Современные подходы в экологическом воспитании дошкольников.
статья по окружающему миру
Одним из приоритетных направлений в работе с детьми является экологическое воспитание. И этот выбор не случаен. В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области ты не специализировался.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ilyushechkina_statya.docx | 18.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные подходы в экологическом воспитании дошкольников.
Илюшечкина Анастасия Олеговна
Воспитатель
МБДОУ №17 Кстовский район
Нижегородская область
Одним из приоритетных направлений в работе с детьми является экологическое воспитание. И этот выбор не случаен. В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области ты не специализировался. На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, все это обуславливается низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые. А ведь в настоящее время, когда ухудшающее состояние окружающей среды носит угрожающий характер, необходимо предпринимать все возможные шаги к тому, чтобы каждый человек осознал свою непрерывную связь с природой, понял необходимость ее сохранения для будущих поколений.
« Экологическое воспитание» - направление в педагогике дошкольников. Цель экологического воспитания – становление у детей научно – познавательного, эмоционально – нравственного, практически – деятельного отношения к окружающей среде и своему здоровью.
С точки зрения экологического воспитания крайне важно сформировать у ребенка бережное отношение ко всем живым существам без исключения, независимо от того, нравится оно ему или нет. В дальнейшем эти знания помогут детям понять конкретные ситуации в поведении животных, состояние растений, правильно оценивать их и адекватно на них реагировать. Осознанный характер отношения проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, самостоятельно или вместе с взрослыми, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.(1)
Наша цель на примере экосистем (лес, луг, водоем, степь и др.) – показать ребенку, что любой организм включен в сложную цепь природных взаимосвязей и его потеря может вызвать непредсказуемые последствия. Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами детской деятельности, которые могут служить критерием оценки уровня экологического воспитания. Это самостоятельные наблюдения, опыты, рассказы о своих переживаниях и впечатлениях, воплощение их в различной деятельности ( в игре, рисунке) и в самостоятельной активность детей (разные виды игр)экспериментирование; уход за растениями, работа с литературой, энциклопедиями; коллекционирование; изготовление моделей, книжек – самоделок, поделок из природного материала, цветочных композиций; театрализованная деятельность.
Непосредственные подходы к экологизации.
- экскурсии;
- занятия;
- наблюдение за животными и растениями (распознающее – за одним объектом, сравнительное – с использованием раздаточного материала, наблюдение за изменением и развитием);
- изобразительная деятельность экологической тематики;
-ознакомление с трудом взрослых в природе;
-обучение детей труду по уходу за растениями;
- развитие речи (составление рассказов о природных явлениях и объектах, придумывание экологических сказок, этические беседы);
- формирование обобщающих представлений о природе (беседы с использованием моделей, занятия в форме дидактической игры);
Совместная деятельность педагога и детей:
- наблюдения в уголке природы, на прогулке, у окна;
- целевые прогулки в природу;
- игры (дидактические, интеллектуальные, сюжетные, подвижные);
- рассказ педагога, чтение детской художественной литературы;
- беседы с детьми на экологические темы по их интересам;
- сбор коллекций семян, камней, осенних листьев;
- опыты, поисковая деятельность;
- труд в уголке природы и на участке;
- просмотр видеофильмов;
- работа с моделями;
- ведение календарей природы;
- создание книг – самоделок;
- экологические досуги и праздники.(2)
Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек все активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.
Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы ее преобразования, усвоения социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.(3)
Литература:
1.Парциальная программа «Юный эколог». Ознакомление дошкольников с миром природы.- Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. -6с.
2.Программа экологического образования дошкольников «Наш дом — природа». — Тамбов: ИПКРО, 1994. — 7с.
3.Что такое экология. Методическое пособие для воспитателей детских садов. - Тамбов: ИПКРО, 1993 .-53с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по проблеме «Современные подходы в экологическом воспитании в ДОУ»
обобщени опыты работы по экологическому воспитанию на творческом отчете ДОУ по экоглогии...
Современные подходы к экологическому воспитанию дошкольников
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого н...
«МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР» «Современный подход к экологическому воспитанию дошкольников в свете ФГОС»
...
Современный подход к экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
Без сомнения, и раньше с помощью обычных иллюстрированных картинок и бесед педагоги формировали все те качества и знания, что и сейчас, с помощью современных технологий. Но, согласитесь, просто посмот...
Выступление на муниципальном семинаре. Презентация "Современный подход к экологическому воспитанию дошкольников в свете ФГОС." Участие во Всероссийском конкурсе "Радуга открытий". Диплом lll степени.
Цель: воспитание современного, экологически грамотного, социально – активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды....
Современный подход к экологическому воспитанию дошкольников в свете ФГОС.
Формирование экологической культуры личности – сложный и длительный процесс. Необходимо научить детей экологически целесообразному образу жизни. Работа в этом направлении должна начинаться уже с...
«Современный подход к экологическому воспитанию дошкольников в рамках ФГОС ДО» Образовательная деятельность с детьми средней группы «Воздухоискатели»
laquo;Современный подход к экологическому воспитаниюдошкольников в рамках ФГОС ДО»Образовательная деятельность с детьми средней группы «Воздухоискатели»...