Конспект занятия познавательного характера с элементами экспериментирования "История одной капельки"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Данное занятие способствует творческой исследовательской активности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_odnoy_kapelki.docx | 34.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель занятия. Уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и жизни организмов. Учить понимать необходимость бережного отношения к воде, как к природному ресурсу. Закрепить знания детей о различных явлениях природы и состоянии воды в окружающей среде ( дождь, снег, роса). Способствовать развитию простейшей исследовательской деятельности: формировать умение выдвигать гипотезы, искать ответы, делать выводы. Содействовать развитию творческой исследовательской активности детей. Активизация словаря: круговорот воды в природе, географическая карта.
Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социлизация», «Безопасность».
Предварительная работа. Беседы о воде как природном ресурсе, экспериментирование с водой, загадывание загадок, рассматривание глобуса.
Оборудование. Глобус, географическая карта схема круговорота воды в природе, оборудование для опытов, яркие картинки, «капелька».
Ход занятия.
Дети сидят полукругом на ковре.
Ребята, сегодня в гости к нам пришла «Капелька» и она предлагает нам отправиться в небольшое путешествие (показываю глобус). Вы уже знаете, что это…( глобус). Глобус- это модель земного шара, если смотреть из космоса, то так выглядит наша Земля. А теперь посмотрите на карту мира. Что на карте изображено голубым цветом? (моря, океаны) . Вода занимает 3 4 части Земли. Только благодаря такому количеству воды на планете возможна жизнь. Вода большая труженица и помощница человека. Кому же нужна вода? (человеку, животным, растениям, рыбам). Может ли человек прожить без воды? А растения? ( они сразу погибнут). Как люди используют воду в быту? (пьют, варят еду, стирают и т.д). Можно ли пить воду из моря и океана и почему? Какую воду можно пить? ( пресную). Каждый день мы пользуемся водой из крана, а она все течет из крана и не кончается. Откуда же она берется? ( из подземного озера, люди ее выкачивают насосом и мы ею пользуемся ).
Давайте поиграем в игру « Что было бы, если бы не было воды»:
- земля была бы сухая;
- не выросли бы растения;
-не было бы животных, насекомых, рыб; не было бы жизни на Земле. В народе существует много пословиц и поговорок о воде. Давайте вспомним их. Я буду начинать, а вы заканчивать.
1.Вода и мельницу … (ломает).
2.Дождь прибивает, а солнышко (поднимает).
3.Каждая река к морю… (тянется).
4. Рыбки гуляют только в воде, и не гуляют…(нигде).
А сейчас я загадаю вам загадки, а вы отгадайте, во что может превращаться волшебница - вода.
- Что за звездочки такие на пальто и на платке, все сквозные, вырезные, а возьмешь - вода в руке. (снежинка)
- Утром бусы засверкали – всю траву собой заткали, а пошли искать их днем – ищем, ищем не найдем. ( роса).
- – Говорю я брату: « Ох, с неба сыплется горох,
Вот чудак,- ответил брат, твой горох – ведь это…(град).
4.В огне не горит, в воде не тонет ( лед).
5.На дворе – горой, а в избе – водой (снег).
6.Много этого добра возле нашего двора, а рукою не возьмешь, и домой не принесешь ( туман).
7.Серебристой бахромой на ветвях висит зимой, а весною на весу превращается в росу (иней).
Загадывание загадок сопровождается показом иллюстраций.
Итог. Видите ребята, вода – волшебница, она умеет превращаться в туман, иней, лед, дождь, град, росу, снег.
.
Вставайте ребята в круг, наша гостья «Капелька» хочет поиграть с нами. Представьте себе, что вы все капельки, а я – мама Тучка.
Игра «Ходят капельки по кругу».
- Идите, капельки, отдохните, а потом быстро к маме – Тучке бегите.
Капельки прыгают по земле, скучно им стало прыгать поодиночке. Собрались они все вместе и поплыли веселым ручейком (по два человека), встретились ручейки и стали большой рекой (в одну цепочку). Текла – текла речка и попала в море (двигаемся по кругу). Плавали- плавали капельки и вспомнили, что их ждет мама - Тучка. Тут выглянуло солнышко, пригрело их своими лучами, потянулись капельки к солнышку – и вернулись к маме - Тучке.
Дети садятся на стулья, обращаю их внимание на картинку , говорю ,что таким образом и происходит круговорот воды в природе.
Чтобы узнать о воде как можно больше, давайте перейдем в нашу лабораторию и узнаем, какими чудесными свойствами обладает вода.
Вспомним правила безопасного поведения при экспериментировании.
1.Не толкай соседа во время работы.
2.Внимательно выслушай, а потом выполняй опыт.
3.После каждого опыта за собой убери и на место положи.
Опыт 1.
Возьмите стакан с водой и понюхайте ее.
Имеет ли вода запах?
Вывод: вода не пахнет.
Опыт 2.
Возьмите глоток воды в рот. Есть ли у нее вкус?
Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт 3.
Возьмите пустой стакан и аккуратно перелейте воду из одного стакана в другой. Что происходит? Вода льется. Почему? Потому что она жидкая.
Вывод: вода жидкая, может течь.
Опыт 4.
Опустите в каждый стакан ложку. Добавляю туда соль и сахар, прошу детей размешать и попробовать воду с ложки. Что произошло?
