Современные программы по экологическому воспитанию дошкольников
книга по окружающему миру по теме
Авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Современные программы по экологическому воспитанию дошкольников
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей седой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.
В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников.
Программа А. Вересова "Мы земляне" имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.
Программа Е. Рылеевой "Открой себя" создана на основе авторской концепции, предполагающей индивидуализацию личностного развития ребенка. Программа предусматривает развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры, начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий "Мир нерукотворный".
Н. А. Авдеевой и Г. Б. Степановой создана программа экологического образования и воспитания старших дошкольников "Жизнь вокруг нас" .Дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе.
Программа "Паутинка" Ж. Л. Васякиной-Новиковой развивает в детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как к жителю Земли. У детей формируется представление о мире по четырем параметрам: "где я живу" (окружающая среда), "как я живу" (поведение и ответственность), "с кем я живу" (соседи по планете, взаимосвязь с ними), "когда я живу" (взаимодействие во времени).
Творческий поиск педагогов и психологов в целом ряде программ направлен на развитие в детях эстетического отношения к природе и окружающему миру.
Программа В. И. и С. Г. Ашиковых " Семицветик " нацелена на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности.
Программа Т. А. Копцевой "Природа и художник" сочетает в себе формирование у детей 4-6 лет представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности.
Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы.
Вывод: с учетом возрастных особенностей в процессе подготовки экологических программ принято отделять дошкольников (то есть детей моложе 6 лет) от младших школьников. Однако, большинство программ, как указывают сами авторы, можно использовать и для тех, и для других.
Психовозрастные особенности дошкольников и младших школьников наилучшим образом учтены в программах, автором которых является Н.А. Рыжова. Среди ее разработок прежде всего необходимо отметить учебно-методический комплект “Невидимые ниточки природы”, изданный в 1995 году.
Данная разработка, по словам ее автора, представляет собой программу общего экологического образования детей. Она рекомендована к использованию Министерством образования России. Программа состоит из 9 комплектов карточек (по одной карточке большого формата для педагогов и по 10-12 малого - для ребят). К ним прилагается текстовое методическое пособие, в котором в весьма доступной форме даются пояснения к работе с карточками по различным темам.
Темы для обучения выбраны автором в соответствии с общепринятым представлением о том, что должны знать дети на начальном этапе знакомства с природной средой и ее обитателями. Всего таких тем три:
-взаимосвязи живых организмов с окружающей средой (подтемы “Одуванчик” и “Лягушка”);
-взаимоотношения живых организмов друг с другом (подтемы “Дуб и сосна” и “Удивительная пирамида”);
-сообщества живых организмов (подтема “Лесной дом” и экологическая сказка “Как медведь пень потерял”).
Для примера приведем краткое описание подтемы “Лягушка”, направленной на решение ряда простых задач: как развивается организм от икринки до взрослой лягушки, какова связь лягушки с экологическими факторами и другими организмами, как изменяется жизнь лягушки по сезонам года и каким образом она приспосабливается к жизни в окружающей ее природной среде. Для проведения занятий используется комплект из 12 карточек: икра лягушки, стадии развития головастика, взрослая лягушка, озеро, прибрежные заросли, комар, паук, стрекоза, аист и др. Далее предлагается несколько вариантов использования карточек. Каждому из них соответствует своя цель и соответственно свой ход проведения занятий.
Подготовительная группа:
Из предлагаемых в данном случае четырех вариантов рассмотрим последний - приспособление лягушки к условиям окружающей среды и образу жизни. Самое первое, на что при этом обращается внимание детей, - защитная окраска лягушки. Для большей наглядности зеленая с пятнами лягушка (предварительно вырезанная по контуру из соответствующей карточки) кладется то на карточку с рисунком водоема, то - береговых зарослей. Ядовитые лягушки имеют, как правило, не маскирующую, а, наоборот, отпугивающую окраску. В этом случае используется уже другая карточка - с ярко-красной лягушкой. Все это действо (совмещение разных лягушек с их различными местообитаниями) сопровождается пояснениями учителя с вопросами: кто из ребят, когда и где видел что-либо подобное и зачем это вообще лягушке надо - прятаться или, наоборот, выставляться.
Однако какого бы цвета лягушка ни была, она все равно беззащитна. И задача педагога пробудить чувство любви к этим удивительным творениям природы.
Не менее интересны, увлекательны, наглядны и другие темы. Помимо описанной выше методики обучения при помощи карточек, дети узнают много нового о природе вообще, о знакомых на вид, но незнакомых по сути растениях (пролеска сибирская, хохлатка Маршалла, копытень европейский и др.) и животных (белка, сойка, дятел и др.). О жуках, гусеницах и грибах. Далеко не каждый, не только ребенок, но и взрослый, знает, например, что рога у красавца жука-оленя - это на самом деле не рога вовсе, а сильно разросшиеся челюсти. И что грибы нужны не только нам как продукты питания, но и лесу как его “санитары” - они помогают перерабатывать остатки растений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к экологическому воспитанию дошкольников
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого н...
«МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР» «Современный подход к экологическому воспитанию дошкольников в свете ФГОС»
...
Выступление на муниципальном семинаре. Презентация "Современный подход к экологическому воспитанию дошкольников в свете ФГОС." Участие во Всероссийском конкурсе "Радуга открытий". Диплом lll степени.
Цель: воспитание современного, экологически грамотного, социально – активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды....
Современный подход к экологическому воспитанию дошкольников в свете ФГОС.
Формирование экологической культуры личности – сложный и длительный процесс. Необходимо научить детей экологически целесообразному образу жизни. Работа в этом направлении должна начинаться уже с...
Использование современных технологий в экологическом воспитании дошкольников
За многие тысячелетия экология планеты пошатнулась. Люди просто не смогли спасти свое общее жилище от загрязнения окружающей среды. Леса вырубаются, фабрики и заводы сбрасывают отходы в водоёмы и в ат...
Современные подходы в экологическом воспитании дошкольников.
Одним из приоритетных направлений в работе с детьми является экологическое воспитание. И этот выбор не случаен. В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы...
Современные технологии в экологическом воспитании дошкольников.
quot;Человек стал человеком только тогда, когачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возда ув...