Рекомендации для педагогов " Характерологические особенности агрессивных детей"
методическая разработка

Клыкова Алёна Викторовна

      Проблема  агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни.  Учителя, воспитатели отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать и, зачастую, педагоги не знают, как справиться с их поведением.  В данном материале представлены  особенности проявлений агрессивных детей в разные возрастные периоды. А также предлагаются приёмы конструктивного взаимодействия с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakterologicheskie_osobennosti_agressivnyh_detey.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

 «Характерологические особенности агрессивных  детей».

       Проблема  агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни.  Учителя, воспитатели отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать и, зачастую, педагоги не знают, как справится с их поведением.

      Агрессивные дети - это та категория детей, которая, наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом.  

  Важно выделить характерологические особенности, которые и станут предметом коррекционной работы.

       Характерологические особенности агрессивных детей.                    

  1. Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.
  2. Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.
  3. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.
  4. Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.
  5. Всегда видят окружающих в собственном деструктивном поведении.
  6. В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т. д.) отсутствует чувство вины, либо вина проявлена очень слабо.
  7. Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки.
  8. Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию.
  9. В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии.
  10. Слабо развит контроль над своими эмоциями.
  11.  Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева.
  12. Боятся непредсказуемости в поведении родителей.
  13. Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.
  14. Не умеют прогнозировать последствия своих действий         (эмоционально застревают на проблемной ситуации).
  15. Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.
  16. Имеют высокий уровень личностной тревожности.
  17. Имеют неадекватную самооценку, чаще низкую; чувствуют себя отверженными.  

  Анализируя агрессивность как свойство личности , психологами работающими с детьми, были выведены следующие диагностические критерии, позволяющие говорить о наличии данного свойства в той или иной степени.

Диагностические критерии агрессивности для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

  1. Часто (по сравнению с поведением других детей, окружающих ребенка) теряют контроль над собой.
  2. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми.
  3. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых.
  4. Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках.
  5. Завистливы и мстительны.
  6. Часто сердятся и прибегают к дракам.

О ребенке, у которого в течении 6 и более месяцев одновременно устойчиво проявляются 4 критерия, можно говорить как о ребенке, обладающем агрессивностью как качеством личности. И таких детей можно называть агрессивными.

Диагностические критерии агрессивности для детей среднего школьного возраста и подростков.

  1. Угрожают другим людям (вербально, взглядом, жестом).
  2. Инициируют физические драки.
  3. Используют в драке предметы, которые могут ранить.
  4. Физически жестоки по отношению к людям и животным (намеренно делают больно).
  5. Воровство по отношению к человеку, который не нравится.
  6. Намеренная порча имущества.
  7. Шантаж, вымогательство.
  8. Отсутствие дома ночью без разрешения родителей.
  9. Побег из дома.
  10. Не ходит в школу, либо выгнали из школы.

В данной возрастной категории качеством агрессивности обладают дети, у которых в течение  6-ти и более месяцев одновременно проявляются как минимум 3 критерия.

   

Приемы эффективного, конструктивного

           взаимодействия с детьми.

  1. Говорить  с ребенком о своих чувствах и переживаниях на языке внутреннего «Я».  Я начинаю раздражаться и злиться, когда во время урока играют в телефоне.
  2. Слушать ребенка, быть внимательным к его чувствам.
  3. Не оценивать личность в ребенка, а говорить о нежелательном действиях ребенка. Мне не нравится, когда опаздывают на урок.   Меня беспокоит, что поздно приходишь домой. Я не люблю, когда оставляют грязную посуду.
  4. Стараться видеть в словах и действиях ребенка позитивный настрой и благие намерения.
  5. Обладать навыками саморегуляции своего эмоционального состояния.
  6. Установить границ дозволенного, которые должны соответствовать возрасту и не должны вступать в противоречие с его потребностями.
  7. Обговорить с ребенком возможные меры наказания.

Ты не будешь смотреть телевизор, если не сделаешь домашнее задание.

  1. Строго придерживаться своих слов и обещаний.

«Наказывать ребенка лучше лишая его хорошего, чем делая ему плохо»  /Ю. Гиппентрейтер/

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психологические особенности агрессивности детей

рассматривание основных особенностей агрессивного поведения детей...

Особенности агрессивности детей дошкольного возраста. Методы взаимодействия с несовершеннолетними в условиях социально-реабилитационного центра.

Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. О специфике детской психики з...

Рекомендации для родителям по коррекции агрессивности детей

Задача родителей - научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях....

Консультация для воспитателей "Характерологические особенности темперамента детей дошкольного возвраста"

Консультация для воспитателей "Характерологические особенности темперамента детей дошкольного возвраста...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Тенденцией современного общества является постоянный рост агрессии. Агрессия «выплёскивается» на нас из средств...