Вывод: вода является растворителем некоторых веществ.
Опыт 5.
Возьмите с подноса стакан с молоком и стакан с водой, положите в них ложки. В каком из стаканов она видна, почему?
Вывод: вода прозрачная, а молоко - нет.
Опыт 6.
Сейчас мы попробуем удержать воду ( наливаю в ладошки детям воду из чайника). Как бы дети не старались удержать ее, вода просачивается.
Вывод. Воду трудно удержать, она стремиться убежать. Как вы думаете, как и с помощью чего можно удержать воду?(дети высказывают предположения)
Кладу детям на ладошки льдинки, комментируя: «Превратилась в лед вода, не стремится никуда».
Вывод. Вода может находиться в разном состоянии. В каком? (жидком, твердом).
Опыт 7.
Возьмите зеркальце. Держите его в руке. Я накапаю несколько капель на поверхность зеркала. Что получилось? (маленькое озеро). Теперь легко наклоните его – речка потекла, а если наклонить зеркало сильнее, то получится водопад.
Так и в природе: если речка течет с гор, то течет быстро. Если по равнине - медленно.
Садимся на ковре.
Читаем стихотворение о воде:
Вы слыхали о воде? Говорят она везде,
В луже, в море, в океане, и в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает,
На плите у нас кипит, паром чайника шипит,
Без нее нам не умыться, не поесть и не попить,
Смею вам я доложить – без воды нам не прожить……
Сейчас в мире воды столько же, сколько было всегда. Но на планете живет много людей, животных, и все ее используют. Мы должны беречь воду, чтобы ее хватило всем.
Сейчас я расскажу вам сказку.
«Жили – были старик со старухой у самого синего моря».
Из какой сказки эти строки? Правильно, из сказки А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке». Но дальше я продолжу рассказывать сказку на современный лад.
«Пошел старик к морю и закинул невод. Пришел невод с ржавыми банками и разбитыми склянками. Закинул он невод во второй раз – пришел невод с рваными ботинками и дырявыми шинами. Закинул старик невод в третий раз – пришел невод с золотою рыбкой. Сжалился он над рыбкой , хотел отпустить ее назад в море. Но взмолилась тут рыбка золотая, голосом молвит человечьим: «Не отпускай меня ты, старче, в море, а лучше забери меня к себе домой, и пусти в свой аквариум с чистой водой».
Вот какая печальная сказка. Какой же вывод можно извлечь из этой сказки? Да вы правы. Чистота водоемов во многом зависит от людей. Если мы с вами , и взрослые не будем ее засорять отходами, мусором, то окружающая нас среда будет чистой, и живущие в воде организмы не погибнут. А сейчас давайте вспомним правила пользования водой и бережного отношения к природе. Возьмите значок и расскажите правила пользования водой.
(закрывать кран с водой; не пускать воду сильной струей; набирать столько воды ,сколько необходимо; не засорять водоемы; принимать участие в делах, где человек помогает природе; беречь природу – значит беречь свое здоровье).
Вот этот зонтик оберегает нас от дождя в ненастную погоду. Пусть он останется для нас предметом, который будет напоминать нам о бережном отношении к природе, о правилах пользования водой. Давайте прикрепим знаки на зонтик.
Наши ребята выучили и расскажут стихи о волшебнице – воде.
1.Воздух чистый, свежий,
Дышится свободно и легко.
Но….
Не умыться, не напиться без воды,
Листику не раскрутиться без воды.
Без воды прожить не могут
Птицы, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
2.Не оставляйте открытым водопроводный кран,
А если ты забудешь - исчезнет океан.
Об этом нужно помнить, ручей не засорять
И за собою мусор стараться убирать.
3.Давайте будем вместе природе помогать.
Оберегать колодцы, в них мусор не бросать.
Ведь, даже в капле малой - есть для цветка глоток
И превратится капля в веселый ручеек!
Итог занятия.
Мне было очень интересно путешествовать с вами, играть, экспериментировать. Теперь вы знаете, что вода большая ценность в нашей жизни, ее надо беречь и охранять.
«Человек! Запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги
Мы ведь на планете не одни!»
Муниципальное казенное
дошкольное образовательное
учреждение детский сад 1»Тополек»
р.п. Екатериновка
Подготовительная группа.
Воспитатель первой квалификационной
категории Васькова О.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия познавательного цикла с элементами ТРИЗ для старшей группы "Машины на нашей улице"
...
Конспект занятия Познавательно – речевое с элементами ОТСМ – ТРИЗ Во второй младшей группе. (2-3 года)
Расширять представления о домашних животных особенностях их поведения и их питания....
Конспект занятия познавательного характера для детей 5 го года жизни. "23 Февраля"
Цель познакомить детей с военными профессиями (Летчик, танкист, ракетчик, пограничник.)...
Конспект открытого занятия познавательного характера "Как увидеть воздух?"
ЭКсперименты, опыты....
Анализ занятия познавательного характера
Анализ занятия познавательного характера...
Конспект занятия познавательного характера "Ложечка-ложка"
Конспект занятия познавательного характера "Ложечка-ложка"...
Конспект занятия познавательно речевое развитие детей через детскую исследовательскую деятельность « Путешествие капельки»
Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту...