Консультация для родителей: "Психологические особенности одаренных детей"
консультация по теме

Мокроусова Ольга Анатольевна

Консультация для родителей: "Психологические особенности одаренных детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kon_d_rod_odarennost.docx39.58 КБ

Предварительный просмотр:

   

                      Консультация для родителей            

                Тема: «Психологические особенности

                                     одаренных детей».

                                                                        Подготовила воспитатель: Мокроусова О.А.

                                                                         

                      Одаренность это загадка для большинства детей, учителей и

многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей.

Однако проблема диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует.

Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи. Известны крупные исследования в области психологии творческой одаренности американцев Дж.Гилфорда, П.Торренса, Ф.Баррона, К.Тейлора. На основе идей психологов Дж.Кэррола и Б.Блума их последователями была разработана методика обучения одаренных детей. Изучением особо одаренных детей занимался Ж.Брюно.

(«Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика»).

Проблемы одаренности изучали отечественные психологи: Матюшкин А.М. в работе «Концепция творческой одаренности» и др., Шумакова Н.Б. в ряде своих работ, Чистякова Г.Д. в статье «Творческая одаренность в развитии познавательных структур», Юркевич В.С. в «Проблемах диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога".

Из истории исследования проблем одаренности.

Группа молодых ученых – Дж. Гилфорд, П. Торренс , Ф .Баррон , К. Тейлор и др.

- осуществила ряд крупных исследований , которые очертили новые границы в  психологии творческой одаренности и способствовали объединению  теоретических  исследований по психологии индивидуальных различий и практических работ по построению новых учебных программ в области дифференцированного обучения .

К началу 70–х гг .психология индивидуальных различий становится практической наукой . Исследования стремительно перемещаются в область образования . В  конце 70-х – начале 80-х развивается уже совсем новая , прикладная  область психологии – психология талантливых , но не успевающих в учебе детей , в которой изучаются причины задержек в развитии талантов в детские годы и методы оказания психологической помощи .

Работы Дж.Гилфорда показали , что к концу школы многие одаренные дети иногда испытывают тяжелые состояния депрессии , вынуждены маскировать от сверстников и взрослых свою одаренность .Одаренные дети испытывают в школе  «дискриминацию» из-за отсутствия дифференцированного обучения , из-за ориентации школы на среднего ученика , из-за излишней унификации программ.

Когнитивные методики диагностики и методики интеллектуального развития стали предметом специального теоретического и экспериментального анализа в 20-е и начале 30-х гг. в нашей стране.

В.Штерн дал следующее определение одаренности: «Умственная одаренность есть общая способность сознательно направить свое мышление на новые требования, есть общая умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни». Такая характеристика одаренности позволяла дифференцировать уровни одаренности.

Особое значение придавалось разработке и реализации методов диагностики. Наибольшую популярность приобрела система диагностики интеллектуального потенциала детей, разработанная А.Бине. Ему удалось воплотить принцип развития в очень простой и понятной характеристике – величине интеллектуального потенциала. Эта величина получила в дальнейшем название интеллектуального коэффициента (IQ) .

      История развития исследований и практики обучения одаренных детей в нашей стране прошла ряд этапов, соответствовавших социальным потребностям общества и уровню развития психологической науки . На основе диагностики познавательных процессов и оценки их уровня уже в начале столетия были предприняты попытки оценить уровни одаренности .

Проблема одаренности в советских исследованиях разрабатывалась как психология способностей, что наиболее полно и четко было отражено в работе Б.М.Теплова “Способности и одаренность”. Он указывает : “При установлении основных понятий об одаренности наиболее удобно исходить из понятия способность. Три признака как, мне кажется, всегда заключаются в понятии способность.

Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические

особенности, отличающие одного человека от другого.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные

особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности.

В-третьих, понятие способность не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека”.

Дальнейшее развитие этой проблемы осуществлялось в большей степени в психологических исследованиях творчества и творческого мышления, а также в разработке систем проблемного обучения.

