шуром.




Внесение в группу домика Листовичка



Продуктивная деятельность (конструирование «Друзья Листовичка»)



Рассказывание сказок от Листовичка




Продуктивная деятельность (лепка «Драгоценные камушки для Листовичков»)




Рассказывание сказок от Листовичка.



Продуктивная деятельность (конструирование «Мебель для Листовичка»)

Номер сказки



       №1













 


№2,  №3








 


№4,  №5

Сроки исполнения




Сентябрь 2011г.



Сентябрь 2011г.





Октябрь 2011г.






Октябрь 2011г.




Ноябрь 2011г.






Ноябрь 2011г.




Ноябрь 2011г.

2 этап.   «Зима»

Направление работы

Содержание

деятельности

Примечание

Сроки исполнения


Дети средней группы


Продуктивная деятельность (аппликация «Украсим снежинками домик Листовичка»)


Декабрь 2011г.


Педагог


Рассказывание сказок от Листовичка


№6,  №7


Декабрь 2011г.


Дети средней группы





Педагог


Продуктивная деятельность (лепка «Угощение для Листовичка»)



Рассказывание сказок от Листовичка







№7 (продолжение)

№8


Январь 2012г.





Январь 2012г.

Февраль 2012г.

Предполагаемые результаты:

- Повышение уровня познавательной активности детей, путём их заинтересованности через подаваемый материал.

- Умение задавать вопросы взрослым, обсуждать полученную информацию со взрослыми и сверстниками.

- Умение сопереживать герою и желание действовать для него.

        

                                                                                                                Приложение

Сказка № 1.                  Сказка о листовичке Шур - Шуре.

Эта история про маленького, а вернее совсем крошечного человечка. Больше всего на свете этот человечек любит деревья и кусты, потому что они такие огромные и сильные, такие разные и красивые.

Деревья и кусты кормят человечка своими плодами и ягодами, а листьями согревают и укрывают от дождя. За любовь и привязанность к деревьям и листьям маленького человечка прозвали листовичком.

Всё лето листовички живут на деревьях и густой листве. Они боятся спускаться вниз – вдруг заблудятся в густой траве и потеряются. А теряться листовичкам, ой как не хочется, потому что все они разные. Каждый листовичок может жить только на определённом дереве и питаться только его плодами или ягодами. И имена листовичков похожи на названия деревьев, на которых они живут. Так, дубовички живут на дубе, березовички живут на…, кленовички живут на…, яблоневички живут на…(дети продолжают отвечать) и т. д.

Только осенью, когда вянет трава и маленькие листовички не боятся в ней заблудиться, они спускаются на землю вместе с падающими листьями. Зацепится маленький листовичок за листочек и, как на парашюте, спускается вниз.

А на земле и раздолье листовичкам, и веселье. Засиделись они за лето на деревьях. Шур – шур – шур,  шур – шур – шур – слышно то тут, то там. Это листовички бегают среди опавшей листвы и переговариваются. Вот по этому нашего листовичка так и назвали – Шур - шур.

          А на земле листовички живут до глубокой осени. Как только листья начинают увядать и морщиться и из красных, ярких, жёлтых, оранжевых превращаются в коричневые, блеклые, невзрачные, листовички начинают готовиться к земле. Строят себе небольшие домики из листьев, шишек, ягод, из всего, что найдут в лесу. Вот в таком домике у нас в группе будет жить листовичёк Шур - Шур. Он будет приходить к нам в гости и рассказывать свои интересные истории.

Сказка №2

История о том,

как листовичок Шур – шур узнаёт кое - что интересное из жизни дождевых червей.

     

      С наступлением холодов все листовички ушли под землю: через щёлочки, дырочки, норки и другие отверстия в земле. И только маленький Шур – шур оставался наверху – он не хотел уходить, ведь кругом было так интересно… и вообще ему хотелось побегать, побаловаться, поиграть.

      Но однажды листовичок оглянулся вокруг, прислушался… и понял, что стался один. А так как Шур – шур был ещё очень маленьким, он не знал, как листовички спускаются под землю. Малышу было очень холодно и голодно; он испугался, что остался совсем один и пропадает. И Шур – шур горько заплакал.

     Вдруг земля у его ног зашевелилась, и он увидел Дождевого Червяка.

     - Кто ты? И что здесь делаешь? – спросил Дождевой Червяк.

     - Я маленький листовичок Шур – шур. Я заигрался и не заметил, что все мои товарищи спрятались под землёй. Я тоже хочу туда попасть, но не знаю как.

     - Не плачь, малыш, - сказал Дожлевой Червяк. – Я тебе помогу. На твоё счастье мне пришлось подняться на землю. Дождь совсем залил все мои ходы под землёй, затопил все мои норки. Во время таких наводнений мы, дождевые червяки, выбираемся наверх. За это нас и прозвали дождевыми. Закончится дождь, вода уйдёт в землю и затопит все норки – ходы. Куда деваться бедным червякам? Только и спасаемя тем, что поднимаемся наверх, а потом…скорее обратно. Ведь жить на поверхности земли мы не можем. Здесь - то солнце, то ветер, то ещё что – нибудь…Бр-р-р-р! Так недолго засохнуть и погибнуть. Другое дело – жить под землёй. Там тепло, темно влажно, сытно – хорошо!.. Ну ладно, малыш, нечего зря болтать да время терять. Не ровен час опять дождь застучит Я сделаю сейчас по землёю ход, и ты легко спустишься по нему вниз.

    - Спасибо тебе, - радостно отозвался маленький листовичок. - Ты спас меня.

    - Не стоит благодарности, - сказал Дождевой Червяк. – Ведь делать под землёй ходы – наше любимое занятие. Вперёд! За мной! – воскликнул он и стал быстро исчезать под землёй, раздвигая её своим мускулистым телом. Вскоре червяк совсем исчез, а за ним остался лишь ровный, круглый ход.

      Листовичок Шур – Шур стал спускаться вниз. Ход Жождевого Червяка был тесным и тёмным, но всё же это была дорога к друзьям – товарищам. Листовичок думал о скорой встрече с ними, на душе его становилось радостно, и он смело шёл вперёд за добрым Дождевым Червяком.

Сказка №3

История об одежде для почек.

    Кончилось тёплое лето. Пришла осень с холодными дождями и ветрами. И мама – дерево обратилось к своим семенам: «Милые мои семена – дети, вы уже выросли большими и пора вам на землю спускаться, от зимы суровой прятаться». Семена – детки послушались свою маму, разлетелись в разные стороны и легли на землю. Посмотрело дерево на свои семена, - видит – холодно им на голой земле не укрытыми лежать. Тогда обратилась мама – дерево с просьбой к листьям своим: «Милые мои листики – листочки, вашем братьям – семенам помощь нужна. Холодно им на голой земле лежать. Их укрыть надо, согреть, а то придут морозы и погубят семена. Летите, листочки, скорее на землю укройте семена. А о маленьких почках я сама позабочусь».

   - «Мы с огромной        радостью поможем семенам», - ответили листья. Они упали на землю и покрыли её ярким ковром. Теперь семена не замёрзнут зимой, они будут жить и прорастут весной молоденькими деревцами.

    Пришла пора позаботиться о почках. Мама – дерево сказала им: «Милые мои малыши – почки, настало время зимнюю одежду надевать, чтобы зимой вам тепло было, чтобы вы смогли распуститься весной листьями». «Мы готовы», - ответили почки. И дерево дало им тёплую зимнюю одежду.

     Только это были не шапочки, не шубки, не валенки и не штанишки. Это были кожистые прочные чешуйки, которые защищали почки от воды, и от ветра, и от мороза. Одевшись в новую зимнюю одежду, малыши – почки поблагодарили маму – дерево: «Спасибо, дорогая мамочка, нам теперь очень тепло, и мы обязательно доживём до весны».

 

 Сказка №4

Сказка о крылатках.

    Крылатки – семена - детки клёна. Всё лето мама – клён бережно растила своих деток, грея их на солнышке и прикрывая листвой от дождя. К концу лета детки – крылатки стали большими и у каждого выросла тонкая, нежное крылышко. Крылатки висели на маме – клёне и тихо – тихо переговаривались между собой. Они мечтали и строили планы на будущее.

     «Я полечу вон к той веранде, - говорила одна крылатка, - где нет ни одного дерева. Там я буду жить, расти, и всем радость нести».

