Рекомендации для педагогов " Характерологические особенности агрессивных детей"
методическая разработка
Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни. Учителя, воспитатели отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать и, зачастую, педагоги не знают, как справиться с их поведением. В данном материале представлены особенности проявлений агрессивных детей в разные возрастные периоды. А также предлагаются приёмы конструктивного взаимодействия с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakterologicheskie_osobennosti_agressivnyh_detey.docx | 18.77 КБ |
Предварительный просмотр:
«Характерологические особенности агрессивных детей».
Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни. Учителя, воспитатели отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать и, зачастую, педагоги не знают, как справится с их поведением.
Агрессивные дети - это та категория детей, которая, наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом.
Важно выделить характерологические особенности, которые и станут предметом коррекционной работы.
Характерологические особенности агрессивных детей.
- Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.
- Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.
- Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.
- Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.
- Всегда видят окружающих в собственном деструктивном поведении.
- В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т. д.) отсутствует чувство вины, либо вина проявлена очень слабо.
- Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки.
- Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию.
- В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии.
- Слабо развит контроль над своими эмоциями.
- Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева.
- Боятся непредсказуемости в поведении родителей.
- Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.
- Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации).
- Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.
- Имеют высокий уровень личностной тревожности.
- Имеют неадекватную самооценку, чаще низкую; чувствуют себя отверженными.
Анализируя агрессивность как свойство личности , психологами работающими с детьми, были выведены следующие диагностические критерии, позволяющие говорить о наличии данного свойства в той или иной степени.
Диагностические критерии агрессивности для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
- Часто (по сравнению с поведением других детей, окружающих ребенка) теряют контроль над собой.
- Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми.
- Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых.
- Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках.
- Завистливы и мстительны.
- Часто сердятся и прибегают к дракам.
О ребенке, у которого в течении 6 и более месяцев одновременно устойчиво проявляются 4 критерия, можно говорить как о ребенке, обладающем агрессивностью как качеством личности. И таких детей можно называть агрессивными.
Диагностические критерии агрессивности для детей среднего школьного возраста и подростков.
- Угрожают другим людям (вербально, взглядом, жестом).
- Инициируют физические драки.
- Используют в драке предметы, которые могут ранить.
- Физически жестоки по отношению к людям и животным (намеренно делают больно).
- Воровство по отношению к человеку, который не нравится.
- Намеренная порча имущества.
- Шантаж, вымогательство.
- Отсутствие дома ночью без разрешения родителей.
- Побег из дома.
- Не ходит в школу, либо выгнали из школы.
В данной возрастной категории качеством агрессивности обладают дети, у которых в течение 6-ти и более месяцев одновременно проявляются как минимум 3 критерия.
Приемы эффективного, конструктивного
взаимодействия с детьми.
- Говорить с ребенком о своих чувствах и переживаниях на языке внутреннего «Я». Я начинаю раздражаться и злиться, когда во время урока играют в телефоне.
- Слушать ребенка, быть внимательным к его чувствам.
- Не оценивать личность в ребенка, а говорить о нежелательном действиях ребенка. Мне не нравится, когда опаздывают на урок. Меня беспокоит, что поздно приходишь домой. Я не люблю, когда оставляют грязную посуду.
- Стараться видеть в словах и действиях ребенка позитивный настрой и благие намерения.
- Обладать навыками саморегуляции своего эмоционального состояния.
- Установить границ дозволенного, которые должны соответствовать возрасту и не должны вступать в противоречие с его потребностями.
- Обговорить с ребенком возможные меры наказания.
Ты не будешь смотреть телевизор, если не сделаешь домашнее задание.
- Строго придерживаться своих слов и обещаний.
«Наказывать ребенка лучше лишая его хорошего, чем делая ему плохо» /Ю. Гиппентрейтер/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
психологические особенности агрессивности детей
рассматривание основных особенностей агрессивного поведения детей...
Рекомендации для педагогов ДОУ "Особенности работы с гиперактивными детьми."
Рекомендации для педагогов ДОУ...
консультация для педагогов и родителей "Агрессивные дети"
консультация "Агрессивные дети"...
Особенности агрессивности детей дошкольного возраста. Методы взаимодействия с несовершеннолетними в условиях социально-реабилитационного центра.
Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. О специфике детской психики з...
Рекомендации для родителям по коррекции агрессивности детей
Задача родителей - научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях....
Консультация для воспитателей "Характерологические особенности темперамента детей дошкольного возвраста"
Консультация для воспитателей "Характерологические особенности темперамента детей дошкольного возвраста...
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Тенденцией современного общества является постоянный рост агрессии. Агрессия «выплёскивается» на нас из средств...