Обсуждение зарубежного и отечественного опыта показывает, насколько каждой стране необходима радикальная перестройка системы обучения, которая бы позволила одаренному ребенку свободно проявлять свои особенности, развиваться в силу своего дарования как уникальной личности.

     

 

Общая характеристика творческой одаренности.

Творческий познавательный процесс, опирается на поисково-исследовательскую активность, обеспечивающую обнаружение проблем, раскрытие их сути, прогнозирование неизвестного и способов его достижения, оценку имеющихся сведений и получаемых результатов с точки зрения стоящих целей. Проверка гипотез и догадок, приводящая к преобразованию представления об исходной ситуации за счет вовлекаемого при этом нового знания, обеспечивает саморегуляцию процесса. (Г.Д.Чистякова).

Решение проблемы возникает при выявлении существенных для рассматриваемой проблемной ситуации отношений между ее элементами, но не играющих такой роли в других, привычных ситуациях, создающих барьеры прошлого опыта.  В связи с этим особое значение в творческом процессе приобретает образное представление

ситуации, опирающееся на воображение и дающее начало интуитивным догадкам и гипотезам, не осознаваемым до определенного момента решениям. Используемые воображением ассоциации и аналогии приводят к порождению новых оригинальных комбинаций и сочетаний, ложащихся в основу открытий и изобретений.

Возможность порождения множества различных идей из данного источника информации, названная Дж.Гилфордом дивергентным мышлением, рассматривается как ведущая черта творческого процесса. Из нее вытекают такие проявления творчества, как способность рассматривать проблему под разными углами, вводить ее в разные контексты. В соответствии с этим творческое мышление оценивается по гибкости и легкости порождения связанных с проблемой идей в

зависимости от разнообразия и количества этих идей.

Вместе с тем дивергентность мышления усиливает значение оценочных компонентов в творческом процессе, обеспечивающих выбор отвечающего условия задачи решения. Необходимость выбора решения приводит к такой характеристике творчества, как точность, вариантами проявления которой выступают разработанность идеи и переформулирование проблемы. Творческий результат характеризуется новизной, или оригинальностью, и соответствием поставленным

проблемой целям. Творческий процесс начинается с появления проблемы. Возможность обнаружения проблем, как и продуктивный путь их решения, зависит от внутренней мотивации личности.

Как показывают исследования в области психологии творчества, достижения творческих результатов связано с проявлением определенных свойств мышления, которые воспринимаются как характерные черты творческой личности.

Одной из ведущих черт, вслед за К.Роджерсом, признается открытость,

готовность к восприятию нового и стремление к исследованию проблемы и поиску решения. Закрытость накладывает ограничения на процесс творчества: необычные идеи отвергаются как невозможные. Открытость позволяет более полно использовать имеющуюся в распоряжении информацию, расширяя область поиска решения. Она связана также с гибкостью мышления, обеспечивающей свободу в переносе опыта и знаний в новые ситуации. Важной чертой является возможность действовать в условиях неопределенности.

Гипотезам и догадкам присуща доля неопределенности, которая устраняется по мере их разработки, приводя к переопределению проблемы. Для творческой личности характерно также стремление докапываться до сути проблемы, выяснять истинные причины явлений.

Общим выражением творческой одаренности в детском возрасте служит опережающее развитие.

Существенная роль в творческом познавательном развитии принадлежит процессу понимания. В ходе понимания осуществляется поиск связи между элементами материала. Осознание понятого составляет ведущее звено в саморегуляции творческого процесса.

В своих исследованиях понимания в творческом развитии Г.Д. Чистякова выделила три типа понимания. Учащиеся, показавшие наиболее глубокое и адекватное понимание, имели 1 тип. У них наблюдался развернутый поиск смысловых связей в материале, высокие возможности в прогнозировании и стремление к целостному восприятию информации. Их наиболее отличительной чертой явились возможности в прогнозировании, позволявшие преодолеть неполноту информации.

  Возрастные особенности одаренности.

Творческие возможности человека проявляются очень рано. Самый интенсивный период его развития – 2-5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности и она уже проявляет себя. Первичное проявление способностей в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности. Значит, предпосылки творческих возможностей надо искать здесь. Дело родителей,

воспитателей, учителей - поддержать эти стремления ребенка.

Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать

причинно-следственные связи и делать соответсвующие выводы.они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Эта способность лежит в основе многих интуитивных скачков («перескакивания через этапы»).

     Любознательность и особый интерес к чему-то составляет точку отсчета в развитии каждого. Выбор области исследований ребенка – важный момент, который нельзя пропустить. Диапазон точек творческого роста бесконечен. Такой личностный выбор может относиться равно к природе, искусствам, науке, технике,

спорту, к миру профессий, к социальной жизни.

Еще одна точка отсчета – память, характеризующая специальный талант, избирательна и эффективна. Отличная память базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Одаренных отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко использовать накопленные знания. Их склонность к классификации и категоризации иллюстрируется и любимым

увлечением – коллекционированием. Большой словарный запас, умение ставить вопросы отличают маленьких «вундеркиндов». Они с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.

В сфере психосоциального развития талантливым детям свойственны следующие черты.

Сильно развито чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Они устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

     Яркое воображение  маленьких талантов рождает несуществующих друзей и целую фантастическую жизнь, богатую и яркую. Спустя много лет часть из них как в работе, так и в жизни сохраняют элемент игры, изобретательность и творческий подход.

Для одаренных детей характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы, эмоционально зависимы, несбалансированны, нетерпеливы.

В дошкольном возрасте есть такой индикатор творческих способностей , которые вызывают вопросы и желание докопаться до истины.

То, к чему проявляется большой интерес, неукротимое стремление понять есть проявление специальных способностей.

Для одаренных детей характерно опережающее познавательное развитие.

1.       Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.

2.       Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.

3.       Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и

способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.

4.       Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.

5.       Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

6.       Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.

Психосоциальная чувствительность.

1.       одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.

2.       Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

3.       Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья или сестры) весьма характерны для одаренных детей.

4.       Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

5.       Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.

6.       Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная

чувствительность.

7.       Эгоцентризм в этом возрасте, как и у обычных детей.

8.       Нередко у одаренных детей развивается негативное  самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

Физические характеристики.

1.       Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.

2.       Их моторная координация и владение руками часто отстают от

познавательных способностей.

Талант и одаренность могут проявляться в самых разнообразных интеллектуальных и личностных особенностях. В исследовании Н.Б.Шумаковой изучались особенности

развития постановки вопросов как одной из форм проявления поисковой, творческой активности в период от 5 до 20 лет.

Результаты исследования позволили выделить два критических периода в развитии способности детей задавать вопросы при знакомстве с новым объектом. Первый критический период наблюдается в возрасте от 6 до 8 лет: если дошкольники отличаются чрезвычайно высокой любознательностью, то с переходом к школьному обучению значительная часть детей (20-25%) становятся пассивными; вместе с

тем у 20-25% детей наблюдается резкое нарастание активности, а у большинства –50-60% - активность существенно колеблется в зависимости от условий общения и обучения. В этот период познавательные вопросы детей приобретают новое качество – поисковый характер: они направлены в основном на самостоятельное нахождение неизвестного.

В подростковом периоде (11-14 лет) вопросы приобретают структуру гипотез, носят исследовательский   характер. К концу этого периода сужается содержательная широта вопросов, но появляются вопросы нового содержания, выходящие за пределы настоящего времени, имеющие личностный смысл: вопросы о смысле для человека неизвестных и открываемых явлений, о возможностях познания мира, прогнозирования будущего, о месте человека во Вселенной, о смысле жизни.  В этот критический период происходит дальнейшая дифференциация детей по их активности в постановке исследовательских вопросов, вопросов-гипотез.  Высокий уровень активности в постановке таких вопросов наблюдается у небольшой части школьников (10-15%), значительная же часть  (40%) характеризуется пассивностью.

К концу подросткового возраста четко выделяются два крайних полюса активности  в постановке вопросов, проблем, построении догадок – проблемный (творческий) и непроблемный (нетворческий).  Подростки с проблемным типом активности обнаруживают в ситуации неопределенности большие способности к самостоятельному порождению задач, вопросов, проблем и поиск их решения. Они

отличаются высокой способностью включаться в поставленные проблемы, возвращаться к ним по мере дальнейшего опыта исследования.

В дальнейшем, в период от15 до 20 лет, эти различия между людьми не

сглаживаются, а имеют тенденцию нарастать.

 Проблемы диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей.

Среди многих психолого-педагогических проблем творческой одаренности ребенка в качестве приоритетной можно обозначить проблему реализации творческих потенциалов личности.

Актуальность обозначенной проблемы обуславливают три феномена. Во-первых, феномен «снятия» одаренности по мере взросления, когда яркие способности оказываются лишь возрастной особенностью и ослабевают с возрастом.

Во-вторых, феномен личностной деградации, перерождения творческой судьбы (акцентуация, наркомания, алкоголизм и т.п.).

В-третьих, феномен неполной реализации творческого потенциала в силу внешних неблагоприятных обстоятельств.

Очень важная проблема - выявление одаренных детей.

Во-первых, потому, что в семье на ранних этапах развития такие дети в большинстве   случаев остаются по меньшей мере, непонятыми, а нередко реакция родителей  на активные познавательные способности ребенка бывает негативной. Установка, характерная для бытового сознания, - видеть своего ребенка таким, как все.

Во-вторых, активные творческие способности сочетаются у детей с  повышенной  нервно- психической возбудимостью, которая проявляется в неусидчивости, нарушениях аппетита, сна, легко возникающих головных болях и т.п.  Несвоевременная медико-психологическая  коррекция этих проявлений  приводит к развитию неврозов и ряда психосоматических заболеваний.

В третьих, одаренные дети, попадая в щкольные коллективы, где у большинства  их сверстников средние способности, чувствуют явную или скрытую недоброжелательность  и недоверие со стороны окружающих. В результате у одаренных  детей  формируется  стремление не  выделятъся, не  выглядеть ««белой  вороной» и их творческие  возможности со  временем нивелируются. [Ж.Брюно] “Усреднение” одаренного ребенка, снижение общего интеллектуального и творческого потенциала сопровождается наличием выраженных невротических явлений, так называемым “синдромом бывшего

вундеркинда”. Ощущение творческой несостоятельности, “зацикленность” на прошлом и часто болезненные амбиции входят в этот синдром, что, в свою очередь, является причиной невротического и даже психопатического развития личности.

Поэтому очевидна острая необходимость в подходах к проблеме прогноза развития одаренности. Одна из методик,  позволяющих в некоторой степени судить о характере познавательной активности ребенка и возможной динамике ее развития

– методика СОНА (спонтанное описание нерегламентированной активности).

Исследования  П.Торренса  показали,  что  одаренные  дети  быстро  проходят начальные уровни развития  интеллекта  и  оказывают  сопротивление  всем видам  нетворческих  работ.  Это  создает  массу  проблем,  оценивается учителями  как упрямство,  лень  или  глупость.  Невысокий  психологический уровень  подготовки  учителя  для  работ  с  детьми,  проявляющими нестандартность  в  поведении  и  мышлении  приводит  к  тому,  что, оценивая  своих  подопечных,  учителя  отмечают  в  них  демонстративность, желание  все  делать  по-своему,  истеричность,  неумение  следовать принятым  образцам.  Среди  учителей  бытует  мнение,  что  одаренный ребенок  не  нуждается  в  помощи.  Сложность  состоит  и  в  низком  уровне подготовки  учителей,  не  способных  работать  с  одаренным  ребенком,  и  в недостатках  программ  и  психологических  знаний  у  учителей.