     «А я, - мечтала другая крылатка, - хочу жить около скамейки. Выросту большим клёном, люди будут сидеть на скамейке, и любоваться мною.  А я в жару их от солнца своей пышной листвой укрывать буду…»

     Наступила осень. Мама – клён говорит своим деткам – крылаткам: «Детки мои милые, скоро настанут для нас тяжёлые, холодные дни. Летите вы скорее на землю вместе с братьями – листьями. Лягте вы на землю плотнее. Прикройтесь опавшей листвой. А придёт зима, накроет вас снегом пушистым. Будет ещё теплее. Так вы зиму и перезимуете. А весной вас солнышко пригреет, снежок растает. Вот тут вы время зря не теряйте, а скорее прорастайте. И вырастут из вас новые клёны».

      Послушные у мамы – клёны детки – крылатки. Дунул ветер, и полетели они в разные стороны…замахали маме – клёну на прощание своими крылышками.

 

 Сказка   № 5

История, в которой Мышонок

хвастается перед ласточкой, а также узнает, кто такая птица-мышь.

   Однажды Мышонок сидел у входа в свою норку, грелся на солнышке и наблюдал, как Ласточка брала землю с краев лужи для постройки своего гнезда.

Когда Ласточка в очередной раз прилетела к луже, Мышонок решил поговорить с ней.

   -Эй, Ласточка, что ты все суетишься? Сядь и отдохни, - сказал мышонок.

   -Некогда мне, гнездо надо строить, - ответила ласточка, но все же присела рядом с Мышонком.

   -Послушай, Ласточка,- продолжал разговор Мышонок,- смотрю я на тебя и думаю, птицей быть - хорошо, но мышью - лучше. Живем мы мыши на одном месте, в теплые края по осени не убегаем. Кормимся на соседних полях. Правда, люди на нас ругаются, грызунами называют, вредителями, но мы на них не в обиде… А шубки у нас, мышей, такие замечательные, серо-бурые, теплые. А хвосты просто чудо - длинные, тонкие. Маленькие мы, а какие шустрые, и ловкие, и цепкие…

   Мышонок еще, наверное, долго бы похвалялся, но Ласточке надоело это слушать.

  -Эх ты, маленький хвастунишка,- Сказала она Мышонку. Есть и среди нас такие птицы, которые на вас, мышей, похожи. Их так и называют - птицы-мыши.

  -Не может быть! – воскликнул Мышонок.- Пусть прилетят к нам, я хочу посмотреть на них!

   Ласточка рассмеялась: «Ты же только что хвастался, что по осени в теплые края не убегаешь. Вот и птицы-мыши тоже по осени никуда не убегают».

  -Ласточка, а где их родина? Ты там была? Ты видела их? Расскажи, какие они, птицы-мыши? Почему их так назвали?- стал расспрашивать Мышонок.

   

 И добрая ласточка рассказала ему следующее:

  -Птицы-мыши живут в далекой жаркой Африке. Это маленькие птички, ростом не больше воробья. Окраска их перышек неяркая, серо-бурого цвета. На голове у птицы-мыши есть хохолок. А самое главное -у нее есть очень длинный хвост. Эти маленькие птички не перелетают с ветки на ветку, они лазают по стволам и веткам по - мышиному – очень быстро и ловко.

   -А что едят птицы-мыши? Зернышки? – спросил Мышонок.

   -Едят они фрукты, но очень любят лакомиться почками, бутонами, цветами и свежими побегами растений. За это люди в Африке тоже сердятся на них, называют вредителями. Правда, птицы-мыши еще охотятся за насекомыми, а иногда разоряют гнезда небольших птиц,- закончила свой рассказ Ласточка, распрощалась с Мышонком и улетела.

    Мышонок еще некоторое время посидел около своей норки, удивляясь услышанному рассказу. А затем он юркнул в норку и побежал к своим друзьям-мышатам, чтобы рассказать им об удивительных птицах-мышах.

                                                                                 

 Сказка  № 6

История о том,  с кем дружит ель в лесу?

Листовичёк Шур – Шур очень озабочен гибелью многих ёлочек в лесу. Он рассказывает о роли елей в лесу.

Ель – замечательное дерево: к началу зимы поспевают её семена, и около ели всю зиму кормятся дятлы, клесты, синицы, белки, лесные мыши, под ветвями укрываются от холода зайцы. Перед Новым годом много елей вырубаются, и вскоре, засохшие, они валяются повсюду. Многие люди, чтобы не губить живые деревья, стали украшать искусственные ёлки; они тоже красивые, не осыпаются.

По ходу рассказа воспитатель показывает картинки животных, вместе с гостем выясняет, у кого есть дома искусственная ёлочка, и читает стихотворение И. Токмаковой «Хороший подарок».

Ирина Токмакова.  

                     «Хороший подарок».

                Мне елку купили! Мне елку купили!
               В лесу на опушке ее не рубили.
               А сделали елку на добром заводе
               Хорошие дяди, веселые тети.
               Скорей приходите, скорей поглядите
               На елку из тонких серебряных нитей:
               Вся в хвое мохнатой, блестящей и пышной,
               Задень - и она зазвенит еле слышно.
               А елка лесная осталась живая,
               Стоит на опушке,
               Макушкой кивая. Кому? Никому!
               Просто — ветру, метели,
               Такой же красивой неспиленной ели!

Далее воспитатель приглашает Старичка – лесовичка на новогодний праздник в группу: будет украшена искусственная ёлочка для кукол и других игрушек.

                   

Сказка  №7

История листовичка о том, как подготовились к зиме лесные звери.

      Расширить представления детей о том, как каждое лесное животное по - своему приготовилось к зиме: у лисы и волка отросла густая, тёплая шерсть, у белки и зайца шерсть поменяла цвет; ёж, медведь впали в спячку; белка сделала запасы грибов, лесных орехов. Воспитывать интерес к лесным животным, сочувствие к ним: зима – самое трудное время для диких животных.

     

      Старичок – листовичок не только рассказывает, как приготовились лесные звери к зиме, но и задаёт детям вопросы, загадывает загадки, показывает принесённые веточки деревьев, листья, плоды, заготовленные в прок грибы, ягоды, орехи.

     (продолжение)

История листовичка о том,  как зимуют домашние животные?

    Расширить представление детей о том, что человек в сельской местности, готовясь к зиме, заботится не только о себе, но и о своих домашних животных: запасает корм (сено, зерно, овощи, картофель), утепляет жилище для них.

    Сформировать обобщенное представление о домашних животных по следующим признакам: живут вместе с человеком, не боятся его, приносят пользу; человек заботится о них.

 

 В гости к детям приходит сельская жительница, или дети получают посылку, письмо. Первые вопросы детям: зима для домашних животных – трудное время или нет? Животные готовятся к зиме так же, как и лесные животные, или не готовятся совсем? Рассказ начинается только после высказывания детьми предположений.

   В ходе рассказа следует опираться на знания детей, полученные во время встречи со старичком -устанавливать различия в образе жизни диких и домашних животных и в отношении человека к ним. В результате у детей будет формироваться обобщенное представление о диких животных на основе следующих признаков: живут в лесу, сами находят себе пищу, жилье, спасаются от врагов, боятся человека.

                                                                                     

Сказка №8

История, в которой маленький Шур – Шур

встречает прекрасную незнакомку, а также постигает свойства воды.

   

       К концу зимы у Мышонка кончились запасы зерна, и он был вынужден выходить на поверхность земли в поисках пищи. Такие походы очень опасны, ведь хитрые лисы только и ждали этого и ловили невнимательных, нерасторопных мышей.

      Каждый раз, когда мышонок уходил за едой, маленький Шур – Шур очень переживал за своего друга. Сколько раз он предлагал мышонку пойти вместо него. Но каждый раз мышонок отговаривал листовичка: «Там, наверху, очень холодно, ты замерзнешь, погибнешь. А у меня есть тёплая шуба. Не беспокойся, Шур – Шур, я обещаю тебе, что буду очень внимателен и не попадусь в лапы к лисе».

       Однажды Мышонок задержался дольше обычного (заболтался с соседкой – мышью), а листовичок очень беспокоился его отсутствием. Он пошёл по следам своего друга Мышонка и вышел к тому месту, где начинался подземный ход.

      Яркое зимнее солнце ослепило маленького листовичка. Он поставил солнечным лучам свои маленькие ладошки, но солнце не грело и не ласкало их (как это бывало летом). Шур – Шур хотел расстроиться, но, оглядевшись вокруг, забыл это сделать.

      Маленький листовичок увидел зимний лес! Он его не узнал! Шур – Шур видел его зелёным – летом, жёлтым и красным – осенью, но белым не видел никогда! Это было просто восхитительно! Всё вокруг было покрыто толстым, мягким, белым покрывалом.

