Конспект занятия познавательно речевое развитие детей через детскую исследовательскую деятельность « Путешествие капельки»
план-конспект занятия
Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия познавательно речевое развитие детей через детскую исследовательскую деятельность « Путешествие капельки» Воспитатель: Щеголькова Зоя Алексеевна
Цели: Активизировать и обобщать словарь детей в речи существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия;
• Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель.
• Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;
• Уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ;
• Развивать навыки проведения лабораторных опытов;
• Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту
• Учить аппликативное изображение графическим способом (дорисовывать чешуйки, глаза)Предварительная работа: заучивание стихов о воде; рассматривание иллюстраций; чтение сказок, познавательной литературы о воде; за цветами (полив); совместное изготовление коллажа «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»
Задачи: Проявлению речевой активности детей, овладению умением выслушивать, не прерывая собеседника.
Оборудование и материал: Иллюстрации на тему «Вода», плакаты, капельки воды, изготовленные из бумаги, аудиозапись, колбы, вода, молоко, сахар, ложки, стакан с питьевой водой, карандаши, клей, цветная бумага, салфетки, заготовка панно «Речка».
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, для того чтобы узнать о чем сегодня пойдёт речь, отгадайте загадку:
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего, не может мама,
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без… (воды)
Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что знаем. Узнаем новое, будем рассуждать, играть
I Игровой практикум: «Мама тучка»Воспитатель: Давайте представим, что я – мама- Тучка, а вы – мои детки. Делайте всё, что я скажу.— Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки) .Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку) .Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу) .
Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама -Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчиках)
Воспитатель: Где встречается капелька воды?
Дети: В капельке дождя, ручейке, реке, океане…
В: А кто это к нам пришел? Ты кто?
Девочка: Я капелька
В: Как зовут тебя?
Дев: Меня зовут Капитошка.
В: А зачем ты к нам пришла?
Дев: Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.
В: У нас в группе? Ребята, а вы знаете, где живут сестрички-капельки? Тогда давайте покажем Капитошке, что они делают эти сестрички у нас в группе, какую пользу приносят.
Дети идут по группе и делают остановки.
1 мойка в столовой
Д: Помощнику воспитателя надо вода и много, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убираться в группе.
(приклеивают капельку)
2 уголок природы — возле растений.
Д: цветы надо поливать, они живые. Без воды засохнут, завянут – им нужна вода.
В: Правильно ребята. (приклеивают капельку)
3 туалетная комната
Д: Здесь, чтобы мы могли мыть руки, лицо, выполнять гигиенические требования (приклеивают капельку)
4 игровой уголок.
В: А здесь где вода нужна? Зачем?
Д: Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду. (приклеивают капельку)
5 У стола, где стоит кувшин с водой. (приклеивают капельку)
В: Ну вот Капитошка, сколько в нашей группе живёт сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу. Вода из большой речке течет по специальным трубам и попадает к нам в детский садик и в ваши дома – эти трубы называются водопроводными. Как называются эти трубы?
Повтори… Повтори…
Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.
Что же такое вода, какими свойствами она обладает – все это выяснить, мы попробуем в нашей лаборатории
Основная. Исследование: «Волшебная вода»
В: Прежде, чем приступить к исследованиям, послушайте правила поведения в лаборатории:
• Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.
• Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.
• Слушать воспитателя
• Внимательно следить за результатом опыта.
• Закончив наблюдение, сделать вывод.
В: Ну, что приступим (дети проходят к рабочим местам. На столах емкости, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стакан с питьевой водой)
Исследования
В: Перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
Д: Нет. Одна чистая, другая – грязная.
В: А как вы думаете, очистить грязную воду можно? Посмотрите – я для этого возьму воронку, вложу в неё листок специальной бумаги и начну пропускать грязную воду через эту воронку. Что у нас получается?
Д: Вода становится чистой.
В: А что стало с нашей бумагой?
Д: Грязная стала
В: Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки?
Д: В чистой
В: Да, только в чистой воде могут жить рыбки и лягушки.
Этот опыт провела я. А сейчас вы будете проводить свои опыты.
Сидя за столами проводят опыты – прозрачность воды.
1- Опустить в стакан с молоком мелкую игрушку видна она или нет. Затем в стакан с водой.
Вывод – Вода прозрачна.
2 -есть ли вкус у воды? Пахнет ли вода?
Вывод – не имеет запаха и без вкуса.
3-опустить кусочек сахара в воду. Растаял, растворился.
В: Где в жизни мы можем наблюдать это?
Д: За завтраком, когда кладем сахар в чай.
В: Каким становится он?
Д: Сладкий
В: Итог эксперимента – вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами:
- прозрачность
- нет запаха
- без вкуса
- растворитель.
Молодцы! Хорошо поработали. А сейчас немного отдохнём.
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА.
Пальчиковая игра «Дождик»
Дождик капнул на ладошку — правой рукой касаемся левой
На цветы – круговые движения правой рукой
И на дорожку – обе руки перед собой
Льётся, льется –ой-ой-ой! – покачивание головы
Побежали мы домой – бег на месте.
5. Гимнастика для глаз
За - За - За - берегу свои глаза. Прослеживать взглядом движения пальца
Вправо-влево.
Зу - Зу - Зу - я увидела осу. Описать в воздухе рукой большой круг.
Са - Са - Са - на носу сидит оса. Коснуться пальцем кончика носа,
Проследить взглядом.
Ай - Ай - Ай - ты глазами поморгай. Быстро поморгать глазами.
Бай - Бай - Бай - крепко глазки закрывай. Крепко зажмурить глаза.
Совместная деятельность
В: Ребята, мы с вами говорили, что только в чистой речке могут жить рыбки. У меня есть маленькая речка с чистой водой, но в ней нет рыбок. Давайте их запустим. Для этого у вас на столах есть цветная бумага, трафареты и карандаши.
Обведите рыбок, дорисуйте детали и опустите их в речку (приклеить) .
Старайтесь всё выполнить аккуратно, тогда и рыбки получатся красивыми.
Самостоятельная работа детей. Играет тихая спокойная музыка (звуки воды)
В: Молодцы дети! Какая веселая чистая речка у нас получилась и рыбки в ней все разные, красивые. Такое могли сделать только добрые дети с доброй улыбкой. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра.
- Я знаю, что некоторые ребята выучили стихотворения для нашей сегодняшней встречи. И сейчас они расскажут их нам и Капитошке.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, океане
И в водопроводном кране.
Без неё нам не умыться,
Не покушать, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Вы её в пруду найдёте
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда
Наша спутница - вода!
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда!
- Ребята, давайте ещё раз скажем Капитошке, где же у нас живут сестрички-капельки.
- Для чего нам нужна вода?
- Как нужно беречь воду?
- Ребята, Капитошка всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек. И дарит нам на память о себе волшебные капельки, которые будут поить нас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.
(Каждому ребёнку вручается капелька)
- Спасибо тебе Капитошка, и вам, ребята, спасибо за ваши знания о мойх сестричках капельках на занятии. Капитошка: Спасибо, ребята! На память о себе я дарю вам волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении (вешает каждому капельку) .
В: Ну вот, ребята, и подошло наше занятие к концу.
Итог: Дошкольники стали осознанно, активизировать и обобщать словарь детей в речи существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия; внимательнее и наблюдательнее относиться к природному богатству - воде, что отражается в их рисунках и рассказах. Считаю, что в процессе решения задач образовательной деятельности я смогла воспитать способность любить, ценить и рационально использовать природное богатство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
речевое развитие дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность
инновационный педагогический опыт...
Консультация для родителей по ОБЖ "Познавательно-речевое развитие детей через детскую исследовательскую деятельность по экологии"
«Познавательно-речевое развитие детей через детскую исследовательскую деятельность по экологии».Основными формами работы по экологическому воспитанию дошкольников являются:самостоятельное наблюдениепр...
Мастер - класс Речевое развитие дошкольников через познавательно – исследовательскую деятельность
Цель мастер – класса: передовой опыт работы педагогов с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и познавательной активности через поисково–исследовательскую деятельност...
План по самообразованию по теме «Речевое развитие дошкольников через познавательно - исследовательскую деятельность»
Данный материал расчитан на 5 лет. ...
Доклад для педагогов «Речевое развитие дошкольников через познавательно - исследовательскую деятельность»
laquo;Речевое развитие дошкольников через познавательно - исследовательскую деятельность»...
Речевое развитие дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО
Доклад в рамках РМО педагогов ДОУ...
самообразование "Речевое развитие дошкольников через позновательно - исследовательскую деятельность"
Ребенок дошкольного возраста - природный исследователь окружающего мира....