Кроме  того,  оригинальность  творческого  мышления  часто  оценивается окружающими  как  отклонение.  Одаренным  детям  приходится  около  2/3 времени  в  школе  проводить  впустую,  проявляя  «интеллектуальный саботаж».  Одаренные  дети  намного  быстрее  своих  сверстников  проходят начальные  уровни  социальной  адаптации  (послушание  и  примерное поведение,  ориентированное  на  получение  положительной  оценки  взрослых);

в  подростковом  возрасте  они  часто  как  бы  минуют  фазу  детского

конформизма  и  оказывают  сопротивление  стандартным  правилам,  групповым нормам  и  внутригрупповым  ориентациям  на  авторитарных  лидеров.

Исследователи  показывают  более  высокую  чувствительность  одаренных  детей к  новым  ситуациям,  что  приводит  к  особым  трудностям.

     Проблемы одаренных детей:

Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.

1.    Неприязнь к образовательным учреждениям. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей.

Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не

соответствует их способностям.

2.   Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и

неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

3.   Конформность.  Одаренные дети, отвергая стандартные

требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

4.    Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей

характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

5.   Несоответствие между физическим,  интеллектуальным и

социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

6.       Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна

внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

7.       Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Сегодня  создаются  специальные  программы  для  работы  с  одаренными детьми,  школы  во  многих  странах  перестраиваются  в  сторону дифференцированного  обучения.  Разрабатываются  специальные  комплексно- учебные  программы,  в  рамках  которых  ученик  может  передвигаться  более свободно,  чем  по  обычной  программе.  В  США  создаются  курсы  по обучению лидерству  одаренных  подростков,  популярны  индивидуализированные

способы  работы  по  «учебным  договорам», которые  заключаются  между учащимися  и  учителями;  они  позволяют  учителю  экономить  время,  а учащимся – работать  в  индивидуальном  темпе.

Итак,  сохранение  и  развитие  одаренности – это  проблема  прогресса

общества,  реализации  его  творческого  потенциала  и  индивидуальных судеб.

Список литературы:

1.Брюно  Ж. и др. Одаренные  дети:  психолого-педагогические

исследования  и  практика. // Психологический  журнал. – 1995.- №4.- с.73.

2.Грязева  В.Г., Петровский  В.А. Одаренные  дети:  экология

творчества. – Москва-Челябябинск:  ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993. – 40 с.

3.  Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.,1992.

4.  Матюшкин  А.М. Концепция  творческой  одаренности. // Вопр.

психологии. -  1989. - №6. – с.29-33.

5.  Одаренные дети. Пер. с англ./ Под общ. ред. Бурменской Г.В., Слуцкого

В.М. – М., Прогресс, 1991. – 383 с.

6.  Юркевич В.С. Проблема диагноза  и  прогноза  одаренности  в  работе

практического  психолога. // Школа здоровья. - 1997.- №1.- с.59.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Психологические особенности детей 5-6 лет"

Это консультация для родителей,в которой подробно описываются психические особенности детей 5-6 лет....

Консультация для родителей. "Психологические особенности детей 6-7 лет"

Данный материал предназначен для родителей детей подготовитетельной к школе группе (6-7 лет.)...

Консультация для родителей - Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста.

Вашему малышу уже 4 года. Много это или мало? Маленький он у вас или уже большой? Как к нему относиться, чему учить, что требовать? Конечно, у родителей, которые беспокоятся за своего ребенка, возника...

Консультация для родителей "Психологические особенности детей 4-5 лет".

Вашему малышу уже 4 года. Много это или мало? Маленький он у вас или уже большой? Как к нему относиться, чему учить, что требовать? Конечно, у родителей, которые беспокоятся за своего ребенка, возника...

Консультация для родителей "Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста"

Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста.Вашим детям уже исполнилось 4 года. Вы относитесь к ребенку как взрослому или для  вас он еще маленький? Давайте вместе разберемся ...

Консультация для родителей «Психологические особенности одаренных детей».

Консультация для родителей «Психологические особенности одаренных детей»....

Консультация для родителей «Психологические особенности одаренных детей».

Консультация для родителей«Психологические особенностиодаренных детей»....