Покрывало блестело и переливалось. На такую красоту можно было смотреть очень долго.

      Но вдруг листовичок услышал какой – то тихий, нежный звон, и к ногам его скатилось что–то. Это что–то было удивительной красоты: прозрачное, с лёгкой голубизной, солнце искрилось и сияло в сложных переплетениях его рисунка.

      Это была маленькая снежинка. Но откуда листовичку Шур – Шур было знать об этом, если он раньше никогда снежинок не видел?

      -Кто ты, о прекрасная незнакомка? – обратился листовичок к снежинке. Но она молчала.

      -Как звать тебя, прекрасная незнакомка? – снова позвал листовичок, и снова ответом было молчание.

       Шур – Шур робко протянул к снежинке руку и коснулся её. Прекрасная незнакомка была очень холодная!

       «Бедняжка, она замёрзла и не может даже говорить!» - подумал листовичок и решил спасти снежинку. Он схватил снежинку обеими руками, прижал к себе и со всех ног бросился по подземному ходу, где было тепло. Шур – Шур бежал и всю дорогу приговаривал: «Сейчас, сейчас, милая, прекрасная незнакомка, потерпи немного, сейчас тебе станет теплее».

         Когда листовичок отбежал достаточно глубоко, он остановился и посмотрел на свою прекрасную незнакомку, но она по – прежнему была холодной и молчала. Тогда Шур – Шур стал согревать снежинку тёплым дыханием.

         И вдруг, к своему великому изумлению, он увидел, что его прекрасная незнакомка начала исчезать – исчезать – исчезать, и в руках у листовичка осталась только капелька воды. «Где ты? Что с тобой случилось?» - воскликнул Шур – Шур и расплакался.

        Именно в этот момент к нему подбежал Мышонок «Почему ты плачешь?» - спросил он. И листовичок всё рассказал своему другу.

        - Не печалься, Шур – Шур, - стал успокаивать его Мышонок. – Твою прекрасную незнакомку звали снежинка. Она и её сёстры, такие же снежинки, появляются только зимой. Они дружно слетают из снеговых туч на землю и устилают её тёплым и белым покрывалом. Но сами снежинки холодные. Ведь каждая из них – это крошечный резной кусочек льда.

       -А что такое лёд? – спросил Шур – Шур, который перестал плакать и внимательно слушал Мышонка.

       - Лёд – это застывшая на морозе вода. Поэтому, если лёд растопить, он снова становится водой, - пояснил Мышонок.

       - Мышонок, но я ведь погубил эту снежинку! – всхлипнул листовичок.

       - Ну что ты! – успокоил его Мышонок. Ты не погубил её, а превратил в капельку воды и напоил землю, деревья, кусты, цветы.

       Шур – Шур, отпусти свою прекрасную незнакомку, - предложил Мышонок.

       Маленький листовичок разжал ладони. Прозрачная капелька воды упала и мгновенно ушла в землю. А до Мышонка и малыша Шур – Шур, как лёгкий ветерок донеслось: «Спасибо!»

       

                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия ручным трудом для средней группы детского сада "Домик для листовичка"

Познакомить детей с дизайнерской деятельностью по декоративному оформлению интерьера домика сказочных героев....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФЭМП С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДЕТСКОГО КАЛЕНДАРЯ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ С ЛИСТОВИЧКАМИ В МАТЕМАТИЧЕСКУЮ СТРАНУ «ПОИГРАЙ-КА»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФЭМП С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДЕТСКОГО КАЛЕНДАРЯ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ С ЛИСТОВИЧКАМИ В МАТЕМАТИЧЕСКУЮ СТРАНУ «ПОИГРАЙ-КА»...

Сюжетно игровое физкультурное занятие "Листовичок в гостях у деток"

Листовичок в гостях у деток Образовательная деятельность вторая младшая группа (физическая культура) Инструктор физической культуры высшей квалификационной категории Артюхина М.В МБДОУ №7 «Чебур...

Интегрированная образовательная деятельность во второй младшей группе "Листовичок в гостях у деток"

Интегрированная образовательная деятельность во второй младшей группе «Листовичок в гостях у деток»...

Конспект итогового занятия по математике в средней группе "В гости к Листовичку"

Программное содержание:Цель: Закрепить знания детей по формированию элементарных математических представлений....